Сегодня 21 января 2017
18+
Цифровое фото и видео

Обзор беззеркальной фотокамеры Fujifilm X-T2: репортаж и харизма

X-T2 продолжает философию очень успешной предшественницы, совмещая в себе все прелести системы Fujifilm (сенсор X-Trans, большое число аналоговых органов управления, прекрасные способности в обработке JPEG) и классический пыле- и влагозащищенный корпус в псевдозеркальном стиле – с размещенным по центру видоискателем, вписанным в горб несуществующей пентапризмы.

Основные отличия X-T2 от X-T1 частично перечислены уже во вступлении: новый сенсор X-Trans CMOS III с разрешением 24,3 мегапикселя вместе с новым процессором, гибридный автофокус с 325 точками (из них 169 – фазовой детекции) и затвор, работающий с выдержками до 1/8000. Добавим к этому серийную съемку со скоростью до 11 кадров в секунду, двойной слот для карт памяти и новую систему поворотного экрана, который теперь не только наклоняется по вертикали, но и неожиданно двигается по диагонали. Также камера — впервые в истории Fujifilm — умеет писать 4К-видео с частотой до 60 кадров в секунду и прогрессивной разверткой. По сумме характеристик это полноценный конкурент старшим кроп-зеркалкам, но в Fujifilm давно делают упор на прямое противостояние и с полнокадровыми моделями, указывая на преимущества своего сенсора X-Trans без низкочастотного фильтра.

Это было и остается спорным вопросом, его мы рассмотрим ниже, но также интересна внутренняя конкуренция между X-T2 и X-Pro2 – эти камеры очень близки по характеристикам, абсолютно идентичны по стоимости, но предлагают разный опыт использования: более спокойный, размеренный, с активным визированием при помощи уникального гибридного видоискателя для X-Pro и традиционный репортажный для X-T.

#Технические характеристики

Fujifilm X-T2Fujifilm X-T1Fujifilm X-Pro2
Сенсор изображения 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS II 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III
Стабилизатор изображения Только встроенный в объективы Только встроенный в объективы Только встроенный в объективы
Эффективное разрешение сенсора 24,3 мегапикселя 16,3 мегапикселя 24,3 мегапикселя
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW  JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW  JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW 
Формат видео MPEG 4 MPEG 4 MPEG 4
Байонет Fujifilm X mount Fujifilm X mount Fujifilm X mount
Размер кадра До 6000 × 4000 пикселей До 4896 × 3264 пикселей До 6000 × 4000 пикселей
Разрешение видео До 3840 × 2160 пикселей (60 кадров в секунду) До 1920 × 1080 пикселей (60 кадров в секунду) До 1920 × 1080 пикселей (60 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100, 25600 и 51200 ISO 200–6400 ISO с возможностью расширения до ISO 100, 12800, 25600  ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100, 25600 и 51200
Затвор Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
электронный затвор: 1/32000 – 1 с;
длительная (Bulb): макс. 60 минут
Механический затвор: 1/4000 – 30 с;
электронный затвор: 1/32000 – 1 с;
длительная (Bulb): макс. 60 минут
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
электронный затвор: 1/16000 – 1 с;
длительная (Bulb): макс. 60 минут
Скорость серийной съемки До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 14 кадров в секунду с электронным затвором До 8 кадров в секунду До 8 кадров в секунду
Автофокус Гибридный, 325 точек, из которых 169 — фазовые, расположенные на матрице Гибридный, 49 точек Гибридный, 273 точки, из которых 77 — фазовые, расположенные на матрице
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 256 точках, многоточечный/центровзвешенный/средневзешенный/точечный TTL-замер в 256 точках, многоточечный/центровзвешенный/точечный TTL-замер в 256 точках, многоточечный/центровзвешенный/средневзешенный/точечный
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 ступени ±3 EV с шагом 1/3 ступени ±5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет, внешняя комплектная Нет, внешняя комплектная Нет
Автоспуск 2/10 с 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Два слота SD / SDHC / SDXC (оба  UHS-II) Один слот SD/SDHC Два слота SD / SDHC / SDXC (один — UHS-II)
Дисплей 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный 3 дюйма, 1 620 тыс. точек
Видоискатель Электронный (OLED с 2360 тыс. точек) Электронный (OLED с 2360 тыс. точек) Гибридный, оптический (охват 92 %) и электронный (OLED с 2360 тыс. точек)
Интерфейсы HDMI, USB, 3,5-мм для внешнего микрофона, 2,5-мм для пульта ДУ HDMI, USB, 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ HDMI, USB, 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ
Беспроводные модули Wi-Fi Wi-Fi Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-W126 емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА ·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126 емкостью 8,7 Вт ·ч (1200 мА ·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126 емкостью 8,7 Вт ·ч (1200 мА ·ч, 7,2В)
Габариты 132,5 × 91,8 × 49,2 мм 129 × 89,8 × 46,7 мм 140,5 × 82,8 × 45,9 мм
Масса 507 граммов (вкл. батарею и карту памяти)  440 граммов (вкл. батарею и карту памяти)  495 граммов (вкл. батарею и карту памяти) 
Актуальная цена 119 990 рублей за версию без объектива (body), 139 990 рублей за версию с объективом 18-55mm f/2.8-4 (kit) 75 990 рублей за версию без объектива (body) 119 990 рублей за версию без объектива (body)

#Внешний вид и эргономичность

Внешне X-T1 и X-T2 очень похожи – Fujifilm словно бы просто увеличила прошлую версию, но с некоторыми изменениями: в кнопке спуска появилась вызывающая приступы ностальгии резьба для тросика, на тыльной панели добавили дополнительный джойстик для быстрой смены точки фокусировки, наглазник  стал больше по площади.

Но главное осталось неизменным – X-T2 действительно красива. Особенно обаятельна она в сочетании с небольшим фикс-объективом: веер аналоговых селекторов, металлический корпус, общая симметрия — ретро в лучшем смысле данного слова. Эту камеру хочется сначала взять в руки, а потом не хочется выпускать – крайне приятный в обращении аппарат. Отмечу удачный ход и клавиш, и селекторов – колеса выдержки и ISO снабжены вдобавок кнопками блокировки. К сборке тоже никаких претензий – сделана камера, если кого-то такие детали еще интересуют, в Японии.

Как я уже отмечал, X-T2 стала крупнее. В сочетании с объективом 16-55mm f/2.8, который был у нас на тестировании, она и выглядит очень внушительно, и весит под стать, уже приближаясь габаритами к кроп-зеркалкам. Впрочем, есть и очень компактная оптика для байонета X Mount – в частности, тот самый 35mm f/2.0, который вы можете увидеть на фотографиях. При использовании объективов подобного формата габаритные преимущества «беззеркалок» по-прежнему очевидны с первого взгляда.

Хват достаточно комфортный, хотя выступ хотелось бы и побольше. Впрочем, если вспомнить, какими были X-Pro2 и X-E2 S, начинаешь чувствовать себя благодарным по отношению к Fujifilm и за такой наплыв на фронтальной панели. Он покрыт, конечно же, резиной, как и площадка для большого пальца на тыльной стороне. Рука не скользит.

На фронтальной панели находится байонет с кнопкой высвобождения объектива, программируемая кнопка, гнездо синхроконтакта, переключатель режимов фокусировки, первый селекторный диск и диод подсветки автофокуса.

 
 

Слева: 3,5-мм разъем для внешнего микрофона, порты USB 3.0 и microHDMI, прикрытые резиновой крышкой. Справа находится отсек для карт памяти.

Сверху все заполнено селекторами: слева от «пентапризменного» выступа, на котором мы находим кнопку переключения между дисплеем и видоискателем, горячий башмак и колесо диоптрийной регулировки, разместились расположенные друг над другом селектор ISO и переключатель режимов протяжки и специальных режимов (мультиэкспозиция, фильтры, панорама). Справа — опять же расположенные друг над другом селекторы выдержек и режимов экспозамера. Еще правее – колесо экспокоррекции. Тут же мы видим кнопку спуска с язычком включения/выключения камеры и программируемую клавишу (по умолчанию отвечающую за активацию Wi-Fi). Клавиша запуска видеозаписи исчезла.

Снизу: отсек для батареи, а также резьба для штативной площадки, дополненные разъемом для контакта с батарейной ручкой.

Тыльная панель: крупный окуляр электронного видоискателя с датчиком приближения; слева от него — кнопки воспроизведения и удаления снимков, ниже — поворотный трехдюймовый экран. Справа — кнопки блокировки экспозиции и автофокуса, а также второй селекторный диск. Под ним находится джойстик выбора точки автофокуса, кнопка вызова быстрого меню, пятипозиционная навигационная клавиша (центральная часть которой отвечает за вызов основного меню, а стрелки — за различные дополнительные функции). В самом низу — кнопка смены режима отображения информации на дисплее.

#Управление, дисплей и видоискатель

   

По своей философии управление не изменилось в сравнении с тем, что было в X-T1, ни на йоту. За счет аналоговых селекторов можно в одно движение менять выдержку, чувствительность и вводить экспокоррекцию, а диафрагма задается через кольца на фирменной оптике. При использовании сторонних объективов или редких оригинальных линз без этого кольца можно обратиться к одному из двух дисков – на лицевой или тыльной панели. Компанию этому богатству составляет пятипозиционная навигационная клавиша и несколько выделенных программируемых кнопок. Общее число программируемых элементов достигает восьми – поменять функции можно и на кнопках блокировки фокуса/экспозиции.

Дополняет картину перенесенный с X-Pro2 джойстик управления точками фокусировки – причем он реагирует на нажатие, выводя в таком случае полный набор точек фокусировки. С помощью заднего селекторного диска можно в одно же движение менять размеры зоны фокусировки. Все это крайне удобно.

Диски ISO и выдержки снабжены кнопками блокировки, а диск экспокоррекции – нет. Это сразу вызывает неприятные воспоминания о подобном органе управления Fuji X-Pro2 – там экспозиция могла сама скорректироваться в сумке из-за слишком легкого хода диска. Разработчики опять прислушались к негативным отзывам фотографов и тестировщиков: диск теперь тугой — одним пальцем, не перехватывая руку, его не сдвинешь. На мой взгляд, компания расставила приоритеты верно.

На месте и фирменное быстрое меню, реализованное в виде матрицы, по которой можно перемещаться с помощью того же джойстика автофокуса, а отдельные значения быстро менять с помощью тыльного диска. Список параметров, которые выводятся в быстром меню, тоже доступен для настройки.

   
   
   

Основной интерфейс сохранил логику прошлых моделей, но представлен в обновленном виде, который мы впервые увидели на X-Pro2. В частности, есть новый раздел «Мое меню», где можно прописать до 16 регулярно используемых функций.

   
   

На экран Live View можно вывести сетку, виртуальный горизонт и гистограмму – но найти, где находится подробный список этих параметров, не так-то просто. На всякий случай даю «адрес»: «настройка» – «настройки экрана» – «отображение пользовательских настроек». Третья по глубине вкладка – не слишком впечатляющий уровень работы специалистов по интерфейсу. С другой стороны, обращаться к основному меню приходится довольно редко. Если вы предпочитаете строить кадр исключительно через видоискатель, на экране можно отобразить основные настройки.

У управления Fujifilm X-T2 е сть только один существенный недостаток — дисплей лишен сенсорного слоя. Кто-то, конечно, по традиции ухмыльнется. Так же реагируют, видимо, и некоторые инженеры Fujifilm – зачем эта смартфонная функциональность серьезной фотокамере? Но ценность подобного решения хотя бы для мгновенного выставления точки фокусировки признали и производители профессиональной техники вроде Nikon, оснащающей свои топовые модели (D500, D5) сенсорным дисплеем. Fujifilm остается компанией традиционалистов – на такие решения ей требуется больше времени, чем другим.

 

Дисплей в X-T2 попроще, чем в X-Pro2: ЖК, 3 дюйма, но 1,04 миллиона точек, а не 1,62 миллиона. Он довольно яркий и, что очень важно, обладает весьма точной цветопередачей. Детализации может не хватать – но это не слишком критично для фотокамеры, оценить резкость  по нему все равно можно без труда. Зато экран снабжен очень необычным шарниром. По умолчанию он может наклоняться — на 45 градусов вниз и на 90 градусов вверх. Но, нажав на рычажок, панель с экраном можно отклонить примерно на 60 градусов вправо — это расширяет число доступных фотографу ракурсов. Хотя все равно такая система мне кажется менее удобной, чем традиционный боковой шарнир, позволяющий двигать экран почти свободно, – как , к примеру, на старших камерах Panasonic. Тут идет борьба за уменьшение толщины корпуса – но камера и так довольно крупная, лишние 5-7 миллиметров никакой погоды бы не сделали.

В X-T2 установлен стандартный электронный видоискатель, тогда как гибридная система с совмещением ОВИ и ЭВИ остается привилегией серий X100 и X-Pro2. Тем не менее придраться тут не к чему: 2,360 миллиона точек, стопроцентное поле охвата, коэффициент 0,77х. Хорошее время отклика и высокая частота кадров (60 кадров в секунду в стандартном режиме и 100 кадров в секунду в режиме Boost) позволяет спокойно работать с ним в темноте и при искусственном освещении – видоискатель совсем не мерцает, а запаздывания можно заметить, но они минимальны. Отличное современное решение, строить по нему кадр – одно удовольствие, тем более что на него можно вывести абсолютно те же параметры, что и на главный дисплей. Отмечу и новый наглазник – он шире и заметно удобнее, чем раньше.

#Функциональность и автофокус

X-T2 получила тот же сенсор, что и X-Pro2, – X-Trans CMOS III с рекордным для Fujifilm X-серии разрешением 24,3 мегапикселя. Матрица традиционно лишена низкочастотного фильтра – проблемы с муаром исключены за счет особого расположения пикселей. Вместе с этим сенсором работает новый процессор X-Processor Pro. Главное, что принесло его использование, так это возможность съемки видео в 4K-разрешении, но подробнее мы поговорим об этом чуть ниже, в соответствующем разделе.

 

Ключевое новшество у X-T2 «репортажное» — новый автофокус. Здесь применена гибридная схема, в которой используются как контрастный метод, так и фазовые датчики, расположенные прямо на матрице. Здесь их аж 169, а общее число точек фокусировки достигло 325. Вся площадь кадра, как, к примеру, на Sony a6300, еще не покрывается, но говорить о большей его части можно смело. Следящий автофокус здесь тоже абсолютно рабочий – а ведь это почти что невиданная вещь для камер Fujifilm, ну или как минимум вторичная.

   
   

Появилась масса настроек, которые раньше мы могли увидеть разве что в профессиональных камерах: чувствительность трекинга, чувствительность к скорости, способ отслеживания объекта (акцент на центр зоны либо по всей зоне). Есть и предустановки следящей фокусировки. Работает все это именно так, как и думаешь после знакомства со столь подробными настройками, – объект ведется четко по зоне фокусировки, переключение между целями происходит быстро, камера реагирует и на объекты, движущиеся к ней/от нее. Иногда она теряется, но это вполне рабочая репортажная система фокусировки.

Можно выставлять фокус по точке, по зоне или задействовать широкий трекинг по всему кадру. Слабое место фирменной системы фокусировки – быстрые переходы с переднего плана на задний и наоборот: в этом случае автофокус может «подвисать» даже при использовании точечной фокусировки. Приходится менять композицию, а потом возвращаться назад, к первоначальной – тогда автофокус срабатывает. В остальном  никаких претензий – все происходит быстро, фокус цепкий, работает при освещении вплоть до -3 EV.

При ручной фокусировке камера может помочь и увеличением зоны кадра, и цифровым разделением объекта, и подсветкой зоны резкости (focus peaking). Fujifilm в этой области традиционно смотрится замечательно.

По заявленной скорости серийной съемки X-T2 тоже выглядит настоящим репортажником – несмотря на увеличение разрешения снимков (в сравнении с X-T1), увеличилась и скорость. Но тут нужно сделать важную поправку – заявленные 11 кадров в секунду с механическом затвором и 14 кадров в секунду с электронным камера может стрелять исключительно в форсированном режиме Boost, в котором потребляет значительно больше энергии, чем в стандартном. В «нормальном» режиме камера способна снимать со скоростью до 8 кадров в секунду, как и ее предшественница. Длина серии, кстати, тоже различается. При более высокой скорости она короче, буфер-то не меняется: до 30 кадров в формате RAW и до 73 в JPEG. При съемке 8 кадров в секунду камера способна отснять до 33 RAW и 83 JPEG. Все это, конечно же, актуально для карт памяти стандарта UHS-II. К сожалению, у нас в наличии в данный момент были только UHS-I, поэтому проверить эти значения я не мог. Но и с карточкой UHS-I X-T2 спокойно выдавала серии в 27-30 кадров в RAW — в зависимости от ISO и включенных систем постобработки снимков. Очень достойно.

Камера получила механический затвор, способный работать с выдержками вплоть до 1/8000 секунды, к которому добавлен и электронный дублер, позволяющий обеспечить бесшумную работу в случае необходимости и выдержку 1/32000 секунды. То есть доступна съемка на открытой диафрагме в солнечный день, пусть и с чуть более шумной картинкой на выходе. За экспозамер отвечает TTL-датчик с 256 точками — он показывает небольшую склонность к недоэкспонированию. Стоит контролировать экспозицию вручную, благо диапазон поправки тут весьма широк: от -5 до +5 EV. На селекторе, впрочем, доступен только диапазон от -3 до +3 EV – остальное необходимо «добирать» с помощью дополнительного диска.

Переключателя режимов работы на X-T2, конечно, нет: приоритет выдержки, диафрагмы или программный режим выставляются за счет выбора значений на селекторе выдержки или на кольце диафрагмы, расположенном обычно на объективах. И там и там есть деление «авто». Если у вас объектив лишен этого кольца, регулировка доступна через один из селекторных дисков.

Доступна гибкая подстройка автоматического ISO: можно и задавать границы светочувствительности, и ставить минимальную выдержку; причем в памяти камеры можно сохранить три сценария работы авто-ISO, это очень удобно.

Встроенного стабилизатора в Fujifilm X-T2 нет – можно рассчитывать только на стабилизированную оптику. Нет и встроенной вспышки – но в комплекте выдается небольшая внешняя с ведущим числом 8 при ISO 200. Впрочем, проверить, как она работает, я не мог – в том комплекте, который я получил на тест, ее не было.

 
 

Зато есть встроенный Wi-Fi, который дает возможность управлять камерой при помощи смартфона или планшета, используя их или в качестве удаленного видоискателя. Также его можно использовать для копирования фотографий и видео без помощи проводов или кард-ридера. Приложение доступно для Android и iOS – не назвал бы его лучшим среди имеющихся на рынке, но оно вполне рабочее, разобраться с ним можно без проблем.

Следующая страница →
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...