Оригинал материала: https://3dnews.ru/173133

Технология SLI: AMD против Intel

Стр.1 - Технология SLI: AMD против Intel

Производитель: NVIDIA

Слухи о появлении технологии SLI появились в первой половине 2004 года. На тот момент компьютерное сообщество отнеслось к перспективе объединения двух видеокарт весьма и весьма скептически. Однако утечки информации продолжались, интерес пользователей постоянно подогревался, и на момент выхода SLI в свет многие уже представляли в общих чертах принцип работы этой технологии. Его можно сформулировать в двух словах: SLI позволяет объединить вычислительные ресурсы двух видеокарт, и тем самым повысить производительность системы в 3D приложениях.


Для поддержки SLI был выпущен чипсет - nForce4 SLI, который предназначен для материнских плат для процессоров AMD Athlon64. Справедливости ради отметим, что многие производители, недовольные высокой ценой этого чипсета, смогли реализовать поддержку SLI на чипсете nForce4 Ultra (больше всего в этой области отличилась DFI).

Однако маркетинговый отдел nVidia быстро пресек эти инициативы. Впрочем, nVidia понять можно: очень долгое время она плелась в хвосте ATI, пытаясь из откровенно слабых чипов выжать максимум производительности путем "заточек" под конкретные игры. Естественно, доля рынка nVidia падала, и многие обозреватели предрекали ей еще большее падение. Однако совершенно неожиданно ситуация в корне поменялась: последнее поколение чипов nVidia демонстрирует очень высокую производительность, сравнимую с конкурентами. А если две high-end видеокарты (например, 6800Ultra) объединить по технологии SLI, то подобная система не имеет себе равных! И естественно, nVidia пытается получить максимальный экономический эффект от продаж SLI-чипсетов.

Другой немаловажный успех пришел к nVidia на рынке middle-end, причем как в PCI Express, так в AGP секторе. Речь идет о видеокартах на чипе 6600GT, которые имеют наилучшее соотношение "ценапроизводительность". Особо показателен рынок AGP видеокарт. У многих сложилось такое впечатление, что компания ATI полностью махнула рукой на этот сектор, и сосредоточилась исключительно на PCI Express продуктах. Оно и понятно - компания Intel, как "локомотив индустрии", пророчила картам PCI-E светлое будущие. Однако конечные пользователи проявили скептицизм, и по-прежнему продолжали покупать AGP видеокарты. При этом в розничных магазинах уже исчезли различные видеокарты Radeon 9800(ProXT), а редкие карты X800 Pro хоть и побыстрее 6600GT, но, к сожалению, заметно дороже.

Итак, можно сделать вывод, что nVidia если не вырвалась вперед, то уж точно сравнялась с ATI по привлекательности своих продуктов. И хотя технология SLI - это один из главных козырей nVidia, но, на мой взгляд, это в большей степени маркетинговая технология, не дающая большинству пользователей реальных преимуществ. Самая главная проблема SLI - это конкретная оптимизация драйвера под то или иное игровое приложение. То есть если драйвер знает игру, то прирост производительности может достигать 50% (и выше). А в противном случае, прирост скорости будет менее 50%, третий вариант - прироста не будет вообще. Кроме того, установка двух "бюджетных" видеокарт (класса GeForce 6600GT) дает довольно высокую производительность, но не обгоняет по скорости одиночную видеокарту более высокого класса (типа GeForce 6800GT). И кроме того, стоимость двух 6600GT больше, нежели одной 6800GT.

Конечно, если установить две карты 6800GTUltra в SLI, то подобная система будет по скорости вне конкуренции (т.е. будет обгонять любые современные карты ATI). Однако стоимость подобной связки превосходит все разумные пределы (более 1200$ за видеокарты + 250$ за материнскую плату + цена очень мощного блока питания). Но в маркетинговом отношении SLI - невероятно мощное оружие nVidia: все high-end системы, показывающие запредельную производительность, базируются именно на продукции nVidia, что позволяет последней заявить о безусловном лидерстве в сфере трехмерной графики (опять же - без учета стоимости). Впрочем, для "богатеньких буратино", покупающих процессоры Athlon FX или Pentium4 Extreme Edition, потратить лишние полторы тысячи долларов на графическую подсистему - не проблема. С этой точки зрения, системы SLI являются вполне реальным продуктом. Это прекрасно понимают в nVidia, и поэтому они установили "дополнительный сбор" с каждой проданной SLI-системы (ориентировочно - 50$). И последнее - тот факт, что системы SLI довольно сильно подняли планку стоимости high-end компьютера, позволил nVidia установить цену чипсета nForce4 SLI Intel Edition равную 80$. Естественно, материнские платы на основе этого набора логики будут стартовать с отметки 200$ (и это еще можно назвать очень хорошей ценой).

И в любом случае отметим: технология SLI у nVidia есть, она доступна, и если есть большие деньги, то ее можно купить. У ATI подобная технология (AMR - ATI Multi Rendering) тоже имеется, но еще официально не анонсирована. Она, по слухам, весьма привлекательна в плане гибкости и удобства использования, но купить продукты на ее основе прямо сейчас - нельзя! Причем слухи о AMR ходят довольно давно, и на мой взгляд, препятствием для ее выхода являются трудности при разработке чипсета. Практически во всех тестах чипсетов ATI мы отмечали, что по тем или иным показателям эти продукты уступают серии nForce.

Теперь возвращаемся к теме сегодняшнего тестирования. Как вы помните, в начале этого года появилась информация о чипсете nForce4 SLI для платформы Intel. Этот чипсет был анонсирован 5 апреля, и получил название nForce4 SLI Intel Edition. Естественно, возникла мысль сравнить реализации технологии SLI как на платформе AMD, так и на Intel. Здравый смысл подсказывал, что производительность обоих систем будет приблизительно одинакова. Однако гуляющие в сети слухи утверждали, что реализация SLI в Intel Edition имеет какие-то проблемы, и дает всего навсего 10-30% прироста производительности.

Чтобы выявить истину мы протестировали SLI на платах Gigabyte 8N-SLI Royal на чипсете nVidia nForce4 SLI Intel Edition и Gigabyte K8NXP-SLI на чипсете nVidia nForce4 SLI. При этом использовали две видеокарты Asus GeForce 6600GT, а также WHQL драйвер 71.84. И забегая вперед отмечу, что прирост производительности на обоих системах оказался одинаковый.

Об этом мы и написали в обзоре Gigabyte 8N-SLI Royal : "Отдельно отметим то, что производительность работы с двумя видеокартами в режиме SLI практически не отличается от скорости работы nF4 SLI для платформы AMD (в процентном соотношении). "

Однако по многочисленным просьбам читателей, приводим точные цифры.

Стр.2 - Производительность и выводы

Производительность

Мы использовали следующие комплектующие:


Процессор Intel Pentium4 660 3.6GHz Socket LGA775 (ядро Prescott-M2)
AMD Athlon64 3500+ (ядро NewCastle; 2.2GHz = 11х200)
Материнская плата Gigabyte 8N-SLI Royal на чипсете nVidia nForce4 SLI Intel Edition
Gigabyte K8NXP-SLI на чипсете nVidia nForce4 SLI
Кулер Zalman 7700Cu
Видеокарта 2 х Asus GeForce 6600GT
WHQL драйвер 71.84
Звуковая карта -
HDD IBM DTLA 307030 30Gb
Память 2x256 Mb PC3200 DDR SDRAM XBL Patriot
2x256 Mb DDR2-533 SDRAM Kingmax (тайминги по SPD)
Корпус Inwin506 с блоком питания PowerMan 300W
OS Windows XP SP1

Во всех тестах мы установили наиболее "тяжелые" настройки: степень анизотропии = 16 и полноэкранное сглаживание 4X.

Тесты игровых приложений.










И конечно же, "большая тройка": FarCry, HalfLife2 и Doom3 :)




Что касается синтетических приложений, то ситуация выглядит следующим образом:














Выводы

Обратите внимание на тесты игр Unreal Tournament 2004 и Unreal2. Для первой игры в драйвере имеются соответствующие оптимизации под SLI, и прирост производительности достигает 75-95%, а для второй игры оптимизации нет - и соответственно прирост производительности для Intel системы равен 30% (в наиболее тяжелом режиме), а для AMD системы - максимум 10%. Поэтому можно сделать предположение, что игры, не имеющие встроенного бенчмарка, будут оптимизированы под режим SLI в самую последнюю очередь.

Кстати, приведенный пример с играми UT2004 и U2 - это те игры, в которых процентная разница между Intel и AMD системами превышает 10-15%. Также отметим игру Doom3: несмотря на то, что в данном приложении процессоры AMD показывают лучшую производительность, но в режиме SLI AMD система демонстрирует прирост 53%, тогда как Intel система имеет прирост 75%! Во всех остальных играх и синтетических тестах процентная разница прироста SLI режима не превышает 5%. Т.е. если пользователь серьезно заинтересовался SLI режимом, то с точки зрения прироста производительности от второй видеокарты, ему совершенно без разницы на какой платформе собирать систему.

Все вопросы, замечания и пожелания можно и нужно задавать в конференции.

Дополнительные материалы:

Asus A8N-SLI : nVidia nForce4 SLI
DFI nF4 SLI-DR : nVidia nForce4 SLI
Gigabyte 8N-SLI Royal : nForce4 SLI Intel Edition
Gigabyte K8NXP-SLI : nVidia nForce4 SLI


Оригинал материала: https://3dnews.ru/173133