Россияне распробовали складные смартфоны — такие модели претендуют на 6 % рынка

Читать в полной версии

Популярность складных смартфонов в России растёт — они превращаются из нишевых, имиджевых продуктов в полноценную категорию мобильных устройств. Лидером остаётся Samsung, но она постепенно уступает свою долю китайским брендам, которые в ближайшие годы могут увеличить сегмент складных моделей до 5–6 % рынка, говорят аналитики.

С января по август продажи складных смартфонов выросли на 11 % в штучном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, гласит статистика МТС — были проданы около 54 000 единиц на 5,5 млрд руб. В денежном выражении рост составил 6 %. Средняя стоимость устройства сократилась на 4 % и составила 102 436 руб. Сейчас в российской рознице присутствуют 30 моделей складных устройств, а в денежном выражении их продажи составляют 1,7 % рынка смартфонов, подсчитали в Fplus — по данным компании, за первые восемь месяцев 2024 года были проданы 42 000 складных смартфонов. Первое место в штуках заняла Samsung с долей 61,7 % (-7,8 п.п.); вторым стал бренд Tecno, чья доля выросла с 7,1 % до 13,3 % за счёт относительно недорогой модели Phantom; третье место досталось Huawei, которая сократила свою долю с 21,3 % до 10,5 %.

Складные модели станут основным фактором роста для мирового рынка смартфонов, считают аналитики IDC — в 2024 году этот рынок, который за последние семь лет сокращался шесть раз, может вернуться к росту. Мировые продажи складных смартфонов в 2024 году вырастут на 37 % и составят 25 млн штук; а в 2027 году этот показатель увеличится до 48,1 млн единиц при объёме рынка в $42 млрд, считают аналитики. Пока гибкие дисплеи производит преимущественно Samsung, но также есть наработки у китайских TCL Corporation и BOE Technology Group; шарниры каждый производитель разрабатывает сам. Первым в мире производителем складного смартфона стала в 2018 году китайская Royole Technology, но только Samsung годом позже задала тренд на такие устройства. 2023 год стал периодом взрывного роста этих гаджетов в первую очередь за счёт китайских Huawei, Honor и Xiaomi; Huawei в этом году первой в мире представила трёхстворчатую модель.

Рост продаж складных смартфонов неразрывно связан с расширением ассортимента, а его обеспечивают в первую очередь китайские производители, говорят опрошенные Forbes эксперты. Китайцы активизировались и на российском рынке, стремясь занять место в новом перспективном сегменте — за счёт обострения конкуренции ожидается снижение цен на устройство, и оно обеспечит рост популярности складных моделей. В следующем году российские продажи устройств этого типа могут вырасти, хотя даже в российском подразделении Infinix признали, что пока это скорее экспериментальная продукция: «Мы будем ориентироваться на мнение своей аудитории, но мы оптимистично настроены относительно того, как Zero flip встретят в России, и дальнейшего развития этой линейки». Уже сегодня складные смартфоны становятся конкурентами классическим моделям, добавили в Oppo.

За счёт китайских брендов продажи складных моделей в 2025 году могут вырасти на 10–15 % в штуках, говорят эксперты; а в перспективе двух–четырёх лет эти устройства могут подешеветь настолько, что займут 5–6 % рынка в единицах. На российском рынке основными игроками становятся китайские марки, усиливается конкуренция, увеличиваются поставки, включая B-бренды. Пока высокая цена на эти гаджеты связана с дороговизной гибких экранов и механизмов складывания. Samsung сохраняет лидерство в этом сегменте потому, что продажи складных смартфонов минимальны, а затраты на их разработку и производство велики. Возможно, и сегодня данное направление убыточно для корейского производителя, который предположительно был вынужден снизить цены на свои гибкие дисплеи в 2023 году.

Единственным мировым производителем, который ещё не вышел в этот сегмент, остаётся Apple. Складные устройства американский технологический гигант начнёт выпускать лишь в 2026 году, говорят неофициальные источники.