Жанр | Экшен, приключение |
Издатель | THQ Nordic |
Разработчик | Experiment 101 |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i 5-4690 K 3,5 ГГц / AMD FX -8350 4 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 2 Гбайт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GT X 960 / AMD Radeon R 9 380, 15 Гбайт на накопителе, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7-6700 K 4,0 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 16 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 6 Г байт памяти и поддержкой DirectX 11, например NVIDIA GeForce GTX 1660 Ti / AMD Radeon RX 590 |
Дата выхода | 25 мая 2021 года |
Платформы | PC, PlayStation 4, Xbox One |
Играли на PlayStation 4
Четыре года назад на «ИгроМире» (эх, когда-то мероприятия проходили в офлайне!) мне очень понравилась демка Biomutant. Проект не только выглядел и игрался как интригующая смесь Devil May Cry и The Legend of Zelda, но и предлагал довольно занимательный постапокалиптический мир с антропоморфными зверьками. За одного из них, ловко орудующего мечом и огнестрелом, и предлагалось играть. Возможно, та версия была лишь вертикальным срезом, однако представители Experiment 101 уже тогда уверенно заявляли о продолжительности, а рекламные ролики показывали явно проект, находящийся не на ранней стадии создания. Но годы шли, а Biomutant почему-то не выходила. В какой-то момент начали появляться новости о том, что студия решила развернуться по полной и серьёзно расширить игру. Что ж, если в планы входило собрать воедино все проблемы современных открытых миров, то Experiment 101 это определённо удалось. Всему же остальному отчаянно не хватает полировки и бюджета.
⇡#Добро пожаловать в открытый мир #1569327835345
Я уже давно задаюсь вопросом, почему относительно небольшие студии из пары десятков человек — Experiment 101 как раз из таких — раз за разом пытаются создавать гигантские миры, которые им явно не по зубам. Даже не в техническом плане, а в плане количества людей и ресурсов, необходимых для наполнения игры интересными заданиями и проработки геймплея на достойном уровне. Ребята из Ninja Theory шикарнейшей Hellblade показали, что небольшие проекты, выстроенные вокруг парочки классных идей, могут выстреливать и без нескольких десятков часов «контента». Biomutant же, оседлав волну амбиций, полезла тягаться с ААА-тяжеловесами и, конечно же, не смогла этого сделать. Если и есть прилагательное, идеально подходящее для неё, то им будет слово «корявая».
И эта корявость ощущается во всём, от боевой системы и сбора добычи до повествования и постановки. Игра вроде как пытается говорить на темы экологии и загрязнения окружающей среды, ведь цивилизация, жившая до зверьков, вымерла, похоже, как раз из-за этого. Однако подобному отводятся лишь побочные задания со скучным поиском плакатов и стендов с информацией — откровений уровня Horizon Zero Dawn ждать не стоит. В основном же квесте нашлось место порочному кругу мести и желания (или нежелания) его разорвать, но подаётся всё настолько топорно и схематично, что история вообще не увлекает и не интригует.
Сверху на это прилепили систему кармы и говорят: «Странник, вот тебе два пути: белый и чёрный. Но помни, что свет — это не всегда добро, а тьма — не обязательно зло». В дальнейшем Biomutant не делает ничего, чтобы хоть как-то доказать это на практике. Здесь нельзя стать отвратительным подонком, за которого противно играть, как в inFamous или Fable. Дорога добряка тоже ни к чему толком не приводит, а оказаться в «серой зоне» не дадут — в ключевых точках предлагается лишь два варианта развития событий.
Однако хуже всего то, что персонажам совершенно не получается сопереживать. На экране в некоторые моменты может разворачиваться драма, но она не работает по одной причине: все действующие лица Biomutant — пушистые справочники без какой-либо личности и характера, говорящие пустыми, шаблонными фразами. Единственное их предназначение — накачать игрока терминами и отправить его сначала в одну точку, потом — в другую, а после — в третью. Причём выдать всё разом животные не могут — нужно обязательно возвращаться к ним на каждом этапе, чтобы они в очередной раз отправили героя обратно. Подобные одинаковые цепочки повторяются аж четыре раза с разными «учёными». Как раз по числу монстров, которых нужно уничтожить до того, как они окончательно сожрут корни Древа жизни. Зверьки, с которыми приходится взаимодействовать по сюжету, по проработке почти не отличаются от рядовых NPC, которых можно встретить в деревнях. Разве что болтают дольше.
Не меньше расстраивает и строение «сюжетки». Некоторые основные миссии, где не заставляют бегать туда-сюда-обратно для поиска предметов, проработаны действительно неплохо. Таких заданий отчаянно мало, а по другим видно, каким именно образом к игре пытались приколотить бесполезный открытый мир. В какой-то момент вас просто не пустят дальше, пока вы не победите в клановой борьбе. Как это сделать? В лучших традициях Ubisoft времён Far Cry 3 — то есть захватив кучу аванпостов. Причём лагеря каждой из группировок не различаются планировкой вообще — их просто натыкали по карте методом «копировать-вставить». Правда, в отличие от игр «юби», где можно проворачивать боевые операции по разным сценариям, в своём стиле, заходить с любой из сторон и прочее, Biomutant предлагает очередное кривое решение. Атака на лагерь — это просто одна линейная миссия, где нужно убить командира или уговорить его сдаться, либо же перебить охранников, либо сломать какие-то предметы.
От такого однообразия хочется рыдать уже после пары заходов, а когда чуть позже тебя отправляют завоёвывать новые территории, то игра превращается в пытку. Разработчики, видимо, в какой-то момент это поняли, поэтому после захвата второго клана Biomutant предлагает справиться с оставшимися… автоматически! Или продолжить заниматься рутиной самостоятельно, но кто в здравом уме будет это делать? И здесь возникает уже другой вопрос. Какого чёрта в игре вообще делают все эти лагеря, когда гигантскую порцию основного квеста, завязанного на них, можно просто пропустить? Причём без какого-то ущерба для сюжета и чего бы то ни было ещё. Если была идея показать войну кланов, то она провалилась, поскольку какого-то взаимодействия между ними нет. Ты просто приходишь, куда сказали, и отбираешь всё себе.
То же «зачем?» можно спросить у систем добычи, крафтинга и прокачки. В сумку героя валится огромное количество самой разной экипировки, но чаще всего она оказывается бесполезным хламом. Ситуация очень напоминает Darksiders 2, когда из-за обилия всякой чуши просто перестаёшь обращать внимание на то, что сыплется в карман. Я вообще прошёл Biomutant с оружием и одеждой, найденными в первые часа три-четыре, потому что так и не отыскал ничего лучше. Разве что нацепил на них парочку несущественных модификаций. Игра совершенно не мотивирует что-то менять. Урон, наносимый врагам, даже серьёзно выше уровнем, в любом случае достаточный, а если кто-то слишком яростно размахивает лапами, то можно просто расстреливать противника, наматывая вокруг него круги (привет играм девяностых и начала нулевых!). Все сражения, даже с боссами, так и проходятся — от былой необходимости комбинировать ближний и дальний бой, которую показывали в демо 2017 года, не осталось и следа.
Из-за этого страдает потенциально занимательная система крафтинга. Теоретически она позволяет из подручных материалов собрать классный меч или прикольную «вундервафлю» прямиком из оружейной орков Warhammer 40,000. Можно выбрать всё: от прикладов и рукояток до лезвий, обойм, обвесов, стволов и прицелов. Нужно только найти необходимые детали. В действительности же заниматься этим особого смысла нет. Разве что из эстетических соображений или пытаясь внести хоть какое-то разнообразие — всё равно враги прекрасно умирают от того, что вы отыщете в сюжетных подземельях.
С умениями получилось ещё хуже. Мало того, что в Biomutant аж три вида очков, необходимых для получения новых навыков (в очередной раз — зачем?!), так ещё и сами способности никакие. Их покупаешь, используешь пару раз, говоришь «ага, понял», и всё. Какого-то преимущества в боях они не дают, урона толком не наносят — почему должно появляться желание использовать их вместо оружия, непонятно.
Хотя Biomutant всё-таки удалось разок меня «пробить». Случилось это, когда я плюнул на все эти захваты территорий и унылые бесконечные «найди-принеси» и отправился куда глаза глядят. На закате вышел к заброшенному поселению и принялся неторопливо изучать его под приятную музыку. Придумывал истории людей, которые здесь жили, а потом в одном из подвалов нашёл ещё работающую беговую дорожку. Включил, побегал, отдохнул. Вышел на улицу, закончил с осмотром остальных зданий и побрёл по улице навстречу заходящему солнцу. Было бы круто, если бы игра рассказывала про одинокого зверька, который отправился далеко-далеко для исследования остатков древней цивилизации! Проблема тут в том, что когда мне надоело самому себя развлекать (а это случилось довольно быстро), вся магия мгновенно испарилась. В проекте нет толкового повествования через окружение, все жилища и бункеры выглядят плюс-минус одинаково, а внутри чаще всего не лежит ничего ценного с игровой или повествовательной точки зрения. Спустя какое-то время понимаешь, что необходимости или желания «пылесосить» локации просто нет.
Experiment 101 попыталась небольшой командой сделать огромную игру с немалым количеством идей, однако ни одна из них толком не работает. Зачем Biomutant открытый мир, когда он мёртв и лишь затягивает прохождение гигантским количеством заданий типа «найди-принеси»? Война кланов была интересной на бумаге, однако оказалась однообразным захватом аванпостов. В «Новой игре +», к слову, предлагается завоёвывать их — присядьте — заново. Система кармы присутствует для вида, просто чтобы сказать, что в игре есть несколько концовок. Добыча и крафтинг номинально есть, но в отсутствие мотивации что-либо менять особой пользы не несут. Сюжет, хоть и старается поднимать интересные темы, настолько схематичен, что какого-то желания следить за происходящим не вызывает.
Стоило ли четыре дополнительных года разработки заниматься возведением этой объёмистой и шаткой конструкции? Определённо нет. Будь Biomutant относительно небольшим, концентрированным приключением, у неё могло бы что-то получиться. Однако то, что вышло в 2021-м, не назвать цельной игрой. Её разрозненные части живут своей, недоработанной жизнью. Здесь, конечно, есть немного занимательных моментов, однако их хватает от силы на несколько десятков минут. Куда уж там тратить на исследования 65+ часов, чем недавно бахвалились разработчики.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Местами игра выдаёт классную картинку, да и в целом дизайн у неё приятный. Частота кадров может проседать, но не исключаю, что в день релиза появится ещё один патч, который поправит это дело. |
Звук |
Музыка приятная, а вот рассказчик откровенно бесит своим желанием комментировать каждый чих. Его пыл можно поумерить в настройках, однако целиком избавиться не получится, поскольку он «переводит» тарабарщину, на которой говорят зверьки. Другими словами, ВСЕ диалоги озвучены одним голосом. |
Одиночная игра |
Основная часть игры состоит из одинаковых квестов, где от вас будут требовать сходить куда-то, забрать там что-то и принести обратно. Или же захватывать лагеря. Что-то более изобретательное будет попадаться время от времени, но таких заданий исчезающе мало. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Желание тягаться с ААА в условиях ограниченных ресурсов сыграло с Biomutant злую шутку. Видно, что игра задумывалась амбициозной и масштабной, но ни одна из заложенных в неё идей не доведена до ума, а то, что есть, не складывается в цельный проект. |
Оценка: 4,5/10
Видео: