Роботы-курьеры станут полноправными участниками дорожного движения — с номерами и ограничением скорости
Читать в полной версииРоботы-доставщики станут полноправными участниками дорожного движения наряду с автомобилями и пешеходами: они получат регистрационные номера и QR-коды на корпусе, а также смогут передвигаться по тротуарам и велодорожкам со скоростью не выше 25 км/ч. С таким предложением выступила компания «Яндекс», направившая проект нового экспериментального правового режима (ЭПР) в Минэкономики РФ.
Источник изображения: «Яндекс»
В Минэкономики подтвердили «Коммерсанту» получение от «Яндекса» проекта ЭПР рободоставки. Как сообщили в компании, ЭПР официально закрепит за роботами статус участников дорожного движения, а Минэкономразвития совместно с профильными ведомствами обеспечит правовое сопровождение проекта и его безопасное внедрение с учётом интересов всех участников рынка.
Механизм экспериментального правового режима, установленный федеральным законом от 31.07.2020 № 258-ФЗ, позволяет в пилотном порядке апробировать новые технологии. В настоящее время в России действуют несколько ЭПР в области транспорта — в том числе для беспилотных грузовиков, трамваев, роботакси и беспилотных авиационных систем.
Юридический статус роботов-доставщиков пока не урегулирован, и для них фактически планируется ввести отдельные правила дорожного движения — как для участников движения с «автоматизированной системой управления», хотя формально транспортными средствами они считаться не будут.
Роботам-доставщикам предлагается разрешить передвигаться внутри зданий, по обочинам и правому краю проезжей части, а также по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Перекрёстки они будут пересекать по сигналам светофора для пешеходов и велосипедистов. Стоянка будет разрешена на тротуарах, в пешеходных зонах, в Москве — около «специальных конструкций» и в местах, обозначенных разметкой для велосипедов и электросамокатов. Каждый робот получит уникальный номер для распознавания городскими камерами и QR-код.
Все роботы будут оснащены лидаром (для сканирования пространства на расстоянии не менее 30 метров), фарами, задним красным фонарём и светоотражателями. Максимальная скорость движения составит 25 км/ч, при движении по тротуарам — 10 км/ч, при пересечении пешеходного перехода — 6 км/ч. Габариты устройства не должны превышать 80 см в ширину и 110 см в длину, а масса — 120 кг (без учёта груза).
В проекте также прописан порядок действий в случае ДТП с участием робота. Если есть вероятность причинения вреда жизни или здоровью людей, компания обязана незамедлительно передать информацию о происшествии в систему 112 и направить на место представителя в течение двух часов. Ответственность за происшествие будет возложена на «исполнительный орган» компании, а также (или) на диспетчера либо сотрудника, ответственного за техническое состояние робота.
При причинении вреда имуществу или здоровью пострадавшему будет положена компенсация до 500 тыс. рублей — для этого вводится обязательное страхование, аналогичное ОСАГО. В случае тяжёлых последствий или гибели человека действие ЭПР приостанавливается.
Как пояснили в «Яндексе», запуск ЭПР позволит начать бизнес рободоставки ещё в 20 регионах, включая Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Приморский края, а также Ростовскую и Московскую области. Эти регионы были выбраны исходя из готовности инфраструктуры, состояния тротуаров, наличия переходов и устойчивой связи. В дальнейшем, после апробации ЭПР, положения о роботах-доставщиках могут быть учтены в законе «О безопасности дорожного движения» и ПДД.
Мнения экспертов разделились. В «Союзе пешеходов», например, считают, что с масштабированием рободоставки стоит повременить: «Нужны годы или, как минимум, десятки месяцев, чтобы понять, насколько безопасно совместное движение пешеходов и роботов – особенно с учётом уже существующих проблем с электросамокатами. Аварийность с их участием ежегодно растёт».
В то же время, ведущий специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов отметил, что во многих городах инфраструктура пока не готова к внедрению роботов: например, в Санкт-Петербурге слишком узкие тротуары, и расширить их невозможно.