Оригинал материала: https://3dnews.ru/999202

Обзор Fujifilm X-A7: беззеркальная камера для блогеров

Основные особенности. Дизайн и эргономичность

Fujifilm X-A7 предлагает целый ряд качественных улучшений по сравнению с предыдущей моделью Fujifilm X-A5: новый 24-мегапиксельный датчик формата APS-C (6000 × 4000), в восемь с половиной раз больше точек фазовой автофокусировки, поддержка записи видео 4K при 30 кадрах в секунду (X-A5 позволял записывать видео в 4K лишь при 15 кадрах в секунду) и многое другое. Посмотрим, какое впечатление произведет новинка на практике.

#Основные особенности

Серия камер Fujifilm X, которая появилась впервые в 2011 году, развивается очень активно и уже заняла свою прочную нишу на рынке.  Здесь есть камеры вполне профессионального уровня и аппараты, рассчитанные на опытных фотолюбителей. Линейку X-A можно назвать самой «младшей», ориентированной на использование новичками, активно применяющими в процессе съемки автоматический режим. Сохраняя верность ретродизайну, компания Fujifilm в то же время постаралась максимально развить «искусственный интеллект» аппарата и отразить в нем современные тенденции производительности и управления.

В отличие от старших моделей, отличительной особенностью которых является использование фирменных матриц системы X-Trans CMOS, обеспечивающих повышенную детализацию и позволяющих предотвратить появление муара при том, что они лишены фильтра низких частот, представители младшей линейки последовательно получают сенсоры с классическим («байеровским») расположением пикселей. В Fujifilm X-A7 установлен сенсор такого же формата (APS-C) и разрешения (24 Мп), как и на X-A5, но обновлена его структура: производитель утверждает, что новая медная проводка обеспечивает очень высокую скорость передачи сигнала с матрицы на процессор (тоже обновленный). Также она, как мы уже отмечали выше, получила в восемь с половиной раз больше датчиков фазовой детекции — теперь их число достигает 425. Соответственно, должна быть значительно улучшена и точность, и скорость автофокуса. Сразу можно добавить, что в X-A7 появилась функция отслеживания не только лица, но и глаза. 

Скорость серийной съемки осталась прежней, и она невысока — 6 кадров в секунду. Зато хороший прорыв сделан в съемке видео: Fujifilm X-A7 может записывать видео в 4K-разрешении с частотой до 30 кадров в секунду и поддерживает запись со скоростью 60 кадров в секунду в разрешениях Full HD и HD (720p).

Камера способна непрерывно записывать до 15 минут видео 4K и до 30 минут видео Full HD и HD. Также это первая камера серии X с режимом «Обратный отсчет», в котором пользователи могут указать продолжительность видео, которое будет снято: есть опции отрезков в 15, 30 и 60 секунд. 

Из наиболее ярких визуальных новшеств надо отметить новый 3,5-дюймовый ЖК-экран, которому отдана ведущая роль в управлении камерой.

Другие новшества включают в себя улучшенный автоматический режим распознавания сцен; в нем используется в числе прочего режим HDR — огромная редкость для камер Fujifilm, обычно демонстративно игнорирующих экспозиционную склейку. Стоит также отметить наличие беспроводных подключений Wi-Fi 802.11b/g/n и Bluetooth 4.2

Мне на тест камера попала с тремя объективами: комплектным FUJINON LENS XC15-45mmF3.5-5.6 OIS PZ, фиксом FUJINON XF50mmF2 R WR и телеобъективом  FUJINON XC50-230mmF4.5-6.7 OIS II.

Fujifilm X-A7 Fujifilm X-T30 Canon EOS M50 Sony α6400 
Panasonic Lumix G90
Сенсор изображения 23,6 × 15,6 мм (APS-C) CMOS 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV 22,3 × 14,9 мм (APS-C) CMOS 23,5 × 15,6 мм (APS-C), Exmor CMOS 17,3 × 13 мм (Micro 4/3) Live MOS
Эффективное разрешение сенсора 24 мегапикселя 26,1 мегапикселя 24,2 мегапикселя 24,2 Мп 20,3 Мп
Встроенный стабилизатор изображения Нет Нет Нет Нет Встроенный в камеру, 5-осевой
Байонет Fujifilm X-mount Fujifilm X-mount Canon EF-M Sony E-mount Micro 4/3
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW  JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW  JPEG (EXIF 2.30), RAW 14 бит JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW 14 бит JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW
Формат видео MPEG 4 MPEG 4 MPEG 4 XAVC S, AVCHD, MP4 AVCHD, MP4
Размер кадра До 6000 × 4000 До 6240 × 4160 До 6000 × 4000 До 6000 × 4000 До 5184 × 3888
Разрешение видео До 3840 × 2160, 30p До 4096 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 25p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p
Чувствительность ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100–51200 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 100–25600 с возможностью расширения до ISO 51200 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 200–25600 с возможностью расширения до ISO 100
Затвор Механический затвор: 1/4000–30 с;
электронный затвор: 1/32000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/4000–30 с;
электронный затвор: 1/32000–30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/4000–30 с;
длительная (Bulb)
1/4000—30 c; бесшумный режим Механический затвор: 1/4000–60 с;
электронный затвор: 1/16000–1 с;
длительная (Bulb); беззвучный режим
Скорость серийной съемки До 6 кадров в секунду До 8 кадров в секунду, до 20 кадров в секунду с электронным затвором; с дополнительным кропом 1,25х – до 30 кадров в секунду До 10 кадров в секунду с покадровой фокусировкой, до 7,4 кадра в секунду со следящей фокусировкой До 11 кадров в секунду До 9 кадров в секунду; в режиме 4К-фото до 30 кадров в секунду с электронным затвором
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный, Dual Pixel CMOS, 143 точки Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Контрастный, 49 точек
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный TTL-замер в 384 зонах, оценочный/частичный/центровзвешенный/точечный 1200-зональный оценочный: мультисегментный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области TTL-замер в 1728 точках, многоточечный/центровзвешенный/точечный
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 ступени ±5 EV с шагом 1/3 ступени ±5 EV с шагом 1/3 ступени ±5 EV (с шагом 1/3 ступени или 1/2 ступени) ±5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Встроенная, ведущее число 4 (ISO 100) Встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) Есть, ведущее число  приблизительно 5 Встроенная, синхронизация 1/160 с, ведущее число 6 (ISO 100) Встроенная, ведущее число 9 (ISO 200), ведущее число 6,4 (ISO 100) 
Автоспуск 2/10 с 2/10 с 2/10 с 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот SD / SDHC / SDXC (UHS-I) Один слот Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC до UHS-I Один слот SD / SDHC / SDXC (UHS-II)
Дисплей 3,5 дюйма, 2 760 тыс. точек, наклонный 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный ЖК, 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, сенсорный, поворотный ЖК, 3 дюйма, разрешение 921 тыс. точек, сенсорный, наклонный ЖК, 3 дюйма, 1 240 тыс. точек, сенсорный, наклонный
Видоискатель Нет Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек)
Интерфейсы miniHDMI, USB 2.0 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона HDMI, USB 3.1 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ miсroUSB, miniHDMI, внешний микрофон microUSB, miсroDMI, 3,5-мм разъем для микрофона microHDMI, USB Type-C, 3,5-мм для микрофона, 3,5-мм для наушников
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, NFC, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth, NFC Wi-Fi, Bluetooth, NFC
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор LP-E12 емкостью 6,3 Вт·ч (875 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,3 Вт·ч (1020 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор DMW-BLC12 (1200 мА·ч, 7,2 В)
Габариты 119 × 38 × 41 мм 118,4 × 82,8 × 46,8 мм 116,3 × 88,1 × 58,7 мм 120 × 67 × 60 мм 130 × 94 × 77 мм
Масса 320 граммов (вкл. батарею и карту памяти)  383 грамма (вкл. батарею и карту памяти)  387-390 граммов (вкл. батарею и карту памяти), в зависимости от цветовой вариации 403 грамма (вкл. батарею и карту памяти)  536 граммов (вкл. батарею и карту памяти) 
Актуальная цена 51 990 рублей за версию с комплектным объективом XF 15-45mm f/3,5-5,6 59 990 рублей за версию без объектива (body), 66 900 рублей за версию с комплектным объективом XF 18-55mm f/2,8-4 43 200 рублей за версию с объективом (kit) 65 000 рублей за версию без объектива (body), 74 990 рублей за версию с комплектным объективом E 16-50mm 69 990 рублей за версию без объектива (body); 89 990 рублей за версию с объективом (kit)

#Дизайн и эргономичность

Fujifilm традиционно выделяется дизайном своих камер. Ретростиль — фирменная «фишка» компании, и в любительских моделях она реализуется в не меньшей степени, чем во флагманских, а то и в большей. Модель X-A7 доступна в четырех цветовых решениях: традиционных серебристом и черно-серебристом, а также «верблюжьем» (бежевом) и мятно-зеленом. Надо признать, два последних цветовых решения меня с ходу очаровали, и такое разнообразие совсем не кажется мне излишеством, ведь люди, увлеченные фотосъемкой, — творческие натуры, визуалы, и им часто совсем не все равно, как выглядит их камера. Но, увы, мятно-зеленая X-A7 в России официально не продается и продаваться не будет.

 

«Верблюжья » и зеленая Fujifilm X-A7

«Солидные» черные аппараты порядком поднадоели, а возможность носить свою камеру как стильный аксессуар весьма приятна. «Китовый» объектив Fujinon XC 15–45 мм F3,5–5,6 OIS PZ — легкий, небольшой, серебристого цвета — отлично визуально дополняет X-A7. Вес камеры с объективом и аккумулятором — 455 граммов (без объектива — 320 граммов), габариты — 119 × 38 × 41 мм. Камера без проблем помещается в небольшой сумке. Корпус камеры изготовлен из пластика с покрытием под металл — в долговечности корпуса, увы, приходится усомниться, он не выглядит очень надежным. На большую часть корпуса нанесено антискользящее покрытие. Есть выступ для хвата правой рукой — совсем небольшой, но существенно облегчающий взаимодействие с камерой. Также есть площадка для большого пальца сзади.

В плане управления сделан шаг в сторону сокращения традиционных для камер компании аналоговых органов и более активного использования сенсорного экрана. Поначалу было непривычно: сама логика навигации отличается от того, к чему я привыкла как на камерах Fujifilm, так и на фотоаппаратах других брендов. Говоря простым языком — «слишком мало кнопок». Но через несколько дней к управлению привыкаешь и понимаешь, что оно вполне удобное: прогресс не стоит на месте, в конце концов, все уже давно привыкли к сенсорному управлению при работе со смартфоном. Те, для кого X-A7 станет первой камерой, скорее всего, освоят управление очень быстро, а владельцам более старых моделей придется первое время «позависать», пока в голове не отложится, что кнопка быстрого меню, к примеру, находится не на корпусе, а на экране.

Давайте рассмотрим детальнее, как организована эргономика FujifilmX-A7. На левом ребре расположена кнопка подъема вспышки и микрофонный вход (2,5 мм) под прорезиненной крышкой.

 

На правом ребре расположены разъемы для зарядки камеры, подключения к компьютеру и передачи видеосигнала стандартов USB Type-C (USB 2.0) и miniHDMI.

Спереди находится байонет Fujifilm X Mount, кнопка высвобождения объектива и лампа подсветки автофокуса.

Снизу мы видим штативное гнездо и, вплотную с ним, совмещенный отсек для батареи и карты памяти. Камера поддерживает карты SD/SDHC/SDXC (предельный стандарт скорости UHS-I). При использовании штативной площадки отсек блокируется, что, разумеется, не очень удобно в ситуации, когда надо заменить карту памяти или батарею, например, при студийной работе, — но это терпимая плата за компактность камеры.

Сверху находятся встроенная вспышка, горячий башмак, селектор выбора режима съемки, кнопка спуска, совмещенная с диском смены настроек, кнопка включения-выключения камеры, второй диск смены настроек с программируемой кнопкой сверху (по умолчанию она отвечает за запись видео).

 

Самые существенные перемены в сравнении с прошлой моделью произошли на задней панели. Большую часть пространства «расчистили» под дисплей, разместив две кнопки сверху — это кнопка выбора режима протяжки/брекетинга/удаления снимков и кнопка воспроизведения снимков. Справа находятся навигационный джойстик, кнопка вызова меню и кнопка смены режимов отображения информации на дисплее.

Все органы управления довольно миниатюрные, но мне не показалось, что это создает существенные неудобства при работе. Разве что кнопка включения-выключения, расположенная между двумя колесами, кажется излишне маленькой и труднодоступной для мужчин с крупными пальцами или девушек с длинными ногтями. Но приноровиться в любом случае можно.

#Дисплей

Остановимся подробнее на экране камеры. Он имеет диагональ 3,5 дюйма и высокое разрешение (2,76 млн пикселей). Разумеется, есть сенсорное покрытие — доступна как навигация по интерфейсу, так и фокусировка или съемка прикосновением пальца. X-A7 —  первая модель серии X, оснащенная ЖК-дисплеем с переменным углом наклона. Когда вы не используете камеру, дисплей можно держать в закрытом положении, что защищает его поверхность от повреждений при транспортировке. Для съемки из нестандартных положений —  например, с нижней точки — экран можно повернуть горизонтально; также доступен поворот на 180 градусов, который особенно удобен при съемке автопортретов/видеоблогов. Экран двигается очень плавно, конструкция производит впечатление надежной. Важным нюансом является соотношение сторон экрана — 16:9 при том что стандартное соотношение сторон фотоснимка — 3:2 либо 4:3. Таким образом производитель решил сделать шаг навстречу любителям снимать видео. Впрочем, какого-то дискомфорта при съемке фото на такой «вытянутый» экран я не ощутила — темное пространство по краям кадра никак не напрягает, слева по умолчанию отображается шкала экспокоррекции, что весьма удобно.

В камере нет видоискателя, и потому качество изображения на экране особенно важно. Он показал себя хорошо даже при съемке на ярком солнце — картинка четкая, яркая, контрастная.

 

#Интерфейс 

Одна из «фишек» камеры — «умное» меню. Главный принцип — наглядно демонстрировать пользователю все вносимые изменения. К примеру, меняя один фильтр на другой, мы видим разделенный пополам экран, в левой части которого демонстрируется эффект текущего фильтра, а в правой — выбранного. Перемещая ползунок с помощью прикосновения к экрану, удобно сравнивать изображение. Это действительно новый и интересный прием, который мы не видели у остальных производителей.

Основное меню вызывается соответствующей кнопкой на задней панели корпуса. Оно организовано вертикально и содержит шесть основных разделов, в каждом из которых — одна-две страницы с настройками. Настройки каждой опции открываются в выпадающем окне на том же экране. Меню полностью русифицировано, перемещаться по нему можно как с помощью аналоговых органов управления, так и сенсорным способом. Для меня первый вариант был чуть более удобен, поскольку надписи все-таки не очень большие, и можно промахнуться (при этом у меня не такие уж большие руки; для фотографов-мужчин это будет еще актуальнее). В целом структура меню выглядит вполне логично, думаю, что запутаться в нем не получится.

Разумеется, в камере есть и быстрое меню, где собраны все основные настройки для максимально удобного доступа. Оно вызывается на сенсорном экране и содержит шестнадцать пунктов, организованных в виде таблицы. Указать, какие именно настройки будут составлять быстрое меню, пользователь может сам (для этого в последнем разделе основного меню нужно выбрать пункт «настройка кнопки»).

#Беспроводные соединения

Разумеется, как  любая современная камера, Fujifilm X-A7 умеет подключаться к компьютеру или мобильному устройству посредством Wi-Fi и Bluetooth. При первом же включении она предлагает установить соединение со смартфоном, и это отвечает духу времени. Для работы вам понадобится бесплатное приложение Fujifilm Camera Remote, с помощью которого можно снимать удаленно, выставляя параметры съемки и просматривая кадры на экране смартфона, а также быстро отправлять снятые изображения на смартфон, в том числе настроив автоматическую передачу.

#Камера в работе. Съемка в JPEG, авторежим, творческие функции 

Серия Fujifilm X-A относится к любительской категории, а значит, во многом рассчитана на пользователей, которые будут много снимать в JPEG, не прибегая к тонкому ручному управлению и тщательной постобработке снимков. Камера продумана таким образом, чтобы работа с ней была легкой, интуитивно понятной и при этом имела пространство для творческого маневра. 

#Авторежим

Режим SR+ отлично подойдет для начинающих фотографов, он максимально комфортен, если вы привыкли к съемке на смартфон и пока не готовы осваивать ручные настройки. В этом режиме камера сама определяет тип сюжета и подбирает оптимальные параметры съемки.  Зона фокусировки при этом выделяется зеленым прямоугольником, и если пользователь хочет сфокусироваться в другой области, он может сделать это прикосновением к сенсорному экрану. Доступен также ввод экспокоррекции (то есть вы можете сделать фото темнее или светлее по своему усмотрению в авторежиме), использование режимов моделирования пленки, выбор пропорций кадра, сглаживание кожи на портретных снимках и выбор степени размытия фона (по сути, пользователь в авторежиме может управлять диафрагмой, но для облегчения понимания применяется предельно простая терминология). 

В режиме SR+ съемка ведется с электронным затвором, что позволяет камере использовать более короткие выдержки и только в формате JPEG. Конечно, мало кто из пользователей, снимающих в авторежиме, планирует работать с RAW, но бывают ситуации, когда это действительно нужно: например, если вы знаете, что съемка будет проходить в сложных по свету условиях, но боитесь, что не справитесь сами с настройками и доверяете выставление экспозиции автоматике, а затем пытаетесь «спасти» пересвеченные кадры при постобработке, отдавая снимки более опытному фотографу/ретушеру. В данном случае такой опции нет. Это экономит место на карте памяти, но сильно ограничивает в творческом плане.

Еще один существенный минус, на который я обратила внимание: если вы вели съемку в формате RAW+JPEG в ручном или полуавтоматическом режиме, а затем переключились в авторежим, то при возвращении назад съемка продолжает вестись только в  формате JPEG. Если вы самостоятельно снова не включите RAW, о чем несложно забыть, вас ждет жестокое разочарование. 

Перейдем непосредственно к качеству съемки в  JPEG. Производитель делает акцент на цветопередаче камеры: заявлено, что цвета на снимках получаются максимально естественными,  такими, какими они остаются в памяти самого фотографа. И действительно, эта естественность ощущается. Допускаю, что тем, кто привык к картинкам со смартфонов, которые зачастую выглядят излишне контрастно и насыщенно, снимки с X-A7 могут показаться несколько «прохладными» и бледноватыми, но, на мой вкус, в них как раз есть та сбалансированная натуральность, которая делает фото более благородным. Резкость и детализация также достойные. Конечно, это не тот уровень проработки деталей, который способны обеспечить топовые профессиональные камеры с сенсорами огромного разрешения, но мы принимаем во внимание класс камеры. Ниже можно посмотреть ряд примеров съемки в режиме SR+:

 
 
 
 

#Моделирование пленки 

Сделать снимок более атмосферным, повлиять на цвет/контраст/насыщенность можно, выбрав один из пленочных профилей. Это фирменная разработка компании Fujifilm, которая знакома нам по многим камерам, а для новых пользователей она станет приятным бонусом. Всего доступно 11 пленочных профилей, в том числе несколько вариаций черно-белого изображения с имитацией использования разных цветовых фильтров. Несколько примеров использования пленочных профилей:

 
 

#Художественные фильтры 

Следующий режим съемки — Advanced. Он предлагает пользователю 19 творческих фильтров, позволяющих создавать различные эффекты на снимках. Фильтры довольно интересные и разнообразные. Если проявить фантазию и творческое видение, многим из них вполне можно найти удачное применение на практике — тем, кто не знаком или не хочет заморачиваться с обработкой фото, такой способ разнообразить свои кадры наверняка придется по душе. Ряд фильтров мне показался не слишком удачным, например «художественный HDR» дает уже совсем неестественную, тяжелую для глаза картинку:

Проблемы возникают и при «выделении цветом»: X-A7 позволяет делать снимки, на которых будет заметен только один цвет, а остальное изображение окажется черно-белым. Идея хорошая, но на практике реализуется не совсем так, как хотелось бы, поскольку примеси выбранного цвета зачастую встречаются в неочевидных местах, и весь «вау-эффект» пропадает. Чтобы все получилось идеально, надо либо самому тщательно работать с цветом сцены, либо найти очень удачный сюжет, где цвета присутствуют только в чистом виде:

 

Как мы видим, помимо желаемого объекта, цветом выделяется и часть окружающего пространства, и в итоге изображение смотрится не очень аккуратно

При съемке пейзажей я иногда обращалась к фильтрам «эффект миниатюры» и «рыбий глаз» — они дают довольно любопытные оптические эффекты:

 

Удачен, на мой вкус, и фильтр «эффект ломографии» — он добавляет снимку уютной ретроатмосферы, с ним мне нравится снимать натюрморты:

 

Примеры съемки одного сюжета с разными фильтрами можно посмотреть в галерее ниже.

Мне понравилось, что режим съемки с фильтрами вынесен на управляющее колесо: когда фильтры запрятаны где-то в меню, про них легко можно забыть или просто полениться воспользоваться ими. Когда же они всегда под рукой — нет-нет да и потянет поэкспериментировать. Слишком увлекаться различными эффектами, пожалуй, не стоит, но иногда примененный к месту фильтр может сыграть фотографу на руку.

#Режим SP

Это еще одна вариация авторежима, но в ней пользователь сам может «подсказывать» камере, какой тип сцены он снимает, чтобы получить максимально адекватные настройки. Учтены самые популярные сюжеты (всего 11 штук). Из наиболее творческих отмечу программу многократной экспозиции, которую в ряде других моделей Fujifilm выносит на колесо режимов, но здесь запрятала поглубже. В этой программе пользователь может соединить два последовательно сделанных изображения в одном кадре. Можно получить довольно интересные фантазийные снимки. Правда, алгоритм наложения всего один, и повлиять на него пользователь не может. Невозможно также объединить более двух кадров — в этом плане ряд конкурентов опережает  X-A7.

 

Примеры снимков, сделанных при помощи программы «многократная экспозиция»

 

И самое интересное — добавлена совершенно новая программа, названная «полосы света». В качестве примера пользователю предлагается изображение ночного шоссе со следами автомобильных фар. Фактически это съемка на длинной выдержке и для ее качественной реализации необходим штатив или иная фиксация камеры — казалось бы, ничего нового. Любопытно то, что изображение обновляется каждую секунду и фотограф, таким образом, может отслеживать изменения кадра, прекращая съемку в необходимый момент. Я нашла чуть более оригинальное применение данной опции, чем съемка автомобилей: фотографирование натюрмортов с цветными фильтрами (использовался простой фонарик в смартфоне + кусочки цветного пластика). По сути это техника работы со световой кистью, и понятие светописи здесь раскрывается во всей красе: возможность в реальном времени отслеживать результат своих действий, наблюдая за тем, как расцвечивается кадр, невероятно увлекательна — чувствуешь себя настоящим художником! Возможно, это весьма специфическая опция, но она действительно оригинальна, и мне очень понравился как процесс съемки, так и результат:

 
 

Снимки сделаны в режиме SP с помощью программы «полосы цвета». Меняя направление и цвет источников освещения и отслеживая в реальном времени изменения изображения на экране, можно создавать творческие кадры

На колесе выбора программ также есть привычные для многих режимы — портрет, пейзаж, спорт, ночная съемка. Производитель не стал «прятать» их в режиме SP, что, вероятно, будет удобно фотолюбителям, которые пользовались подобными режимами на других аппаратах.

Также выделен и режим съемки панорам — в этом режиме пользователь некоторое время непрерывно ведет фотосъемку, двигая камеру в указанном направлении, и получает на выходе автоматически склеенное изображение.

Пример съемки панорамы на  Fujifilm X-A7: склейка получилась довольно аккуратной, но с экспозицией есть проблемы — она постоянна для всей сцены, а поскольку сюжет имеет большой перепад яркостей, мы видим сильный пересвет. Режим лучше подойдет для съемки равномерно освещенных сцен

Пример съемки панорамы на Fujifilm X-A7: склейка получилась довольно аккуратной, но с экспозицией есть проблемы — она постоянна для всей сцены, а поскольку сюжет имеет большой перепад яркостей, мы видим сильный пересвет. Режим лучше подойдет для съемки равномерно освещенных сцен

Работа с RAW-файлами. Видеосъемка. Автономность. Заключение

#Автофокус, серийная съемка, буфер

Как уже говорилось в начале статьи, компания Fujifilm провела серьезную работу над улучшением системы автоматической фокусировки. В предыдущей модели фокус не всегда был точным и быстрым.  X-A7 же получила систему, которую мы ранее встречали, например, на старших моделях, вроде X-T30. При этом работа автофокуса ввела меня в определенное замешательство — сказать, что новая камера обеспечивает беспроблемную фокусировку в любых ситуациях, нельзя. Ошибки случаются на простых, казалось бы, сюжетах, а в сложных ситуациях автофокусировка показывает себя вполне достойно. Далее — подробнее об этом.

В FujifilmX-A7 есть режим распознавания лиц и глаз: вы можете сами задать приоритетный глаз, по которому камера будет вести фокусировку, либо доверить выбор автоматике. Камера быстро обнаруживает в кадре лица, а при движении модели уверенно и оперативно «следит» за глазом. Технология очень удобная и должна облегчить жизнь фотографу независимо от его уровня подготовки: благодаря ей можно больше концентрироваться на художественной стороне портретной съемки, не боясь, что фокус «убежит», как это бывало на камерах прошлых поколений, причем при работе со светосильной оптикой это актуально вдвойне. Но на практике реализация этой системы в Fujifilm X-A7 оказалась не идеальной. Несмотря на то, что камера обнаруживает лицо и глаз и выделяет их специальной квадратной рамкой, после нажатия на кнопку спуска я периодически получала несфокусированные снимки. В качестве эксперимента я сделала серию портретов в одной локации, с одинаковым освещением и настройками камеры, немного меняя лишь ракурс и расстояние до модели. Из одиннадцати кадров три оказались не в фокусе (причем это не маленькая промашка, а полный расфокус), при том что каждый раз камера подтверждала распознавание лица зеленой рамкой.

 
 

Снимки сделаны в одной локации в течение максимум одной минуты. Как мы видим, фокус либо идеальный, либо его нет вообще

Для сравнения я также сделала серию ночных портретов. Условия более сложные: слабое освещение на модели, яркие огни на переднем и заднем плане. Визуальные преграды не сбили «искусственный интеллект» камеры с толку — она моментально определяла и удерживала в рамке фокусировки лицо. Количество промашек по фокусу было примерно таким же, как при дневном освещении, а сами промашки были не такими радикальными (хотя тоже критичными для качества).

 

В сложных условиях  при наличии визуальных преград и крупных ярких объектов в кадре — камера без проблем определяет лицо. Но на снимках фокусировка не всегда корректна: мы видим, что на первом портрете резкость на лице присутствует, а на втором, сделанном через пару секунд — ее уже нет. Фокус нестабилен, в ответственных ситуациях ограничиваться одним кадром точно не стоит

Можно было предположить, что несовершенна именно система распознавания лиц, но ту же картину я наблюдала и при съемке других сюжетов: камера находит объект, подтверждает фокусировку на нем, но при съемке фокус «уезжает» совершенно на другой план. Попытки вручную указывать нужный объект при этом не помогают. Можно переключиться на полностью ручную фокусировку, но это требует времени и навыков, которые не всегда есть в арсенале фотолюбителя. Как правило, после нескольких попыток фокус в нужной точке я все-таки получала, но ситуация сама по себе неприятная и не очень понятная. С такой работой автофокуса можно упустить ценный момент.

 

К примеру, на этом цветке камера долго не могла сфокусироваться, хотя освещение не сложное и объект контрастный

Еще одно испытание — следящая фокусировка. Важно было проверить, сможет ли X-A7 удерживать резкость на модели в движении. В режиме следящей фокусировки недоступно распознавание лиц/глаз. При съемке человека, бегущего в сторону камеры, большая часть снимков сфокусирована корректно, но периодически фокус все-таки терялся.

   

При серийной съемке фокус иногда теряется, но затем камера снова «ловит» модель

Серийная съемка — это явно не то, на что делает ставку производитель Fujifilm X-A7. О серьезном использовании камеры для репортажной съемки речь не идет: буфер совсем небольшой, и серии получаются слишком короткими. В формате RAW+JPEG (в режиме высокоскоростной съемки) мне удавалось сделать серии лишь в 5 кадров, прежде чем камера начинала зависать. Если отключить RAW и снимать только в JPEG, можно увеличить длину непрерывной серии примерно до 15 кадров — но, снимая сериями, проще получить промах с экспозицией, который в JPEG может оказаться критичным. Максимальная скорость съемки — 6 кадров в секунду, что по современным меркам тоже не очень много.

#Работа на высоких ISO

Диапазон светочувствительности Fujifilm X-A7 составляет 200-12800 единиц ISO с возможностью расширения «вниз» до 100 и «вверх» до 25600 и 51200 единиц. Расширенные значения доступны только при съемке в формате JPEG. В большинстве съемочных ситуаций автоматическая установка ISO себя абсолютно оправдывает – современные камеры редко требуют полного контроля над экспозицией. В X-A7, помимо конкретного или автоматического значения светочувствительности, вы можете выбрать одну из трех установок Auto ISO: в каждой из них пользователь задает минимальный порог ISO, максимальный порог ISO и максимальную допустимую выдержку. Это очень удобно, поскольку вы можете создать комбинацию настроек для разных ситуаций. Например, если вы часто снимаете динамичные сцены – животных, детей в движении, спорт – вам будет важна короткая выдержка, и в этом случае верхний порог ISO может быть высоким. А для съемки пейзажей, где короткая выдержка не принципиальна, зато важно, чтобы на снимках не было шума, можно в качестве верхнего порога светочувствительности указать, к примеру, ISO 800. Таким образом, вы можете быть спокойны, что камера не поднимет чувствительность слишком высоко там, где это не нужно. Для меня возможность задавать свои границы автоматической светочувствительности — очень удобная опция.

Давайте посмотрим, как поведет себя камера в разных съемочных ситуациях со сложным освещением и какие значения ISO можно считать рабочими. Следующий снимок сделан на значении ISO 1000. Мы можем наблюдать хорошую детализацию как в JPEG, так и в RAW. Без пристального разглядывания шумы не заметны, но если сильно приблизить изображение в RAW, небольшой шум в тенях присутствует. В JPEG с ним удачно справился встроенный шумодав, немного сгладив, конечно, и фактуру здания, — но, чтобы это заметить, нужно действительно постараться.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, >справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

 

Далее — кадр на ISO 2000. Принципиальной разницы с предыдущим значением, на мой взгляд, нет — может быть, слегка более выражена «шероховатость» на небе, но качество по-прежнему хорошее:

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 3200 картинка также смотрится очень неплохо. Работа шумодава ее сильно не испортила, а искусственный интеллект камеры, приукрасив цвета, сделал более привлекательной:

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 5000 в RAW шум заметен невооруженным глазом. Он имеет приятный характер - мелкий и монохромный, но все-таки его уже достаточно, чтобы говорить о падении качества. Изображение в JPEG смотрится неплохо: шумодав «замылил» картинку, но, скажем, для печати небольшим форматом или публикации в соцсетях это не особенно критично.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

А так выглядит снимок на ISO 6400. Тоже вполне неплохо, на мой взгляд. Для сюжетов, где высокая детализация не важна, вроде таких силуэтных, значение смело можно использовать:

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

И последнее из базовых значений светочувствительности — ISO 12800. JPEG уже, конечно, явно «мыльноват», но я бы не назвала такое качество откровенно низким. Если уменьшить фото и добавить ему резкости в редакторе — то при просмотре в соцсетях выглядеть оно будет очень даже неплохо.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Скачать RAW-файлы (191 Мбайт)

Ниже можно посмотреть пример тестовой сцены, снятой на разных значениях ISO:

 

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1 600

 

ISO 3 200

 

ISO 6 400

 

ISO 12 800

 

ISO 25 600

 

ISO 51 200

Скачать RAW-файлы (274 Мбайт)

Для своего класса камер Fujifilm X-A7 показала себя очень хорошо. ISO вплоть до 6400 можно считать рабочими, а для сюжетов, где не принципиальна тщательная проработка деталей, можно использовать и значение 12800 – внутрикамерный шумодав вполне успешно справляется с работой.

#Работа с RAW-файлами

По-настоящему оценить динамический диапазон камеры можно, снимая в RAW. Я взяла несколько непростых по свету сюжетов и обработала их в программе Adobe Camera RAW.

Первый кадр — классический закатный пейзаж со слишком светлым небом и слишком темным передним планом. В JPEG он смотрится не совсем удачно, обработка RAW позволила сбалансировать яркости в верхней и нижней частях кадра и проявить больше деталей. На небе остались небольшие пересветы, но в целом оно смотрится значительно более фактурно. Выраженных шумов при осветлении теней не появилось.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

 

В следующем сюжете перепад яркостей оказался уже слишком большим. Несмотря на то, что в целом снимок после конвертации смотрится значительно интереснее, здание на дальнем плане осталось пересвеченным:

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

А вот так выглядит попытка вытянуть глубокие тени. Шумы появились, но они весьма умеренные. Кадр удалось спасти.

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

Ниже — еще несколько примеров обработки снимков с  Fujifilm X-A7. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные с настройками по вкусу.

 
 
 

Скачать RAW-файлы (269 Мбайт)

В том, что касается обработки RAW, Fujifilm X-A7 также показала себя достойно. В тенях имеется хороший запас информации, и, хотя при их сильном осветлении появляется закономерный шум, он не сильно портит качество снимка за счет своего «деликатного» и умеренного характера. В светах запас поменьше, но для среднестатистического сюжета тоже вполне достаточный. Все же следить за экспозицией при съемке необходимо, так как слишком сильные пересветы вытянуть не получится.

#Видеосъемка

Очевидно, производитель позиционирует свою новинку как камеру для съемки не только фото, но и видео. Даже сам формат ЖК-экрана с соотношением сторон 16:9 как бы намекает на создание видеороликов. X-A7 вполне может заинтересовать видеоблогеров как относительно недорогой и очень компактный user-friendly-аппарат.

Камера может снимать 4K-видео (используется сжатие видео, снятого с области 6032 × 3392 пикселей) при частоте до 30 кадров/с или Full HD/HD-видео с частотой до 60 кадров в секунду.

Если по разрешению и кадровой частоте X-A7 не преподносит сюрпризов, то новая функция – кадрированный видеозахват с соотношением сторон 1:1 для разрешения Full HD и HD — выделяется. Об ориентации на блогеров говорит также то, что в камере появилась опция обратного отсчета видео: вы можете заранее выбрать продолжительность видеоролика в 15, 30 или 60 секунд. Для размещения в сториз или ленте инстаграма это весьма удобно.

Ниже — несколько примеров съемки видео. При съемке человека в движении мы можем наблюдать, что автофокус не всегда успевает за моделью.

Скачать оригинал (467 Мбайт)

При съемке сюжетов с большой контрастностью камера периодически теряет фокус и быстро меняет экспозицию, но это нормально. Качество видео высокое.

Скачать оригинал (576 Мбайт)

При хорошем равномерном освещении картинка выглядит нормально — как по общей детализации/цветопередаче, так и по работе автофокуса.

Скачать оригинал (569 Мбайт)

Следующее видео снято со штатива при слабом освещении (темная комната + свет фонарика в смартфоне). Можно наблюдать, как камера то теряет, то вновь находит фокус при изменении освещения. Видео снято с эффектом пленки Velvia для большей яркости цветов. Использована опция обратного отсчета видео.

Скачать оригинал (360 Мбайт)

И наконец, съемка видео в селфи-режиме — обязательный формат для любого уважающего себя блогера.

Скачать оригинал (364 Мбайт)

Общее качество картинки оставляет неплохое впечатление — эффект «плавающего затвора» выражен слабо, автофокус работает не всегда стабильно, но в целом на него можно положиться. Качество звука слабое, но для исправления этого момента в камере предусмотрен порт для микрофона. Он 2,5-миллиметровый, а не полноразмерный, но в комплекте есть переходник на традиционный мини-джек. Выхода на наушники при этом нет — для полноценной профессиональной работы камера не предназначена.

#Автономность 

По заявлению производителя, Fujifilm X-A7 способна снимать 440 кадров на одном заряде аккумулятора в режиме производительности «Эконом» и приблизительно 270 кадров — в режиме «Стандарт». По этому показателю новинка уступает предыдущей модели X-A5.

При этом в камере установлен тот же литий-ионный аккумулятор — NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В).

 

При съемке в путешествии мне хватало заряда камеры на полный день, но я снимала не очень активно — в принципе, заявленный производителем «ресурс» соответствует реальности. При необходимости более интенсивной работы способна выручить возможность зарядки камеры через USB: при наличии внешнего аккумулятора удобно заряжать камеру прямо в рюкзаке, перемещаясь между интересными локациями. Снимать и заряжать камеру одновременно, к сожалению, нельзя. Для надежности, пожалуй, лучше иметь пару аккумуляторов.

#Заключение

Давайте признаем факт, что разные пользователи руководствуются разными принципами при выборе камеры. Пока одни долго и въедливо сравнивают тон кожи и динамический диапазон на разных устройствах, другие могут совершить эмоциональную покупку просто потому, что камера запала им в душу. Fujifilm X-A7 не в последнюю очередь рассчитана именно на последних. Как мне кажется, это отличная камера для девочек (несколько лет назад я написала бы «для хипстеров», но, кажется, их время уже прошло, да и настоящие модники снимают на пленку, конечно же) — нужно быть немного иррациональным человеком (и эстетом, само собой), чтобы из всего разнообразия выбрать именно ее. Но разве это плохо? В мире, где правят суровые черные фотокамеры для суровых фотографов вселенная Fujifilm с ее небольшими цветными ретроаппаратами трогает настолько, что я готова время от времени терпеливо раз пять кряду наводиться на резкость, пока не получу, наконец, правильно сфокусированный кадр. Речь идет, конечно, о съемке «для души», профессионалы такой роскоши позволить себе не могут.

Если вы планируете снимать динамичные репортажи в сложных условиях — едва ли X-A7 с ее небольшим буфером, скоростью серийной съемки и не всегда точным фокусом вас удовлетворит. А вот как компаньон для путешествий она показала себя хорошо — легкая, компактная, с обилием нескучных творческих функций, с весьма неплохим авторежимом, понятным интерфейсом и возможностью зарядки от USB. Новичок ее не испугается, но и опытный фотограф не заскучает. Возможность не таскать на себе целыми днями тяжелый фоторюкзак — на самом деле весьма приятна. При этом функциональность и качество снимков, которое обеспечивает X-A7, все-таки несравнимо более высоки, чем даже у флагманского смартфона. Однако, опять же, надо учитывать, как именно вы путешествуете: вдруг вы любитель экстрима и часто снимаете в сложных погодных условиях? На такое новинка Fujifilm все-таки не рассчитана.

X-A7 может стать хорошей семейной камерой — отдых, памятные события, съемка детей, питомцев, селфи с помощью поворотного экрана — каждый член семьи может выбрать подходящий ему режим и получать удовольствие от процесса. Вопрос в том, насколько частыми и досадными окажутся промашки автофокуса. С такой камерой приятно будет осваивать тонкости ручных настроек, но при желании можно ограничиться и полностью автоматическим режимом, используя для разнообразия различные фильтры и режимы моделирования пленки. Новинка также может привлечь и любителей видеосъемки — речь идет, конечно, не о суперпрофессиональном использовании, а скорее о ведении видеоблогов, в том числе и с постоянной съемкой себя любимого (или любимой). В этом смысле Fujifilm X-A7 есть что предложить: большой поворотный экран с «кинематографическим» соотношением сторон, режим распознавания лиц и глаз, возможность съемки с моделированием разных типов пленки, легкость и компактность, мощный «искусственный интеллект». Такая камера может стать отличным подарком для начинающего блогера или фотолюбителя — она относительно недорогая и стильная.

Скачать RAW-файлы (1,07 Гбайт)

Достоинства: 

  • стильный дизайн, выбор цветовых решений, легкость, компактность;
  • качественный и удобный экран, поворотный во всех плоскостях;
  • современное сенсорное управление, дружелюбный и наглядный интерфейс;
  • мощный искусственный интеллект, обилие творческих функций;
  • хорошая работа на высоких ISO;
  • удобство работы с видео, ориентация на видеоблогерство;
  • широкий парк сменных объективов;
  • возможность зарядки через USB.

Недостатки:

  • частые ошибки автофокуса;
  • маленький буфер;
  • невысокая скорость серийной съемки;
  • съемка в авторежиме только в формате JPEG (и отсутствие автоматического переключения в RAW+JPEG при возврате в ручной режим);
  • отсутствие пыле- и влагозащиты;
  • нет видоискателя;
  • отсутствие встроенного стабилизатора.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/999202