Аналитика

"Флаббер". Компьютерные спецэффекты в фильме

⇣ Содержание

Содержа около 600 эпизодов со спецэффектами, 90% из которых были созданы при помощи компьютера, фильм "Флаббер-попрыгунчик", или просто "Флаббер" ("Flubber") стал одной из наиболее зрелищных картин 1997 года. Она также стала очередной победой студии Industrial Light & Magic (равно как и дюжины других), перенеся взаимодействие человека с трёхмерными объектами на качественно новый уровень.

What's this?

Поскольку студия Disney Enterprises Inc., владевшая правами на "Флаббер" (кстати, "Флаббер" 1997 года представляет собой римейк оригинального фильма, выпущенного Disney ещё в 80-е гг. прошлого столетия), не пожелала выпускать картину в мировой прокат, многие из Вас, вполне возможно, ни разу не слышали о ней. Поэтому в данном случае краткий сюжет будет особо уместен.


Над своим новым изобретением, "репульсионным полимером, обладающим невероятной кинетической энергией, и способным изменять форму", страдающий амнезией профессор химии Филип Бреинерд (Робин Уильямс, Robin Williams) работал на протяжении двух лет. Когда, казалось бы, всё получилось, и эксперимент удался (веществу зелёного цвета было дано название "Флаббер"), Бреинерд вспоминает, что ещё день назад должен был жениться. Саре Рейнольдс (Марсия Джей Харден, Marcia Gay Harden), его невесте, надоело, что жених не приходит на свадьбу третий раз, и она порвала с ним. Используя Флаббер, профессор пытается вернуть расположение Сары, которую тем временем "окручивает" давний соперник Бреинерда, Уилсон Крофт (Кристофер, МакДональд, Christopher McDonald).

Со временем о новом революционном веществе узнаёт местный авторитет Честер Хеникер (Реймонд Берри, Raymond Barry), захотевший прикарманить Флаббер себе. Помирившиеся Филип и Сара спешат вернуть "зелёного попрыгунчика", желая попутно наказать негодяев. Им это удаётся, они женятся, и наступает Happy End.

Ну а теперь, узнав о нудном и легко предсказуемом сюжете (из-за которого, главным образом, и "пострадал" прокат картины в США) давайте окунёмся в увлекательный процесс создания "живого попрыгунчика", а также других спецэффектов, присутствующих в фильме.

"Зелёный попрыгунчик"

В отличие от своего предшественника, режиссёр Лис Мейфилд (Les Mayfield) ещё в начале работ над фильмом принял решение сделать Флаббера трёхмерным персонажем. Для создания визуальных эффектов, как уже отмечалось ранее, были наняты 13 студий, среди которых основную работу выполняли: ILM, Dream Quest Images, C.O.R.E Digital Pictures и POP Film.

Industrial Light & Magic

Студия ILM занималась дизайном внешнего вида Флаббера, а также большинством эпизодов, в которых он фигурирует. Помощником супервайзера был Том Бертино (Tom Bertino), работавший над такими насыщенными спецэффектами фильмами, как: "Маска" ("The Mask"), "Каспер" ("Casper") и "Халк" ("Hulk"). "В начале работ над фильмом", - рассказывает Том, - "у Disney не было ни единой идеи по поводу того, как мог бы выглядеть персонаж, и они обратились к нам для того, чтобы мы придумали внешний вид Флаббера, а также виды его трансформации".


Том Бертино в процессе работы над одним из эпизодов с Флаббером

По словам Бертино, внешний вид Флаббера был одной из задач, над которой ILM трудилась на раннем этапе создания фильма: "Мы пошли в ближайший магазин и купили всё необходимое - различные гели для укладки волос, зубные пасты и даже жевательную резинку, которую мы могли изучать и использовать в качестве примера. Мы даже сосканировали баллон из-под геля для волос, чтобы использовать его в качестве текстурной карты для некоторых из наших ранних набросков".

Руководство Disney должно было вначале одобрить идеи сотрудников ILM по поводу анимации компьютерного персонажа, прежде чем они могли быть использованы в процессе создания фильма. "Объяснение идеи руководству Disney и остальному персоналу было довольно интересным опытом", - вспоминает Бертино. "Поскольку я лично отвечал за все движения Флаббера в сценах, мне же, входя в образ персонажа, приходилось их демонстрировать. Один раз я настолько заигрался, что даже не заметил, как окурок моей сигареты витает в паре сантиметров от лица одного из Disney'вцев".

Как только был одобрен сценарий фильма, наступил этап видеосъёмки. В случае с "Флаббером" фотографирование фонов, на которые затем будут накладываться спецэффекты, было одной из задач первоочерёдной важности, поскольку во многих сценах актёр Робин Уильямс должен был непосредственно взаимодействовать с Флаббером.


Появление Флаббера - первый эпизод, над которым работала ILM. Стоит отметить сложный компоузинг компьютерной модели на фоне пара и тумана, выходящего из резервуара

Помощник супервайзера ILM Сандра Форд Карпман (Sandra Ford Karpman), принимавшая участие в создании спецэффектов к фильмам "Крепкий орешек 2" ("Die Hard 2") "Маска" и "Конго" ("Congo"), рассказывает об участии своей студии во время процесса фотосъёмки: "Поскольку Робин должен был взаимодействовать с нашим Флаббером, контролем со стороны съёмочного персонала занимался режиссёр, а с нашей - Дин Канди (Dean Cundey). Том (Бертино) и я должны были стоять позади камеры и не дать ей хоть на миллиметр изменить своё положение, поскольку, в конечном итоге, мы затем должны были поместить Флаббера в руки Робина".

Робин Уильямс, уже сотрудничавший с ILM во время съёмок кинолент "Захват" ("Hook") и Джуманджи ("Jumanji"), взаимодействовал в фильме с воздухом, поскольку Флаббер был добавлен в кадры намного позже. Способность представлять объект в уме и работать с ним, как с настоящим, даётся не каждому актёру. "К счастью", - вспоминает Карпман, - "Робин в этом случае - отличный актёр. Нам не приходилось говорить ему, куда смотреть, потому что он мог фокусировать свой взгляд на объекте, которого на самом деле не существовало. Он был невероятен".

Бертино добавил: "Всё было значительно проще, чем может показаться на первый взгляд, во многом благодаря пониманию Робином всего процесса". Склонность Уильямса к импровизации сделала работу команды ILM по контролю фотосъёмок более лёгкой. В большинстве случаев для того, чтобы отснять актёра, взаимодействующего с трёхмерным объектом, вначале приходилось, согласно сценарию, планировать каждый кадр. Но, по словам Бертино: "Любой фильм, в котором снимался Робин, давался отделу визуальных эффектов значительно легче в первую очередь благодаря его умению импровизировать".




Кадры из эпизода трансформации Флаббера

Как только закончилась фотосъёмка фонов, за работу взялись сотрудники ILM, в задачу которых входило моделирование и анимация Флаббера, а также его интеграция в отснятый материал. По словам Сары Карпман, во время создания модели художникам ILM пришлось искать абсолютно новый подход: "Флаббер" практически полностью изменил привычные для нас правила. Большинство наших трёхмерных моделей, таких, например, как динозавры для "Парка Юрского периода" были смоделированы при помощи b-сплайнов. Вы формируете их из "проволочных" каркасов, а затем анимируете. Поскольку на протяжении фильма у динозавра всегда присутствуют две руки, две ноги и голова, вполне возможно создать модель один единственный раз и использовать её в различных ситуациях. В случае с Флаббером, субстанцией, из которой в произвольных местах вырастают руки, ноги и головы, которая постоянно меняет свой облик… как только настал черёд моделировать его на компьютере, мы поняли, что традиционные b-сплайны уже не помогут".

Новый метод незамедлительно был принят на вооружение. Рассказывает Карпман: "Для его понимания представьте себе, как взаимодействуют между собой капли обычной ртути, когда они дотрагиваются одна к другой. Чтобы на теле Флаббера выросла, например, рука, используя новый метод, необходимо было всего лишь сформировать новые дочерние капли и "вытянуть" их из главной, представлявшей собой туловище персонажа".

Несмотря на то, что импровизация Робина Уильямса была на руку аниматорам, иногда она заставляла их изрядно повозиться. Таким был один из эпизодов в начале фильма, когда профессор знакомится с Флаббером и его незаурядными способностями. По словам Карпман: "Робин решил, что было бы круто, если бы он растянул Флаббера и приклеил его к своему лицу. Том, Кейт (Джонсон (Keith Johnson), супервайзер по комбинации компьютерной графики и реальных видеосъёмок) и я в это время как раз были на съёмках… и наши челюсти отвисли. На наших лицах было написано "как можно сделать такое"? Данный эффект никто ни планировал, ни репетировал, Робин просто предложил, а затем взял и изобразил его. Идея с растягиванием Флаббера так понравилась Лису (Мейфилду), что нам ничего не оставалось, как приступить к её реализации".

Бертино отметил, что ILM смоделировала Уильямса на компьютере, используя при этом простейшие геометрические примитивы. "Мы сняли замеры со сцены, такие, например, как расстояние от камеры до актёра, но из-за лихорадочных действий, проделываемых Робином, они были точными лишь частично".

Из-за сложных выражений на лице Уильямса создание модели Флаббера для этой сцены было процессом особенно сложным. "Главная задача для нас состояла в получении трёхмерного выражения лица Робина, а также его анимации таким образом, чтобы искажённый конечный результат был легко узнаваем", - отмечает Бертино. "Последний пункт - создание узнаваемого и, вместе с тем, не отвратительного для зрителя лица, был наиболее сложной частью работы. К тому же художникам по ротоскопингу (закраске лишних объектов в кадре) предстояла не менее трудная задача по помещению Флаббера в руки профессора. Со времени получения сфотографированных фонов для этого эпизода до окончания работ над ним у нас ушло три месяца".

По словам Бертино, ILM, при помощи трёхмерного сканнера, сосканировала голову Робина Уильямса, но: "в конечном итоге мы её не использовали. Тони Хадсон (Tony Hudson), один из наших наиболее талантливых аниматоров, смоделировал карикатуру лица для аниматики, но она была настолько хороша, что режиссёр сказал: "отлично, используйте именно её".



Отпечаток лица профессора на растянутом Флаббере. В обоих кадрах "попрыгунчик" - трёхмерный анимированный элемент, впоследствии "вставленный" в руки Уильямса

Кроме сцен взаимодействия Уильямса с "живым попрыгунчиком", ILM работала над эпизодом, в котором Флаббер делится на несколько десятков своих копий, и начинает танцевать мамбу. "Выдающейся особенностью эпизода с мамбой был тот факт, что всё фоновое окружение было снято здесь, в ILM. Мы построили огромную увеличенную сцену, в три раза больше обычной, которая содержала полноценное окно, вазоны, и даже стопки журналов National Geographic. Поскольку получить необходимые движения камеры, используя настоящую сцену, было невозможно, наш макет давал нам намного больше свободы".



Супервайзер по визуальным эффектам Питер Кросмен (Peter Crosman) и помощник супервайзера ILM Сандра Форд Карпман разговаривают по поводу съёмки очередной сцены, сидя на увеличенной сцене, построенной ILM специально для эпизода с танцем мамбы

Карпман добавила: "Мы могли контролировать процесс съёмки намного точнее, поскольку Флаббер был главным персонажем в эпизоде. Кроме того, наши эксперименты с освещением сцены были практически безграничными". По словам Карпман, для придания сцене правдоподобности вначале была создана аниматика движений камеры, "снимавшей" трансформации простейших моделей Флабберов. "Вместо того чтобы камера летала по сцене, как ей заблагорассудится, мы провели исследования движения настоящей камеры, вначале сделав замеры линейного перемещения, а затем наклонов, качания и приближения/отдаления… мы не использовали дугообразное вращение, поскольку в реальности оно также было невозможно". Впоследствии перемещение трёхмерной камеры было преобразовано в движение настоящей, с помощью которой и велись съёмки увеличенной сцены.


Именно с такого положения началось движение камеры

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥