Оригинал материала: https://3dnews.ru/167114

"Флаббер". Компьютерные спецэффекты в фильме

Стр.1 - Часть I

Содержа около 600 эпизодов со спецэффектами, 90% из которых были созданы при помощи компьютера, фильм "Флаббер-попрыгунчик", или просто "Флаббер" ("Flubber") стал одной из наиболее зрелищных картин 1997 года. Она также стала очередной победой студии Industrial Light & Magic (равно как и дюжины других), перенеся взаимодействие человека с трёхмерными объектами на качественно новый уровень.

What's this?

Поскольку студия Disney Enterprises Inc., владевшая правами на "Флаббер" (кстати, "Флаббер" 1997 года представляет собой римейк оригинального фильма, выпущенного Disney ещё в 80-е гг. прошлого столетия), не пожелала выпускать картину в мировой прокат, многие из Вас, вполне возможно, ни разу не слышали о ней. Поэтому в данном случае краткий сюжет будет особо уместен.


Над своим новым изобретением, "репульсионным полимером, обладающим невероятной кинетической энергией, и способным изменять форму", страдающий амнезией профессор химии Филип Бреинерд (Робин Уильямс, Robin Williams) работал на протяжении двух лет. Когда, казалось бы, всё получилось, и эксперимент удался (веществу зелёного цвета было дано название "Флаббер"), Бреинерд вспоминает, что ещё день назад должен был жениться. Саре Рейнольдс (Марсия Джей Харден, Marcia Gay Harden), его невесте, надоело, что жених не приходит на свадьбу третий раз, и она порвала с ним. Используя Флаббер, профессор пытается вернуть расположение Сары, которую тем временем "окручивает" давний соперник Бреинерда, Уилсон Крофт (Кристофер, МакДональд, Christopher McDonald).

Со временем о новом революционном веществе узнаёт местный авторитет Честер Хеникер (Реймонд Берри, Raymond Barry), захотевший прикарманить Флаббер себе. Помирившиеся Филип и Сара спешат вернуть "зелёного попрыгунчика", желая попутно наказать негодяев. Им это удаётся, они женятся, и наступает Happy End.

Ну а теперь, узнав о нудном и легко предсказуемом сюжете (из-за которого, главным образом, и "пострадал" прокат картины в США) давайте окунёмся в увлекательный процесс создания "живого попрыгунчика", а также других спецэффектов, присутствующих в фильме.

"Зелёный попрыгунчик"

В отличие от своего предшественника, режиссёр Лис Мейфилд (Les Mayfield) ещё в начале работ над фильмом принял решение сделать Флаббера трёхмерным персонажем. Для создания визуальных эффектов, как уже отмечалось ранее, были наняты 13 студий, среди которых основную работу выполняли: ILM, Dream Quest Images, C.O.R.E Digital Pictures и POP Film.

Industrial Light & Magic

Студия ILM занималась дизайном внешнего вида Флаббера, а также большинством эпизодов, в которых он фигурирует. Помощником супервайзера был Том Бертино (Tom Bertino), работавший над такими насыщенными спецэффектами фильмами, как: "Маска" ("The Mask"), "Каспер" ("Casper") и "Халк" ("Hulk"). "В начале работ над фильмом", - рассказывает Том, - "у Disney не было ни единой идеи по поводу того, как мог бы выглядеть персонаж, и они обратились к нам для того, чтобы мы придумали внешний вид Флаббера, а также виды его трансформации".


Том Бертино в процессе работы над одним из эпизодов с Флаббером

По словам Бертино, внешний вид Флаббера был одной из задач, над которой ILM трудилась на раннем этапе создания фильма: "Мы пошли в ближайший магазин и купили всё необходимое - различные гели для укладки волос, зубные пасты и даже жевательную резинку, которую мы могли изучать и использовать в качестве примера. Мы даже сосканировали баллон из-под геля для волос, чтобы использовать его в качестве текстурной карты для некоторых из наших ранних набросков".

Руководство Disney должно было вначале одобрить идеи сотрудников ILM по поводу анимации компьютерного персонажа, прежде чем они могли быть использованы в процессе создания фильма. "Объяснение идеи руководству Disney и остальному персоналу было довольно интересным опытом", - вспоминает Бертино. "Поскольку я лично отвечал за все движения Флаббера в сценах, мне же, входя в образ персонажа, приходилось их демонстрировать. Один раз я настолько заигрался, что даже не заметил, как окурок моей сигареты витает в паре сантиметров от лица одного из Disney'вцев".

Как только был одобрен сценарий фильма, наступил этап видеосъёмки. В случае с "Флаббером" фотографирование фонов, на которые затем будут накладываться спецэффекты, было одной из задач первоочерёдной важности, поскольку во многих сценах актёр Робин Уильямс должен был непосредственно взаимодействовать с Флаббером.


Появление Флаббера - первый эпизод, над которым работала ILM. Стоит отметить сложный компоузинг компьютерной модели на фоне пара и тумана, выходящего из резервуара

Помощник супервайзера ILM Сандра Форд Карпман (Sandra Ford Karpman), принимавшая участие в создании спецэффектов к фильмам "Крепкий орешек 2" ("Die Hard 2") "Маска" и "Конго" ("Congo"), рассказывает об участии своей студии во время процесса фотосъёмки: "Поскольку Робин должен был взаимодействовать с нашим Флаббером, контролем со стороны съёмочного персонала занимался режиссёр, а с нашей - Дин Канди (Dean Cundey). Том (Бертино) и я должны были стоять позади камеры и не дать ей хоть на миллиметр изменить своё положение, поскольку, в конечном итоге, мы затем должны были поместить Флаббера в руки Робина".

Робин Уильямс, уже сотрудничавший с ILM во время съёмок кинолент "Захват" ("Hook") и Джуманджи ("Jumanji"), взаимодействовал в фильме с воздухом, поскольку Флаббер был добавлен в кадры намного позже. Способность представлять объект в уме и работать с ним, как с настоящим, даётся не каждому актёру. "К счастью", - вспоминает Карпман, - "Робин в этом случае - отличный актёр. Нам не приходилось говорить ему, куда смотреть, потому что он мог фокусировать свой взгляд на объекте, которого на самом деле не существовало. Он был невероятен".

Бертино добавил: "Всё было значительно проще, чем может показаться на первый взгляд, во многом благодаря пониманию Робином всего процесса". Склонность Уильямса к импровизации сделала работу команды ILM по контролю фотосъёмок более лёгкой. В большинстве случаев для того, чтобы отснять актёра, взаимодействующего с трёхмерным объектом, вначале приходилось, согласно сценарию, планировать каждый кадр. Но, по словам Бертино: "Любой фильм, в котором снимался Робин, давался отделу визуальных эффектов значительно легче в первую очередь благодаря его умению импровизировать".




Кадры из эпизода трансформации Флаббера

Как только закончилась фотосъёмка фонов, за работу взялись сотрудники ILM, в задачу которых входило моделирование и анимация Флаббера, а также его интеграция в отснятый материал. По словам Сары Карпман, во время создания модели художникам ILM пришлось искать абсолютно новый подход: "Флаббер" практически полностью изменил привычные для нас правила. Большинство наших трёхмерных моделей, таких, например, как динозавры для "Парка Юрского периода" были смоделированы при помощи b-сплайнов. Вы формируете их из "проволочных" каркасов, а затем анимируете. Поскольку на протяжении фильма у динозавра всегда присутствуют две руки, две ноги и голова, вполне возможно создать модель один единственный раз и использовать её в различных ситуациях. В случае с Флаббером, субстанцией, из которой в произвольных местах вырастают руки, ноги и головы, которая постоянно меняет свой облик… как только настал черёд моделировать его на компьютере, мы поняли, что традиционные b-сплайны уже не помогут".

Новый метод незамедлительно был принят на вооружение. Рассказывает Карпман: "Для его понимания представьте себе, как взаимодействуют между собой капли обычной ртути, когда они дотрагиваются одна к другой. Чтобы на теле Флаббера выросла, например, рука, используя новый метод, необходимо было всего лишь сформировать новые дочерние капли и "вытянуть" их из главной, представлявшей собой туловище персонажа".

Несмотря на то, что импровизация Робина Уильямса была на руку аниматорам, иногда она заставляла их изрядно повозиться. Таким был один из эпизодов в начале фильма, когда профессор знакомится с Флаббером и его незаурядными способностями. По словам Карпман: "Робин решил, что было бы круто, если бы он растянул Флаббера и приклеил его к своему лицу. Том, Кейт (Джонсон (Keith Johnson), супервайзер по комбинации компьютерной графики и реальных видеосъёмок) и я в это время как раз были на съёмках… и наши челюсти отвисли. На наших лицах было написано "как можно сделать такое"? Данный эффект никто ни планировал, ни репетировал, Робин просто предложил, а затем взял и изобразил его. Идея с растягиванием Флаббера так понравилась Лису (Мейфилду), что нам ничего не оставалось, как приступить к её реализации".

Бертино отметил, что ILM смоделировала Уильямса на компьютере, используя при этом простейшие геометрические примитивы. "Мы сняли замеры со сцены, такие, например, как расстояние от камеры до актёра, но из-за лихорадочных действий, проделываемых Робином, они были точными лишь частично".

Из-за сложных выражений на лице Уильямса создание модели Флаббера для этой сцены было процессом особенно сложным. "Главная задача для нас состояла в получении трёхмерного выражения лица Робина, а также его анимации таким образом, чтобы искажённый конечный результат был легко узнаваем", - отмечает Бертино. "Последний пункт - создание узнаваемого и, вместе с тем, не отвратительного для зрителя лица, был наиболее сложной частью работы. К тому же художникам по ротоскопингу (закраске лишних объектов в кадре) предстояла не менее трудная задача по помещению Флаббера в руки профессора. Со времени получения сфотографированных фонов для этого эпизода до окончания работ над ним у нас ушло три месяца".

По словам Бертино, ILM, при помощи трёхмерного сканнера, сосканировала голову Робина Уильямса, но: "в конечном итоге мы её не использовали. Тони Хадсон (Tony Hudson), один из наших наиболее талантливых аниматоров, смоделировал карикатуру лица для аниматики, но она была настолько хороша, что режиссёр сказал: "отлично, используйте именно её".



Отпечаток лица профессора на растянутом Флаббере. В обоих кадрах "попрыгунчик" - трёхмерный анимированный элемент, впоследствии "вставленный" в руки Уильямса

Кроме сцен взаимодействия Уильямса с "живым попрыгунчиком", ILM работала над эпизодом, в котором Флаббер делится на несколько десятков своих копий, и начинает танцевать мамбу. "Выдающейся особенностью эпизода с мамбой был тот факт, что всё фоновое окружение было снято здесь, в ILM. Мы построили огромную увеличенную сцену, в три раза больше обычной, которая содержала полноценное окно, вазоны, и даже стопки журналов National Geographic. Поскольку получить необходимые движения камеры, используя настоящую сцену, было невозможно, наш макет давал нам намного больше свободы".



Супервайзер по визуальным эффектам Питер Кросмен (Peter Crosman) и помощник супервайзера ILM Сандра Форд Карпман разговаривают по поводу съёмки очередной сцены, сидя на увеличенной сцене, построенной ILM специально для эпизода с танцем мамбы

Карпман добавила: "Мы могли контролировать процесс съёмки намного точнее, поскольку Флаббер был главным персонажем в эпизоде. Кроме того, наши эксперименты с освещением сцены были практически безграничными". По словам Карпман, для придания сцене правдоподобности вначале была создана аниматика движений камеры, "снимавшей" трансформации простейших моделей Флабберов. "Вместо того чтобы камера летала по сцене, как ей заблагорассудится, мы провели исследования движения настоящей камеры, вначале сделав замеры линейного перемещения, а затем наклонов, качания и приближения/отдаления… мы не использовали дугообразное вращение, поскольку в реальности оно также было невозможно". Впоследствии перемещение трёхмерной камеры было преобразовано в движение настоящей, с помощью которой и велись съёмки увеличенной сцены.


Именно с такого положения началось движение камеры

Стр.2 - Часть II

Рендеринг Флабберов в эпизоде танца мамбы был довольно сложной задачей. По словам Бертино: "Нам пришлось изрядно повозиться с прозрачным персонажем. Вы не можете посмотреть сквозь динозавра, или жука-пришельца - они представляют собой самостоятельные, осязаемые объекты. Что же касается конкретного фильма, одна из обязанностей аниматоров ILM состояла в создании реалистичного отражения и преломления лучей света на теле Флаббера. В эпизоде с танцем мамбы наша задача была на порядок сложнее, поскольку в каждом кадре происходило движение десятков трёхмерных персонажей, двигающихся один перед другим… и все они должны были выглядеть естественно".




Кадры из эпизода танца мамбы. Средний из них демонстрирует Флабберов, превратившихся в барабаны

Карпман рассказала, что ILM использовала новый алгоритм просчёта трассировки лучей (ray-tracing): "При помощи него мы проделали отличную работу, добавив необходимое нам отражение и искажение. Особенно это заметно в сценах, в которых танцуют два Флаббера".

Dream Quest Images

В обязанности студии Dream Quest Images (далее DQI) входило создание эпизодов с летающим автомобилем Ford Thunderbird и трёхмерной моделью робота Вибо (Weebo). Возглавлял работу студии владелец награды Academy Award Дуг Смит (Doug Smith), работавший над фильмами "Звёздные войны" ("Star Wars") и "День Независимости" ("Independence Day").

Для сцен, в которых незаменимый помощник профессора, робот Вибо не мог быть снят при помощи механической куклы, DQI создала его трёхмерную копию. "В фильме есть эпизод", - рассказывает Смит, - "в котором Вибо бьют бейсбольной битой и она (Вибо в фильме играет женский образ, - прим. авт.), отлетев, ударяется о стену. Этот удар был смоделирован при помощи компьютерной графики. Всего нами было создано около 10 кадров, которые необходимо было совместить с механическим роботом, созданным Гари Пледдоком (Gary Pladdock) и его командой. Я думаю, простой зритель не отличит настоящую Вибо от нашей".

Для того чтобы трёхмерная Вибо выглядела так же, как и механическая машина, художники DQI уделили большое внимание конструкции модели, а также её текстурам. По словам Смита: "Мы начали с грубой модели, используя большое количество фотографий для её постройки. Некоторые из фотоснимков были отсканированы и использованы в качестве базиса для создания текстур". Моделирование было закончено на первом этапе фотографирования (во время которого были произведены съёмки фонов для нужд ILM), поэтому "мы не могли сосканировать и изучить механическую Вибо", - говорит Смит. "Как только съёмки были закончены, физическая копия робота попала к нам в руки, и мы внесли финальные изменения в нашу трёхмерную модель".

Эпизоды с летающим автомобилем Ford Thunderbird были созданы при помощи комбинации элементов, отснятых на фоне "синего экрана", рисованных фонов, а также миниатюрных моделей и их компьютерных аналогов. В начале Смитом и DQI была создана простая аниматика, основной задачей которой было определение положения камеры в каждом кадре. Затем команда операторов приступила к съёмке облаков на фоне "синего экрана", созданных из хлопкового волокна. По словам Смита: "Для города, видимого внизу, был использован рисованный фон, а также миниатюрный макет (масштаб 1/16), построенный нашей студией. К этим сценам мы добавили большее количество анимированных облаков, а также облачных шлейфов, возникающих после пролёта машины. В некоторые кадры, движение камеры в которых не было слишком сложным, мы добавили двухмерные расширения, придавшие границам волоконных облаков больше прозрачности".





Эпизоды полёта автомобиля Ford Thunderbird, которыми, в основном, занималась студия Dream Quest Images

Что касается автомобиля, для его съёмок были использованы настоящий Ford Thunderbird, миниатюрная копия, а также трёхмерная модель. "Мы понимали, что в некоторых сценах, в которых камера подлетает очень близко к машине, нам было не обойтись без миниатюрной модели", - вспоминает Смит. "Мы также отсканировали настоящий Ford Thunderbird для моделирования его трёхмерного аналога, который затем был использован в некоторых сценах". Во время съёмки автомобиля на фоне "синего экрана" во избежание ненужных отражений с него было снято лобовое стекло. DQI затем заменила его трёхмерной моделью, с необходимыми для сцен отражениями самой машины и облаков. "Мы также занимались наложением отражения неба на корпус автомобиля", - закончил Смит.

C.O.R.E. Digital Pictures

Для одного эпизода с летающим авто, в котором Уильямс сталкивается с клином летящих гусей, была задействована студия C.O.R.E. Digital Pictures. За моделирование и анимацию гусей, а также компоузинг отснятого на фоне "зелёного экрана" изображения отвечал супервайзер Джон Мариелла (John Mariella). C.O.R.E. была нанята главным образом благодаря фильму "Улетая прочь от дома" ("Fly Away Home") 1996 года выпуска, для которого студия также смоделировала и анимировала трёхмерных гусей.

Для создания эпизода "Флаббера" C.O.R.E. объединила свои усилия с Dream Quest Images, поскольку ей были необходимы фоновые элементы DQI. "Они дали нам не только их, но и замеры положения и направления виртуальных камер". Сцена, в которой автомобиль сталкивается с клином гусей, была наиболее комплексной. "При помощи маркеров DQI провела замеры для камеры. Затем мы, используя данные Dream Quest, создали аниматику столкновения гусей с геометрическим кубом, представлявшим собой машину. DQI использовала наши наработки для съёмки своей миниатюрной модели Ford Thunderbird. Как только нами был получен результат их работы, мы смогли доработать анимацию гусей таким образом, что они облетали машину с соблюдением соответствующих аэродинамических процессов". Маринелла добавил: "Я должен признаться, что в процессе создания сцены не было нанесено вреда ни одному гусю".



Трёхмерные гуси, созданные и анимированные C.O.R.E. Digital Pictures, летят на фоне неба и облаков Dream Quest Images

Изначально C.O.R.E. планировала использовать для "Флаббера" те же модели гусей, которые она создала для фильма "Улетая прочь от дома", но, по словам Маринеллы: "Нам пришлось создать гусей заново. В предыдущем фильме птицы летели на большом расстоянии, поэтому детальностью оригинальные модели похвастаться не могли. Лис Мейфилд хотел, чтобы гуси были ещё в двух сценах: первой - перед столкновением и второй - после него. Поэтому нам пришлось построить более подробные модели гусей, которые могли бы лететь близко от камеры. Кроме того, нашим птицам ещё предстояло столкнуться с машиной, что подразумевало наличие эффекта "распушивания" перьев на моделях - деталь, с которой в то время ещё не сталкивалась ни одна студия. Его мы создали при помощи ПО Prisms и RenderMan".

POP Film

Кроме компьютерной графики в фильме присутствовали десятки эпизодов, содержащих закрашенные цифровым методом страховочные тросы. Этим, а также компоузингом ряда сцен, занималась POP Film - являющаяся одной из лидирующих компоузинг-студий. Супервайзером по визуальным эффектам был назначен Кен Лайтлтон (Ken Littleton), до того участвовавший в процессе создания фильма "Звёздный десант".


Баскетбольный мяч, смоделированный, анимированный и помещённый в кадр студией POP Film

"В то время как мы взялись за "Флаббер", - рассказывает он, - "наша студия только-только закончила работу над "Десантом", поэтому большинство эпизодов, включавших закрашенные страховочные тросы и эффекты замедления/ускорения времени, было обработано довольно быстро". Один из таких эпизодов, являющийся также одним из последних в фильме, начинается с взрыва дома профессора, после которого с неба падают мячи для гольфа и боулинга, ударяются о землю и взмывают опять вверх. "Мы смоделировали оба мяча на компьютере, анимировали их и поместили в сцену. Нам также пришлось вырезать из кадров небо, поскольку оно, в отличие от неба во время взрыва дома, было безоблачным. На основе фотографий, снятых Питером Кросменом, был создан новый фон и помещён на место старого". Для этого эпизода POP Film также создала плавный переход между сценами взлёта мячей и появления авиалайнера Boeing 747. "Нам пришлось проделать кое-какие манипуляции со временем в последовательности кадров", - говорит Лайтлтон, - "поскольку в оригинале фильм имел другое, более динамичное, окончание".


Для этой сцены студией Vision Crew Unlimited была построена миниатюрная модель авиалайнера

Большая работа была проделана POP Film в эпизодах с игрой в баскетбол, в начале которых профессор обрабатывает Флаббером кнопки и вставляет их в обувь команды своего колледжа, тем самым заставляя их подпрыгивать на несколько метров вверх. "Практически каждый актёр из этой команды был подвязан на страховочных тросах, которые впоследствии нам пришлось закрашивать. Мы также провели съёмку некоторых баскетболистов на фоне "зелёного экрана", - вспоминает Лайтлтон.


Кадр из эпизодов игры в баскетбол

Страховочные тросы во время игры в баскетбол были отсняты, в основном, на фоне затемнённых областей. "Один из способов закраски этих тросов - автоматическая процедура, в процессе которой мы определяли трос и создавали для него "маску". Затем наша программа посредством интеллектуального алгоритма анализировала, на каком её краю расположен пиксель, принадлежит ли он в "маске" и имеет ли он соответствующий цвет. Но в большинстве случаев мы проделывали работу "по старинке" - закрашивая тросы вручную", - закончил он.



"Попрыгать" в фильме довелось и актрисе Марсии Джей Харден. Зарисовками её страховочных тросов также занималась POP Film

Цена "зелёного попрыгунчика"

Выход фильма состоялся 28 ноября 1997 года. Несмотря на свой довольно посредственный сюжет, "Флаббер", как и положено любой семейной комедии, принёс почти 93 млн. долл. (при бюджете в 80 млн.). К сожалению, студия Disney по каким-то скрытым причинам не позволила компании-распространителю Buena Vista выпустить фильм в мировой прокат, тем самым сознательно уменьшив свой доход.


Некоторыми из эпизодов с участием "зелёного попрыгунчика" занимались и другие студии. Например, студия Hammerhead занималась сценой, в которой профессор при помощи бейсбольной перчатки ловит распрыгавшегося Флаббера

Тем не менее, если захотеть и постараться, можно без проблем найти русскоязычный "Флаббер" у нас на DVD, что мы Вам, поклонникам компьютерных спецэффектов, и рекомендуем.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/167114