Оригинал материала: https://3dnews.ru/1111290

Электроника в России подорожает на 10–15 % до конца года из-за инфляции и санкций

Несмотря на просьбы ФАС заморозить цены на наиболее популярные категории в электронике, российские розничные продавцы ожидают, что до конца года стоимость продукции увеличится на 10–15 %. Дистрибьюторы и производители уже подняли цены в связи с повышением ключевой ставки Банком России, а также западными санкциями, из-за которых усложнились расчёты с партнёрами из Китая и ОАЭ, пишет «Коммерсант».

 Источник изображения: F8_f16 / pixabay.com

Источник изображения: F8_f16 / pixabay.com

В этом году у ряда секторов российской экономики обозначилась проблема, связанная с ограничением трансграничных платежей за поставки товаров из Объединённых Арабских Эмиратов и Китая — структуры двух стран были вынуждены пойти на эту меру из-за давления со стороны США и угрозы вторичных санкций в отношении финансового сектора, которому предписано прекратить приём средств от российских компаний за технологическую продукцию. Наиболее сильно это ударило по сегментам потребительской электроники и вычислительной техники: Китай является монополистом на рынке компонентов и наборов для сборки конечного оборудования, а через ОАЭ в Россию поставляется до 30 % продукции в нескольких категориях электроники. Чтобы сохранить прежний режим работы в ОАЭ, российские компании были вынуждены открыть там новые юридические лица; а в Китае оплата стала проводиться через местные компании-посредники, которые берут комиссию от 3 % до 5 %.

Проблемы расчётов с партнёрами в ОАЭ и Китае повлияли не только на стоимость и сроки импорта, но и на производство продукции внутри РФ. Отечественные компании, которые занимаются сборкой телевизоров, из-за дефицита комплектующих уже рассматривают возможность перенести мощности в Казахстан. Стоимость проведения платежа китайским партнёрам выросла на 5 % — на 5 % увеличилась и стоимость телевизора. Выросли сроки поступления средств в Китай, сроки поставки компонентов из Китая, а также сроки производства телевизоров в России. Аналогичные предприятия в Беларуси и других странах СНГ таких сложностей не испытывают, то есть российские компании находятся в невыгодных условиях. Если ситуация не исправится, то 70 % всей продукции будут выпускаться в Китае и СНГ, а отечественные компании будут вынуждены заказывать контрактное производство в странах, с которыми налажено конструктивное сотрудничество.

 Источник изображения: kommersant.ru

Источник изображения: kommersant.ru

Усложнилась работа присутствующих в России OEM-брендов, которые не имеют собственных мощностей, а размещают заказы в других странах. Если раньше они выплачивали китайским партнёрам аванс, а расчёт осуществляли уже после отправки готовой продукции, то сейчас многие зарубежные предприятия отказываются работать без предоплаты на 100 %. Поднимают цены зарубежные бренды: китайские Haier и Hisense, а также турецкая Archelik (владеет Beko и Indesit) предупредили, что «из-за сложностей в финансовой логистике» закупочная стоимость продукции с 1 октября вырастет на 5 %. С ростом цен попыталась бороться ФАС, которая рекомендовала «Ситилинку», «М.Видео» и DNS заморозить цены на некоторые товары. Те согласились, но в DNS сообщили, что в конце июня — начале июля лишились возможности переводить средства китайским партнёрам привычными способами, а новые пути обходятся дороже на 4–8 %, и ещё 2–3 % добавляются за счёт разницы курсов — расчёты ведутся не в долларах, а в дефицитных юанях. Поэтому к концу года стоимость техники в магазинах вырастет на 10–15 %, прогнозируют в DNS.

Потребители из-за роста цен начнут активнее переключаться на недорогие китайские или российские бренды, а средняя цена начнёт снижаться. Отечественные компании получат возможность увеличить свою долю рынка, говорят аналитики. В государственном и корпоративном секторе присутствие российских производителей заметнее, но цены и сроки растут даже здесь: стоимость компонентов уже увеличилась на 5–10 %, хотя высокая маржинальность данного направления пока позволяет нивелировать разницу. В случае дальнейшего усложнения финансовой логистики у отечественных вендоров возникает угроза срыва сроков и планов по поставкам оборудования заказчикам, а это будет означать и юридические риски.

 Источник изображения: kommersant.ru

Источник изображения: kommersant.ru

Важным фактором, влияющим на стоимость электроники в России, является величина ключевой ставки — 13 сентября ЦБ поднял её с 18 % до 19 %, и это много, потому что выше (20 %) она была лишь в марте и апреле 2022 года, а до июля 2023 года вообще держалась около 7,5 %. С ростом ключевой ставки дорожают и кредиты для производителей электроники: значение в 20 % означает увеличение стоимости товара на 2 % каждый месяц, говорят эксперты, поэтому до конца года техника может подорожать ещё 10 % к текущему росту цен. Следующее заседание ЦБ по вопросу значения ключевой ставки состоится 25 октября, и есть вероятность, что она снова будет увеличена. Неблагоприятен сейчас и сезонный фактор — перед новогодними праздниками курс рубля традиционно снижается, укрепление зарубежных валют может наложиться на рост цен комплектующих, а высокий спрос может стать ещё одной причиной роста цен.

Одним из решений вопроса финансовой логистики является введение единой платёжной системы стран БРИКС (Китай, Бразилия, Аргентина, Россия, Египет, Иран и другие страны), а также возможность расчёта в криптовалютах. В противном случае западные страны сохранят возможность давить на российских партнёров. Для этих целей в России могут появиться криптобиржи — они упростят расчёты с партнёрами из стран БРИКС.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1111290