У Tesla на 24 % упала чистая прибыль — акции компании отреагировали падением
Читать в полной версииТолько в апреле Tesla дважды снижала цены на свои электромобили в США, но эти шаги отразятся уже на финансовых результатах второго квартала, а отчётность за первый квартал была обнародована компанией только сегодня. Tesla удалось выпустить рекордное количество электромобилей, увеличить выручку на 24 % до $23,3 млрд и сохранить рекордную для отрасли норму прибыли 19,3 %, но чистая прибыль снизилась на 24 % до $2,5 млрд, и это определённым образом разочаровало инвесторов.
Представители компании на отчётном мероприятии всеми силами старались внушить инвесторам, что в долгосрочной перспективе Tesla намеревается удерживать норму прибыли по всем направлениям деятельности на уровне более 20 %, а отрицательная динамика этого показателя в первом квартале обусловлена временным неблагоприятным стечением обстоятельств. Отметим, что год назад норма прибыли Tesla достигала 29,1 %, норма операционной прибыли превышала 19 %, а теперь она опустилась до 11,4 %.
Подобное снижение операционной прибыли Tesla назвала «управляемым». Против сохранения прежней доходности бизнеса играли не самая высокая степень загрузки предприятий компании, а также рост затрат на материалы и логистику. Крупная гарантийная выплата также внесла свой отрицательный вклад, как и сократившаяся выручка от реализации экологических кредитов.
Руководство Tesla подчёркивает, что оптимизация производственных процессов и повышение технологичности конструкции транспортных средств в сочетании с увеличением масштабов производства электромобилей способны благотворно влиять на себестоимость каждой выпускаемой машины. В качестве примера в презентации приводится снижение себестоимости Tesla Model 3 на 30 % за период с 2018 по 2022 годы.
Непосредственно выпуск электромобилей принёс компании в первом квартале $19,96 млрд, что на 18 % выше прошлогоднего результата. Продажа экологических кредитов принесла компании лишь $521 млн против $679 млн годом ранее. Период макроэкономической нестабильности, по мнению Илона Маска (Elon Musk), продлится ещё около 12 месяцев, и повышение ставок системой Федерального резерва США обычно приводит к тому, что люди откладывают до лучших времён решения о крупных покупках типа автомобилей.
В текущих условиях глава Tesla считает целесообразным наращивание объёмов реализации, даже в ущерб норме прибыли, поскольку ориентация на высокую прибыльность в этом случае менее выигрышна для компании. В долгосрочной же перспективе Tesla сможет получать достойную прибыль, особенно с учётом доходов от реализации систем активной помощи водителю, как подчеркнул Маск. Он не теряет надежды предложить клиентам «полный автопилот» до конца текущего года. В текущем году Tesla также рассчитывает закрепить за собой статус лидера в сфере снижения себестоимости электромобилей. Оставаться на этой позиции компании помогают высокие объёмы производства. В дальнейшем компания может как снижать цены на электромобили, так и повышать их, поскольку динамика будет зависеть от многих факторов.
Предприятие Tesla в окрестностях Берлина способно выпускать более 350 000 кроссоверов Model Y в год, зависящее от объёмов выпуска аккумуляторов типоразмера 4680 предприятие в Техасе пока способно выдавать около 250 000 кроссоверов этой модели, а китайская площадка в Шанхае остаётся крупнейшим производителем Model 3 и Model Y на экспорт, выдавая более 750 000 машин в год. Калифорнийское предприятие компании способно производить 550 000 электромобилей Model 3 и Model Y, оно остаётся единственным поставщиком флагманских Model S и Model X, коих способно выпускать 100 000 в год. Примечательно, что в первом квартале Tesla увеличила объёмы выпуска электромобилей этих двух моделей на 37 % до 19 437 штук, но вот поставки за тот же период в годовом сравнении сократились на 27 % до 10 695 штук.
Объёмы выпуска Model 3 и Model Y в мировом масштабе выросли на 45 % до 421 371 штуки, в совокупности это позволило Tesla по итогам первого квартала увеличить объёмы выпуска продукции на 44 % до 440 808 штук. Поставки выросли на 36 % до 422 875 электромобилей, из них рост на 40 % до 412 180 штук обеспечили электромобили Model 3 и Model Y. Как поясняется в презентации Tesla, грузовики Semi сейчас находятся в стадии пилотного производства, а предсерийная сборка пикапов Cybertruck уже началась, но основная линия по их производству сейчас проходит стадию оснащения оборудованием. Илон Маск пообещал вручить первые товарные пикапы покупателям до конца третьего квартала, но этой теме следует посвятить отдельный материал.
На отчётном мероприятии неоднократно отмечалось, что Tesla ведёт работу над созданием новой платформы для электромобилей — той самой, что встанет на конвейер строящегося предприятия в Мексике и позволит создавать машины стоимостью менее $30 000. Самая массовая в ассортименте Tesla модель — кроссовер Model Y, стала самым популярным транспортным средством в Европе (с учётом Великобритании), в США она стала бестселлером (если не учитывать пикапы). По итогам текущего года Tesla по-прежнему рассчитывает увеличить объёмы выпуска электромобилей до 1,8 млн штук.
Кажущаяся агрессивной ценовая политика, по словам руководства компании, не станет помехой для реализации намеченных проектов. К концу первого квартала компания накопила на своих счетах более $22 млрд свободных средств. Со временем продажа программного обеспечения и прочие услуги начнут увеличивать свою долю в выручке Tesla. Капитальные затраты компании в следующем году достигнут $7 млрд, ещё через год они вырастут до $9 млрд. После закрытия торгов акции Tesla упали в цене примерно на 6 %, поскольку снизившаяся прибыльность бизнеса компании насторожила инвесторов.