В метавселенной не будет конфиденциальности, если не появятся новые меры безопасности
Читать в полной версииКонфиденциальность в условиях метавселенной может оказаться невозможной без мер безопасности нового поколения, гласят результаты исследования, проведённого учёными Калифорнийского университета в Беркли.
Самым удивительным аспектом исследования стал тот факт, что для идентификации пользователя в виртуальном пространстве требуется чрезвычайно малый объём данных, поэтому настоящая анонимность в метавселенной может быть вообще исключена. Современные гарнитуры виртуальной реальности оборудуются многочисленными камерами, микрофонами и сенсорами, собирающими различные данные: черты лица пользователя, тембр голоса, движения глаз, а также окружающие его объекты в доме или офисе. В перспективе допускается даже установка ЭЭГ-сенсоров, считывающих показатели активности мозга через кожу головы. И даже если удалить весь этот комплект, анонимность обеспечить всё равно не получится — для идентификации человека достаточно проанализировать простые данные о его движении.
Под «простыми данными» подразумеваются движения трёх базовых точек, отслеживаемых гарнитурами виртуальной реальности: одной на голове и двух на руках пользователя — это минимальный набор данных, необходимых для работы в виртуальной среде. Учёные из Беркли проанализировали 2,5 млн анонимных записей от более чем 50 тыс. пользователей VR-приложения Beat Saber и обнаружили, что для идентификации человека с точностью 94 % необходимы данные о его движении, которые записывались всего 100 секунд. При этом половину пользователей можно было идентифицировать по 2-секундному фрагменту данных. Исследование потребовало работы алгоритмов искусственного интеллекта, но нужно учесть, что данные были крайне скудными — 2 секунды движения всего трёх точек.
Это представляет серьёзную угрозу конфиденциальности пользователей — в исходом виде анонимность в метавселенной оказывается невозможной. Помимо идентификации личности, этих же скудных данных достаточно, чтобы определить конкретную информацию о человеке: рост, пол и преобладающую руку. А в сочетании с данными других датчиков идентификация может быть ещё более точной. Если человек подключается к метавселенной и посещает виртуальный мебельный магазин, он с большой вероятностью будет производить простые движения: брать виртуальные предметы с виртуальных полок или отступать на несколько шагов, чтобы увидеть, как они смотрятся. Учёные Беркли подчёркивают, что все эти повседневные движения уникальны для каждого человека так же, как и его отпечатки пальцев.
Защитить же конфиденциальность пользователей в метавселенной будет намного сложнее. В качестве одного из вариантов исследователи предлагают передачу данных с сенсоров на промежуточные ресурсы, которые будут их искажать. Но это означает появление информационного шума, снижение точности гарнитур виртуальной реальности и потерю удовольствия от игры, в которой требуются физические навыки. Есть и альтернативный вариант — ввести отраслевые нормативы, запрещающие платформам метавселенной хранить и анализировать данные о движениях человека. Такие нормативы будут призваны защитить общественность, но исполнение подобных требований будет непросто обеспечить — отрасль обязательно будет им противостоять. Хотя если потребители не будут чувствовать себя в безопасности в метавселенной, то сделать виртуальные пространства важной частью повседневной жизни человека будет затруднительно.