2018 год выдался богатым на интересные новинки в мире беззеркальных фотокамер. Очевидно, этот сегмент, который когда-то многим казался не слишком перспективным, сейчас переживает свой расцвет и очень быстро наращивает мощь. Fujifilm за этот год выпустила сразу несколько интереснейших новинок, про которые мы рассказывали: стабилизированную репортерскую X-H1, любительскую X-T100 и продолжение очень удачной серии – X-T3. Прошлая камера этого ряда, X-T2, вышла в 2016 году и стала едва ли не самой успешной в истории всей цифровой эры существования Fujifilm. Но новая модель, X-T3, – не просто развитие ее идей, а по-настоящему новаторская камера со множеством оригинальных и свежих решений.
Fujifilm X-T3 | Fujifilm X-T2 | Fujifilm X-H1 | Nikon Z6 | Sony a7 III | |
Сенсор изображения | 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV | 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III | 23,5 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 26,1 мегапикселя | 24,3 мегапикселя | 24,3 мегапикселя | 24,5 мегапикселя | 24 мегапикселя |
Встроенный стабилизатор изображения | Нет | Нет | 5-осевой | 5-осевой | 5-осевой |
Байонет | Fujifilm X-mount | Fujifilm X-mount | Fujifilm X-mount | Z Nikon | Sony E |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) |
Формат видео | MPEG 4 | MPEG 4 | MPEG 4 | MOV, MP4 | XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 |
Размер кадра | До 6240 × 4160 пикселей | До 6000 × 4000 пикселей | До 6000 × 4000 пикселей | До 6048 × 4024 пикселей | До 6000 × 4000 пикселей |
Разрешение видео | До 4096 × 2160, 60p | До 3840 × 2160, 60p | До 4096 × 2160, 24p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p |
Чувствительность | ISO 160–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 | ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100–51200 | ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100–51200 | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 | ISO 100–51200 с возможностью расширения до 50, 102400 и 204800 |
Затвор | Механический затвор: 1/8000–30 с; электронный затвор: 1/32000–1 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000–30 с; электронный затвор: 1/32000–1 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000–30 с; электронный затвор: 1/32000–1 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Скорость серийной съемки | До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 30 кадров в секунду с электронным затвором | До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 14 кадров в секунду с электронным затвором | До 8 кадров в секунду с механическим затвором, до 11 кадров в секунду с механическим затвором и батарейной ручкой, до 14 кадров в секунду с электронным затвором | До 12 кадров в секунду | До 10 кадров в секунду с механическим затвором |
Автофокус | Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 325 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 325 точек | Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки | Гибридный (контрастный + фазовый), 693 точки |
Экспозамер, режимы работы | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области |
Экспокоррекция | + 5 EV с шагом 1/3 ступени | + 5 EV с шагом 1/3 ступени | + 5 EV с шагом 1/3 ступени | + 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV | + 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV |
Встроенная вспышка | Нет, внешняя комплектная | Нет, внешняя комплектная | Нет, внешняя комплектная | Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Автоспуск | 2/10 с | 2/10 с | 2/10 с | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) |
Карта памяти | Два слота SD / SDHC / SDXC(UHS-II) | Два слота SD / SDHC / SDXC(UHS-II) | Два слота SD / SDHC / SDXC(UHS-II) | Слот для XQD/CF-Express | Два слота, один совместим с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II, второй – только для SD |
Дисплей | 3 дюйма, 1 040 тыс точек, поворотный в двух плоскостях | 3 дюйма, 1 620 тыс точек, поворотный в двух плоскостях | 3 дюйма, 1 040 тыс точек, поворотный в двух плоскостях | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 0,92 млн точек |
Видоискатель | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн точек) |
Интерфейсы | HDMI, USB 3.1 (Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм разъем для наушников, 2,5-мм разъем для пульта ДУ | HDMI, USB, 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ | HDMI, USB 3.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 2,5-мм разъем для пульта ДУ | USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ | USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D |
Беспроводные модули | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) | Wi-Fi, NFC, Bluetooth |
Питание | Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-W126 емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) |
Габариты | 133 × 93 × 59 мм | 132,5 × 91,8 × 49,2 мм | 139,8 × 97,3 × 85,5 мм | 134 × 101 × 68 мм | 126,9 × 95,6 × 73,7 мм |
Масса | 539 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 507 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 673 грамма (с аккумулятором и картой памяти) | 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 650 граммов (с аккумулятором и картой памяти) |
Актуальная цена | 106 990 рублей за версию без объектива (body), 132 900 рублей за версию с объективом 18-55mm f/2.8-4 (kit) | 74 990 рублей за версию без объектива (body), 97 490 рублей за версию с объективом 18-55mm f/2.8-4 (kit) | 90 990 рублей за версию без объектива (body) | 169 990 рублей за версию без объектива (body), 204 990 рублей за версию с объективом 24-70mm f/4 | 152 900 рублей за версию без объектива (body) |
Безусловно, сенсор – одна из определяющих характеристик любой фотокамеры. В Fujifilm X-T3 используется новый 26,1-мегапиксельный сенсор формата APS-C X-Trans CMOS 4 с обратной засветкой. Его характеристики позволяют предположить, что X-T3 будет выдавать менее шумную картинку на высоких ISO. Более того, базовое значение светочувствительности тоже изменилось по сравнению с более ранними моделями – с ISO 200 на ISO 160. По заявлению компании-производителя, информация с нового сенсора считывается в 10 раз более быстро. Скорость серийной съемки у новой модели увеличилась до 11 кадров в секунду при съемке с механическим затвором и 30 кадров в секунду – с электронным.
Новый процессор
Помимо нового сенсора, X-T3 получила новый четырехъядерный процессор X-Processor 4. Fujifilm утверждает, что он в 20 раз быстрее, чем оригинальный X-процессор в X-Pro1, и в 3 раза быстрее, чем X-Processor Pro, впервые представленный в камере X-H1. Благодаря этому производительность камеры существенно повышается при съемке как фото, так и видео.
Производитель заявляет, что в X-T3 использован принципиально новый алгоритм автоматической фокусировки, который обеспечивает гораздо более точную и быструю фокусировку, в том числе при съемке сложных сюжетов. Система – гибридная, с совмещенными фазовым и контрастными датчиками общим числом 425 (напомним, у предыдущей модели X-T2 – 325), которые обеспечивают 99-процентное вертикальное и горизонтальное покрытие кадра при использовании точечной автофокусировки. Зональные и широкий режимы слежения обеспечивают немного меньшее покрытие – 91% по горизонтали и 94,5% по вертикали. Чувствительность датчиков также повысилась и составляет −3 EV, по сравнению с −1 EV у предыдущей модели, – X-T3 гораздо более уверенно фокусируется при слабом освещении.
ЖК-дисплей Fujifilm X-T3 с диагональю 3,2 дюйма и разрешением 1,04 миллиона точек – вполне стандартный для этого класса камер.
Важное изменение: Fujifilm наконец оснастила ЖК-дисплей сенсорным покрытием, чего сильно не хватало в предыдущей модели. Сенсорное управление не доступно при навигации по основному меню, остальные же функции доступны: навигация по быстрому меню, фокусировка, съемка при касании, проматывание фото при просмотре.
Дисплей, как и прежде, может отклоняться вверх или вниз, режима поворота на 180 градусов, любимого блогерами и почитателями жанра селфи здесь не появилось. Зато есть возможность при нажатии клавиши поворачивать его в вертикальное положение.
Fujifilm X-T3 от Fujifilm X-H1 и GFX 50S унаследовал электронный OLED-видоискатель с разрешением 3,69 млн. точек (1280 × 960). По габаритам он чуть меньше, чем у X-T2, с увеличением 0,75х по сравнению с 0,77х. Видоискатель теперь также расположен чуть дальше от корпуса, чтобы пользователю было проще избежать случайных касаний сенсорного экрана при съемке.
По умолчанию частота обновления составляет 60 кадров в секунду, что является хорошим показателем. При этом его можно дополнительно увеличить до 100 кадров в секунду при активации «форсированного режима». Важно отметить, что разрешение видоискателя X-T3 остается неизменным во всех режимах.
⇡#Аккумулятор и зарядка камеры
В X-T3 используется литий-ионная батарея NP-W126S, знакомая по ряду других камер Fujifilm. Заявленная производительность работы до полной разрядки составляет 390 кадров (по стандарту CIPA). По моим наблюдениям, эта цифра соответствует реальности и даже несколько занижена, а при отключении предварительного просмотра кадров камера может продержаться значительно дольше. В целом ресурса батареи мне хватало на полноценный день прогулки по городу в режиме достаточно насыщенной съемки либо на интенсивную двухчасовую фотосессию в студии. Разумеется, на случай, если вы делаете несколько фотосетов подряд, необходимо иметь запасные аккумуляторы либо приобрести дополнительную рукоятку VG-XT3. Fujifilm спроектировала рукоятку таким образом, чтобы камера легко переключалась между батареями.
Зарядка батареи возможна как с помощью специального зарядного устройства, так и непосредственно в камере через USB-порт. Одновременная зарядка и съемка при этом недоступна.
В плане дизайна своих камер Fujifilm придерживается проверенной схемы с характерным ретро-налетом: зачастую – двухцветное исполнение, множество аналоговых органов управления, явные отсылки к пленочным аппаратам из прошлого века. Модель X-T3 принципиально не изменилась в этом плане.
Прочный корпус камеры изготовлен из магниевого сплава и имеет пыле- и влагозащиту. X-T3 доступна в двух цветовых вариациях: полностью черной и той самой черно-серебристой (последняя, на мой взгляд, получилась максимально стильной).
Вес камеры с батареей и комплектным объективом – 869 грамм, размеры – 133 × 93 × 59 мм. Камера комфортная по весу и габаритам, с ней совершенно не устаешь гулять весь день, она легко умещается даже в стандартную женскую сумку. Объективы для этой системы – также в большинстве своем очень легкие и компактные, это преимущество кроп-камер Fujifilm традиционно отыгрывает прекрасно.
Камера имеет небольшой выступ для хвата правой рукой. В сочетании с нескользким покрытием «под кожу» его мне оказалось достаточно, чтобы работа с X-T3 не доставляла тактильных неудобств. Однако для фотографов с более крупными руками производитель предусмотрел опциональную металлическую накладку, делающую передний выступ более внушительным.
Органы управления расположены уже знакомым по предыдущей модели образом. На фронтальной панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, программируемую кнопку, гнездо синхроконтакта, переключатель режимов фокусировки, первый селекторный диск и диод подсветки автофокуса.
Слева сбоку расположены разъемы USB Type-C, micro-HDMI, микрофонный вход и выход для наушников.
Справа сбоку – два слота для карт памяти формата SD. Каждый из них поддерживает карты UHS-II/V90, которые необходимы при съемке видео в 4K-разрешении или серийной съемке со скоростью 30 кадров в секунду. По выбору пользователя фото и видео могут записываться на карты параллельно либо последовательно. Также можно назначить одну карту под запись фото, а другую – для видео либо записывать на одну снимки в формате RAW, а на другую – в формате JPEG. Такая гибкая настройка, безусловно, очень удобна.
На верхней панели находятся следующие органы управления, слева направо: селектор выбора ISO, совмещенный с переключателем режимов протяжки, «горячий башмак» с селектором диоптрийной регулировки, селектор установки значений выдержки, совмещенный с переключателем режимов экспозамера, кнопка спуска с рычажком включения камеры, перепрограммируемая кнопка Fn и диск ввода экспокоррекции. Селекторы оснащены функцией блокировки, таким образом, пользователь может не опасаться, что случайное движение внесет ненужные коррективы в настройки камеры.
На задней панели сверху располагаются кнопки воспроизведения и удаления снимков, видоискатель, кнопки блокировки экспозиции и автофокуса, а также второй селекторный диск. Большую часть площади занимает дисплей. Справа от него – кнопка вызова быстрого меню, джойстик выбора точки автофокуса, пятипозиционная навигационная клавиша (центральная часть которой отвечает за вызов основного меню, а стрелки — за различные дополнительные функции). В самом низу — кнопка смены режима отображения информации на дисплее.
Практически все кнопки на Fujifilm X-T3 – настраиваемые; в меню наглядно показано, функцию какой из кнопок мы задаем в данный момент.
Для меня работа с аналоговыми органами управления всегда приятна за счет наглядности и тактильности этого подхода. В данном случае размер и расположение функциональных элементов я могу назвать удачным, а эргономику камеры в целом – продуманной. Среди селекторов и других органов управления нет ни слишком тугих, ни чрезмерно чувствительных.
Объективы 23 мм и 56 мм, побывавшие у меня на тесте, также имеют специфический для системы Fujifilm орган управления – кольцо настройки диафрагмы. Таким образом, все основные параметры съемки можно задать «аналоговым» методом.
Как и в других камерах Fujifilm, в X-T3 реализовано удобное быстрое меню, вызываемое кнопкой Q и содержащее 16 позиций, которые пользователь может настроить в зависимости от того, какие опции наиболее востребованы. На мой взгляд, быстрое меню у Fujifilm организовано отлично. Напомню, что теперь по нему также можно перемещаться с помощью сенсорного экрана.
В основном меню также сохранилась прежняя структура: слева мы видим значки, обозначающие главные разделы, справа – пункты соответствующего раздела, которые при активации раскрываются в новой вкладке. Меню достаточно объемное, поскольку Fujifilm X-T3 – серьезный аппарат с возможностью тонкой настройки множества параметров. Если это ваша первая камера подобного класса – вам, возможно, понадобится сверяться с инструкцией, чтобы узнать значение некоторых пунктов. Однако в целом все организовано логично и интуитивно понятно. Есть здесь и перешедший от предыдущей версии X-T2 раздел «Мое меню», куда пользователь может добавить наиболее востребованные функции – этот элемент, в принципе, частично дублирует быстрое меню.
Как и большинство современных камер, X-T3 способна подключаться к мобильным устройствам через Wi-Fi. Также на камере имеется встроенный модуль Bluetooth LE, за счет которого происходит автоматический поиск смартфона или планшета поблизости для последующего соединения по Wi-Fi. Для работы с камерой через смартфон пользователю необходимо установить приложение FUJIFILM Camera Remote (доступно для iOS и Android).
Процесс соединения камеры с мобильным устройством не составляет проблем и происходит быстро. Помимо удобства передачи снимков с камеры на смартфон (например, для моментальной публикации в соцсетях), Wi-Fi-соединение очень удобно для дистанционной съемки – допустим, когда вы снимаете предметные композиции, не нужно каждый раз подходить к установленной на штативе камере, чтобы отследить, как выглядят внесенные изменения, – это можно сделать, держа в руке мобильное устройство.
У меня была возможность протестировать Fujifilm X-T3 в разных условиях: днем в пасмурную и солнечную погоду, вечером, в помещении, в студии. Общее впечатление – камера весьма универсальна и подходит для различных жанров. Трудно выделить однозначное направление, в котором X-T3 явно лидирует – у нее есть свои плюсы как для портретной, так и для пейзажной съемки; также она может заинтересовать любителей репортажа.
На тест камера поступила с тремя объективами: Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS, Fujinon XF 23mm f/2 R WR и Fujinon XF 56mm F1.2 R.
Несмотря на то, что я почти всегда снимаю в RAW, оценить работу камеры с форматом JPEG тоже важно – ведь, к примеру, у фоторепортеров часто нет возможности тратить время на обработку. Да и в целом, при нашем все более ускоряющемся темпе жизни, зачастую хочется поделиться снимками моментально, а не ждать, когда выдастся свободный вечерок, чтобы посидеть в RAW-конвертере. Сразу скажу, что внутрикамерная обработка JPEG оставила очень приятное впечатление – это фирменная черта Fujifilm. Во-первых, снимки, даже снятые на комплектный объектив 18-55mm f/2,8-4, очень резкие и детализированные. Во-вторых, цветопередача выглядит натурально. Снимкам не присуща задранная контрастность или чрезмерная насыщенность, которой нередко грешат JPEG других камер, но нет перекоса и в другую крайность – чересчур скучное, «блеклое» изображение. Все очень сбалансированно. Ниже можно посмотреть примеры JPEG-файлов напрямую из камеры.
Динамический диапазон в JPEG также произвел приятное впечатление: при съемке в сложных световых условиях камера способна проработать детали и в тенях, и в светах. Здесь, например, отчетливо читается фактура гор, при этом и небо не «выбито» в пересвет:
Кроме того, использование светосильной оптики дает изображению замечательный объем. Не могу не отметить красивейший (хотя и очень мягкий на полностью открытой диафрагме) рисунок объектива 23mm f/2,0:
В Fujifilm X-T3 есть интересная особенность, которая закрепилась как фирменная «фишка» компании – имитация различных типов пленки. Я бы сказала, что это более деликатный способ тонирования фотографий без спецэффектов, но позволяющий добавить атмосферы без потери естественности. Эта опция будет особенно интересна тем, кто предпочитает съемку в JPEG и хочет разнообразить свои снимки, не вдаваясь в тонкости обработки и цветовых настроек. Ниже вы можете увидеть один и тот же сюжет, снятый со всеми доступными типами моделирования пленки.
Безусловно, новая система автофокуса – одна из сильных сторон камеры. Особенно я оценила ее при работе в портретном жанре. В камере есть система распознавания лиц и глаз, причем в меню вы можете задать приоритет левого или правого глаза.
Единственный нюанс, который хотелось бы исправить, – нельзя задать приоритет конкретного лица при групповой съемке (такая опция реализована, например, в камере Sony a7 III). В остальном же все работает здорово – автофокус цепкий и буквально «приклеивается» к глазам модели, быстро реагируя на любые изменения позиции. Такая опция очень удобна, например, при съемке детей, которые находятся в постоянном движении. У меня, впрочем, режим распознавания лиц и глаз был включен постоянно при любой портретной съемке. Даже в сложных условиях – при слабом и смешанном освещении, при наличии ярких объектов на переднем плане – камера отрабатывала сюжеты уверенно, фокусируясь быстро и точно.
При съемке пейзажей или натюрмортов проблем также не было – иногда, разумеется, стоит «подсказывать» камере главный объект, задавая вручную точку автофокуса, а не рассчитывать целиком на автоматику. При этом камера быстро находит объект и фокусируется. Таких проблем, как при съемке камерой Fujifilm X-T00, которая при слабом свете иногда долго не может «зацепиться» за нужный объект, несмотря на подтверждение фокусировки, у X-T3 не обнаружено.
Хорошо показала себя камера и в режиме следящей фокусировки. Например, кадр ниже снят в непростых условиях – в темное время суток на длинной выдержке; объект в движении. При этом мы получаем достаточно неплохую резкость (к сожалению, встроенного стабилизатора в X-T3 нет, поэтому приходится уповать на крепость рук) и точный фокус:
Для тех, кто не привык полагаться на автоматику и прибегает к ручной фокусировке (это актуально, например, для любителей макросъемки), в новой камере Fujifilm также предусмотрены удобные опции – например, фирменная разработка компании, названная «Цифровая микропризма», которая наглядно демонстрирует пользователю, когда снимаемый объект находится в фокусе, а когда – нет. Также здесь есть и хорошо известная многим опция «Фокус-пикинг», демонстрирующая границы объектов в резкости с помощью выделения цветом.
На то, сколько кадров подряд камера способна снять до «зависания», влияют различные факторы – тип затвора, с которым ведется съемка, выбранный размер и качество кадра. По официальной информации от Fujifilm, X-T3 имеет самую высокую производительность среди камер X-серии. При съемке с механическим затвором со скоростью 11 кадров в секунду, например, камера способна в теории выдать серию из 36 несжатых RAW. При более скоростной съемке с электронным затвором это количество уменьшается незначительно. В ходе моей работы с камерой я прибегала к серийной съемке несколько раз, самая длинная серия составила 44 кадра (в формате RAW + JPEG максимального качества; использовался механический затвор).
Возможности работы камеры на высоких значениях светочувствительности – один из ключевых показателей, поскольку далеко не все работают в студиях, где вопрос с освещением решается очень просто. Вышедшие в 2018 году полнокадровые беззеркалки от Canon, Nikon, Sony задали довольно высокую планку, и было интересно узнать, что сможет ответить на это Fujifilm X-T3 с сенсором формата APS-C. Как и следовало ожидать, вплоть до значения ISO 800 все кадры выглядят отлично – детализированно и не шумно.
Кадр ниже снят на значении 1600 ISO. С деталями все по-прежнему хорошо: мы можем разглядеть фактуру материала, из которого сделан цветок, и все мелкие «песчинки» в зоне резкости. При этом, чтобы различить намечающиеся шумы, надо сильно приблизить снимок. При сравнении внутрикамерного JPEG и RAW, сконвертированного с настройками по умолчанию, небольшую разницу в шумах можно заметить в зонах с относительно «гладкой» фактурой, например в зоне нерезкости за цветком. В RAW-файле шумы заметны отчетливее, но опять же только если приближать кадр и специально приглядываться. Работа внутрикамерного шумодава здесь весьма деликатна, основные фактуры не пострадали.
Немного увеличиваем светочувствительность – до значения ISO 2500. По-прежнему не видно ни шумов, ни сильной разницы между RAW и JPEG. Отмечу, кстати, что фото сделано на выдержке 1/15 с – несмотря на отсутствие встроенного стабилизатора или опоры, получилось добиться неплохой резкости при съемке с объективом 23 мм:
Далее – сюжет, снятый на ISO 6400. Здесь уже отчетливо видна разница между тем, что мы видим в RAW-файле и в JPEG. В RAW шумы видны отчетливо, и уже нельзя сказать, что они не сказываются на восприятии снимка. В JPEG система программного шумоподавления справилась с ними хорошо, и для данного сюжета некоторое падение детализации не критично, но, например, портрет при таких же настройках уже может выйти излишне «сглаженным».
ISO 12800, в принципе, можно считать рабочим, если речь идет не о серьезных коммерческих съемках, а, например, о кадрах, размещаемых в соцсетях. Опять же, многое зависит от сюжета – где-то важнее сохранить больше деталей, пусть и при наличии шума, где-то можно программно подавить шумы, не испортив общее впечатление от изображения.
Ниже вы можете увидеть примеры съемки тестовой сцены на разных значениях ISO:
⇡#Съемка в RAW и динамический диапазон
Чтобы оценить динамический диапазон камеры и возможности редактирования RAW-файлов, я выбрала несколько сюжетов со сложным контрастным освещением. Если взглянуть на внутрикамерные JPEG этих снимков, мы заметим чрезмерно глубокие тени и/или пересвечеченные участки. Наша задача – восстановить их так, чтобы и в светлых, и в темных областях кадра видеть максимум деталей. Работа с пейзажными снимками оставила приятное впечатление: Fujifilm X-T3 здесь не проигрывает конкурентам. Тени осветляются эффективно, без появления ярко выраженного шума. Светлые участки также «тянутся» достойно. Естественно, совсем глубокие пересветы восстановить не выйдет, но на это не способны и более дорогие камеры. Примеры обработанных снимков можно увидеть ниже. Слева – внутрикамерные JPEG, справа – RAW, сконвертированные с настройками по вкусу:
При обработке же портретных снимков в Adobe Camera RAW я обратила внимание на своеобразный эффект, заметный при внимательном разглядывании фактуры кожи. Увы, на сегодняшний день это неизбежный огрех при сочетании камер с сенсорами X-Trans CMOS и продуктов Adobe:
Видео – это та область, которой компания Fujifilm уделила особенно много внимания при разработке своей новой камеры. Очевидно, что возможности видеосъемки – одно из важных конкурентных преимуществ камеры. X-T3 поддерживает запись в 4K-разрешении с частотой до 60 кадров в секунду, причем с возможностью выбора стандартов DCI (4096 × 2160) и UHD (3840 × 2160). Видео может быть записано в 10-битном цвете 4:2:2 через выход HDMI и в 10-битном цвете 4:2:0 при записи на карту памяти. Есть возможность выбора между кодеком H.264 или H.265 / HEVC со скоростью передачи данных до 400 Мбит/с, а также выбора между настройками записи All-Intra или Long-GOP. Для съемки видео с битрейтом 400 Мбит/с необходимы карты памяти, соответствующие стандарту V60.
Скачать ролик в оригинальном разрешении (MOV, 789 Мбайт)
Важно отметить, что при съемке видео X-T3 использует всю ширину сенсора для записи 4K-видео с избыточной дискретизацией и частотой кадров до 30p. При съемке 4K/60p наблюдается небольшой кроп в 1,18, что, по словам Fujifilm, сделано для поддержания высокой скорости сканирования на датчике. Для работы в замедленном режиме он может снимать с разрешением 1080/120p, хотя при этом происходит обрезка используемой области сенсора в 1,29 раза. Эта функция была также доступна на недавнем Fujifilm X-H1, но для этого нужно было немного увеличить изображение вручную.
Большинство из этих настроек могут быть использованы в различных комбинациях с возможностью гибкой настройки под потребности пользователя, но есть некоторые ограничения. Например, для 10-битной записи требуется использование кодека H.265.
Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 1,21 Гбайт)
По заявлению Fujifilm, в камере применен новый алгоритм шумоподавления, в том числе межкадровое шумоподавление в 4К. Также заявляется, что камера может захватывать до 12 ступеней динамического диапазона при съемке видео.
Помимо этого, X-T3 предлагает ряд инструментов и функций, которые должны быть популярны среди видеооператоров. Камера включает в себя гамма-профиль Fujifilm F-Log, который можно использовать как через HDMI, так и для записи на карту памяти. Преимущество профиля – в расширенном динамическом диапазоне и гибких возможностях постобработки. Отмечу, что, поскольку X-T3 имеет базовый ISO 160, минимальная чувствительность для съемки F-Log также была понижена до ISO 640 по сравнению с ISO 800 на предыдущих камерах Fujifilm. Также есть возможность вести съемку с профилем пленки Eterna со сниженным контрастом изображения.
Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 786 Мбайт)
Режим видео также включает функцию «Бесшумный контроль», присутствующую на X-H1, которая упрощает доступ к настройкам видео с помощью сенсорного экрана, а также предоставляет способ сохранения отдельных настроек для съемки фотографий и видео.
В режиме съемки видео, так же как и при съемке фото, доступна опция распознавания лица и глаз, таким образом, фокусировка при съемке людей намного упрощается.
Fujifilm X-T3 получилась действительно интересной и продуманной камерой с обычным уже для этой серии хитовым потенциалом, который дополняется в этом поколении очень серьезными возможностями для съемки видео.
Интересный дизайн в сочетании с современной функциональностью и отсутствие четко выраженной жанровой направленности камеры могут сделать ее привлекательным вариантом для тех, кто давно мечтал о серьезной технике, но при этом ценит компактность и не гонится за полным кадром. Камера может также привлечь давних поклонников компании Fujifilm, которые испытывают потребность в более гибком и продвинутом инструменте.
Совершенно точно это самая универсальная камера в истории Fujifilm, к очевидным недостаткам которой можно отнести только обусловленное маркетинговыми играми отсутствие встроенного стабилизатора изображения, который оставлен уникальным преимуществом модели X-H1.
Скачать первую часть RAW-файлов (857 Мбайт)
Скачать вторую часть RAW-файлов (1,51 Гбайт)
Достоинства:
Недостатки: