«Яндекс» откроет центр тестирования роботов для складов
Читать в полной версии«Яндекс» решил открыть центр робототехники, где будет тестировать собственных складских роботов «Маркета», сообщил ресурс Forbes со ссылкой на собственные источники. Под центр выбрали объект площадью 1700 м2, который находится недалеко от станции метро «Аминьевская». Он включает офисную часть и тестовый полигон площадью 1000 м2, имитирующий складское помещение с металлической конструкцией из стеллажей общим весом 17 т и зонами для сборки и отладки складских роботов.
В «Яндексе» подтвердили эту информацию, сообщив что официальная церемония открытия центра должна состояться в мае. Он будет использоваться для работы соответствующего подразделения маркетплейса, которое насчитывает почти 50 человек.
«Наличие и развитие подобного центра и крупного подразделения робототехники позволит “Маркету” оптимизировать затраты на отгрузку с фулфилмента (CPI или cost per item), развивать максимально автономные склады с минимумом операционных затрат, перемещать людей на менее рутинные операции, сократить неэффективные перемещения людей по складу», — сообщили в «Яндексе».
Ранее тестирование роботов проводили в крупнейшем логистическом объекте «Маркета» в подмосковном Софьине. Созданные компанией модели — инвентаризатор Spectro и транспортировщик Motus — уже используются в стандартных операционных процессах комплекса. Их стоимость не раскрывается. Известно лишь, что срок их окупаемости составляет около 1,5–2 лет.
Сооснователь Data Insight Федор Вирин считает, что «Яндекс» выбрал удачное время для запуска проекта, поскольку после ухода зарубежных поставщиков ниша складской автоматизации пустует. Если «Яндекс» сможет предложить дешёвое решение с умным конвейером, то в условиях 70-процентного роста спроса на логистику только у е-commerce, спрос на него будет высоким, говорит эксперт.
Артур Мартиросов, венчурный партнер фонда «Восход» указал на то, что на рынке уже есть компании, занимающиеся разработкой похожего продукта. «Например, Ronavi Robotics, “Киберсклад”. Важно отметить, что Россия по среднему показателю плотности роботизации почти в 20 раз отстаёт от мировых значений: шесть роботов на 10 000 рабочих против 126 в мире. [Новый центр] может придать дополнительный импульс развитию роботизации», — заявил он.
По мнению сооснователя Promobot Олега Кивокурцева, решения «Яндекса» для автоматизации складских операций могут быть интересны как крупным логистическим операторам (СДЭК, «Деловые линии», ПЭК, Pony Express), так и ретейлерам (X5 Group или «Лента»).
В свою очередь, основатель «АРС Смарт Роботикс» (занимается роботизацией онлайн-ретейла) Лев Киселевский отметил, что важно предложить комплексное решение. «В таких проектах необходимо внедрять и соединять между собой много продуктов от разных поставщиков. Если команда “Яндекса” успешно сможет интегрироваться в эту цепочку, то её решение станет ценным для клиента. Но если поставлять его изолированно и не быть готовым к кооперациям с другими игроками, то это может стать препятствием для успеха», — утверждает он.