Сотрудники Apple нарекли собственный электрокар «Титаником»: NYT рассказала, как тонул Project Titan
Читать в полной версииПоскольку Apple долгие годы вела проект разработки электромобиля без официальной огласки, судить о его закрытии мы тоже можем только по публикациям в прессе. Издание The New York Times продолжает смаковать эту историю и заявляет, что работавшие над проектом сотрудники Apple за глаза называли Project Titan «Титаником», словно предчувствуя его незавидную судьбу.
За все годы попыток разработать электромобиль проект неоднократно менял концепцию и ответственных руководителей, а уж количество прошедших ротацию кадров и вовсе измеряется сотнями человек. На своём пути этот проект эволюционировал из способного конкурировать с продукцией Tesla электромобиля в роботизированное транспортное средство, которое могло бы соперничать с решениями Waymo корпорации Alphabet (Google).
По словам непосредственных участников данного проекта, пожелавших сохранить анонимность, к моменту своей официальной отмены данная программа разработок вернулась к идее создания электромобиля с развитыми функциями активной помощи водителю, а сумма списанных на эту инициативу средств превысила $10 млрд. Проект сменил четверых лидеров и пережил несколько масштабных увольнений персонала. По мнению участников процесса, проект во многом провалился из-за высокой сложности разработки программного обеспечения для автоматизации управлением транспортным средством.
Со временем к Apple пришло понимание, что ей будет не так просто справиться с задачей разработки автономного электромобиля, а количество сопутствующих рисков заметно перевешивает потенциальную финансовую отдачу. В 2014 году, когда стартовал этот проект, многие участники рынка и эксперты были уверены, что роботизированные транспортные средства скоро получат повсеместное распространение, а Apple просто не хотела отставать от конкурентов. Компания в тот момент только что вывела на рынок умные часы Apple Watch, и хотела удержать работавших над ними инженеров в своём штате, поручив им какую-то интересную и серьёзную работу. Генеральный директор Тим Кук (Tim Cook) одобрил идею создания электромобиля из стремления сохранить ценные кадры.
Непосредственно участники проекта осознавали, что он таит в себе существенные риски. Во-первых, даже если бы Apple удалось создать электромобиль, он стоил бы не менее $100 000 за штуку, а продавать его пришлось бы с минимальной наценкой. Во-вторых, он появился бы на рынке уже годы спустя после того, как в статусе лидера на нём укрепилась Tesla. На определённом этапе руководство Apple даже вело переговоры с Tesla о покупке, но потом было решено, что самостоятельно развивать этот бизнес будет выгоднее и проще. Не было в рядах руководства и согласия по поводу того, каким должен быть электромобиль Apple.
Активно привлекая сторонних специалистов к этой инициативе, Apple к началу этого года сформировала команду из более чем 2000 специалистов, многие из которых имели опыт работы в NASA или компании Porsche. Им даже удалось разработать некоторые интересные технологические решения типа ветрового стекла со встроенной индикацией подсказок навигационной системы или стеклянной крыши из специального полимера, снижавшего нагрев салона от солнечного света. Компания поглотила несколько стартапов, а к 2021 году проект возглавил Кевин Линч (Kevin Lynch), который руководил созданием первых часов Apple Watch.
Дизайнер Джони Айв (Jony Ive) и его коллеги даже создали эскиз будущего электромобиля, похожего на европейский минивэн с покатой крышей и без рулевого колеса, рассчитывая, что машиной будет управлять исключительно автоматика. Был создан и прототип интерьера, который в сообществе Джони Айва осмотрел с пассажирского места Тим Кук.
К 2016 году стало понятно, что проект испытывает проблемы с реализацией. Решено было сместить приоритет в пользу разработки программного обеспечения для управления машиной, а не электромобиля как такового. В Калифорнии начались тестирования кроссоверов Lexus, оснащённых датчиками и камерами для системы автопилота Apple, а на своей закрытой территории компания использовала для подобных целей минивэны Volkswagen. В последнее время специалисты Apple вынуждены были вернуться к изначальной идее создания электромобиля, но к началу текущего года руководство компании осознало, что лучше сосредоточить ресурсы на направлении искусственного интеллекта.
Накопленный в процессе опыт Apple собирается использовать при создании других продуктов, включая и системы искусственного интеллекта. Помимо беспроводных наушников со встроенными камерами, ими могут быть разного рода роботизированные устройства для помощи по дому, а также устройства дополненной реальности.