«Хьюстон, у нас проблема»: Техас едва не похитил шаттл «Дискавери» из Смитсоновского музея
Читать в полной версииНеожиданно в высших кабинетах власти США развернулась борьба за списанный шаттл «Дискавери» (Discovery), выставленный в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики в штате Виргиния. Сенаторы-республиканцы провели поправку, требующую перевозки шаттла в Хьюстон, штат Техас. Сенатор-демократ Дик Дурбин (Dick Durbin) пытается пресечь это действие, обвинив коллег в «ограблении» бюджета.
Источник изображения: CollectSpace
Списанный шаттл «Дискавери» был передан NASA Смитсоновскому музею в 2012 году с необходимыми документами, подтверждающими права нового владельца. С тех пор он стал экспонатом музея, привлекая интересующихся космосом посетителей. Рассматривались варианты отдать челнок планетарию Адлера в Чикаго, штат Иллинойс, комплексу для посетителей Космического центра NASA имени Кеннеди во Флориде и Калифорнийскому научному центру в Лос-Анджелесе. Однако выбор был сделан в пользу Смитсоновского музея, с чем, похоже, смирились не все.
Ещё в апреле двое сенаторов от Техаса представили законопроект «О возвращении космического челнока домой», согласно которому «Дискавери» должен быть перемещён в Космический центр Хьюстона. Затем они включили предложение в сенатскую версию «Большого и прекрасного закона», который президент США Дональд Трамп подписал 4 июля.
«Это грабёж!» — заявил позднее Дик Дурбин в Сенате. В ответ он предложил собственную поправку с говорящим названием «Хьюстон, у нас проблема». Сенатор утверждает, что заложенная в перевозку шаттла сумма в $85 млн не отражает всей полноты затрат, которые потребуются для обустройства экспоната на новом месте. Общая сумма будет приближаться к $305 млн, не считая $178 млн на строительство здания для содержания шаттла. Это безрассудная трата бюджетных средств, считает он. 12 лет назад Техас проиграл соревнование за шаттл и теперь пытается наверстать упущенное.
Закон уже вступил в силу. Однако процесс возвращения шаттла ещё не начат, и следует дважды подумать, стоит ли вообще это делать, резюмирует сенатор.