В прошлом выпуске «Автодайджеста» мы обещали больше не возвращаться к обсуждению новой Skoda Octavia в шпионской рубрике. Дело в том, что облик модели уже был почти полностью раскрыт, а технические детали заметить не так просто. Слово свое сдержим: теперь обсуждение популярной модели перетекло в блок основных новостей. Ожидаемый многими автомобиль анонсирован официально.
Уделим минуту внимания истории Skoda Octavia. Оригинальная чешская модель производилась с 1959 года по 1971-й. Уже под началом Volkswagen начался выпуск современной серии. В 1996 году был представлен автомобиль первого поколения, а в 2004-м — второго. Таким образом, скоро актуальной Octavia исполнится девять лет, что примерно в полтора раза больше среднего срока жизни для представителя массового рынка. Доставшаяся от Volkswagen Golf V платформа PQ35 оказалась на редкость живучей. Зачастую под конец производства спрос на морально устаревшую машину снижается, но только не отношении нашей героини. За 2011 год по миру разошлось более 387 тысяч «Октавий», что на 10,7% лучше результата 2010 года. Важность новинки трудно переоценить, ведь это семейство является самым популярным в модельном ряду европейского производителя. Кстати, рынок России для Skoda стоит на третьем по важности месте после Китая и Германии. У нас «Шкоды» даже популярнее, чем в самой Чехии! Этот факт оставляет надежду на разумное ценовое предложение для третьего поколения бестселлера.
Седьмое поколение Golf получило новую модульную основу MQB, которая уже перекочевала на Audi A3 и Seat Leon. Основные достоинства этой тележки хорошо известны: высокая прочность, малый вес и возможность изменения линейных размеров основных блоков в широких пределах. Все эти параметры важны для Skoda Octavia, в особенности последний, ведь она является самым большим представителем данного сегмента рынка от Volkswagen. Поскольку эта модель пользуется у отечественных автомобилистов хорошим спросом, подробно рассмотрим все особенности третьего поколения.
Пока Octavia представлена только в кузове лифтбек. Разумеется, вскоре чехи покажут и универсал, кто-то ждет полноприводную версию Scout с увеличенным дорожным просветом, но пока можно говорить только об одной вариации. Длина Skoda Octavia увеличена на 90 мм, до 4659 мм. Автомобиль стал шире на 45 мм (1814 мм). Отрадно, что колесная база растянулась сразу на 108 мм — теперь она составляет 2686 мм. Это значит, что при возросшей общей протяженности кузова инженеры уменьшили свесы — больше полезного пространства достанется непосредственно водителю и пассажирам. Вообще Octavia всегда выделялась простором в салоне, но третье поколение превзойдет рекорды предшественниц. Новинка будет обладать самым длинным салоном в компактном классе. Это позволит увеличить запас места для колен задних пассажиров и поднять высоту потолка с 966 до 980 мм. Объем багажника возрастет с 560 до 590 литров. Грузовой отсек был одной из ключевых особенностей Skoda Octavia, и новинка сохранит так полюбившийся многим владельцам форм-фактор лифтбека с огромной задней дверью и вместительным трюмом. На уровне локтей салон стал шире на 39 мм спереди и на 26 мм — сзади. Несмотря на рост во всех направлениях, третье поколение будет примерно на 102 килограмма легче второго. Секрет кроется в особенностях платформы MQB, заключающихся в оптимизации силовой структуры и более широком внедрении высокопрочных сплавов.
Нельзя не отметить новый облик семейного автомобиля. Теперь Skoda Octavia стала более острой, граненой. Вместе с тем авторам визуального стиля удалось сохранить чувство преемственности и солидную порцию консерватизма. Среди остальных представителей чешской семьи новинка ближе всего к более компактному Rapid. Сходство с концептами Vision D и Mission L тоже легко заметить, но серийная версия все же явно отличается от них. Команда дизайнеров постаралась создать более элегантный облик, который бы не устаревал с течением времени. Это стремление оправданно: кузов без явных отступлений от привычного канона не будоражит воображения, но и сединой покрывается медленнее своих более радикальных конкурентов.
Шеф-дизайнер Йозеф Кабан постарался сохранить основные отличительные черты прежних Skoda Octavia — стремительный профиль, сильно наклоненную вперед заднюю стойку крыши и C-образные задние фонари. Более острые углы и грани пришлись ко двору: сегодня это общемировая тенденция, особенно характерная для моделей концерна Volkswagen. Новая Skoda Octavia существенно отличается от предшественницы боковым остеклением. Теперь оно не разделено на отдельные секции, а составляет единое визуальное пространство. Окна заканчиваются резко поднятой кромкой двери.
С некоторых ракурсов Skoda Octavia явно похожа на прошлые модели Audi. Цитаты от более ценных брендов Volkswagen раскиданы и по салону новинки, хотя явных заимствований тут не обнаружить. Как и ранее, интерьер оформлен скромно и со вкусом. В глаза сразу бросается новое трехспицевое рулевое колесо. Сохранен один из фамильных признаков автомобилей Skoda — радиальная оцифровка спидометра и тахометра. Бело-зеленую подсветку можно ругать за несовременность, зато она меньше всего отвлекает глаза водителя во время путешествий.
С мая следующего года для лифтбека будет предложен солидный набор технологий безопасности, многие из которых еще вчера были недоступны для автомобилей этого класса. К ним относятся система автоматического торможения при опасном сближении, следящий за дорожной разметкой Lane Assistant, автономное замедление при дорожно-транспортном происшествии для предотвращения возможных повторных столкновений и даже активный капот как на Volvo V40, который сделает все возможное для уменьшения вреда пешеходам. Дополнительно Octavia будет следить за усталостью водителя. Необходимо помнить, что все это богатое оснащение предлагается лишь в качестве опции. На текущем поколении автомобиля даже система стабилизации доступна только за отдельную плату, а ее установка возможна не в каждой комплектации.
Набор двигателей будущей Skoda Octavia, скорее всего, будет точно таким же, как и у родственных моделей с поперечным расположением ДВС. Особой гордостью чехов является дизельная модификация с двигателем 1,6 TDI мощностью 110 лошадиных сил в исполнении GreenLine. Лифтбек с таким энерговооружением будет выбрасывать лишь 89 граммов CO2 на каждый пройденный километр, а за 100 км сожжет 3,4 литра «тяжелого» топлива. Самым мощным мотором новинки станет модернизированный бензиновый 1,8 TSI, развивающий 180 лошадиных сил. С учетом возросшей мощности и сниженного веса модели, такая «Октавия» обещает стать вполне динамичной для «гражданского» семейного автомобиля. Однако уже сейчас представители Skoda с уверенностью говорят о подогретой версии RS, которая и раньше пользовалась неплохим спросом. Также идет разработка полноприводных модификаций. Останутся ли они прерогативой версии Scout или четыре ведущих колеса с муфтой Haldex станут доступными за доплату для обычных лифтбеков — пока неизвестно. Вариантов коробок передач всего два: механическая и роботизированная DSG. Сегодня Skoda Octavia в России продается также с классическим гидротрансформаторным «автоматом». Никаких комментариев о сохранении этого предложения на нашем рынке от официальных лиц чешского бренда пока не поступало. Для всех двигателей, кроме базовых, производитель предложит исполнение Green tec, предусматривающее установку системы «стоп/старт» и набора для рекуперации энергии во время торможения.
Для третьего поколения лифтбека, а в перспективе — и универсала анонсирован широкий спектр дополнительного электронного оборудования. Он включает ряд новинок, которые ранее были недоступными не только для Octavia, но и вообще под брендом Skoda. Основная их часть уже известна по аналогичным предложениям подконтрольных немецкому концерну компаний. Это поддерживающий заданную дистанцию до впередиидущего автомобиля адаптивный круиз-контроль, автоматически включающий и отключающий дальний свет на трассе помощник, ассистент автоматической парковки, считыватель дорожных знаков и даже селектор режимов работы силового агрегата. Положительно влиять на комфорт и эстетику также обещают панорамная крыша с электроприводом и функция бесключевого доступа в салон.
Первые Skoda Octavia появятся в России только через полгода. На июль намечен старт местного производства, которое по договору с компанией «Группа ГАЗ» будет налажено в Нижнем Новгороде. Точные ценники еще не объявлены, но в Skoda обещают удержать стоимость на прежнем уровне. Если учесть улучшения почти во всех аспектах, это должно повысить привлекательность Octavia. Новая модель стала больше, просторнее, легче, динамичнее, экономичнее и технологичнее. Сохранив узнаваемые черты и консервативный настрой, экстерьер сделал шаг вперед. Что еще требуется от практичного семейного автомобиля с большим и удобным багажником?
Все небольшие кузовные ателье и автомобильные мастерские мечтают выпустить свой суперкар. Удивительно, но новые производители дорогущих купе сегодня появляются гораздо чаще компаний, специализирующихся на выпуске массового продукта. Зачастую это гораздо проще: заказать силовой агрегат у именитого бренда из Германии, доверить настройку шасси британцам, самостоятельно набросать общие черты кузова и салона, на скорую руку сварить каркас и обвешать его панелями из стекловолокна. Собирать такую самоделку можно в тех же боксах, где еще вчера ремонтировали двадцатилетние BMW. Иное дело, когда речь заходит о полном цикле выпуска легковушки с просчитанной рыночной нишей, идеальным соотношением потребительских качеств и сбалансированной ценой. Вот и немецкая компания Rotary Supercars в очередной раз пытается удивить мир проектом своего суперкара.
Когда-то в Rotary Supercars уже пытались выставить слегка подретушированную Ferrari 599 за уникальный спорткар Raptor GT с двигателем, состоящим из четырех роторов. В 2010 году немцы планировали из мотора объемом 2,6 литра выжать минимум 500 лошадиных сил. С добавлением одного турбокомпрессора мощность должна была увеличиться до 800 гипотетических скакунов, второй нагнетатель обещал поднять планку до 1200 лошадиных сил. Теперь Rotary Supercars представили первое изображение другого автомобиля. На этот раз любители эпатажа не обозначили характеристики своего детища. Не озвучено ни одного числа. Возможно, немецкие инженеры устали от нападок окружающих и обвинений автомобильного сообщества в утопичности проектов Rotary Supercars.
Вероятно, перед нами первая визуализация Predator GT. Про этот суперкар стало известно летом 2011 года, когда в Rotary Supercars раскрыли свои смелые планы. По словам разработчиков, им удалось уместить под капотом двигатель внутреннего сгорания, состоящий из восьми роторов. Сама по себе задумка не является явно оторванной от реальности. Например, новозеландские Кулибины из Pulse Performance Race Engineering смогли собрать и запустить шестироторный мотор, мощность которого, по смелым прогнозам, может достигнуть 900 лошадиных сил. Но в Rotary Supercars оперируют совершенно иными числами. В их суперкаре должно оказаться восемь роторов, чья совокупная мощность составит 2840 лошадиных сил. Даже у Bugatti Veyron Super Sport в запасе «всего» 1200 лошадиных сил, а ведь это результат кропотливого труда лучших умов концерна Volkswagen совместно со сторонними специалистами. Не меньше удивляют заявленные динамические параметры: с 0 до 100 км/ч Rotary Supercars Predator GT должен разгоняться менее чем за секунду! Максимальная скорость при этом должна составить более 450 км/ч. Для сравнения: Bugatti Veyron способен развивать 430 км/ч, что не намного меньше. Однако спринт с места до 100 км/ч у франко-немецкого болида занимает 2,5 секунды. Иными словами, Predator GT должен разгоняться на уровне дрегстеров класса Top Fuel с нитрометаном в качестве топлива, а пилот при этом будет испытывать действительно космические перегрузки. Даже если алхимикам из Rotary Supercars удастся создать столь мощный болид, как передать всю армаду крутящего момента на асфальт? Вспомните дрегстеры и их покрышки.
Изначально Predator GT обещали представить на шоу Top Marques Monaco в апреле 2012 года. С тех мало что изменилось — Rotary Supercars все еще вынашивает планы по выпуску молниеносной дорожной ракеты. Пока же мы не видели ни предсерийных образов, ни реальных испытаний. Верить ли словам Rotary Supercars на этот раз, каждый решит сам.
Второй концепт, привлекший наше внимание, существенно более скромен. Его подготовила швейцарская автомобильная компания Rinspeed. Она специализируется на создании крайне необычных и интересных транспортных средств. Специалисты Rinspeed уже делали автомобиль-амфибию Splash, кабриолет Presto с увеличивающейся от 1,75 до 2,99 метра колесной базой и еще много всего прочего. Одним из последних эпатажных проектов является скромный автомобильчик BamBoo с открытым верхом. В новом проекте Rinspeed наружность автомобиля менять нельзя. Зато можно выбрать его внутреннее наполнение.
Вся суть концепта Rinspeed MicroMAX скрыта в его названии. При минимальных наружных размерах он пытается быть максимально вместительным. Длина кузова MicroMAX составляет 3,6 метра, высота — 2,2 метра. Чтобы сохранить внутри максимальное количество свободного места, все спинки кресел сделаны вертикальными. В итоге в салоне размещается до пяти человек, при этом остается достаточно много пространства для объемного багажа. Чтобы сделать путешествие на Rinspeed MicroMAX максимально удобным и расслабляющим, разработчики встроили в него кофеварку и небольшой холодильник. Дополнительно к этому набору кубик на колесах будет оборудован беспроводной точкой доступа, так что по пути на работу или в аэропорт можно будет решать важные дела или посмотреть фильм. К созданию Rinspeed MicroMAX приложил руку сам Франк Риндеркнехт, основатель и глава швейцарской компании.
Один из важнейших элементов эксплуатации Rinspeed MicroMAX скрыт от глаз наблюдателей. Все дело в том, что это в первую очередь социальный проект. Компактная машинка должна работать по принципу крошечной маршрутки. Для этого будет создан специальный сервис, подбирающий людей с близкими путями перемещения. В результате можно экономить время, деньги и топливо. Кстати, работает Rinspeed MicroMAX исключительно на электричестве. Увидеть концепт воочию станет возможно седьмого марта следующего года на Международном автосалоне в Женеве.
За презентацией концепта BMW 4-й серии купе мы совершенно незаслуженно оставили в тени другую интересную модель немецкой компании, которая тоже появится в продаже в следующем году. В линейке баварцев есть необычная модель под названием BMW 5-й серии «гран-туризмо». Это большой пятиметровый хэтчбек, созданный на платформе обычного седана 7-й серии с примесью 5-й серии. Его отличительной особенностью является не только отступление от канонов классического жанра BMW, но и уникальная в своем роде двухсекционная задняя дверь, которая двумя способами открывания напоминает лифтбек Skoda Superb второго поколения. Дела с этой моделью идут ни шатко ни валко: в BMW даже признались, что предварительный прогноз был оптимистичнее реальной статистики продаж. Однако совсем скоро появится второй, более компактный представитель «гран-туризмо».
По смыслу BMW 3-й серии «гран-туризмо» будет аналогичен доступной в продаже старшей сестре. Автомобиль окажется немного больше обычного седана 3-й серии. Для этого его колесную базу удлинят по примеру BMW 4-й серии купе. Это вовсе не значит, что визуально новинка будет копией седана 3-й серии за исключением кормы. Шпионы смогли сфотографировать полностью раздетый кузов будущего хэтчбека, поэтому никаких сомнений в экстерьере не осталось. Разумеется, автомобиль выполнен в стиле «тройки» F30, но все внешние элементы здесь уникальны. Это играет модели и всей марке на руку: несмотря на очевидное внешнее сходство, в BMW не стали экономить на уникальном облике BMW 3-й серии «гран-туризмо».
Трудно дать объективную оценку общему впечатлению, которое производит премиум-хэтчбек. Более высокая крыша и совершенно нехарактерный для BMW профиль едва ли можно совершенно гармонично присоединить к агрессивной «акульей» мордашке. Кстати, крышка багажника в BMW 3-й серии «гран-туризмо» будет простой: по всей видимости, две подвижные секции в компании посчитали неоправданными из-за малых размеров или цены.
Вряд ли от практичной новинки можно ожидать каких-либо технических откровений и громких дебютов новых силовых агрегатов. Вместе с тем доступной для седанов и универсалов BMW 3-й серии начинки вполне хватит для создания богатого выбора. Вряд ли баварская компания решится, как в случае с BMW 5-й серии «гран-туризмо», убирать с рынка наименее дорогие версии автомобиля с моторами начального уровня. Выбирая практичный автомобиль с большим удобным багажником, люди не всегда стремятся к выдающимся динамическим характеристикам, пусть даже это BMW. Статистика продаж старшей сестры должна подтолкнуть маркетологов к выводу на рынок даже младших версий 320i и 320d в исполнении «гран-туризмо». Конечно, от GT в таком автомобиле останется только удобство путешествия на большие расстояния.
Пока можно лишь предполагать потенциальную дату выхода и цены BMW 3-й серии «гран-туризмо». Возможно, немцы готовят сюрприз для Женевы-2012. О стоимости хэтчбека предлагаем судить на примере BMW 5-й серии «гран-туризмо». В российской рознице этот автомобиль дороже аналогично оснащенного седана 5-й серии в среднем на 300 тысяч рублей. Наверняка ценовой разрыв в младшем семействе будет существенно меньше.
Приближается к официальному дебюту и другая новинка из стана BMW, обсуждать которую начали более трех лет назад. Именно тогда появились первые фотографии концепта Vision EfficienctDynamics. В футуристичный облик гибридного купе было трудно поверить, а в заявленные технические характеристики — почти невозможно. Уже в следующем году должно появиться серийное воплощение этого проекта, которое назвали BMW i8. Перед нами — один из последних дорожных прототипов, проходящий тестирование в условиях суровой зимы.
В течение своего жизненного цикла концепт BMW Vision EfficienctDynamics несколько раз несущественно менял свой облик. Очередной виток визуальных метаморфоз можно изучить на примере этого испытательного образца. Дизайнерам и всей команде BMW необходимо поставить памятник за то, что они смогли довести столь необычный и смелый концепт почти до серийного автомобиля с минимальным количеством интервенций в общую форму купе. Тем временем некоторые элементы все же изменены. В первую очередь это касается дверей, которые теперь сделаны из стекла далеко не полностью, да и открываться они наверняка будут по классической распашной схеме. Маскировочная пленка все же выдает немного иные элементы передней части кузова. Зато с кормой все в порядке: если снять синий камуфляж и накладные фонари, там наверняка окажется очень близкий к оригиналу рисунок.
Последний раз мы возвращались к концепту BMW i8, когда он был представлен в открытой версии Spyder. Тогда речь шла о тандеме 131-сильного электромотора и 3-цилиндрового турбированного бензинового ДВС, выдающего 223 лошадиных силы. Электрическая тяга должна достаться колесам передней оси, бензиновая — задней. Всего говорилось о 550 Н*м крутящего момента. С такими характеристиками BMW i8 Spyder обещал разгоняться с 0 до 100 км/ч за пять секунд, достигать максимальной скорости 250 км/ч, но при этом потреблять лишь три литра топлива на 100 километров в смешанном цикле. На данный момент это самая актуальная информация, поэтому пока будем ориентироваться исключительно на нее.
Тесты BMW i8 на занесенных снегом трассах являются хорошим признаком. По всей видимости, инженеры закончили основной этап разработки и теперь проверяют гибрид на стойкость к минусовым температурам. Этот вид транспорта относится к морозам куда менее боязливо, чем чистые электрокары, но зима все же способна существенно ухудшить параметры встроенных аккумуляторных батарей. По мнению BMW, в купе i8 их хватит для перемещения на 30 километров без запуска ДВС.
Последние несколько лет в BMW перестали экспериментировать над внешностью своих моделей. Зато начались поиски новых форм-факторов. Сначала появился кроссовер BMW X6, вызвавший лавину противоречивых отзывов. Затем на арену вышел большой хэтчбек BMW 5-й серии «гран-туризмо». Первое четырехдверное купе марки — BMW 6-й серии «гран-купе». Скоро будут представлены новые BMW 3-й серии «гран-туризмо» и BMW 4-й серии купе, которые также являются новаторскими. Не за горами переднеприводный компакт, а затем — гибридные или электрические новинки i3 и i8. Вряд ли все опыты увенчаются успехом, но баварцы могут себе их позволить. Секрет расточительства заключается не только в высоком доходе с каждого проданного автомобиля, но и в рекордных показателях продаж. За первые 11 месяцев 2012 года BMW занимает безоговорочное первое место среди немецкой тройки.
Согласно свежей информации, BMW удалось не только сохранить лидерство, но и увеличить отрыв от ближайшего преследователя. В ноябре 2012 года было продано 145 452 автомобиля, в то время как Audi и Mercedes смогли реализовать лишь 123 600 и 120 346 машин соответственно. Еще более показательны результаты роста: в сравнении с прошлогодним ноябрем объем сбыта трех компаний увеличился на 26,4, 10,9 и 5,7%. Тогда разрыв между тремя соперниками был минимален, а второе место занимал Mercedes-Benz.
Несмотря на отставание от BMW, представителям Audi и Mercedes-Benz нельзя жаловаться на продажи: многие европейские производители существенно сокращают планы по выпуску из-за стагнации автомобильного рынка в Евросоюзе. Общий спрос сократился на 17%!
Если говорить о более объективных данных, то можно взглянуть на статистику за первые 11 месяцев 2012 года. Порядок следования премиум-брендов тут не меняется, но проценты роста и разрыв уже иные. BMW удалось продать 1,38 миллиона своих автомобилей, что на 10,9% превышает аналогичный показатель прошлого года. У Audi рост еще больше — плюс 12,7% и 1,34 миллиона машин. Дела Mercedes-Benz на этом фоне складываются не лучшим образом: увеличение на скромные 5,1% при 1,19 миллиона автомобилей.
Драйвером роста для BMW стали компактные модели — младший кроссовер X1 и седан 3-й серии.
В начале лета текущего года мы рассказывали о параллельной парковке, попавшей в Книгу рекордов Гиннесса. Тогда житель Китая Хан Йуэ смог припарковать Mini между двумя аналогичными машинами, общее расстояние между которыми превышало длину кузова Mini всего на 15 сантиметров. В новом издании Книги рекордов Гиннесса будет указан уже другой пилот — Ронни Весчелбердгер.
Результат Ронни совсем несущественно опережает лучшую попытку Хана Йуэ: 14 сантиметров против 15. В данном случае использовались крохи Volkswagen Up!. Между ними было оставлено расстояние 3,68 метра при общей длине хэтчбека 3,54 метра. Все параметры были несколько раз проверены как лазерным дальномером, так и обычной рулеткой.