Sony взорвала рынок фототехники выпуском своих полнокадровых «беззеркалок». Вслед за ней с большим запозданием бросились Nikon и Canon, но и Sony не сидит сложа руки, предлагая уже третье поколение своих α7 – сначала с повышенным разрешением (серия R), а теперь и «народных»
За время, которое прошло с выхода α7 II (3,5 года), сама Sony очень мощно шагнула вперед, если и не подчинив себе рынок профессиональных и полупрофессиональных фотокамер, то создав в нем серьезный карман. Главные двигатели прогресса Sony в этой области, помимо расширения парка оптики: лучший в мире автофокус с возможностью наводиться на взгляд, серьезно улучшаемая автономность, новые сенсоры и в целом здорово выросшая скорость отклика камер на действия фотографа. Главным прорывом была здесь Sony α7R II и последовавшие за ней α9 и α7R III. Теперь пришла пора обновиться и «именной» камере серии.
По сравнению с α7 II в ней улучшено, можно сказать, все. Камера получила новый 24-мегапиксельный полнокадровый сенсор с обратной подсветкой, гибридную систему фокусировки (693 точки фазового автофокуса, 425 контрастных датчиков), новую батарею, которая позволяет делать до 710 снимков на одном заряде (по методике CIPA); также она умеет снимать со скоростью до 10 кадров в секунду, оснащена дисплеем с сенсорным покрытием… Перечислять можно долго, важно понять главное – Sony постаралась создать свою самую универсальную полнокадровую беззеркалку. Но пошла ли компания в этом процессе на какие-нибудь компромиссы?
Фазовый, 61 точка, из которых 41 – крестового типа; Dual Pixel CMOS AF при фокусировке в режиме Live View
Экспозамер, режимы работы
Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области
Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области
TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам
TTL-замер в 252 точках: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный
Экспокоррекция
+ 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
+ 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
+ 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV
+ 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени
Встроенная вспышка
Нет, X-синхронизация 1/250 с
Нет, X-синхронизация 1/250 с
Нет, X-синхронизация 1/200 с
Нет, X-синхронизация 1/200 с
Автоспуск
2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров)
2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров)
2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с
2/10 с
Карта памяти
Два слота, один совместим с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II, второй – только для SD
Два слота, один совместим с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II, второй – только для SD
Слот для XQD/CF-Express
Слот для CF тип I (совместима с UDMA 7) + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS I
Дисплей
Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 0,92 млн. точек
Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,4 млн. точек
Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек
Sony α7 III – достаточно компактная камера. Это, с одной стороны, конечно, плюс, но может вызвать и неудобство. В моей, женской руке она лежит вполне комфортно, но предполагаю, что для мужчин-фотографов пространство между рукояткой для правой руки и объективом может показаться недостаточным – костяшки пальцев будут упираться в объектив. Надо отметить, что для камеры предусмотрен дополнительный удлинитель рукоятки, который можно приобрести для более комфортной работы, но у меня не было возможности проверить его в деле.
Сама по себе камера относительно легкая (650 граммов с батареей и картой памяти), но при использовании с объективом Planar T* FE 50mm f/1.4, с которым я работала наиболее часто во время тестирования, ощущается дисбаланс – оптика кажется слишком тяжелой для этой камеры. Этот нюанс, правда, можно скорректировать приобретением дополнительного батарейного блока.
В плане управления Sony α7 III не демонстрирует чего-то принципиально нового – и дизайн, и органы управления перешли к ней с других камер семейства. В частности, от модели Sony α 7R III.
На фронтальной панели находится байонет, кнопка высвобождения объектива, селекторный диск на ручке для хвата, ИК-передатчик для беспроводного пульта управления и лампа подсветки автофокуса.
На правой грани находится отсек для карт памяти, который открывается с помощью небольшого рычага. Верхний слот предназначен для карточек Memory Stick и SD, нижний – только для SD (причем именно нижний помечен как первый слот). Также здесь находится контактная площадка NFC.
На левой грани сосредоточены все интерфейсы, разделенные на три группы, каждая из которых прикрыта пластиковой крышкой. В первой находится синхроразъем для внешней вспышки и мини-джек для микрофона. Во второй – мини-джек для наушников и microHDMI. В третьей – USB Type-С (стандарт USB 3.0) и microUSB. Для зарядки камеры могут использоваться они оба, равно как и для передачи файлов на компьютер.
На верхней панели расположен динамик, стереомикрофон, универсальный интерфейс типа «горячий башмак» и группа органов управления, сконцентрированных в правой части: классический селектор режимов работы, колесо ввода экспокоррекции, кнопка спуска с выключателем питания и две программируемые клавиши.
На тыльной панели – ЖК-дисплей с механизмом выдвижения и наклона, но без возможности поворота на 180 градусов. Над ним – окуляр электронного видоискателя с колесом диоптрийной коррекции и датчиком приближения. Здесь же расположены все прочие органы управления: третья программируемая клавиша, кнопка вызова основного меню, клавиша пуска видеозаписи, принудительная активация автофокуса/увеличение масштаба при просмотре, блокировка экспозиции/уменьшение масштаба при просмотре, второй селекторный диск, джойстик, навигационное кольцо с четырьмя «лучами», реагирующими на нажатие, и центральной подтверждающей кнопкой, функциональная клавиша (по умолчанию она вызывает быстрое меню) и клавиши просмотра и удаления снимков. Последняя также программируется.
Снизу находится только отсек для батареи и штативное гнездо. Они расположены на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы у фотографа был доступ к батарее даже при съемке со штативом.
Мои субъективные впечатления от управления Sony α7 III неоднозначны. С утилитарной точки зрения все вроде бы в порядке, но ожидаемого от камеры такого уровня комфорта в работе с ней не хватает. Например, диск управления экспокоррекцией здесь очень тугой, равно как и диск смены режимов. Селекторные диски при этом вполне нормальны. Также есть вопросы к клавишам – например, кнопка вызова меню расположена слишком близко к видоискателю, нажимать ее неудобно.
Меню камеры очень обширное – Sony α7 III рассчитана на серьезную и вдумчивую работу и потому имеет множество функций, не очевидных простому любителю, но важных для профессионалов. Насколько удобно организовано меню – во многом вопрос индивидуального восприятия и привычки. Мне, к примеру, в этом плане больше импонирует организация меню в новом Nikon Z7 – функции распределены по разделам более логично, найти нужный параметр можно быстрее. В любом случае спустя несколько дней работы с α7 III к ее меню также привыкаешь, и наиболее востребованные опции находятся без труда. Стоит также отметить, что камера позволяет пользователю гибко настроить управление под себя, задав необходимые функции на желаемые кнопки. Причем одной и той же кнопке вы можете присвоить разные функции в режимах фото, видео и просмотра кадров – это очень удобно.
Несмотря на то, что дисплей Sony α7 III оснащен сенсорным покрытием, при перемещениях по меню его использование невозможно, перемещаться между пунктами можно только с помощью органов управления.
Быстрое меню вызывается кнопкой Fn на фронтальной панели. В него, разумеется, пользователь может добавить любые наиболее востребованные им функции, но только лишь 12 – на мой взгляд, этого мало для подобной камеры.
ЖК-дисплей диагональю 3 дюйма и разрешением 921 600 пикселей – уже не очень впечатляет по современным меркам. Это как раз таки один из плодов компромисса, о которых мы говорили в начале. При этом дисплей оснащен сенсорным покрытием – это прогресс по отношению к предыдущей модели, Sony α7 II. Очень удобно, что дисплей может работать в режиме тачпада: строя кадр с помощью видоискателя, вы тем не менее можете задавать точку фокусировки прикосновением к формально выключенному дисплею.
Видоискатель здесь установлен также упрощенный по сравнению с тем, что мы видели в Sony α9 или α7R III: OLED, с разрешением в 2 359 296 пикселей (против 3,7 млн пикселей на упомянутых собратьях по семейству или у прямого конкурента Nikon Z6). В нем используется новая оптика, отчего ощущения в сравнении с α7 II заметно разнятся. Но в любом случае признаюсь, что работа с этим видоискателем мне не доставила удовольствия, и прибегала я к ней только на ярком солнце, когда наведение по ЖК-экрану становилось явно некомфортным.
Безусловно, важнейшим новшеством Sony α7 III в сравнении с предыдущей моделью стал сенсор. Разрешение почти не изменилось – 24 эффективных мегапикселя. Но это не должно вводить в заблуждение – здесь сенсор свежей конструкции, с обратной подсветкой и здорово улучшенной работой на высоких значениях ISO. Вероятнее всего, это «урезанная» версия сенсора, который применяется в репортажной камере α9. С этим сенсором работает процессор BIONZ X, что, в свою очередь, означает существенное ускорение обработки данных и повышение качества этой самой обработки.
Обновленный датчик работает в тандеме с новым «интерфейсом LSI» (в основном дополнительным процессором) для съемки со скоростью до 10 кадров в секунду с покадровым автофокусом и автоэкспозицией, но без отображения снимков в режиме Live View или до 8 кадров в секунду с отображением текущей картинки. Это очень серьезный уровень, который подкрепляется очень приличным буфером обмена. Заявленной длины серии (до 40 кадров с несжатым RAW) добиться от камеры не удалось, но 32 кадра в формате RAW+JPEG – тоже очень приличный уровень. В формате JPEG длина серии может достигать 85-87 снимков. Съемка велась на карту памяти SanDisk Extreme Pro microSDXC UHS-II.
Новая камера позаимствовала впечатляющую систему фокусировки опять же от Sony α9: 693 фазовых датчика сопровождают 425 контрастных. Обеспечивается покрытие 93% кадра.
У пользователя есть возможность настроить автофокус максимально гибким способом, чтобы в зависимости от специфики своей работы каждый фотограф мог получать идеальный результат. Для фотографов, работающих с ручной фокусировкой, также есть удобные функции: фокусировочная лупа и focus peaking (выделение выбранным цветом области, находящейся в зоне резкости).
Портрет – основной жанр, в котором я работаю, причем портрет на пленэре с открытой диафрагмой я снимаю чаще всего, а это именно та ситуация, когда фокусировка критически важна. Каждый портретный фотограф знает чувство разочарования, когда удачный по всем параметрам кадр приходится отбраковывать из-за того, что фокус «уехал» немного не туда – на прядь волос или переносицу. Постоянная тщательная фокусировка по глазам входит в привычку, но новая камера Sony обещает избавить нас от лишнего труда. Насколько же хорошо работает система автофокуса по глазам? Я решила проверить это на самой сложной модели. Маленьких детей трудно заставить позировать, они постоянно в движении, и попытки ручного выбора точки фокусировки здесь очевидно терпят крах. Это идеальная ситуация, чтобы проверить, как работает новый автофокус на камере. И – работает он хорошо:
Благодаря быстрой и точной фокусировке процент кадров с браком не так велик, как можно было бы ожидать в подобных условиях. Не могу сказать, что его вовсе нет, – это было бы буквально чудом. Самая частая проблема – фокус цепляется, но не за тот глаз (дальний от камеры). Бывают и моменты, когда подтверждение фокусировки мигает в нужном месте, при этом невооруженным глазом видно, что камера сфокусировалась совершенно в другом. Снимок при этом будет выглядеть так:
А следующий в серии уже так:
С чем это связано – непонятно. В целом, несмотря даже на ряд промашек, автофокус оставил очень приятное впечатление. Эта камера действительно дает возможность снимать динамику, делать живые репортажные фото, не тратя время на самостоятельную фокусировку, из-за которой часто нужный момент упускается. Шанс, что вы получите верно сфокусированный кадр, очень высок.
Для сравнения ряд снимков я сделала с ручным выбором точки фокусировки. Здесь тоже все сработало идеально, камера мгновенно «цепляется» за глаза в указанном месте.
Итак, при дневном свете автофокус показал себя как быстрый и точный, но чего нам ждать, когда условия освещения оставляют желать лучшего?
Здесь тоже все в порядке. Камера очень хорошо фокусируется при тусклом свете, в том числе при наличии ярких отвлекающих источников света в кадре. Процент промашек фокуса, по моим наблюдениям, не выше, чем при дневном свете. Заявлено, что автофокус остается эффективным при освещении вплоть до -3 EV. Могу только подтвердить слова производителя.
Слева – кадр в оригинальном разрешении, справа – 100%-й кроп
Здесь же хочется отметить еще одну интересную «фишку» камеры под названием «регистрация лиц» и «приоритет зарегистрированных лиц». Суть ее состоит в том, что мы можем сфотографировать определенного человека и внести его портрет в память аппарата, чтобы затем при автофокусировке на группе людей камера сама выбирала нужный персонаж и фокусировалась по нему. Это может быть полезно при съемке мероприятий, где важно сделать акцент на конкретных людях. Например, фотографируя свадьбу, мы можем зарегистрировать в памяти камеры портреты жениха и невесты, чтобы при репортажной съемке их с гостями быть уверенными, что главными героями сцены будут именно молодожены.
Следующий тест – следящая автофокусировка. Камера обладает высокой скоростью съемки – 10 кадров в секунду. При съемке человека, бегущего на камеру, система автофокуса показала себя отлично. Критических промашек не было ни в одном из кадров. В паре случаев резкость немного ушла с глаз, но для того, чтобы заметить это, необходимо приближать изображение и приглядываться.
Характеристики камеры выглядят действительно впечатляюще: Sony α7 III собрала в себе все самое лучшее от предыдущих моделей, при этом цена ее относительно невелика. Звучит как заявка на звание камеры мечты, поэтому мне не терпелось проверить ее в деле. Разумеется, каждый фотограф в силу специфики и стиля своей работы уделяет особое внимание тем или иным моментам. Меня в α7 III, помимо системы автофокуса, интересовали ее возможности при работе в темноте. Посмотрим, как проявила себя камера в различных съемочных ситуациях.
Итак, с темы ночных портретов плавно перейдем на работу камеры в условиях слабой освещенности. Насколько реально совершить удачную фотопрогулку поздним вечером, не беря с собой штатив? Практика показывает, что более чем. Вспомним, что Sony α7 III оснащена фирменной системой стабилизации изображения, которая дает нам возможность снимать с рук на достаточно длинных выдержках. К примеру, кадр ниже сделан на выдержке 1/6 секунды при фокусном расстоянии 35 мм. Это позволило использовать относительно небольшое значение ISO – 1000. При таком значении большинство современных камер показывают достойный результат в плане шумов, и α7 III – уж точно не исключение:
Ниже – пара примеров снимков, сделанных в схожих условиях на более высоких значениях ISO:
Кадр сделан на значении ISO 1600
Кадр сделан на значении ISO 2500
Более сложные по свету условия и более высокие значения ISO дали следующую картину:
Кадр сделан на значении ISO 6400
При просмотре на мониторе без приближения снимки смотрятся отлично. При просмотре в режиме 100% увеличения уже становятся хорошо различимы шумы, которые создают неоднородность боке, снижают уровень проработки деталей и дают менее насыщенный в целом цвет изображения.
Следующий кадр сделан на значении ISO 12800. Нижняя часть фото, на мой взгляд, смотрится весьма прилично, но небо выдает высокое значение светочувствительности. Для сравнения: слева – внутрикамерный JPEG, справа – RAW с настройками по умолчанию.
Сюжеты, не имеющие таких больших однородных областей в кадре и снятые на том же значении ISO, смотрятся неплохо:
Итак, можно сделать вывод, что ISO 12 800 – вполне рабочее значение для камеры. Конечно, качество фото уже не идеальное, но достойно снять репортаж в сложных световых условиях вы наверняка сможете.
В реальной жизни при наличии светосильной оптики более высокие значения светочувствительности используются крайне редко, поэтому перейдем к тестам ISO:
Также предлагаем оценить работу встроенного шумоподавления в ночной сцене с ISO 6400:
Слева направо: от выключенного шумодава до максимального на ISO 6400
⇡#Качество съемки в JPEG. Цветопередача, баланс белого, творческие режимы
Сказать, что результат съемки в JPEG произвел однозначно положительное впечатление, я не могу. Да, картинка вроде бы сочная и приятная глазу, но если в одних сюжетах это смотрится уместно, то в других – ощущается некоторый перебор с контрастом. Камера зачастую жертвует деталями в тенях и светах. Пара примеров для сравнения: слева – внутрикамерные JPEG, справа – RAW, сконвертированные с настройками по умолчанию.
Насыщенность, на мой взгляд, тоже зачастую чрезмерная. Если сюжетам, снятым в пасмурный день, такая сочность цветов может быть и в плюс, то от снимков, сделанных в солнечную погоду, может уже задергаться глаз:
Баланс белого также не всегда идеален. Иногда отмечается уход в холодные тона, а иногда в теплые:
В целом заметна тенденция уводить цвета в зелень по сравнению с исходными цветами RAW.
В сумерках баланс белого может «гулять» от кадра к кадру при том, что условия освещенности не меняются.
Несмотря на то, что Sony α7 III – камера, рассчитанная на серьезную работу, здесь тоже есть возможность «поиграть» с цветом, применяя различные художественные фильтры. На этот случай мы имеем два пункта меню: «Творческий стиль» и «Эффект рисунка». И если «Творческий стиль» (здесь доступны 13 настроек, таких как «портрет», «пейзаж», «сепия» и т. д.) доступен при съемке в RAW, то «Эффект рисунка» можно активировать, только снимая в формате JPEG, что, на мой взгляд, весьма неудобно и побуждает отказаться от подобных экспериментов. Ниже мы можем увидеть примеры съемки с различными стилями и эффектами.
Камера способна записывать 14-битный RAW, в том числе при использовании бесшумного (электронного) затвора и при серийной съёмке.
Конечно, большинство пользователей камер уровня Sony α7 III все-таки предпочитают RAW-формат (в данном случае – ARW), поэтому давайте посмотрим, что мы можем «выжать» из снимков, сделанных в не самых простых условиях – с большими перепадами яркости или смешанным освещением. Ниже – ряд примеров. Слева – внутрикамерный JPEG, справа – RAW, сконвертированный по вкусу.
Общее впечатление – α7 III держится достойно. Классические проблемы фотоснимков, такие как пересвеченное небо или «проваленные» тени, исправить в большинстве случаев удается. Шумы даже при сильном осветлении теней сильно в глаза не бросаются. Сказать, что потенциал RAW-снимков поражает воображение, я все же не могу. Часто не покидает ощущение, что нужно дотянуть еще немного (света или тени), но ползунок уже стоит на максимуме. В этом смысле, например, новый Nikon Z7 впечатлил намного больше.
Sony α7 III не позиционируется как камера, предназначенная именно для видеосъемки в первую очередь (это не α7S), но эта функция для нее точно не вторична – традиционно Sony делает на нее очень мощную ставку. Камера умеет снимать в разрешении 3840 × 2160 точек с частотой до 60 кадров в секунду и 1920 × 1080 точек с частотой до 120 кадров в секунду. Причем для съемки используется вся область кадра – для получения конечной картинки в 4К производится передискретизация из 6К. Для съемки замедленного или ускоренного видео предусмотрен специальный режим на селекторе – S&Q.
Пример видеосъемки на Sony α7 III в 4К с активацией Super 35
Доступен фирменный режим Super 35, в котором информация для видео собирается только с части сенсора (область сенсора сужается в полтора раза), а не с его полной поверхности – при этом не происходит передискретизации, объединения «лишних» пикселей. От эффекта «плавающего затвора» (rolling shutter) и муара камера не избавлена, но, чтобы получить эти артефакты, надо постараться.
Поддерживаются форматы XAVC, XAVC S и AVCHD. Битрейт — до 100 Мбит/с и в 4К, и в Full HD. Есть разъемы как для микрофона, так и для наушников, доступна трансляция по HDMI, можно подключить внешнее питание, при котором будет вестись съемка. На месте и фирменные профили S-Log2, S-Log3 и HLG (Hybrid Log Gamma), которые расширяют динамический диапазон снимаемого изображения, а последний позволяет снимать видео в формате HDR. Для сравнения – флагманская репортажная модель α9 этих профилей недосчиталась.
При видеосъемке вполне эффективно работает автофокус, в том числе в следящем режиме, и здорово помогает внутрикамерный стабилизатор. Но Sony α7 III на манер предшественниц небыстро включается в процесс видеосъемки – на это уходит полторы-две секунды. При том что к фотосъемке камера готовится почти мгновенно.
В Sony α7 III устанавливается литий-ионный аккумулятор NP-FZ100 емкостью 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В). Та же батарея используется и в α7R III с α9 – и там она себя уже зарекомендовала неплохо. То же самое можно сказать и об α7 III – заявленный «ресурс» в 710 кадров (по методике CIPA) на одном заряде подтверждается на практике.
Фотографам, снимающим свадьбы и репортажи, в любом случае стоит обзавестись дополнительным аккумулятором или батарейным блоком, а вот, к примеру, тревел-фотографу, снимающему в спокойном ритме, заряда камеры почти наверняка хватит на день. Очень важно отметить возможность зарядки не только при помощи внешнего зарядного устройства, но и по кабелю – как от сети, так и от внешнего аккумулятора. Причем во время зарядки сохраняется работоспособность камеры.
Компании Sony удалось сделать действительно очень привлекательный инструмент по привлекательной же цене. Sony α7 III собрала в себе ряд эффективных функций от ранее вышедших моделей Sony α7R III и Sony α9 и почти по всем параметрам улучшилась по сравнению с предшественницей. Целесообразна ли замена Sony α7 II новой версией? Даже если не вдаваться в детали, вывод прост – да, однозначно.
В первую очередь выделяется отличная современная система автофокуса с множеством точек фокусировки и способностью наводиться по глазам (в том числе заданного фотографом человека), которая в сочетании с высокой скоростью съемки делает Sony α7 III весьма привлекательной для репортеров – и, в частности, для свадебных фотографов. Сравнительно небольшие размеры, хороший ресурс батареи, прекрасная детализация и сочный (хотя, на мой вкус, чрезмерно) JPEG придутся по вкусу тревел-фотографам.
Sony α7 III не ограничивает вас в плане жанра – она действительно весьма универсальна и способна угодить многим. Более того, она отлично подходит и для видеосъемки, в том числе с замашками на профессиональное использование. Дизайн и управление – традиционно не самые сильные стороны Sony, к камере приходится привыкать и частично смиряться с особенностями. Из компромиссов относительно упомянутых выше и значительно более дорогих Sony α7R III и Sony a9 отмечаем чуть более простой сенсор (с меньшим разрешением и лишенный слоя встроенной памяти соответственно), а также ЖК-дисплей и электронный видоискатель – оба смотрятся по состоянию на 2018 год слегка устаревшими. В остальном же это – превосходный и универсальный инструмент современного фотографа.