Для борьбы с телефонными мошенниками в России будут использовать ИИ и базу биометрических данных

Читать в полной версии

Минцифры РФ ведёт проработку дополнительных мер по борьбе с кибермошенниками, в том числе схемы сбора векторов голосов подозреваемых в противоправной деятельности. Предлагается собирать и хранить данные на единой антифрод-платформе, а наполнять базу будут органы власти и участники интернет-рынка. Это следует из подготовленного в правительстве пакета антимошеннических поправок, в том числе к законам «О связи», «Об информации, информационных технологиях…» и др.

Источник изображения: Resume Genius/unsplash.com

Напомним, вектор — это уникальное представление каких-либо данных (текста, изображения, голоса) в числовой форме, в результате их математического преобразования. Сравнение векторов позволяет судить о сходстве или различии исходных данных. В документе Минцифры также отмечается, что согласия на сбор биометрических данных «лиц, совершивших мошенничество с использованием сети связи» не требуется.

Для формирования единой госплатформы по противодействию мошенничеству в интернете планируется выделить более 6 млрд рублей. Согласно имеющимся данным, она должна начать работать в тестовом режиме уже в этом году, а начало промышленной эксплуатации запланировано на 2026 год. Сведения о правонарушениях на платформу будут направлять представители государственной и муниципальной власти, ЦБ, операторы связи, провайдеры, соцсети, маркетплейсы и граждане. Использовать информацию смогут в ЦБ, силовых органах, федеральных органах власти и некоторых других организациях.

По данным осведомлённого источника, при подключении дополнительных сервисов абонентами ИИ-алгоритмы операторов связи будут осуществлять анализ вызовов по ключевым словам, используемым злоумышленниками. Параллельно с этим будет происходить процесс сверки голоса звонящего с векторами базы. Если система выявит ключевые слова или будет обнаружено совпадение по голосу, то абонент будет предупреждён о том, что разговаривает с мошенником.

В Минцифры сообщили, что финальная версия документа ещё не готова и «о деталях говорить преждевременно». Однако там подтвердили, что ведётся обсуждение ведения базы всех номеров мошенников и формирование базы векторов их голосов. «Использование указанных баз позволит выявлять звонки мошенников с помощью ИИ», — сообщил представитель ведомства, добавив, что инициатива не коснётся «обычных граждан», поскольку речь идёт только о мошенниках.

Операторы связи считают «перспективным» использование векторов голосов мошенников. В «Вымпелкоме» добавили, что вопрос анализа векторов голоса «является не простым техническим решением». В Т2 сообщили, что технически операторы могли бы реализовать такие системы, используя сигнатуры и паттерны для идентификации мошенников во время разговора. В Мегафоне добавили, что в настоящее время для выявления мошеннических звонков преимущественно используются системы анализа статистических данных. «Если речь будет идти о сплошном онлайн-анализе всех телефонных вызовов, то это потребует от операторов масштабных вложений в вычислительную инфраструктуру», — считает представитель Мегафона. В МТС от комментариев по данному вопросу отказались.

В конце прошлого месяца «Лаборатория Касперского» опубликовала статистические данные, собранные за 2024 год приложением Kaspersky Who Calls. Оказалось, что в прошлом году доля россиян, столкнувшихся с подозрительными звонками с неизвестных номеров выросла на 18 % по сравнению с 2023 годом и составила 61 %. При этом спам-звонки получали более 90 % абонентов.