Судьба окололунной станции Gateway повисла на волоске — доделывать тяжело, а выбрасывать жалко

Читать в полной версии

Проект окололунной станции Gateway как перевалочного пункта на пути к Луне приобрёл финальные черты в предыдущий срок президентства Дональда Трампа (Donald Trump). По иронии судьбы, во время нового срока Трампа его ставленники готовы похоронить программу в утверждённом ранее виде. Это может произойти даже несмотря на колоссальные затраты в прошлом и готовые для продолжения работы базовые узлы станции. Концепция ещё не изменилась, но близка к этому.

Источник изображений: NASA

В нынешнем виде концепция Gateway была утверждена в 2019 году. Но сама идея возникла на десять лет раньше. Тогда, во время президентства Обамы, NASA изучало вопрос захвата небольшого астероида, который можно было бы перевести на орбиту вокруг Луны в качестве основы для окололунной станции. Этот подход был отклонён, и в ход пошла программа по созданию у Луны чего-то отдалённо похожего на МКС. Станция Gateway должна быть в шесть раз меньше Международной космической станции и стать первым опытом эксплуатации удалённой от Земли космической среды обитания.

Предполагается, что жилой модуль Gateway в перспективе сможет обеспечить более-менее удобную среду для обитания астронавтов перед спуском на лунную поверхность или перед возвращением на Землю. На первых порах модуль сможет поддерживать спартанские условия жизни экипажа в течение 40 суток, а после изготовления в Японии более крупного модуля — в районе 90 суток с повышенным уровнем комфорта. В любом случае это будет лучше, чем ютиться в отсеке корабля «Орион» во время возвращения на Землю или в таком же небольшом отсеке спускаемого на поверхность лунного модуля.

Перечеркнуть эти планы может успешный запуск и эксплуатация кораблей Starship компании SpaceX, а также изготовление лунного модуля компанией Blue Origin. Ни первому, ни второму не понадобятся стыковки с окололунной станцией. Более того, они им противопоказаны, поскольку своей гигантской массой могут дестабилизировать орбиту Gateway. Согласно предварительному проекту, лунные посадочные модули SpaceX и Blue Origin будут сравнительно просторными и смогут нести на борту достаточно мощные системы жизнеобеспечения, чтобы прилуниться, затем взлететь и вернуться на Землю без промежуточной остановки — разве что для дозаправки.

Только что доставленный из Италии в Аризону каркас модуля HALO

Но пока Starship не летают, проект Gateway продолжает развиваться по первоначальному плану. На днях в США был доставлен из Италии каркас модуля HALO (Habitation and Logistics Outpost). В модуле будут жилой отсек и пространство для систем жизнеобеспечения, а также места для научного и другого оборудования. Также в модуле предусмотрен переходной узел для сопряжения с двигательной и энергетической установкой PPE (Power and Propulsion Element). Если каркас HALO создавался в Италии компанией Thales Alenia Space, то двигательно-силовая установка — зона ответственности компаний из США.

В основе модуля PPE лежат двигатели на эффекте Холла. Это плазменно-электрический ракетный двигатель — самый мощный в истории. Всего их будет три курсовых — каждый мощностью 12 кВт. Для маневрирования будут использованы четыре двигателя мощностью по 6 кВт каждый. Рабочее тело двигателей — ксенон. Производит двигатели компания Aerojet Rocketdyne. Первый из курсовых двигателей уже поставлен производителю модуля PPE — американской компании Maxar.

Модули HALO и PPE пока существуют лишь в виде каркасов. Им ещё предстоит «обрасти плотью» — оборудованием, системами и приборами. В NASA ожидают, что это произойдёт примерно через год или, по крайней мере, к тому времени всё необходимое для создания обоих модулей будет доставлено в места сборки. Это важный момент, поскольку HALO и PPE предстоит запускать вместе на одной ракете — SpaceX Falcon Heavy, а финальная масса полезной нагрузки всё ещё остаётся неизвестной. Без этого знания невозможно рассчитать траекторию запуска.

На весь комплекс мероприятий NASA уже истратило около $3,5 млрд. Для дальнейшей подготовки запуска станции Gateway понадобится почти в два раза большая сумма, которую действующая администрация президента Трампа может не предоставить агентству. В частности, предложенный Трампом на пост администратора NASA Джаред Айзекман (Jared Isaacman) отказался от участия в слушаниях Комитета Сената по торговле 9 апреля по вопросу станции Gateway, сочтя его неприоритетным.

Сторонники станции делают акцент на международном партнёрстве в проекте. Так, Европа, Япония и Объединённые Арабские Эмираты совместно создадут оборудование для Gateway примерно на 60 % стоимости программы. Для NASA всё самое интересное начнётся после ввода станции в строй — агентство обязано будет поддерживать эксплуатацию станции, которая будет очень дорогой. Новая лунная программа NASA «Артемида» (Artemis) также опирается на международное партнёрство и, как утверждают противники станции, обойдётся агентству дешевле.

Сборка двигательного модуля PPE компанией Maxar

Сборка, испытания и сертификация модулей HALO и PPE станут настоящим испытанием для компаний-производителей и для NASA. Как показала практика, очень многое может пойти не по плану, что увеличит сроки изготовления модулей и затянет запуск. Сегодня вывод в космос первых двух модулей запланирован на 2027 год. Это на пять лет позже срока, прописанного в планах шестилетней давности. В станцию Gateway вложено так много сил и средств, что отказаться от неё нелегко, но тянуть проект дальше также может оказаться дорогим и бесперспективным решением — без твёрдых гарантий и осязаемых перспектив.