Сегодня 01 декабря 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Fable Anniversary — еще раз в сказке. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Ролевая игра
Издатель Microsoft Game Studios
Разработчик Big Blue Box, Lionhead Studios
Дата выхода 4 февраля 2014 года
Возрастной ценз от 12 лет
Платформы Xbox 360
Официальный сайт

В свое время Питер Молинье, знаменитый создатель Dungeon Keeper и Black & White, не жалел громких слов в адрес первой Fable — геймдизайнер на полном серьезе обещал лучшую ролевую игру на свете. Возможность прожить целую жизнь одного героя — от детства до глубокой старости; динамично меняющийся мир, на который прямо или косвенно влияют действия персонажа; наконец, глубокая и необычная социальная составляющая. Да, воображение рисовало настоящий симулятор жизни в фэнтезийных декорациях — с захватывающим сюжетом и той самой полной свободой действий.

После долгих лет разработки Fable вышла в конце 2004 года — эксклюзивно для первого Xbox. Разумеется, итоговый результат несколько отличался от того, что расписывал Молинье, — игра все равно получилась относительно камерной, а последствия решений персонажа лишь условно меняли виртуальную страну. Впрочем, это все равно не помешало хорошим оценкам и высоким продажам; спустя год вышло дополненное издание для ПК, а затем последовали и полноценные продолжения.

#На декаду назад

Игра начинается с десятиминутки беззаботности: в деревеньке Оаквилль маленький мальчик готовится ко дню рождения своей сестренки. Светит солнце, колышется травка, а милые жители занимаются своими хозяйственными делами. Конечно, идиллия тут же прерывается началом сюжета — невесть откуда появляются бандиты, сжигают дома и убивают селян. Юного героя внезапно спасает добрый волшебник, перенося его через полстраны в Гильдию. Там протагонист проводит следующие несколько лет — его обучают основам боевых искусств, магии и прочим полезным навыкам, которые могут пригодиться в процессе путешествия по сказочному миру. История крутится вокруг похищенной сестры, и, само собой, в какой-то момент появляются рожки вселенского зла — какое фэнтези без вражеской силы почти абстрактной сущности.

Собственно, сюжет Fable прост и не сказать чтобы оригинален; куда важнее тут сама форма повествования. История подается с юмором, самоиронией, почти в стиле Терри Пратчетта — хотя местами, пожалуй, общий формат кажется несколько детским. Но это обманчивое впечатление — сценаристы аккуратно совместили взрослую тематику с мультяшным оформлением и шутливыми заданиями.

В процессе обучения новым способностям и выполнения заданий герой взрослеет. Особым аспектом изменения персонажей являются его поступки — игра дает свободу выбора по части отыгрыша роли, позволяя выбирать между благородным добряком и злым плохишом. Очевидно, что репутация влияет на отношение окружающих и даже на внешность протагониста. Правда, все это достаточно схематично — у жителей Альбиона зачастую короткая память, а все моральные дилеммы в конкретных сюжетных местах кажутся примитивными манипуляциями пользователем. Грубо говоря, не всегда получается выстроить глубокую ассоциативную цепочку с собственным виртуальным аватаром — потому и сложно разделять какие-то эмоции персонажа.

При всем этом Fable значительно отличается от прочих ролевых игр, ориентированных на экшен, — спасает тот самый социальный аспект. Здесь масса побочных заданий, многие из которых носят сугубо развлекательный характер — например рыбалка или «футбол» курами в огороде. Общение с местными жителями, возможность накупить недвижимости, сдать ее в аренду или поселиться там с женой — выбор кандидаток для романтических отношений широк (речь, кстати, исключительно о женщинах; а вот в Fable III уже появилась столь горячо обсуждаемая гей-пропаганда).

Но от битв и (не очень) эпических сражений все равно никуда не деться. Боевая система Fable и в 2004 году казалась предельно простой, что уж говорить о сегодняшнем восприятии. Одна кнопка отвечает за меч, вторая — за лук, третья — за магию. Оружие и заклинания, конечно, можно комбинировать; кроме того, персонаж умеет ставить блок и перекатываться — но это, в общем-то, и все. Выстрел с дальней дистанции, удар, удар, блок и — на всякий случай — перекат. И так — до посинения. Усугубляет ситуацию все еще кривоватое управление — фиксирование цели работает непредсказуемо, равно как и стрельба из лука и разбрасывание заклинаний.

Заодно хочется пожурить интерфейс — в меню инвентаря и миссий, а также в профиле персонажа на первый взгляд творится полный хаос. Три уровня горизонтальной прокрутки, очень спорная логика расположения элементов — кажется, это один из худших примеров подобного оформления в консольных ролевых играх.

#Юбилей

Вообще, конечно, очень сильно чувствуется, что Fable вышла десять лет назад, — и никакой HD-графикой не скрыть несовременную механику и маленькие уровни. Последнее особенно раздражает; локации совсем крохотные — они представляют собой тесные коридоры или поляны, которые можно пробежать от одного края до другого за пару десятков секунд. Между порталами — долгие загрузки, неотъемлемый спутник игр эпохи шестого поколения консолей. Конечно, наивно требовать от переиздания удаления подобных «швов», но все же.

Однако совсем не наивно ждать нормальной частоты кадров и отсутствия багов. Непропатченная версия способна отправить Xbox 360 в мертвый ступор, из которого выводит лишь перезагрузка устройства. После первой «заплатки» проблем стало меньше, хотя периодические зависания в некоторых местах все равно случаются. Кроме того, в Anniversary еще зачем-то поменяли цветовую гамму — оригинал был куда красочнее и жизнерадостнее. Хотя относительно визуального ряда все неплохо — Fable выглядит немногим хуже собственных сиквелов, разве что лицевая анимация персонажей выдает 2004 год.

Итак, мы плавно подошли к выводу. Зачем нужна Fable Anniversary? Чтобы познакомиться с серией, можно взяться за более современную Fable 2 (или, на худой конец, за третью итерацию) — сиквелы ведь про то же самое, что и оригинал. Посмотреть из чистого любопытства — что там получилось в свое время у Молинье? Ну это дело на любителя. Поностальгировать тем, кто в свое время уже прошел игру?

В общем, нельзя сказать, что это переиздание было таким уж необходимым. В конце концов, есть и PC-версия Fable: The Lost Chapters в высоком разрешении.

Достоинства:

  • специфичный юмор;
  • HD-графика;
  • ролевая система.

Недостатки:

  • периодические «лаги»;
  • ужасный интерфейс;
  • боевая система.
Графика HD-разрешение очень идет Fable — особенно хорошо выглядит окружение. Персонажи, правда, похожи на деревянных кукол из-за топорной лицевой анимации. Этакие поленья с глазками. 7
Звук Приятная музыка, хорошее озвучение; не хватает разве что сильно запоминающейся собственной темы. 8
Одиночная игра Прохождение сюжетной кампании займет от десяти до пятнадцати часов; еще часов на шесть хватит дополнительных заданий. Неплохой сюжет и достаточно тесный виртуальный мир. 8
Коллективная игра Не предусмотрена. -
Общее впечатление Переиздание не избавилось от болячек оригинала — неудобного интерфейса и простецкой боевой системы. Вдобавок периодически накладываются технические проблемы. 7

Подробнее о системе оценок

Видео:

Ссылки по теме:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Ранний доступ экшена Into the Fire о выживании на разбушевавшемся вулканическом хребте стартует в 2026 году 11 ч.
ИИ-модель Alibaba Qwen3-VL способна уловить почти все детали двухчасового видео, лишь раз его «просмотрев» 13 ч.
Аудитория условно-бесплатного ролевого экшена Where Winds Meet выросла до 9 млн за две недели после релиза 15 ч.
Психологический хоррор The 9th Charnel о группе пропавших учёных-генетиков получил дату релиза 15 ч.
Google отозвала жалобу на Microsoft по поводу антиконкурентной практики Azure псле запуска расследования в ЕС 18 ч.
Кооперативное приключение Split Fiction получило неофициальную русскую озвучку от Mechanics VoiceOver 21 ч.
Сборник хорроров Layers of Fear: The Final Masterpiece Edition от авторов ремейка Silent Hill 2 выйдет на Nintendo Switch 2 уже 19 декабря 22 ч.
Инвесторы не спешат пугаться ИИ-пузыря — деньги в стартапы льются как прежде 23 ч.
Новая статья: Goodnight Universe — колыбельная для крошки. Рецензия 30-11 00:01
Новая статья: Gamesblender № 754: кризис на рынке памяти, Pioner не для российского Steam и 20-летие Xbox 360 29-11 23:39
Sony Bank выпустит в США стейблкоин для упрощения расчётов в экосистеме материнской компании 22 мин.
Новая статья: Компьютер месяца — декабрь 2025 года 8 ч.
Для невышедших Intel Xeon Granite Rapids-WS уже представлена материнская плата Adlink ISB-W890 формата CEB 14 ч.
Вьетнам годами не пускал китайское 5G-оборудование Huawei и ZTE, но новые пошлины США, похоже, заставили власти передумать 14 ч.
AMD случайно подтвердила подготовку Ryzen 7 9850X3D — до анонса осталось чуть больше месяца 15 ч.
Samsung станет крупнейшим производителем телевизоров 20-й год подряд, несмотря на натиск китайских конкурентов 16 ч.
Ускорители вычислений Baidu имеют все шансы стать хитом китайского рынка 24 ч.
SK hynix запустит тотальное расширение фабрик памяти DRAM, чтобы победить дефицит 24 ч.
Micron инвестирует $9,6 млрд в завод по производству памяти HBM в Японии 30-11 00:31
Первый в мире частный научный спутник успешно выведен в космос — он будет изучать звёзды в ультрафиолете 29-11 18:57