Экспорт российского софта обвалился на 17 % в 2022 году
Читать в полной версииОбъём экспортных продаж российских софтверных компаний по итогам прошлого года снизился на 12-17 % до $8,4 млрд. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ассоциации «Руссофт».
В «Руссофте» снижение объёма экспортных продаж объясняют тем, что разработчикам программного обеспечения пришлось покинуть европейский и американский рынки из-за санкций западных стран. Гендиректор «СерчИнформ» Сергей Ожегов согласен с такой оценкой. Он добавил, что для отечественных компаний европейский и американский рынки и так были непростыми, а в прошлом году интерес к ним со стороны отечественных разработчиков ещё больше уменьшился.
По данным топ-менеджера одного из крупных игроков рынка, часть европейских контрагентов сохраняют интерес к покупке российских софтверных продуктов. «Я не буду называть компании и категории этого ПО, но могу сказать, что ряд российских разработчиков уже учредили за рубежом формально не связанные с ними структуры и продолжают поставки своих решений», — сообщил источник.
Несмотря на это, многим отечественным разработчикам ПО приходится перенастраивать каналы экспорта. Отмечается усиление роли стран СНГ, Южной и Восточной Азии, Ближнего Востока. «Южная и Восточная Азия привлекает огромностью национальных рынков. Самыми крупными в этом макрорегионе являются рынки Индии и Китая. Интерес к рынкам Африки, а также Южной и Центральной Америки также растёт, но шансы значительно увеличить там продажи за короткий срок невелики», — считает глава «Руссофта» Валентин Макаров.
По данным Минцифры, за рубежом востребованы российские решения в сфере цифровизации транспортной логистики, сельскохозяйственной, добывающей промышленности. В министерстве также признают, что существуют сложности с трансакциями для открытия и поддержки бизнеса, а также вывода прибыли в Россию.
Центр стратегических разработок подсчитал, что по состоянию на осень прошлого года в покупке российских продуктов и услуг, в том числе в области безопасности, были заинтересованы 18 стран. В их число входят Китай, Бразилия, Индия, Турция и Саудовская Аравия. Также отмечается, что каждый рынок имеет свою специфику, например, законодательную, а основные проблемы, препятствующие наращиванию экспорта, лежат в политической плоскости и требуют административной поддержки.