Власти Саудовской Аравии активно наращивают присутствие страны в отрасли видеоигр, инвестируя в крупнейшие компании и поглощая некоторых игроков. Эти действия — реализация плана по диверсификации экономики страны, пишет The Verge. Сегодня она зависит от ископаемого топлива, тогда как в мире наметилась тенденция к быстрому переходу на экологические чистые энергоресурсы. Есть и другие причины.
Мировая игровая индустрия оценивается в $187 млрд, и Саудовская Аравия активно проникает в эту сферу. К настоящему моменту Суверенный фонд Саудовской Аравии (PIF) собрал портфель миноритарных инвестиций в крупнейших мировых представителей игровой отрасли, включая Nintendo, Take-Two, EA и Activision Blizzard. PIF также контролирует профильную компанию Savvy Games Group, через которую был поглощён разработчик мобильных приложений Scopely за $4,9 млрд, а также киберспортивные организации ESL и Faceit за $1,5 млрд. Ещё $13 млрд выделены на «поглощение и развитие ведущего игрового издателя»; предусмотрены и дополнительные средства на дальнейшие миноритарные инвестиции.
Саудовская Аравия стремится стать игровым «центром влияния» — центром разработки и киберспорта, а наследный принц Мухаммед бен Салман (Mohammed bin Salman), вероятно, окажется самым могущественным и общепризнанным геймером во всём мире, говорит гендиректор Savvy Брайан Уорд (Brian Ward), бывший некогда топ-менеджером EA и Activision. Это поможет королевству сохранить свою значимость в мире и укрепит политические позиции власти внутри страны. В теперешнюю эпоху повсеместных слияний и поглощений даже гигантские инвестиции со стороны PIF могут не показаться примечательными, но «аппетит, с которым Savvy и PIF вцепились в неё [игровую отрасль], беспрецедентен», как выразился профессор Нью-Йоркского университета Йост ван Дрюнен (Joost van Dreunen). По его словам, деловой мир на протяжении большей части истории видеоигр игнорировал отрасль, но всё изменилось с повсеместным внедрением цифрового распространения игр и преимущественным отказом от физических носителей.
Впрочем, и сейчас индустрия переживает не лучший этап, уверены некоторые эксперты: во времена пандемии очные киберспортивные мероприятия прервались, и сейчас многие лиги и команды расцениваются как в принципе не поддающиеся монетизации. И в аспекте зарождающихся ожиданий, что пузырь киберспорта вот-вот лопнет, выход Саудовской Аравии на арену можно считать своевременным. Оказавшиеся перед лицом краха издатели и организаторы турниров с готовностью принимают инвестиции от Savvy — компании с «западным лицом», которая не ассоциируется с установившимся в королевстве жёстким политическим режимом. Ставку на игровую индустрию готовы поддержать и рядовые саудовцы: 70 % населения принадлежат к возрастной группе до 35 лет.
Наконец, отрасль является и действенным инструментом во внешнеполитической деятельности. В декабре 2022 года глава Китая Си Цзиньпин (Xi Jinping) нанёс официальный визит в Персидский залив, причём посетил саудовскую столицу Эр-Рияд, а не Катар, который в тот момент принимал Чемпионат мира по футболу. Спустя несколько недель королевство приобрело долю в китайской киберспортивной команде VSPO за $265 млн, что стало первым проявлением стратегии «киберспорта как формы дипломатии». Саудовская Аравия активно инвестирует и в традиционные европейские виды спорта — гольф и футбол. Это не смущает местных спортивных фанатов, которые начинают выражать поддержку новым владельцам любимых клубов — аналогичные фанатские механизмы работают и в сегменте киберспорта. И это благотворно сказывается на внешнеполитической репутации страны в целом.
Присутствие Саудовской Аравии в игровом сегменте ощущается уже сейчас. В этом году крупный шведский разработчик Embracer был вынужден объявить о масштабной реструктуризации, включающей закрытие студий и сокращение персонала из-за сорвавшейся сделки на $2 млрд. Как выяснилось впоследствии, её несостоявшимся партнёром была Savvy Games Group, которая вышла из сделки, даже несмотря на уже взятые на себя серьёзные обязательства. В результате закрылась, в частности, создавшая франшизы Saints Row и Red Faction студия Volition. Эксперты считают, что Саудовская Аравия стремится стать неотделимой от множества отраслей, и одной из них является игровая индустрия.