В Солнечной системе выявлено «призрачное сияние» неизвестного происхождения
Читать в полной версииДетальный анализ более чем 200 тыс. архивных снимков с телескопа «Хаббл» показал, что в поясе планет нашей системы присутствует фоновое свечение неизвестного происхождения. Область «призрачного сияния» распространяется до 5 млрд км от Солнца. Это как если в комнате выключить свет, а стены, пол и потолок продолжали бы светиться. Строгого объяснения этому феномену у учёных пока нет. Одно из них — это «пылят» кометы.
Невероятная чувствительность космической обсерватории «Хаббл» к видимому спектру позволяет улавливать очень слабые фотоны. До сих пор астрономы фильтровали любые фоновые источники фотонов, стремясь собрать больше информации о наблюдаемых объектах. Но некоторые из них задумались: а что, если выбросить с изображений «Хаббла» звёзды, кометы, планеты и другой рассеянный свет от малых и больших астероидов в Солнечной системе? Так родилась программа SKYSURF по оценке фонового свечения в нашей системе.
Анализ помог сделать открытие — до сферы радиусом примерно 4,8 млрд км небо само по себе равномерно светится с интенсивностью, суммарно примерно равной силе свечения десяти светлячков. Тем самым в Солнечной системе есть некая структура, которая излучает, но, скорее, рассеивает свет от Солнца. И речь именно о структуре, поскольку этот объект или облако светится равномерно во всех направлениях.
Можно предположить, что свечение межпланетного пространства внутри системы вызывает распад комет на пыль и газы. Но в этой связи было сделано ещё одно открытие. Зонд NASA «Новые горизонты» (New Horizons) провёл измерение фонового свечения в нашей системе далеко за планетами и поясом астероидов, а именно на удалении от 6,4 до 8 млрд км от Солнца, и тоже обнаружил слабое фоновое свечение, природу которого учёные пока не могут доказать.
Пока астрономы сходятся на том, что природа внутреннего фонового свечения и внешнего может отличаться. Как дела обстоят на самом деле, ещё предстоит выяснить. Программа SKYSURF только обозначила проблему, а решать её придётся в новых экспериментах.