Мы долго ждали этого момента — шестого прихода легенды. Не все предки этой модели были успешными, но самый старый дедушка «Мустанг» навсегда внес свое имя в историю автомобильной промышленности. В далеком 1964 году Ford выпустил компактное купе, которое открыло так называемый класс пони-каров. Американский автомобильный рынок был буквально ошарашен: в первый же полноценный год продаж было произведено больше полумиллиона таких машин. Даже сверхпопулярному седану Toyota Camry и не снится такой спрос в США. Сегодня Ford Mustang расходится тиражом 70-80 тысяч машин в год, при этом на закате карьеры он все еще на равных конкурирует с более молодым соперником Chevrolet Camaro. Коммерческий успех нового поколения можно будет обсудить не раньше 2015 года, а пока рассмотрим автомобиль со всех сторон.
Надо отдать американцам должное, они не боятся экспериментировать. Все поколения «Мустангов» довольно сильно отличались друг от друга, при этом Ford вернулся к ретростилю только в предыдущем автомобиле, выпуск которого был начат в 2005-м. Новое купе (а заодно и кабриолет) тоже использует намек на оригинальную модель 1964 года. Но некоторые элементы были позаимствованы у концепта Ford Evos, представленного осенью 2011 года. Позже мотивы этого купе легли в основу облика седана Ford Fusion, а теперь добрались и до легенды. Новый Mustang получил свежий облик, но при этом в нем все еще можно узнать знаменитого предка.
Пока Ford не опубликовал всей технической информации о шестом поколении Mustang. Автомобиль выглядит поджаро, и это не только визуальный эффект: производитель обещал сделать его немного меньше и легче. Вероятно, это шаг в верном направлении, ведь родоначальник жанра был достаточно компактным. Еще одной важной новостью стала независимая задняя подвеска — полузависимая конструкция на предшественнике являлась явным анахронизмом и поводом для постоянных насмешек.
В разделе двигателей пока обошлось без сюрпризов. Два атмосферных мотора с небольшими изменениями перекочевали из пятого поколения. Это V6 объемом 3,7 литра и пятилитровый V8. Первый выдает мощностью 304 лошадиные силы и крутящий момент 366 Н*м, второй — 426 лошадиных сил и 529 Н*м. Хотя без небольшой сенсации не обошлось: теперь Mustang будет и четырехцилиндровым. Этот 2,3-литровый мотор семейства EcoBoost уже известен по кроссоверу Lincoln MKC, который появился в прошлом месяце. Для купе его отдачу немного повысили, теперь она составляет 309 лошадиных сил и 407 Н*м. Эти данные лишь немного лучше, чем у базового V6. Будет интересно наблюдать за тем, какой из двух близких по характеристикам моторов получит больше любви покупателей. Для каждого двигателя предлагается на выбор механическая или автоматическая трансмиссия, обе шестиступенчатые. Привод — только задний.
Внутри двухдверки появилось больше мультимедийных развлекалок, в том числе система SYNC. Салон здесь новый, хотя отдельные элементы перекочевали из массовых моделей Ford. Да и сам Mustang в США никогда не был дорогим: сегодня цены на купе пятого поколения начинаются от 22 200 долларов за автомобиль с двигателем V6.
«Форд» уже занимается разработкой спецверсий Boss 302 и Shelby GT500, но все данные пока держит в секрете. Да и озвученные цифры хоть и официальны, но приблизительны: до выхода на конвейер они будут еще раз уточнены. Информация об интересной новинке уже появилась на российском сайте компании, что является очень позитивным знаком. Скорее всего, мы наконец-то получим «белый» Ford Mustang. В 2015 году наследник легенды появится и в Европе.
Пару лет назад графен стал одним из самых часто обсуждаемых материалов в области информационных технологий. В 2010 году Нобелевская премия по физике была присуждена Андрею Гейму и Константину Новоселову за «передовые опыты с двумерным материалом — графеном». Ученые мечтают, что из него можно будет создать процессоры невиданной вычислительной мощности. Однако графен предполагается использовать и в других областях. В частности, он позволит существенно повысить потребительские качества электрокаров и гибридов.
Вопросом изучения новых свойств графена задались ученые Института науки и технологии города Кванджу (Gwangju Institute of Science and Technology), Южная Корея. Они посчитали, что особый материал, состоящий из атомов углерода, позволит повысить эффективность транспортных средств, в которых есть электромоторы и батареи. Сегодня многие из них оснащены рекуперативным торможением: вместо того, чтобы превращать кинетическую энергию в тепло, они включают генератор и накапливают ее.
Однако производительность современных литий-ионных аккумуляторов далеко не всегда позволяет максимально эффективно распоряжаться энергией, порой ограничением становится медленная зарядка. Выход может быть найден в суперконденсаторах. Сегодня автомобильные компании уже экспериментируют с ними. Суперконденсаторы в свою очередь не могут вместить много энергии. К тому же они обычно не рассчитаны на долгий срок службы. При частом использовании они могут довольно быстро износиться. Ученый Сантакумар Каннаппан вместе с несколькими коллегами разработал собственную модель суперконденсатора, в которой используется графен. По словам Каннаппана, их модель способна накапливать столько же энергии, сколько и литий-ионная батарея схожих размеров, а также выдерживать сотни тысяч циклов зарядки.
Сотрудники южнокорейского института усовершенствовали суперконденсатор с помощью небольшой хитрости (хотя нам она кажется большой хитростью): они создали очень пористую форму графена с огромной площадью внутренней поверхности. Ученым удалось получить такой графен благодаря уменьшению количества частей оксида графена. Для этого они смешивают его в воде с гидразином при помощи ультразвука.
Затем графеновый порошок упаковывают в плоские ячейки размером с монету. Далее следует сушка при 140 градусах по Цельсию под давлением 300 кг/см2. В такой бане материал находится в течение пяти часов. Из полученного вещества можно сделать очень пористый электрод: один грамм такого графена имеет площадь поверхности примерно равную баскетбольной площадке. Это очень важно, поскольку позволяет электроду взаимодействовать с большим количеством электролита. В конечном счете данная величина влияет на максимальную энергоемкость устройства.
Сантакумар Каннаппан совместно с другими учеными замерил производительность их суперконденсатора и явно был удивлены результатом. По словам экспериментаторов, они смогли добиться удельной емкости более 150 фарад на грамм. Материал может накапливать более 64 ватт-часов на килограмм при плотности 5 ампер на грамм. Для сравнения: энергетическая емкость литий-ионных батарей составляет 100-200 ватт-часов на килограмм.
К дополнительным плюсам новых суперконденсаторов относится и рекордно малое время заряда. Каннаппан уверяет, что на полную зарядку уходит всего 16 секунд. Они повторили процедуру примерно 10 000 раз, но не заметили ощутимого падения емкости. При этом ученые гордятся тем, что это лучшие результаты из всех, описанных в литературе.
Изобретатели надеются, что в ближайшее время человечество сможет получить пользу от суперконденсаторов из графена. В частности, это касается электрических транспортных средств.
В вопросах автомобильной безопасности одним из самых продвинутых производителей является Volvo. Но мы давно не слышали ничего нового об автономных технологиях от шведской компании. Несколько лет подряд инженеры Volvo периодически отчитывались об успехах проекта Sartre — Safe Road Trains for the Environment («Безопасные для окружения дорожные поезда»). По задумке разработчиков эта система должна позволить немного упростить движение на трассах: длинные вереницы машин предлагалось сделать частично автономными. У таких «умных поездов» должен быть только один «машинист» — водитель первого в колонне автомобиля, все остальные машины смогли бы автоматически следовать курсу предводителя. Идет время, но Volvo больше не сообщает новостей про Sartre. Зато на прошлой неделе появилась более важная информация: специалисты компании вовсю заняты разработкой полноценного автопилота. Совсем скоро должны начаться полномасштабные испытания на улицах реальных городов.
Первый удар умных машин примет на себя ни много ни мало Гетеборг. Именно в этом городе располагается штаб-квартира Volvo Car Group. А еще здесь проживает полмиллиона человек, поэтому на плечи инженеров ложится двойная ответственность. Причем самостоятельно продвигаться по городу и его окрестностям придется на парочке машин, а целой сотне. Крупный научный проект Drive Me стал совместной инициативой Volvo Car Group, Министерства транспорта Швеции, Шведского агентства транспорта, Научного парка Lindholmen и администрации Гетеборга.
«Автономные транспортные средства являются неотъемлемой частью Volvo Cars, а также видения шведским правительством проекта нулевых дорожно-транспортных происшествий. Этот общественный проект представляет собой важный шаг на пути к данной цели, — говорит президент и исполнительный директор Volvo Car Group Хокан Самуэльссон. — Это даст нам представление о технологических задачах, которые понадобится решить. В то же время мы получим ценные отклики от реальных потребителей, которые будут использовать умные машины на дорогах общего пользования».
«Наша цель состоит в том, чтобы автомобиль научился самостоятельно ориентироваться в любом дорожном сценарии. Он также должен уметь выйти из потока движущихся друг за другом автомобилей и найти безопасное место для остановки, если по какой-то причине водитель не может управлять машиной», — объясняет технический специалист Volvo Car Group Эрик Кэлингх.
В рамках проекта Drive Me будут решаться не только технические задачи. На повестку дня шведы поставили сразу пять ключевых вопросов: какие социальные и экономические выгоды смогут принести автономные транспортные средства за счет повышения эффективности трафика и безопасности на дорогах, какие требования необходимо предъявлять к инфраструктуре, в каких дорожных сценариях можно использовать автопилоты, как повысить уверенность потребителей в компьютерных шоферах и как водители будут взаимодействовать с самостоятельными машинами. Работа над Drive Me начнется в 2014 году. Также шведы создадут полностью автономного ассистента парковки, который будет искать свободное место без водителя. Одновременно с этим будет разрабатываться интерфейс общения пользователя с автопилотом. Планируется, что первые автомобили с новыми технологиями появятся на дорогах Гетеборга в 2017 году.
Сто тестовых машин, которые примут участие в научном проекте, будут созданы на новой платформе Scalable Product Architecture. Первой серийной моделью на базе SPA окажется кроссовер Volvo XC90, который представят в 2014 году.
Планами Volvo на будущее поделился вице-президент Лекс Керссмэкерс. В интервью он признался, что некоторые разработки компании, которые только выходят на рынок, уже совсем скоро станут бесполезными. В прошлом году была представлена первая в мире подушка безопасности для пешеходов. Ее получил хэтчбек Volvo V40. Технология может спасти жизнь: если камеры и сенсоры, установленные в передней части автомобиля, поймут, что столкновение с пешеходом неминуемо, новая система автоматически отстрелит петли капота и надует большую подушку, закрывающую весь моторный отсек и передние стойки крыши — именно эти области являются самыми опасными. По мнению Лекса Керссмэкерса, это хорошее решение проблемы, но уже совсем скоро оно станет неактуальным. Машины Volvo научатся распознавать препятствия столь хорошо, что практически в любой ситуации успеют автоматически остановиться.
Также вице-президент Volvo Car Corporation признался, что внешние подушки безопасности бесполезны для высоких автомобилей, таких как кроссоверы и внедорожники. Наверное, в первую очередь он имел в виду следующее поколение Volvo XC90, ведь эта модель выходит в 2014 году — и она получит новую версию системы City Safety. Она будет точно знать, что находится впереди: столб, другой автомобиль, пешеход, велосипедист или кошка.
Также стало понятно, что Volvo XC90 получит преимущественно четырехцилиндровые двигатели. Это достаточно большой кроссовер, однако последние технологические достижения Volvo позволят обойтись моторами малого объема. В первую очередь это будут силовые агрегаты семейства Drive-E, о которых впервые заговорили прошлым летом. По словам Лекса Керссмэкерса, двухлитровый мотор будет обеспечивать мощность около 300 лошадиных сил. Если добавить к нему электродвигатель, то в сумме получится большее 600 Н*м тяги. Таких показателей будет более чем достаточно: сегодня почти все ДВС для XC90 и этого не выдают, а следующее поколение должно стать немного легче.
Нет сомнений, что шведам удастся уменьшить вес нового Volvo XC90. Текущая версия паркетника была представлена в далеком 2002 году, и с тех пор многие производители сделали ставку на эффективную диету. При оптимизации кузова рецепт сводится к простой задаче: повысить количество алюминия и высокопрочной стали. Однако в массовом секторе уже начали появляться композитные материалы. Фактически до 2013 года считалось, что углепластик является уделом суперкаров. Теперь на рынок вышел электромобиль BMW i3. Во многих аспектах эта модель революционна, и одна из самых заметных заслуг касается применения полностью карбонового несущего модуля. Итак, BMW стала первопроходцем, кто будет вторым? Ответ на этот вопрос остается открытым, но результатами новых исследований в данной сфере поделилась Honda.
Несколько лет назад японцы представили гибридный хэтчбек Honda CR-Z. С его помощью производитель надеялся привлечь внимание и ярых защитников окружающей среды, и любителей компактных автомобилей со спортивными нотками в характере. Однако для вторых модель оказалась излишне медлительной, для первых — слишком непрактичной. Японские инженеры попытались исправить хотя бы некоторые ошибки на новых прототипах. Не секрет, что электромотор, батареи и вариаторная трансмиссия значительно повышают вес транспортного средства. Чтобы нивелировать их негативное влияние, в научно-исследовательском центре Honda, в префектуре Тотиги собрали CR-Z с полностью карбоновым кузовом.
Визуально Honda CR-Z почти не изменилась. Необычную версию проще всего опознать по дверям: теперь у хэтчбека очень высокий порог, а для более удобной посадки открывается и часть крыши. Благодаря новому кузову гибрид стал легче примерно на треть: теперь он весит около 800 кг, что совсем немного в сравнении со стандартной массой 1230 кг. Столь заметного результата удалось добиться не только благодаря использованию углепластика: меньший вес автомобиля позволил установить облегченные элементы подвески. Попутно инженеры смогли снизить центр тяжести, что положительно сказалось на управляемости хэтчбека.
Еще один приятный бонус похудения раскрывается в динамике: время разгона с 0 до 100 км/ч уменьшилось с 9,5 до 8,3 секунды. Одновременно с этим Honda CR-Z стала на 20% экономичнее. Средний расход топлива составляет 5,88 литра на 100 километров — результат не впечатляет на фоне современных серийных автомобилей, хотя все зависит от того, сколько бензина автомобиль будет сжигать на реальной дороге. Сегодня японцы не дают ответа на два главных вопроса: будет ли в ближайшем будущем выпущена карбоновая Honda и сколько она будет стоить? Мы можем взглянуть на пример BMW: в Германии i3 стоит 34 950 евро, или примерно 1 572 000 рублей. Иными словами, это очень дорого для столь небольшого автомобиля без оглядки на его инновационность. Однако у немцев есть даже ценовой козырь: несколько лет назад BMW готовила собственные заводы по производству углепластика, что уменьшает себестоимость выпуска i3.
На сегодня для BMW i3 у нас заготовлены не только хвалебные речи. В европейском комитете Euro NCAP протестировали еще 11 новых автомобилей, среди которых был и вышеупомянутый европейский хэтчбек. Впервые за долгие годы автомобиль BMW не смог получить пятибалльный рейтинг. Получается, кузов из карбона не столь прочный? Попытаемся разобраться, почему i3 оказался хорошистом, а не отличником.
Помимо BMW i3 сотрудники Euro NCAP разбили еще немало других машин: Ford EcoSport, Ford Tourneo Connect, Infiniti Q50, Maserati Ghibli, Mazda 3, Mercedes-Benz Citan Kombi, Mitsubishi Outlander PHEV, Nissan Note, Peugeot 308 и Volkswagen T5. Сразу огласим хорошую новость: откровенных аутсайдеров в испытуемой группе не обнаружено. Все машины хорошо справились с испытаниями, после краш-тестов манекены смогли сами выбраться из покореженных авто. По итогам подсчета баллов пять моделей получили четырехзвездный рейтинг. Это BMW i3, Ford EcoSport, Mercedes-Benz Citan Kombi, Nissan Note и Volkswagen T5.
Автомобиль | Оценка | Защита взрослых | Защита детей | Защита пешеходов | Системы безопасности |
---|---|---|---|---|---|
BMW i3 | Четыре звезды | 86% | 81% | 57% | 55% |
Ford EcoSport | Четыре звезды | 93% | 77% | 58% | 55% |
Ford Tourneo Connect | Пять звезд | 94% | 85% | 62% | 70% |
Infiniti Q50 | Пять звезд | 86% | 85% | 67% | 81% |
Maserati Ghibli | Пять звезд | 95% | 79% | 74% | 81% |
Mazda 3 | Пять звезд | 93% | 86% | 65% | 81% |
Mercedes-Benz Citan Kombi | Четыре звезды | 79% | 81% | 56% | 70% |
Mitsubishi Outlander PHEV | Пять звезд | 88% | 84% | 64% | 81% |
Nissan Note | Четыре звезды | 86% | 92% | 58% | 70% |
Peugeot 308 | Пять звезд | 92% | 79% | 64% | 81% |
Volkswagen T5 | Четыре звезды | 79% | 74% | 32% | 57% |
Так почему же провалился карбоновый электрокар BMW i3? На замедленной записи с камер видно, что компактный хэтчбек с доблестью выдерживал все столкновения. Лишь при боковом ударе о столб у него оторвалась внешняя обшивка дверей, но это фактически не влияет на безопасность. В целом i3 продемонстрировал хорошие показатели пассивной защиты. А вот провалился он на самом элементарном: у автомобиля отсутствует оповещение о непристегнутых задних пассажирах. На этом же поскользнулся и бюджетный кроссовер Ford EcoSport. Странно, что производители не удосужились установить эту недорогую систему в свои автомобили, ведь она позволила бы получить заветные пять звезд Euro NCAP.
Короткий капот не позволил Mercedes-Benz Citan Kombi, Nissan Note и Volkswagen T5 пройти испытание на безопасное столкновение с пешеходами. Вместе с тем у Volkswagen T5 также непорядок с информацией о непристегнутых пассажирах. Какой вывод можно сделать из нового выпуска тестов Euro NCAP? Если на вас едут Volkswagen T5 и Maserati Ghibli, лучше броситься под колеса итальянского седана. Во-первых, он красивее, а во-вторых, вероятность получить серьезные увечья на его капоте меньше примерно в 2,3 раза.
На днях компания Audi подтвердила планы по расширению линейки кроссоверов. Еще в начале 2000-х автопроизводитель из Ингольштадта занимался только легковушками. Однако в 2005 году появилась модель Q7, построенная на платформе Volkswagen Touareg. С тех пор мир узнал о Q5 и Q3. Сегодня спрос на кроссоверы растет опережающими рынок темпами. Теперь почти каждый третий автомобиль, сходящий с конвейеров Audi, является паркетником: их доля достигла 28%. Согласно прогнозам, к 2020 году она вырастет до 35%. Помогать в этом будут не только плохие дороги в развивающихся странах, но и новые модели. Очередной класс откроет самый младший автомобиль — Audi Q1. Он будет запущен в 2016 году.
Разработка Audi Q1 началась совсем недавно. По большому счету Q3 является достаточно компактным кроссовером, чтобы не идти на дальнейшее понижение: его длина составляет всего 4385 мм. Однако все три немецких бренда ввязались в игру с очень большими ставками, поэтому пути назад нет. Дело в том, что год за годом Audi, BMW и Mercedes-Benz соревнуются по количеству проданных машин, и Audi Q1 станет неплохим подспорьем на ниве количественных показателей. Тем временем самым популярным кроссовером Audi пока что является модель Q5. С января по октябрь по всему миру было продано больше 194 тысяч этих машин, что на 17% превосходит результат аналогичного периода прошлого года.
Предметно говорить об Audi Q1 пока рано. Немцы представили только первый набросок концепта. Если судить по нему, текущее направление дизайна будет сохранено, хотя в облике автомобиля можно обнаружить больше прямых линий и острых углов. Разработчики ни слова не сказали о технике, однако пристрастие Audi к широкому использованию унифицированных платформ позволяет строить достаточно точные догадки. Наверняка к 2016 году архитектура MQB, дебютировавшая на таких моделях, как Audi A3, Volkswagen Golf и прочих хэтчбеках C-класса, доберется и до паркетников. Это значит, что по умолчанию Q1 окажется переднеприводной, а система quattro с четырьмя ведущими колесами будет предлагаться в качестве опции. Двигатели известны наперед: 1,2 TSI, 1,4 TSI и 1,6 TDI. Вряд ли за три года немцы представят что-то радикально новое, хотя у них еще есть время в очередной раз модернизировать существующие агрегаты.
Мир автомобильных двигателей делится на два больших лагеря: атмосферные и с наддувом. У каждого производителя есть свои предпочтения, причем периодически они пересматриваются. Существуют даже многолетние, почти вековые традиции. К примеру, Ferrari и Lamborghini используют высокофорсированные «атмосферники». В «Формуле-1» тоже привыкли обходиться без турбокомпрессоров. Однако Международная автомобильная федерация уже согласовала установку турбин в 2014 году. Одновременно будет уменьшен рабочий объем: 2,4-литровый V8 будет сменен 1,6-литровым V6. Перед началом сезона необходимо успеть не только разработать двигатель, но и обкатать его. Каждый делает это по-своему, например итальянцы установили этот ДВС из будущего на свой гиперкар будущего — Ferrari LaFerrari. Эта модель была представлена еще весной в Женеве, однако гибридный спорткар с бензиновым V12 объемом 6,3 литра и электромотором до сих пор не поступил в продажу.
Необычный болид был замечен на гоночной трассе Фьорано. Ее владельцем является Ferrari, поэтому многие серийные и гоночные новинки проходят доводку на виражах этого кольца. Итальянцы никак не комментируют ситуацию. Возможно, они лишь проверяют новый ДВС на стабильность, чтобы во время настоящих гонок не случился казус. Однако фанаты команды из Маранелло уже надеются, что необычная концепция будет запущена в серийное производство. К сожалению или к счастью, всерьез ожидать этого события не приходится. Моторы для дорожных и гоночных машин создаются по разной идеологии, даже если в обоих случаях перед разработчиками стоит задача сделать максимально быстрый автомобиль.
По неподтвержденным данным, в 2005 году Ferrari устанавливала 2,4-литровый V8 в Enzo. Тогда итальянцы готовились к новому сезону «Формулы-1» (2006 года), когда рабочий объем ДВС по регламенту FAI был снижен с 3 литров до 2,4. Скорее всего, и на сей раз это всего лишь подготовка к гонкам.
Некоторым личностям нравятся необычные машины, такие как LaFerrari с двигателем от «Формулы-1». Конечно, итальянскую бестию вряд ли удастся купить, а вот гольф-карт в стиле Бэтмена вполне доступен — всего 17 500 долларов. Причем эту сделку можно считать очень выгодной: по словам создателей необычной модели, они только на переработку исходной модели потратили больше 30 000 долларов.
Наверняка этот гольф-карт является одним из самых недорогих автомобилей, способных заставить всех окружающих включить камеры на своих телефонах. К тому же за рулем уникальной модели можно почувствовать себя Бэтменом или хотя бы Кристианом Бейлом. Стиль пугающей букашки был позаимствован у модели Batman Tumbler, которая участвовала в съемках популярного фильма. Чтобы сделать мини-версию Tumbler, был использован серийный EZ-Go. Теперь скромные черты этого автомобиля очень сложно найти в облике грозного карта. От стандартного экземпляра тут осталась только рама.
Эпатажная модель не позволит ловить злодеев с проворством Бэтмена: мощность электродвигателя составляет всего шесть лошадиных сил, а скорость перемещения не превышает 60 км/ч. Зато необычный гольф-карт побывал на студии Warner Brothers и даже сфотографировался со своей музой — настоящим Batman Tumbler. Сегодня на машинке ездит ее новый владелец, купивший ее на онлайн-аукционе eBay за те самые 17 500 долларов.
Для гольф-карта был выбран удачный визуальный образ, который никого не оставит равнодушным. Однако ему не хватает практичности. Чтобы сделать недорогую, но полезную в быту машину для привлечения внимания можно использовать Renault Duster, ставший самым популярным кроссовером в России. Но массовость убивает всякую надежду на индивидуальность, поэтому над обликом бестселлера придется хорошенько поработать: установить на крышу большую пушку, покрасить кузов в зеленый цвет и дополнить все это лебедкой и крюками. Примерно так сделали в Румынии, правда, не хохмы ради, а для обеспечения вооруженных сил бюджетным броневичком.
Порой серийные автомобили действительно идут бок о бок с образцами военной техники. Одним из наиболее известных в мире примеров является Hummer H1. В свое время он был создан из армейского Humvee (HMMWV). Однако в рассматриваемом случае наглядно продемонстрирована обратная эволюция. Паркетник Dacia Duster создавался под присмотром Renault, причем в нашей стране он продается именно под французским брендом. Бюджетная модель лишена технических изысков. Тут нет ни несущей рамы, которая позволила бы навешивать много дополнительного военного оборудования, ни настоящего полного привода с блокировками, которые бы выволокли автомобиль из любой внедорожной передряги.
Министерству обороны Румынии требовалась недорогая машина, которую можно было показать в военном параде, проводимом первого декабря. Для этого дешевле всего использовать собственных производителей, тем более что Dacia Duster сам по себе является наиболее доступным предложением в классе. Проект курировал инженерный центр Renault RTR в Румынии. По словам разработчиков, за стандартными кузовными панелями скрыта броня. Толщина и вес пластин не уточняются. Дополнительную защиту получил двигатель, трансмиссия, задний дифференциал и топливный бак. Поступивший на службу Duster оснастили съемной лебедкой и фаркопом для буксировки различной военной утвари.
Самой заметной модернизацией стала большая пушка, установленная на крышу автомобиля. Кузов гражданской машины не смог бы справиться с увеличенной нагрузкой, поэтому пулемет потребовал создания настоящего экзоскелета. Из прочих мелочей отмечается наличие внешних розеток с напряжением 12 и 24 В. Наверное, в бою они пригодятся для зарядки айфонов: убил врага — напиши «твит» и выложи в Instagram✴ снимок с трофеем.
Вся ситуация с «Дастером» в милитари-стиле довольно забавна. Однако в Министерстве обороны Румынии уже заявляют о соответствии разработки стандартам НАТО. Военное ведомство готово принять автомобиль на вооружение. Пока не известно, получил ли вояка новый двигатель и ходовую. С броней, большой пушкой и прочими дополнениями вес кроссовера существенно возрос, а во время боевых действий проворство и мобильность никогда не бывают лишними.