Жанр | Экшен, ролевая игра |
Издатель | 505 Games |
Разработчик | Point Blank Games |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i7-6700 3,4 ГГц / AMD FX-9590 4,7 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti / AMD Radeon RX 480, 30 Гбайт на жёстком диске, аккаунт в Steam или Epic Games Store |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i9-9900K 3,6 ГГц / AMD Ryzen 5 5600X 3,7 ГГц, 12 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 2070 Super / AMD Radeon 6800XT |
Дата выхода | 20 апреля 2023 года |
Возрастной ценз | От 17 лет |
Локализация | Текст |
Платформы | PC, Xbox Series X|S, PlayStation 5 |
Официальный сайт |
Играли на PC
Кажется, даже издателю — довольно известной 505 Games, на секундочку, — было наплевать на Stray Blade. На рынок её выкинули без какой-либо рекламной поддержки и сразу же забыли. Сравнения с Dark Souls в 2023 году уже никому не продадут игру. Максимум, за что мог зацепиться глаз игрока, листающего список новинок, — симпатичная мультяшная картинка, навевающая ассоциации с Fable и World of Warcraft.
Фаррен Вест — знаменитый искатель (или искательница, пол можно выбрать) приключений, бесстрашный исследователь, пересёкший все известные земли. Осталась лишь одна тайна, которую он хотел раскрыть, — местоположение мистической долины Акрея. Что ж, дорогу осилит идущий. Наш авантюрист находит скрытую от чужих глаз долину и практически сразу трагически погибает. Потому что не надо трогать магические барьеры голыми руками.
Но игра только начинается. Фаррен очухивается в пещере под светящимся синим деревом, а в груди его торчит странный осколок неизвестной породы. Придётся выяснить, что случилось, как избавиться от «подарочка» и вернуться на большую землю. В этом герою поможет полуволк-полугном Боджи, который, собственно, и вернул незадачливого приключенца с того света. И будет предоставлять столь полезную услугу во время всего прохождения.
Прямо скажем, повествование в Stray Blade звёзд с неба не хватает — оно прямолинейное и предельно простое. Нам, буквально, надо победить троих Великих Магов, чтобы открыть дорогу к Ещё Более Великому Магу, дабы тот всё вернул на круги своя. А вот история самой Акреи, населяющих её народов и природы местной магии куда интереснее. Окружающий мир — настоящая звезда Stray Blade, но замечаешь это лишь со временем.
В первый час мы без какого-либо контекста бродим по симпатичным, но типичным лесам и развалинам. В такой ситуации нам остаются лишь сражения, и в сражениях кроется подвох. Может показаться, что это очередной типичный клон Dark Souls. Номинально все признаки налицо: слабый и сильный удары на месте; парирование — есть; разве что блока нет, но ладно уж. Главное, что кувырок (ладно, формально это отскок, но не суть) предусмотрен, а значит — «сусла». Но не попадитесь в ловушку.
Сражения построены на контрударах и уворотах. И нет, это не Sekiro тоже. Перед атакой враг подсвечивается определённым цветом. Если красным — надо увернуться от удара, а если синим — придётся парировать. Подсветка срабатывает заранее, но защитный приём надо провести за мгновение до того, как Фаррен получит по лицу. В случае успеха герой не только избежит урона, но и мгновенно восстановит часть выносливости. А идеальное парирование ещё и прервет комбо врага, на мгновение оглушив его.
Особенность Stray Blade — в темпе. Если Sekiro или недавняя Wo Long — это яростное рубилово на выносливость, где надо проломить защиту противника, то работа Point Blank напоминает скорее фехтование, или даже неспешный танец. Отскок — удар. Парирование — удар. При этом бои не ощущаются кисельными: выпады стремительны, в замахах чувствуется вес. И этот боевой вальс в несколько слоев обёрнут дополнительными особенностями.
Пропустив атаку, ни в коем случае нельзя паниковать или в порыве гнева пытаться уколоть в ответ. В этом случае, скорее всего, бедняге Боджи придётся оттаскивать хладный труп Фаррена к ближайшему алтарю для воскрешения (да, возрождение протагониста отлично вписано в сюжет). Надо следить за следующим выпадом и постараться его отразить или избежать. Ключ к победе — терпение и поиск окна для контратаки. Есть у врагов и параметр равновесия: стоит его обнулить, как откроется возможность добить оппонента одним смертельным приёмом.
Stray Blade вовсе не старается быть хардкорной. Атаки в большинстве случаев отлично телеграфируются, окно для защитного движения достаточное, чтобы успевать реагировать, но не слишком большое, так что нет чувства, что вас щадят. Стоит только уловить ритм, и вы сможете без проблем прорубаться через врагов, эффектно добивая их одного за другим.
Ритм этот разнится от оружия к оружию. Все образцы колюще-режущего в игре уникальны. Одноручный и двуручный мечи, со щитом и без, кинжалы, копья, рапиры и экзотика вроде кастетов — все они имеют свой баланс скорости, урона и дальности поражения. С быстрыми и короткими кинжалами имеет смысл подныривать под «красные» удары и делать резкие выпады. А с огромной дубиной лучше выжидать «синие» атаки для парирования с оглушением, дающим время для основательного замаха.
Новое оружие, правда, не валяется на земле. Можно только найти рецепт, собрать нужные компоненты, затем вспомнить, где последний раз видели кузницу (или найти новую, продвигаясь вперед), и только после — сковать очередную саблю. Эти скромные усилия стоят возможности обзавестись дополнительной игрушкой.
Жаль только, что разработчики, кажется, не поверили, что игроки захотят попробовать обновку просто ради нового набора анимаций, и буквально обязывают хотя бы немного попользоваться каждым образцом из заготовленного арсенала. Используя оружие, вы повышаете мастерство владения им. И, достигнув полной «синхронизации», получаете возможность изучить связанный с ним пассивный навык: повышение здоровья, выносливости, силы атаки и так далее. То есть для прокачки Фаррена вы вынуждены убить с десяток противников конкретным оружием, даже если оно вам сразу не понравилось. Идея понятная, но реализация весьма спорная.
Помимо того, что воскрешение героя удачно вписано в историю, Point Blank интересно обставила и обновление противников на локациях. Зачистив какую-то местность, вы увидите надпись: «Враги повержены». И они действительно повержены навсегда. Вы можете погибнуть, а затем всё равно спокойно изучать вполне безопасные окрестности. Но, вернувшись на места боевой славы минут пятнадцать спустя, рискуете обнаружить новых противников, и окружение изменится соответствующе.
К примеру, вы избавились от хищников на лугу и пошли дальше. Но странствия привели вас обратно, и вот поляна уже занята солдатами, обустроившими там небольшой лагерь. Перебили и их. А по возвращении через полчаса нашли гигантских пауков, бродящих среди трупов и развалин. Авторы подготовили для каждой местности по несколько подобных циклов обновлений.
Мир постоянно изменяется, чем-то напоминая первую Gothic. Как и в ней, в Stray Blade определённые сюжетные моменты преображают внешний вид целых локаций, открывая новые пути. Поэтому возвращение в уже посещённые места может преподнести не меньше сюрпризов, чем продвижение вперёд. Такую динамику хочется видеть в ролевых экшенах чаще.
По мере изучения Акреи Фаррен погрузится в её предысторию. Рисунки в храмах, исторические хроники на разбросанных табличках, записи захватчиков и просто ностальгические рассказы Боджи складываются в цельную и интересную картину прошедших событий. Даже домысливать ничего не придётся. Каждый найденный кусочек исторической мозаики даёт не только новое знание, но и очки для прокачки напарника. Боджи со временем раскрывается не только как рассказчик, но и как полезный соратник — оружие чарами усилит и врага оглушит.
Не все земли Акреи сразу доступны для изучения. Есть в Stray Blade и элементы метроидваний — некоторые тропинки закрыты, пока Фаррен не обучится особым умениям. Обуздать уникальную магию помогают боссы. К сожалению, сами битвы с ними получились блеклыми. Механика равновесия на них не работает, а шаблоны атак простые, если не сказать элементарные — даже некоторые рядовые противники с их затяжными выпадами и обманными движениями куда интереснее.
Зато после победы, пусть и не особо будоражащей, Фаррен получает контроль над определённым типом металла. К одному можно притягиваться с расстояния, другой меняет форму при ударе, третий может переходить из призрачного состояния в твёрдое. Эти умения и путь новый откроют, и в бою пригодятся — как было в недавней Steelrising. Жаль только, что и этих талантов, и вмешательства Боджи в драки не хватает, чтобы разнообразить сражения на протяжении всего прохождения.
На исходе второго десятка часов Stray Blade вполне может приесться. Дальнего боя не предусмотрено, а в ближнем хочется больше разнообразных тактик. Вы обязательно найдёте любимое оружие и будете отвлекаться на другие образцы только ради прокачки. В какой-то момент может показаться, что вот-вот будет добавлено какое-нибудь взаимодействие стихий: есть и горящая булава, и искрящийся клинок. Но это лишь спецэффекты, не имеющие практического применения.
Битвы превращаются в рутину, и баги, на которые поначалу закрываешь глаза, начинают раздражать. То автоприцел откажется смещаться на другого противника, то враг застрянет в геометрии уровня, то интерфейс заглючит и пропадут некоторые иконки. Stray Blade нуждается в дополнительной полировке, включая правки баланса. Ряд вражеских атак внезапен, и есть ситуации, в которых урона избежать невозможно. Например, если вы отобьёте удар, но не попадёте в окно идеального парирования, то следующий выпад во вражеской серии гарантированно достигнет Фаррена — анимация врага быстрее, чем реакция героя на кнопку отскока.
* * *
Но меня Stray Blade всё же держала до конца. Не всегда именно геймплеем, но как минимум живым миром с проработанной мифологией. Исследовать Акрею интересно, и она неплохо вознаграждает любознательность: новым чертежом, диалогом с Боджи или просто красивыми видами.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Очаровательная стилистика, напоминающая о World of Warcraft и Fable, и красивые пейзажи радуют глаз всё прохождение, пусть технически Stray Blade и простовата. |
Звук |
Актёры, сыгравшие Фаррена и Боджи, создали правдоподобный дружеский дуэт. А вот музыка, к сожалению, абсолютно не запоминается. |
Одиночная игра |
Продуманный ролевой экшен с удачной реализацией динамичного мира. Жаль, что механикам не хватает разнообразия. |
Оценочное время прохождения |
Порядка 25 часов на полное прохождение, изучение всего оружия и поиск максимального количества секретов. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Stray Blade — точно не новое слово в жанре, но пару идей, надеюсь, коллеги по цеху у неё подсмотрят. |
Оценка: 7,0/10
Видео:
Ссылки по теме: