Акции Meta✴ показали рекордный рост за всю историю компании, но проблем ещё немало
Читать в полной версииПо состоянию на конец пятницы минувшей недели акции Meta✴ показали рост на 178 % за год, и это был лучший год в истории компании — выше, чем скачок на 105 % в 2013 году, когда она вышла на биржу. В понедельник акции прибавили ещё 2,9 % до $344,62, и это почти максимальное значение за два года — на 10 % ниже рекорда, поставленного в сентябре 2021 года. Среди компаний в S&P 500 лучший результат за год показала только NVIDIA, чьи акции подорожали на 235 % по состоянию на пятницу.
Результаты Meta✴ подтверждают, что обещание главы компании Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) провести «год эффективности» не были пустыми словами. За 2022 год акции компании рухнули на 64 %, из-за чего пришлось резко урезать расходы и сократить более 20 тыс. рабочих мест. Продажи Meta✴ падали три квартала подряд, но в 2023 году рост возобновился, а в III квартале был зафиксирован рост на 23 %, самый высокий за два года — этого удалось достичь за счёт восстановления рынка цифровой рекламы и увеличения доли рынка в сравнении с конкурентами в лице Alphabet и Snap.
Самым большим катализатором роста стало изменение отношения Цукерберга — он стал прислушиваться к опасениям акционеров. Глава Meta✴ продолжает вливать колоссальные средства в проект метавселенной, в котором он видит будущее компании, но сейчас он переориентировал её на то, что важно сегодня — на рекламу — и отреагировал на опасения инвесторов по поводу вышедших из-под контроля расходов. В 2024 году Meta✴ предстоит справиться с большим числом проблем: рынок рекламы до сих пор пребывает в нестабильном состоянии из-за израильских событий; компания ещё не отбилась от обвинений, что её соцсети вызывают привыкание у детей; а виртуальная реальность остаётся нишевым продуктом, несмотря на активное продвижение Quest 3.
У Meta✴ было более двух лет, чтобы преодолеть последствия изменения политики конфиденциальности на iPhone, где существенно усложнились механизмы целевой рекламы. Компания оправилась от удара быстрее, чем Google и Snap, вложив значительные ресурсы в искусственный интеллект. Большую роль в росте рекламной выручки сыграл и Китай: гиганты электронной коммерции Temu и Shein вложили в рекламу на платформах Meta✴ соответственно около $600 млн и $200 млн, определив в III квартале рост выручки Meta✴ от азиатских рекламодателей на 44 %.
В 2022 у компании было предостаточно негативных факторов: интенсивный рост TikTok как пионера на рынке коротких видео, просадка акций всего технологического сектора из-за роста процентных ставок и инфляции, и огромные убытки от сегмента метавселенной — технологий виртуальной и дополненной реальности. Meta✴ провела две крупных волны сокращений, лишившись 25 % работников, и резко сократила расходы — первоначально они должны были уложиться в диапазон от $94 млрд до $100 млрд в 2023 году, но, по последним данным, ограничатся диапазоном от $87 млрд до $89 млрд. Все эти меры оказались действенными: уже в I квартале 2023 года акции компании выросли на 76 %. Положительной динамике не помешали даже катастрофические убытки «метавселенского» подразделения Meta✴ — только за первые девять месяцев 2023 года они составили $11 млрд.
Значительную часть года Марк Цукерберг провёл, рассказывая об усилиях Meta✴ в области ИИ, который помог укрепить рекламные технологии: большая языковая модель Llama стала одной из наиболее популярных ИИ-платформ после выхода ChatGPT, который вывел генеративный ИИ в мейнстрим. Компания резко повысила эффективность управления своими центрами обработки данных.
Негативным фактором для Meta✴ остаётся то, что она не контролирует ни Apple iOS, ни Google Android и по-прежнему подвержена риску значительных изменений политики этих компаний. Гигант соцсетей выдержал обновления политики конфиденциальности iOS, а ближайшей угрозой для неё может стать задуманный Google поэтапный отказ браузера Chrome от сторонних файлов cookie в 2024 году — эта мера способна ослабить рекламный бизнес Meta✴.
Наконец, ещё один мощный негативный фактор для Meta✴ — рост популярности видеоплатформ, где теперь растут рекламные бюджеты и отказ потребителей от традиционного телевидения, и Meta✴ к этому рынку отношения не имеет. Блогеры наращивают присутствие в TikTok и на YouTube, где предпочитает проводить время молодая аудитория. Недавнее исследование Pew Research Center показало, что почти каждый пятый представитель подрастающего поколения «почти постоянно» пользуется приложениями видеоплатформ. И даже претензии американских законодателей к TikTok не стали угрозой для присутствия сервиса в США: недавно суд отменил его блокировку в штате Монтана, и теперь аналитики не думают, что TikTok куда-то денется, а значит, он останется угрозой для Meta✴.