К обсуждению перспектив суперкара Lamborghini Cabrera мы возвращались в начале декабря. К тому моменту с производственной площадки в Сант'Агата-Болоньезе уже сошли последние экземпляры Gallardo. Эта модель была представлена еще в 2003 году, за прошедшее время она смогла стать финансовой опорой итальянской компании. За последнее десятилетие на Gallardo пришлось примерно 79% спроса. Общий тираж автомобиля превысил 14 тысяч экземпляров. Gallardo является самой массовой «Ламбо» за полувековую историю компании. Нет смысла объяснять, насколько важно для итальянцев представить успешного преемника. Прогнозировать спрос на Lamborghini Huracan сложно, но пока все выглядит многообещающе.
Предугадать имя новой Lamborghini очень трудно. Вот и в этот раз Cabrera — всего лишь закулисный псевдоним. Итальянцы традиционно называют свои модели в честь знаменитых быков из прошлого. Боевой бык Huracan, относящийся к испанской породе Contedela Patilla, прославился благодаря выдающемуся мужеству и молниеносной атаке. Он показал свой безжалостный характер в корриде, проведенной в испанском городе Аликанте в августе 1879 года. Huracan закончил свою карьеру непобежденным.
Для представителя клана Lamborghini купе Huracan получилось весьма консервативным. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на кричащие модели Veneno и Egoista, выпущенные ранее в текущем году. Эти автомобили являются штучным товаром, они представлены в виде концептов, но для поклонников марки было собрано несколько экземпляров. Для Huracan была уготована участь бестселлера компании, поэтому производитель не стал рисковать с авангардным дизайном. Купе выглядит в меру агрессивно и хищно. В этом автомобиле на 100% узнается современная Lamborghini в ее консервативном проявлении. Сохранена визуальная связь и с Gallardo.
Итальянцы остались верны и технологическим традициям. Как и предшественники последних 20 лет, Lamborghini Huracan LP610-4 является среднемоторным спорткаром с полным приводом и большим атмосферным мотором. Но автомобиль все же удостоился одного серьезного нововведения. Впервые на своей младшей модели компания использовала карбоновый монокок, также существенная часть элементов сделана из алюминия. Ранее эта технология уже была опробована на старшем суперкаре Aventador. Это позволяет сделать машину легче и прочнее. Сухая масса Lamborghini Huracan LP610-4 составляет 1422 кг. Впрочем, это даже несколько больше, чем весили последние спецверсии Gallardo.
Старый 5,2-литровый бензиновый мотор V10 вновь получил инъекцию адреналина. Этот двигатель был впервые представлен при рестайлинге модели в 2008 году. Тогда он развивал 560 лошадиных сил и 540 Н·м. На Lamborghini Huracan LP610-4 силовой агрегат демонстрирует мощность 610 лошадиных сил и крутящий момент 560 Н·м. Фирменная технология IDS (Iniezione Diretta Stratificata) сочетает непосредственный впрыск топлива с простым распределенным. Это позволило снизить расход топлива в смешанном цикле до 12,5 литра на 100 километров и вписать новый агрегат в требования экологического регламента Евро-6.
Трансмиссия снова роботизированная — Lamborghini Doppia Frizione (LDF). Эта семиступенчатая коробка переключения передач с двумя сцеплениями уже известна по недавнему рестайлингу Audi R8. Кстати, будущее поколение немецкого спорткара будет выполнено по чертежам Lamborghini Huracan: R8 получит ее карбоновую платформу. Современный «робот» предусматривает три режима: Strada, Sport и Corsa (дорожный, спортивный и гоночный). От значения на селекторе зависит работа не только КПП, но и других систем суперкара. Купе получило стандартные карбон-керамические тормоза.
Lamborghini Huracan LP610-4 окажется быстрее всех заводских версий Gallardo, включая облегченные. С 0 до 100 км/ч купе разгоняется за 3,2 секунды, с 0 до 200 км/ч — за 9,9. По максимальной скорости новинка демонстрирует паритет с предшественником — 325 км/ч.
Производство нового итальянского спорткара уже начато. Первые покупатели получат свои Lamborghini Huracan LP610-4 весной 2014 года. Состоятельных поклонников этой марки впереди ждет еще много версий данного автомобиля.
В 2009 году Citroen развивает линейку автомобилей DS. Она должна заявить о компании в премиум-сегменте, хотя все существующие модели основаны на обычных автомобилях Citroen. Теперь французы решили продвигать семейство DS в Китае. Повышать престиж в Поднебесной будет седан Citroen DS 5LS.
Презентация новинки прошла в торговом центре Carrousel du Louvre. Визуальный стиль Citroen DS 5LS мы видели на концептах Numero 9 и Wild Rubis. Ключевая фамильная черта уже определена — это широкая шестиугольная решетка, рамка которой буквально заходит в фары. Такое решение выглядит вполне оригинально, к тому же, благодаря предшествующим концептам, оно уже ассоциируется с маркой Citroen.
При длине 4,7 метра Citroen DS 5LS оказывается существенно больше европейского хэтчбека Citroen DS5. Вместе с тем новинка формально относится к классу C, хотя по габаритам претендует на место в сегменте D: сказывается пристрастие китайцев к просторным машинам в премиум-сегменте. Ширина и высота автомобиля составляют 1,84 и 1,5 метра. Для Citroen DS 5LS будут доступны двигатели THP 160 и THP 200. Это две версии одного мотора, оснащенного турбонаддувом с системой Twin Scroll и непосредственным впрыском топлива. Мощность двух модификаций можно узнать из их названий: 160 и 200 лошадиных сил. Седан будет поставляться с передним приводом и шестиступенчатой автоматической трансмиссией.
Выпуск Citroen DS 5LS будет налажен в китайском городе Шэньчжэнь. Продажи в Китае начнутся в марте 2014 года.
Для развития «зеленого» транспорта в США сеть продуктовых супермаркетов Whole Foods Market объединилась с производителем станций зарядки Urban Green Energy. Компании уже установили ветряные модули Sanya Skypump на парковке строящегося магазина в Нью-Йорке. Новый супермаркет должен открыться в ближайшее время.
Вся соль проекта в том, что станции окажутся полностью автономными — электромобили будут заряжаться благодаря энергии ветра. На парковке будет размещено два модуля Sanya Skypump. От них можно зарядить любой совместимый электрокар с разъемом SAE J1772. Также возле супермаркета будет установлено 19 экологичных фонарей Sanya SLSTM. Они не требуют прокладки электрокабелей — для освещения задействуется накопленная энергия от ветряка и солнечных батарей. Преимущество такого решения не ограничивается экологической чистотой. На США нередко обрушиваются ураганы, которые обрывают линии электропередач. Независимые фонари смогут освещать улицы даже в условиях природного бедствия.
Дополнительно компания Urban Green Energy работает над установкой солнечных батарей на козырьки парковочной зоны.
Пару месяцев назад мы освещали стремление компании Volvo превратить суперконденсаторы из карбонового волокна и полимерной смолы в кузовные элементы. Вообще человечество не первый год мечтает о чем-то подобном, ведь данная технология позволит снизить вес, увеличить общую емкость АКБ и повысить эффективность электрокаров. В новом выпуске журнала Союза автомобильных инженеров SAE International содержится информация о разработке аналогичной системы американским агентством ARPA-e (Advanced Research Projects Agency-Energy — «Агентство передовых исследований в области энергетики»). Эта организация была создана в 2009 году с целью форсирования перспективных разработок в сфере энергетических технологий. В результате исследования ARPA-e должен получиться новый вид безопасных аккумуляторов. Проект получил название REANGE — Robust, Affordable, Next-Generation Energy storage systems («прочные и недорогие системы хранения энергии следующего поколения»).
По мнению менеджера по продукту ARPA-e Пинга Луи, главная проблема современных электромобилей связана с аккумуляторами. Правда, загвоздка заключается не в скромной емкости, а в высокой стоимости. Если сопоставить их цену с возможностями, то получается, что сегодня батареи обладают слишком высокой ценой, слишком низкой энергоплотностью и слишком высокой массой. Как-то Пинг Луи со своими коллегами подумал, в каком направлении могла бы развиваться эта отрасль. Они пришли к выводу, что одним из наиболее перспективных и в то же время очевидных путей является поиск новых, более безопасных химических сочетаний для создания батарей. Таких батарей, которые не требовали бы наличия большой и прочной упаковки для хранения литий-ионных ячеек. Эта система позволила бы сэкономить много веса, что оказало бы положительное влияние на дальнобойность электрических машин, даже если они не смогут хранить такое же количество энергии, как литий-ионные АКБ.
Новая технология дополнительно развязала бы руки дизайнерам. «Если вам не надо беспокоиться о защите батарей, вы больше не ограничены архитектурой традиционных машин», — считает Пинг Луи. Это значит, что АКБ больше не придется защищать, как топливный бак. Их можно будет располагать в зонах просчитанной деформации. Фактически это позволит не только уменьшить вес авто, но и повысить его безопасность одновременно с двух фронтов: сами батареи больше не будут представлять опасности, к тому же они будут поглощать энергию удара при столкновении.
На финансирование нового проекта ARPA-e уже выделено 37 миллионов долларов. Программа должна создать такие батареи, которые стали бы пригодными для использования даже в несущих конструкциях кузова и внешних элементах вроде дверных панелей, крыльев, капота и так далее. Министерство энергетики США хочет разработать встроенную в структуру электромобиля батарею, которая позволила бы покрывать дистанцию как минимум 386 километров. При этом внутри ARPA-e прорабатывается одновременно несколько подходов к решению этой задачи. Одна группа инженеров занимается новыми материалами для электродов, которые позволят отказаться от использования легковоспламеняемых элементов, а также заменой летучих электролитов веществами на основе воды или полимерами. Еще один вариант — создание проточных ячеек, где электролит не контактировал бы с катодом и анодом. Третья стратегия схожа с первой: изобретатели хотят полностью исключить применение жидкости и внедрить твердый электролит на основе тонкопленочных керамических элементов.
Одна их технологий использования электролита на водной основе предполагает создание проточных ячеек. По общему принципу работы такая система схожа с обычными электрохимическими АКБ, но в данном случае электроды не погружены в электролит: последний подается лишь при необходимости выработки энергии. Раздельное хранение позволит сделать такие аккумуляторы более безопасными. При этом Пинг Луи уточняет, что большинство батарей с проточными ячейками обладают очень низкой энергетической плотностью. Настолько низкой, что они практически непригодны для создания даже стационарных систем, не говоря уже о мобильных. Однако недавно проект ARPA-e получил уникальное предложение от General Electric и Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли. Благодаря этому стало возможным создание очень эффективных проточных аккумуляторов. Первые рабочие прототипы должны появиться уже в следующем году.
Свой проект представили и ученые Мэрилендского университета в Колледж-Парке и Военной научно-исследовательской лаборатории США (U.S. Army Research Laboratory). Команды этих заведений также использовали электролит на основе воды. Им удалось удвоить энергетическую емкость в сравнении с обычными аккумуляторами этого класса. Технологический институт Иллинойса (Illinois Institute of Technology) совместно с Аргоннской национальной лабораторией (Argonne National Laboratory) получили финансирование в размере 3,4 миллиона долларов на совместную разработку, но их аккумулятор не включает электролит на основе воды. Это некое «электротопливо», наночастицы которого позволяют существенно повысить энергетическую плотность. Это изобретение должно быть достаточно стабильным с точки зрения внешнего воздействия в случае аварии. Наконец, Национальная лаборатория Оук-Ридж занимается созданием батарей, уникальный электролит которых сможет менять свое агрегатное состояние от жидкого к твердому и обратно в зависимости от текущих требований.
Третья большая группа, как мы уже упоминали, делает ставку на использование твердотельного электролита. Как и в предыдущей группе, тут отметилась команда Мэрилендского университета. Она планирует создать литий-ионную батарею с тонкопленочными керамическими элементами. Руководители проекта надеются, что их батарея окажется не только более безопасной, чем ныне существующие, но и более производительной, легкой и долговечной.
В отчете SAE International содержится информация еще о нескольких схожих проектах из рассмотренных категорий. Вероятно, скоро мы станем свидетелями появления нового вида аккумуляторов для электрокаров. Однако в документе не содержится информации об одном из главных ограничивающих факторов — высокой стоимости, хотя Пинг Луи сам акцентировал на ней внимание.
В продолжение темы аккумуляторных батарей: уже упомянутая нами Национальная лаборатория имени Лоуренса в Беркли занимается разработкой другой перспективной технологии. По мнению ученых этого научного заведения, необходимо сделать ставку на литий-серные аккумуляторы. АКБ такого типа должен получить анод из лития и катод из углерода и серы. Используемый электролит обязан пропускать ионы лития.
Ранее ученые уже экспериментировали с этими веществами, но опыты показывали недолговечность таких батарей. В новой версии использована усовершенствованный катод. Для стабильности он изготовлен из нанокомпозита и оксидов серы и графена. Расчетная удельная энергоемкость батарей должна составить около 500 Вт/кг, что превосходит показатели литий-ионных батарей более чем в два раза. Ожидается, что выполненные по новой технологии аккумуляторы смогут выдержать около 1500 циклов зарядки.
Еще одно преимущество заключается в доступности сырья: сера является недорогим материалом в сравнении с элементами из многих конкурентных решений. Возможно, это позволит снизить стоимость батарей, хотя многое зависит от сложности их производства. Итак, литий-серные аккумуляторы смогут обладать большей емкостью при том же весе или меньшим весом при заданной емкости, также они могут оказаться дешевле существующих литий-ионных аналогов. Не спешите радоваться: ученые Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли находятся только в начале пути. Если их прогнозы окажутся верными, им удастся создать рабочий прототип аккумулятора для электромобиля только через пять лет. Затем наверняка потребуется еще столько же времени для доводки технологии, подготовки к серийному производству и постановки проекта на широкие коммерческие рельсы. И это при благоприятном прогнозе.
А теперь хорошие новости для российских автомобилистов. На прошлой неделе были обнулены ввозные пошлины на легковой электрический автотранспорт. В Таможенном союзе (Россия, Белоруссия и Казахстан) ставка снижена с 19 до 0%. Это временная мера: она будет действовать с 1 февраля 2014 года до 31 декабря 2015 года. Об этом сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев.
«Обнуление касается легковых автомобилей с электроприводом с числом мест до девяти, включая место водителя, и не распространяется на машины с гибридным двигателем, — уточнил Слепнев. — Во второй половине 2014 года будем обсуждать на совете ЕЭК развитие производства этого вида техники на территории Таможенного союза. Сегодня такого предложения нет, но выгоды его очевидны, прежде всего с экологической точки зрения». По задумке правительства, эта инициатива должна стимулировать как спрос на электрокары, так и темпы строительства соответствующей инфраструктуры. Также, как уже упоминалось, планируется поставить вопрос о производстве электрических машин внутри Таможенного союза. Это касается как предложений отечественных марок, так и локализации моделей зарубежных компаний.
По расчетам авторов проекта, новая мера должна повысить спрос на электрокары аж в десять раз! Правда, абсолютные цифры вызывают скорее улыбку: с нынешних 50 машин в год объем продаж увеличится до 500. При этом председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ Андрей Панков настроен более чем оптимистично. По его мнению, отмена ввозной пошлины «повлечет за собой серьезные изменения на российском авторынке». Эксперты Торгово-промышленной палаты ставят практически невыполнимые планы: по их прогнозам, к 2020 году в нашей стране должно продаваться больше 200 тысяч электрокаров в год.
На текущий момент в России официально доступен только один электрический автомобиль — Mitsubishi i-MiEV. Эту кроху нельзя назвать доступной: ее стоимость составляет 1,8 миллиона рублей. Тем временем в США вступили в силу очередные государственные меры по поддержке электромобилей. В результате введения новых компенсаций рекомендованная цена Mitsubishi i-MiEV в начале декабря снизилась до 22 995 долларов, что по текущему курсу составляет примерно 751 000 рублей.
Как один из лидеров в области передовых автомобильных технологий, концерн BMW Group просто не может обойти стороной тему автономных машин. О разработке автопилота немцы заявили еще в 2011 году, когда появились первые сведения о ConnectedDrive. Достигнутые за последние два года успехи компания продемонстрирует на выставке CES 2014, которая пройдет в начале 2014 года в Лас-Вегасе.
В новой версии BMW ConnectedDrive в фокусе окажется связь между водителем, автомобилем и окружающим миром. Но пока полностью самостоятельный автопилот еще не готов. Вместо этого инженеры сконцентрировали свое внимание на расширении функциональности электронных систем помощи и информационно-развлекательных возможностях. Например, в BMW ConnectedDrive войдет навигационная система с возможностью слежения за трафиком. Приложение BMW i Remote для смартфонов позволит удаленно проверять состояние автомобиля. К примеру, можно будет уточнить уровень заряда батарей электрокара BMW i3. Эта инновационная модель, кстати, станет участником выставки CES 2014.
Остальные возможности BMW ConnectedDrive тоже достаточно примитивны: при помощи связи смартфона и машины можно использовать управление голосом для настройки аудиосистемы, зачитывать входящие сообщения или диктовать исходящие. Все это уже умеют многие новые машины других брендов. Но на CES 2014 также будут раскрыты некоторые новости относительно разработки автопилота. Мы будем держать вас в курсе событий из мира автономных технологий BMW.
В сентябре компания Nissan представила концепт фирменных умных часов Nismo Watch. По задумке разработчиков, этот гаджет может пригодиться на треке. Пока это лишь красивый проект, да и насчет использования в обычной машине на обычной дороге информации на данный момент нет. Пока японцы придумывают футуристичные устройства, их немецкие партнеры по новому союзу уже готовы выпустить реальный продукт: Mercedes-Benz планирует представить часы на CES 2014. В скором времени они появятся и в продаже.
На самом деле в Mercedes-Benz никто не занимался разработкой часов. Немецкая компания поступила гораздо проще: она заключила договор с американской Pebble Technology. Их умные часы Pebble стали настоящей сенсацией на Kickstarter: разработчики хотели привлечь общественные инвестиции на сумму 100 тысяч долларов, а собрали больше десяти миллионов. Гаджет стал модным, он пользуется отличным спросом. Так что немцам оставалось лишь заключить соглашение с производителем и немного поработать над программным обеспечением.
Для Pebble нашлось немало автомобильных применений. Владельцы могут проверить, заперты ли двери, узнать уровень топлива или уточнить географические координаты своего транспортного средства. Разумеется, все эти действия можно производить вдали от машины. Благодаря связи между автомобилями во время вождения Pebble (разумеется, при наличии этой технологии в машине хозяина и соседей по потоку) могут предупредить о дорожном происшествии по курсу следования, ремонте дороги или простом заторе. В этом случае часы будут вибрировать. Три механические клавиши можно запрограммировать на выполнение разных функций. Это может быть прокладывание маршрута в навигационной системе, активация голосового помощника Siri для iOS, удаленное управление мультимедийной системой или уточнение ситуации на дорогах в округе.
Вероятно, часы, продвигаемые на CES 2014 в рамках сотрудничества Mercedes-Benz и Pebble Technology, не будут иметь никаких отличий от серийных моделей.
Индийская студия DC Design порой выдает на редкость интересные модели. Чего стоит хотя бы помесь Nissan 370Z с Rolls-Royce за 1,2 миллиона долларов? Примерно два года назад компания представила даже концепт купе собственной разработки — DC Design Avanti. Из более актуальных работ можно вспомнить основательную переделку салона бюджетного седана Renault Scala. На сей раз досталось маленькому паркетнику Ford EcoSport. Популярность этой модели в Индии растет, скоро позади останется его главный соперник Renault Duster. Так что на родине DC Design есть потенциальный спрос на такой комплект доработки.
По фронтальной фотографии в этом маленьком «Бэтмобиле» трудно узнать Ford EcoSport. Черная матовая поверхность, обилие резких граней и огромная решетка наделяют этот автомобиль весьма грозным обликом. Но индийцы не просто следовали максимально агрессивному стилю, они использовали некоторые концептуальные решения. Основной блок передней оптики переехал в бампер. Теперь он располагается на месте противотуманных фар. Штатное верхнее место заняли светодиодные дневные ходовые огни и поворотники.
Не менее глобальные изменения произошли с салоном автомобиля. Значительная часть интерьера обшита кожей кремового цвета. Спереди появился большой дисплей мультимедийной системы. Задний диван теперь поделен пополам: между пассажирами выросла стена. Два раздельных кресла на втором ряду обычно устанавливают в автомобили представительского класса или во что-нибудь, хотя бы отдаленное напоминающее премиум. Несмотря на легкий когнитивный диссонанс, переработанный салон автомобиля выглядит весьма интересно.
Сотрудники DC Design пока не предоставили фотографий Ford EcoSport сзади. Также не уточняется возможность заказа такого комплекта и его стоимость. Кстати, в ближайшее время бюджетный кроссовер Ford EcoSport должен появиться в России. Производитель обещает начать продавать его в 2014 году.
Ранее в руках мастеров DC Design похожим метаморфозам подвергся Renault Duster.