Роскомнадзор призвал бизнес признаться в утечках персональных данных и сэкономить на штрафах
Читать в полной версииРоскомнадзор предложил представителям бизнеса сообщить о произошедших утечках данных, что позволит им избежать ужесточённых норм законодательства, которые вступят в силу с 30 мая 2025 года. Об этом на пресс-конференции «Утечки данных как социально-экономическая проблема» рассказал заместитель главы ведомства Милош Вагнер.
Источник изображения: Rohan / Unsplash
В настоящее время компании не получают ни штрафов за неуведомление Роскомнадзора о подобных инцидентах, ни оборотных штрафов. По словам Вагнера, датой правонарушения будет считаться момент, когда подтвердится раскрытие данных неограниченному кругу лиц. Таким подтверждением может стать, например, опубликованная злоумышленниками база данных или уведомление от самой компании, которая допустила утечку персональных данных.
«Поэтому у компаний до 30 мая есть время, чтобы проинформировать уполномоченные органы о произошедших ранее утечках. И тогда, соответственно, к ним будут применяться меры ответственности, предусмотренные действующим сегодня законодательством», — приводит источник слова господина Вагнера. Он также добавил, что после вступления в силу новых норм законодательства не только сам факт утечки, но и неуведомление об инциденте Роскомнадзора будет считаться правонарушением.
В настоящее время наказание за инциденты, связанные с утечкой персональных данных, регулируется двумя федеральными законами, которые были приняты в ноябре 2024 года. Они предусматривают ответственность за получение персональных данных без законных оснований и неправомерный доступ к ним, а также ужесточают ответственность за нарушения при обработке и хранении конфиденциальной информации, вводят новые нормы штрафов, составы правонарушений и предусматривают способы уменьшения размеров ответственности. Уголовная ответственность за незаконное использование персональных данных действует с 11 декабря 2024 года.
Во время упомянутой ранее пресс-конференции Вагнер призвал представителей бизнеса задуматься о соблюдении принципов работы с персональными данными. Он считает необходимым минимизировать объёмы персональных данных, а также удалять такую информацию после достижения цели её использования. «На наш взгляд, многие игнорируют это требование. И можно было бы, например, по достижении цели обезличить данные, перенести в архив и т.д.», — добавил Вагнер.
Данные опроса InfoWatch и Ассоциации по вопросам защиты информации (BISA), в котором участвовали крупные и средние компании из сегмента информационной безопасности, указывают на то что 58 % респондентов принимают организационные меры, а также ведут подготовку к проверкам после ужесточения ответственности за утечки. В это же время 28 % компаний бездействуют или не считают грядущие изменения чем-то важным. Отмечается, что 53 % участников опроса планируют или приняли меры, но у них нет уверенности в том, что их будет достаточно.
«На вопрос о том, чего вам не хватает для улучшения защиты персональных данных в вашей организации, респонденты назвали не финансовую поддержку, не технические средства или какие-то другие материальные ресурсы. Почти половина опрошенных (45%) отметили отсутствие понимания руководства и сотрудников. Это говорит о том, что проблема утечек персональных данных — это вопрос осознания проблемы руководством и внутри организации, понимания того, что защита данных — это задача всей компании, а не только службы безопасности», — отметила Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch и председатель правления АРПП «Отечественный софт».
Исследование InfoWatch, BISA и исследовательской группы «Циркон», в котором приняли участие 350 компаний, показало, что только четверть респондентов направили информацию об утечках в уполномоченные органы. При этом 59 % участников опроса предпочли не разглашать информацию о подобных инцидентах.
«Утечки персональных данных — это проблема, которая затрагивает не только бизнес, но и всех без исключения жителей нашей страны. Важно понимать, что именно утечки становятся первопричиной мошенничества, той почвой, на которой растут бесконечные звонки от фейковых служб безопасности и сотрудников правоохранительных органов. По оценкам крупнейших банков, в прошлом году граждане потеряли из-за телефонного мошенничества до 295 млрд рублей, это колоссальные масштабы ущерба. Снизить его помогут только совместные усилия регуляторов и бизнеса, направленные на работающую и эффективную защиту данных», — отметила Наталья Касперская.