Google предстала перед судом за монополизацию рынка поисковиков
Читать в полной версииGoogle платит миллиарды долларов за то, чтобы её поисковая система использовалась по умолчанию в браузерах и смартфонах — тем самым компания подпитывает монопольную позицию, увеличивающую её доходы и одновременно затрудняющую её потенциальным конкурентам выход на поисковый рынок. Такую позицию будет отстаивать американское правительство в начавшейся накануне антимонопольной тяжбе, которая обещает стать крупнейшей в технологической отрасли за десятилетия.
Слушания в Окружном суде Вашингтона продлятся десять недель; с одной стороны выступают представители Минюста США и коалиция генпрокуроров штатов, с другой — компания Google. По версии стороны обвинения, Google сохраняет свою долю на рынке веб-поиска за счёт создания высоких барьеров для входа и системы обратной связи. В Google возражают, что успех компании обусловлен исключительно выбором потребителей — и только поэтому производители телефонов устанавливают её поисковую службу по умолчанию в рамках соглашений по разделению доходов.
В ходе своих вступительных заявлений стороны в общих чертах обозначили позиции, которых будут придерживаться в ходе процесса. Судья выделил представителям Минюста около четырёх недель на изложение своей позиции; затем это сделает коалиция генеральных прокуроров штатов во главе с генпрокурором Колорадо; после чего будет заслушана позиция Google.
Представитель Минюста привёл серию внутренних документов главного экономиста Google Хэла Варяна (Hal Varian), включая датируемую 2003 годом записку «Мысли о Google против Microsoft», в которой он, в частности, упомянул входные барьеры. В суде он, однако, подчеркнул, что лучшим входным барьером является качественный продукт. По версии Минюста, Google принадлежит 89 % рынка поиска общего назначения — сервис компании используется потребителями при «входе в интернет», и это отличает его от специализированных поисковых систем. И альтернатив поисковым службам общего назначения попросту нет.
Доминирующее положение Google удерживает за счёт замкнутой монопольной схемы с обратной связью — она укрепляет её позиции на рынке и затрудняет вход для конкурентов. Компания платит за установку её системы в качестве опции по умолчанию, за счёт чего получает больше поисковых запросов — с ростом их числа компания накапливает данные, благодаря которым она улучшает качество поиска и зарабатывает больше денег. И это даёт Google ещё больше ресурсов для оплаты статуса поисковой системы по умолчанию. По версии Минюста, компания осознаёт ценность этой опции и платит за неё $10 млрд в год. Кроме того, Google предприняла шаги для ограничения возможностей Apple по разработке конкурирующих продуктов, а ведь Apple располагает необходимыми для этого ресурсами.
Ещё одним рычагом давления на партнёров Google является магазин приложений Play Store, который производители Android-смартфонов считают необходимым. Но единственный способ получить к нему доступ — заключить эксклюзивное соглашение о разделении доходов. Представители обвинения также заявили, что Google предприняла шаги для сдерживания Microsoft на рынке онлайн-рекламы, и напомнили, что поисковый гигант скрывает доказательства своей противозаконной деятельности, в частности, регулярно удаляя историю переписки во внутреннем корпоративном мессенджере, что было подтверждено судебным решением.
Представитель Google Джон Шмидтляйн (John Schmidtlein) заявил, что популярность поисковой службы компании обусловлена непрерывным совершенствованием продукта, а не попытками помешать конкурентам. Сравнение судебного разбирательства с делом Microsoft в девяностые годы, по его мнению, несостоятельно: Microsoft вынуждала пользователей предустанавливать её браузер в комплекте Windows, а Google борется за статус поисковой службы как опции по умолчанию. Microsoft уже не одно десятилетие пытается укрепить свои позиции в поиске, но не инвестирует в него и не внедряет инноваций. На рынке онлайн-рекламы Google уже тестирует универсальный инструмент подбора объявлений, совместимый с платформой Microsoft. А лучшим показателем эффективности рекламы являются действия рекламодателей — их мотивирует возвращение своих вложений, а с невыгодной платформы они в любом случае уйдут.
Установка Google в качестве поиска по умолчанию в браузерах и на мобильных устройствах выгодна в первую очередь самим разработчикам и производителям. Mozilla в 2014 году отказалась от Google в пользу Yahoo!, но уже через три года разорвала пятилетнее соглашение и вернулась к Google. Apple также заявляла, что присутствие Google в качестве поиска по умолчанию на её устройствах обеспечивает их владельцам «лучший опыт». А разделение доходов Google с производителями Android-смартфонов помогает последним повышать качество продукции, усиливая тем самым их позиции в конкурентной борьбе с Apple, отметил представитель Google.