Сети 5G не принесли обещанную технологическую революцию, но обычным пользователям пошли на пользу
Читать в полной версииАмериканские операторы мобильной связи годами внушали потребителям, что сети 5G изменят всё. На практике их внедрение вылилось в колоссальные траты, а технологии, для которых требуются эти сети, так и не получили повсеместного распространения.
На выставке CES в 2021 году технологии 5G упоминались практически на всех стендах. Мобильные сети будущего связывались с беспилотным транспортом, дистанционной хирургией и дополненной реальностью. Потребителей уверяли, что низкая задержка и высокая ёмкость этих сетей изменит всё. Американские операторы Verizon и AT&T заплатили колоссальные суммы за диапазоны 5G, а T-Mobile поглотила одного из конкурентов (Sprint) целиком, чтобы вырваться вперёд.
Через месяц откроется выставка CES 2024, и едва ли кто-то из её участников вообще упомянет 5G. Вместо фантастических сценариев мобильные сети пятого поколения используются так же, как и предшественники: для просмотра видео на смартфонах и подключения домашних маршрутизаторов, если отсутствуют другие варианты. А американские операторы связи теперь изыскивают каждую малейшую возможность компенсировать свои затраты на эти сети за счёт абонентов.
Ярким примером стал оператор Verizon, который на аукционе радиочастот выложил $45,5 млрд за диапазоны под 5G — почти вдвое больше, чем его конкурент AT&T. В ходе последнего финансового отчёта Verizon инвесторы напрямую спросили главу компании, когда ожидается прибыль от этих колоссальных вложений. Гендиректор Verizon Ханс Вестберг (Hans Vestberg) отвечал на этот вопрос, жонглируя фразами вроде «правильные предложения для наших клиентов» и «создание чистой прибыли для нас», упоминал «корректировку цен» и какую-то «новую ценность» для клиентов, но по сути все эти слова ничего не значили.
Финансовый отчёт Verizon по большей мере даёт косвенное представление о развитии 5G для оператора: в реальности речи о роботизированной хирургии и беспилотных автомобилях не идёт — для развёртывания многих таких проектов необходимы автономные сети, создание которых продолжается. Сам факт перехода на стандарт 5G ещё не говорит о новых достижениях: сети миллиметрового диапазона предлагают высокую скорость, но имеют ограниченный радиус действия, а низкочастотные сети порой оказываются медленнее, чем 4G. Ещё одна стратегия оператора — организация частных сетей для предприятий, но для их продажи необходимы торговые представители с хорошим знанием особенностей каждой отрасли. Да и не каждому производителю нужна такая сеть. Теоретически 5G имеет потенциал в области автомобилестроения, но на практике многие заводы построены достаточно давно и с трудом поддаются модернизации.
В потребительском сегменте перемены оказались более заметными. T-Mobile и Verizon начали активно подключать домохозяйства по 5G в качестве альтернативы традиционному фиксированному доступу через кабель. Расширились возможности мобильной связи — так, поклонники певицы Тейлор Свифт (Taylor Swift) в техасском городе Арлингтон однажды за день сгенерировали 29 Тбайт трафика у оператора AT&T, и 5G на практике доказала, что её пропускная способность выше, чем у LTE. Представитель AT&T Джим Грир (Jim Greer) отметил, что объём трафика в сети оператора ежегодно растёт на 30 % — абонентам приятно иметь возможность транслировать видео с переполненного стадиона, не дожидаясь возвращения домой, где есть Wi-Fi.
Директор Counterpoint Research Джефф Филдхак (Jeff Fieldhack) также указывает на потенциал функции сегментирования сети, когда операторы отдают приоритет определенным видам трафика. Это имеет смысл при работе с критически важными для безопасности приложениями: приоритет должен отдаваться проезжающей через перекрёсток машине, а не сидящему на заднем сиденье YouTube-блогеру. Сейчас операторы клиентов не различают. Для этого нужны автономные сети 5G — в этом из американских операторов преуспела только T-Mobile. В итоге тот же Verizon столкнулся с фактом, что инвестиции в 5G дополнительных прибылей не принесли: в США высокие процентные ставки, а продажи смартфонов падают. И компании осталось хвалиться тем, что в 2023 году она провела «ценовые мероприятия на сумму более $1 млрд», сохранив низкий отток клиентов.