ЕС оштрафовал Apple на €500 млн за ограничения в App Store, а Meta✴ на €200 млн за рекламу — это первые наказания по DMA

Читать в полной версии

Apple и Meta стали первыми компаниями, на которые были наложены штрафы за нарушение Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act — DMA) Европейского союза (ЕС). Apple обязана выплатить €500 млн за ограничения в App Store, а Meta200 млн за противоправную рекламную модель в Facebook и Instagram. Обе компании должны устранить нарушения в течение 60 дней, чтобы избежать дополнительных и более высоких штрафов.

Источник изображения: Curated Lifestyle / Unsplash

Apple была оштрафована за практику ограничения разработчиков в App Store. Согласно данным Европейской комиссии, компания запрещала размещение ссылок на внешние сайты, предлагающие альтернативные способы оплаты и подписки. Такая стратегия нарушает положения DMA, направленные на предотвращение практик, ограничивающих свободу выбора европейских потребителей. По мнению регулятора, при определении размера штрафа были учтены как серьёзность, так и продолжительность нарушения. Кроме того, Apple предписано отменить ограничения на размещение ссылок и продвижение сторонних платёжных решений.

Meta была оштрафована за использование модели рекламы, основанной на принципе «плати или соглашайся». В рамках этой модели пользователи Facebook и Instagram в ЕС обязаны либо платить за отказ от рекламы, либо соглашаться на обработку своих персональных данных. Комиссия пришла к выводу, что такой подход ограничивает свободу выбора для европейских пользователей. Несмотря на то что Meta предоставила пользователям, отказавшимся от подписки, возможность видеть меньше персонализированной рекламы, Комиссия посчитала эти меры недостаточными. В опубликованном 6 марта отчёте о соблюдении DMA американская корпорация заявила, что получает требования, выходящие за рамки закона.

DMA вступил в силу в мае 2023 года и направлен на снижение уровня антиконкурентного поведения в цифровом пространстве ЕС. Компании, преимущественно американские, признанные в соответствии с законом «привратниками» — Apple, Meta, Alphabet, Amazon, ByteDance и Microsoft, — обязаны соблюдать ряд требований, касающихся прозрачности и открытости своих платформ. Эти требования распространяются на ключевые цифровые сервисы, включая магазины приложений, поисковые системы и социальные сети. За нарушение DMA предусмотрены штрафы до 10 % от глобального годового объёма продаж, а в случае повторных нарушений — до 20 %.

Источник изображения: Guillaume Périgois / Unsplash

В своём заявлении Apple утверждает, что реализация изменений, необходимых для соблюдения DMA, потребовала сотни тысяч часов инженерной работы. Представитель компании сообщил, что Apple внедрила десятки обновлений, которые пользователи не запрашивали. Также компания заявила, что вынуждена раскрывать свои технологические решения безвозмездно, что, по её мнению, негативно сказывается на конфиденциальности, безопасности и качестве её продуктов. Apple обвиняет регулятора в несправедливом подходе к регулированию и планирует обжаловать принятое решение.

Meta, в свою очередь, заявляет, что действия регулятора фактически приводят к введению тарифа, многократно увеличивающего издержки компании, вынуждая её изменить бизнес-модель. Джоэл Каплан (Joel Kaplan), главный лоббист и директор Meta по глобальным вопросам, отметил, что ограничения на персонализированную рекламу наносят ущерб не только самой Meta, но и европейским компаниям, использующим такие механизмы для продвижения своих услуг и товаров. Он также заявил, что европейские регуляторы предъявляют американским компаниям требования, отличающиеся от тех, что применяются к европейским и даже китайским фирмам.

Расследование в отношении Apple и Meta было начато Европейской комиссией в марте 2024 года. Одновременно были анонсированы аналогичные действия в отношении Alphabet — материнской компании Google. Google подозревается в предоставлении приоритета собственным сервисам в результатах поисковой выдачи и в применении антиконкурентных практик в магазине приложений Google Play. По мнению Комиссии, эти действия нарушают принципы честной конкуренции и затрудняют доступ сторонних разработчиков к потребителям.

Нынешние санкции не стали первыми случаями антимонопольных претензий ЕС к Apple и Meta. В прошлом году Apple уже была оштрафована на 1,84 млрд евро (около $2 млрд) за аналогичные практики в App Store — поводом стал иск, поданный Spotify, однако то дело было инициировано до вступления в силу DMA. Meta также в ноябре прошлого года была оштрафована на 797,7 млн евро (около $840 млн) за создание несправедливого рыночного преимущества путём интеграции Facebook с платформой Marketplace, а в 2023 году — на 1,2 млрд евро (около $1,3 млрд) за незаконную передачу персональных данных граждан ЕС в США, что нарушало нормы европейского законодательства о защите пользовательских данных.