Мировые поставки смартфонов в 2024 году выросли на 7 % после затяжного падения, но 2025-й обещает быть непростым
Читать в полной версииПо итогам 2024 года мировой рынок смартфонов вырос на 7 % — объём поставок достиг 1,22 млрд единиц, впервые продемонстрировав рост после двух последовательных лет спада. Лидерство среди производителей второй год подряд удерживает Apple, успеху которой способствовал рост развивающихся рынков, а стабильные показатели в Северной Америке и Европе помогли компенсировать проблемы в материковом Китае, сообщила аналитическая компания Canalys.
Поставки iPhone в 2024 году сократились на 1 %, до 225,9 млн единиц. Второе место с таким же снижением на 1 % заняла Samsung, продавшая 222,9 млн смартфонов. На третьей позиции закрепилась Xiaomi, которая внесла наибольший вклад в рост отрасли в 2024 году. Четвёртой впервые стала Transsion (в её состав входят Tecno и Infinix), а пятую строчку заняла Oppo (включая OnePlus) — китайские компании показали рост на 15 % и 3 %, увеличив поставки до 106,7 млн и 103,6 млн устройств соответственно.
Впервые после пандемии 2024 год ознаменовал возвращение рынка смартфонов к росту. Массовый сегмент показал увеличение спроса, чему отчасти способствовало стремление потребителей обновить устройства, приобретённые во время пандемии. Это оказалось выгодно тем производителям, чья продукция отличается лучшим соотношением цены и качества, однако с другой стороны создало риск сокращения маржи ради поддержания конкурентоспособных цен, отметили аналитики. Чтобы избежать этого и сохранить прибыльность, компаниям пришлось сокращать издержки и оптимизировать планирование ресурсов. Развивающиеся рынки продолжили рост, а зрелые продемонстрировали признаки восстановления: материковый Китай показал увеличение объёма продаж на 4 %, Северная Америка — на 1 %, Европа — на 3 %. В этих регионах спрос стимулировали рекламные кампании производителей, включая скидки, программы трейд-ин и продажи устройств в комплекте.
Сильный спрос отмечен на флагманские модели, что сыграло на руку Apple и Samsung. В премиальном сегменте потребители всё чаще выбирают устройства, возглавляющие линейку. У Apple модели iPhone 16 Pro и Pro Max в 2024 году продавались на 11 % активнее, чем их предшественники iPhone 15 Pro и Pro Max годом ранее. У Samsung зафиксирован самый высокий объём продаж флагманских Galaxy S с 2019 года, причём рекордную долю заняли топовые модели Ultra. В 2025 году с выходом Galaxy S25 компания Samsung намерена продолжить укрепление флагманской линейки, делая ставку на функции искусственного интеллекта, включая подписку Google Gemini Advanced.
Однако 2025 год обещает быть непростым для производителей смартфонов. В 2024 году основным драйвером роста были развивающиеся рынки, но положительная динамика там замедляется, поскольку некоторые из них достигли точки насыщения. Ключевой задачей для компаний становится поиск баланса между краткосрочной эффективностью, управлением запасами и долгосрочными инвестициями. Дополнительную неопределённость создают экономические колебания, вводимые США пошлины и новые регуляторные требования. Дальнейший рост могут обеспечить высокая популярность премиальных моделей, механизмы субсидирования в материковом Китае и новые финансовые модели. В 2025 году для производителей приоритетными станут средняя цена продажи (ASP) устройств, рост прибыльности в разных сегментах, диверсификация продуктовых линеек, расширение присутствия на различных рынках, маркетинг, ориентированный на бренд, и укрепление сотрудничества с поставщиками.