Google не смогла отбиться от антимонопольного штрафа в €2,42 млрд в ЕС

Читать в полной версии

Google потерпела поражение в длительной юридической борьбе с Европейским союзом (ЕС), не сумев оспорить штраф в размере 2,42 млрд евро, наложенный за нарушение антимонопольного законодательства. Решение суда Европейского союза (CJEU) подтвердило правомерность санкций, впервые применённых Европейской комиссией в 2017 году, и может иметь далеко идущие последствия для бизнес-модели Google в сфере интернет-поиска и онлайн-рекламы.

Источник изображения: AJEL / Pixabay

В 2017 году Европейская комиссия оштрафовала самый популярный в мире интернет-поисковик за использование собственного сервиса сравнения цен для получения несправедливого преимущества перед более мелкими европейскими конкурентами. Процесс обжалования штрафа прошёл несколько этапов. В 2021 году суд низшей инстанции поддержал решение Европейской комиссии, что побудило Google подать апелляцию в CJEU — высшую судебную инстанцию ЕС.

Однако и эта попытка оказалась безуспешной. Судьи CJEU в своём вердикте особо подчеркнули важный аспект европейского законодательства, заявив: «В частности, запрещено поведение организаций, занимающих доминирующее положение, которое препятствует конкуренции по существу и, таким образом, может нанести вред отдельным предприятиям и потребителям».

Штраф в размере 2,42 млрд евро — лишь часть более масштабной картины антимонопольных разбирательств Google в ЕС. За последнее десятилетие общая сумма штрафов, наложенных на компанию европейскими антимонопольными органами, достигла колоссального значения в 8,25 млрд евро. Помимо данного дела, Google также оспорила ещё два решения: одно касается мобильной операционной системы Android, другое — рекламного сервиса AdSense. Однако эти дела всё ещё находятся на рассмотрении, и их конечный исход неизвестен.

Более того, в прошлом году регуляторы заподозрили техногиганта в предоставлении преференций собственным рекламным сервисам, что может привести к продаже части высокодоходного бизнеса Google по размещению рекламы. Это разбирательство находится на ранней стадии, но потенциально может иметь ещё более серьёзные последствия для бизнес-модели Google, чем предыдущие дела.