Российских разработчиков чипов хотят переориентировать на компоненты для отечественных автомобилей

Читать в полной версии

В связи с санкциями на фоне продолжающегося глобального дефицита чипов, российский автопром испытывает нехватку электронных компонентов для выпуска автомобилей, несмотря на сотрудничество с китайскими компаниями и поставки из дружественных стран. Как стало известно «Коммерсанту», власти совместно с участниками рынка обсуждают в качестве варианта решения проблемы разработку и выпуск современной электроники для автомобилей в России.

Источник изображений: Evolute

По данным источников «Коммерсанта», в настоящее время профильные министерства и российские разработчики микроэлектроники обсуждают стратегию разработки и производства в России автокомпонентов (контроллеры, датчики, модули управления, сенсорные системы и т. д.). Также сообщается, что в работе участвуют аналитики Б1 (бывшее российское подразделение Ernst & Young).

Источник, близкий к Минпромторгу, подтвердил, что проектирование и выпуск компонентов в России выбран в качестве одного из возможных вариантов решения проблемы, в связи с чем дизайн-центрам поручено подготовить планы с учётом потребностей автозаводов. Это обеспечит работой и сами дизайн-центры, у которых после введения санкций пропала возможность выпускать современные чипы на зарубежных фабриках.

Как отметил источник, сертификация автомобильных компонентов «занимает время, поэтому планы долгосрочные». По словам директора ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрия Корначева, для выпуска автомобильных полупроводников будет вполне достаточно производственных линий с уже освоенными российскими заводами нормами 90 нм, хотя «с учётом загруженности российских полупроводниковых фабрик серийный выпуск таких компонентов может начаться в 2024–2025 годах».

В АвтоВАЗе сообщили, что в связи с санкциями и глобальным дефицитом, в 2022 году концерн локализовал более 200 компонентов, часть из которых — электронные, «также часть компонентов была замещена аналогами из дружественных стран». В «Моторинвесте» (выпускает электромобили Evolute) отметили, что сейчас нет проблем с компонентной базой для электромобилей, добавив, что в производстве участвует технологический партнёр из КНР. В компании считают, что локализация позволит увеличить объём выпуска комплектующих, причём с более доступными ценами.

Источник в другом автопроизводителе подчеркнул, что без электронных компонентов невозможно совершенствовать ключевые узлы автомобилей, «нужно базироваться на гарантированных решениях, а не на ресорсинге, который не дает гарантий ни по стоимости, ни по долгосрочности, ни по ориентированности на нужды автопрома РФ».

Вместе с тем отечественный автопром и автомобильный рынок находятся в глубоком кризисе — продажи легковых автомобилей и LCV в РФ в прошлом году упали на 58,8 %, до 687,4 тыс. единиц, а производство легковых автомобилей, по данным Росстата, упало ещё больше — на 67 %, до исторического минимума 450 тыс. единиц. Поэтому потребностей автопрома может оказаться недостаточно для запуска серийного производства компонентов.