Весной текущего года на автосалоне в Пекине был показан концепт Citroen C-XR. Это прообраз компактного кроссовера, главным рынком сбыта которого должен стать Китай. Уже тогда стало очевидно, что серийная модель получит минимальные отличия от концепта. И действительно: представленный недавно Citroen C3-XR действительно скроен по лекалам C-XR.
Сегодня французы делают ставку на продажи в Поднебесной. По итогам августа 2014 года реализация автомобилей Citroen в Китае выросла на 19 процентов, что опережает общий подъем рынка (+12 процентов). Уже несколько лет PSA Peugeot Citroen даже выпускает специальные модели для китайцев на местных заводах. Это уже приносит дивиденды: за первую половину 2014 года объем реализации Citroen на мировом рынке вырос на 7 процентов. С учетом не самой лучшей обстановки для марки в Европе можно ожидать дальнейшего наращивания усилий по завоеванию рынка Китая.
Любопытно, насколько быстро обостряется конкуренция в Поднебесной. Еще вчера мировые производители отправляли автомобили в Китай по остаточному принципу, а теперь эта страна становится основным полем боя. Под натиском мировых гигантов не выдерживают и местные производители: согласно последним данным, сегодня немецкие компании продают здесь примерно столько же машин, сколько все 25 местных брендов. Вот еще более занимательная статистика: за первые семь месяцев 2014 года три компактных седана Volkswagen (New Lavida, New Santana и Sagitar) разошлись тиражом 667 688 штук. За это же время три самые популярные местные модели этого же сегмента (Geely Emgrand EC7, Great Wall Voleex C30 и BYD Surui) нашли только 147 651 покупателей.
При этом нельзя однозначно сказать, что теперь Европа работает на Китай. Многие популярные модели выпускаются на совместных предприятиях, доход от которых делится между соучредителями из Старого Света и Поднебесной. Более того, на фоне развертывания новых производств в Китае концерн PSA Peugeot Citroen закрывает собственные фабрики на своей родине. Уже прекратили деятельность заводы в Оне-су-Буа и Мелёне. С 2011 года второй по размеру автомобильный концерн Европы уволил более 10 000 человек. При этом, согласно последним планам, PSA Peugeot Citroen сократит еще примерно 10 000 мест на французских мануфактурах. Таким образом, вслед за миграцией спроса и рабочие места достаются китайцам.
Пока Европа остается рынком номер один для PSA Peugeot Citroen: в августе 2014 года там было продано 73 000 машин против 58 800 в Китае. Однако еще в прошлом году сохранялся трехкратный разрыв, который теперь сократился всего до 1,25. Ускорить наступление поможет и новый паркетник Citroen C3-XR. Пока французы очень неохотно говорят об этой модели за пределами Китая: зачем дразнить европейскую публику, если новинка ей не предназначена? Благодаря концепту Citroen C-XR мы знаем примерные размеры автомобиля. Длина должна составить 4,26 метра при ширине 1,79 и высоте 1,56. Из технических данных известна лишь мощность бензинового мотора — 160 лошадиных сил.
Citroen C3-XR будет оснащен автоматической трансмиссией EAT6. Наверняка компактный паркетник предложат только в переднеприводном исполнении, хотя официальных комментариев на этот счет производитель пока не дает. Продажи Citroen C3-XR в Китае начнутся в декабре. А вот французам кроссовер может не достаться вовсе.
На прошлой неделе появились новости об еще одном условно французском кроссовере, который бьет рекорды популярности в России. Renault Duster является не просто самым массовым автомобилем сегмента — по спросу он находится на пятом месте в общем рейтинге, при этом опережая такие модели как Renault Logan, «Лада 4х4» (классическая «Нива»), «Лада-Ларгус», Volkswagen Polo и «Лада-Приора». Однако Duster не является чистокровным французом: он разработан мастерами Dacia, дочерней компанией Renault, расположенной в Румынии. Теперь Dacia представляет весьма нетривиальную версию этого автомобиля — Duster Pick-Up. В мире компактных кроссоверов это действительно уникальное преображение.
Несмотря на кажущееся сходство, кроссоверы и пикапы имеют фундаментальные различия в конструкции. Дело в том, что подавляющее большинство пикапов оснащены рамами, а все паркетники давно перешли на несущий кузов. У обоих решений есть как достоинства, так и недостатки, при этом каждая технология хороша именно в своей сфере. Разумеется, в Renault Duster нет никакой рамы, поэтому и пикап из него получился почти что декоративный. Но неужели Renault/Dacia рассчитывают на прибыль в столь экстравагантном сегменте?
На самом деле Dacia Duster Pick-Up не рассчитан на массовый спрос. Компактный пикап создан по специальному заказу OMV Petrom S.A. — крупнейшей нефтегазовой компании в Румынии и Восточной Европе. Этот автомобиль должен трудиться на производствах в городе Кымпулунг-Мусчел. Выпуском новинки займется кузовное ателье Romturingia. По данным производителя, переоборудование одного автомобиля обходится примерно в три тысячи евро.
Длина грузового отсека Dacia Duster Pick-Up составляет 1700 мм. Автомобиль может увезти до 450 кг. Конечно, этот параметр не идет в сравнение с показателями полноценных пикапов, однако в конечном счете все зависит от требований покупателя. Первые десять экземпляров пикапа уже передали OMV Petrom S.A., а до конца 2015 года всего будет произведено 500 экземпляров. Частным клиентам Dacia Duster Pick-Up не достанется: ни Dacia, ни ателье Romturingia не собираются выпускать пикап для открытых продаж.
Год назад инженеры Volvo впервые приоткрыли завесу тайны над своими двигателями линейки Drive-E. Согласно новой доктрине, все силовые агрегаты будут оснащаться турбокомпрессорами. При этом акцент будет сделан на четырехцилиндровых моторах: больше никаких L5, V6 и V8. Что ж, даунсайзинг сегодня в моде, и новый Volvo XC90 является ярко-выраженным адептом этого движения: на немаленьких размеров кроссовере будут доступны только двухлитровые моторы. Для сравнения: на прошлом XC90 устанавливался даже 4,4-литровый V8! Шведы уменьшают объем, но при этом повышают цены: если автомобиль уходящего поколения в последнее время можно было купить за 1,8 миллиона рублей, то новый стоит минимум 2 830 000 рублей. Однако сейчас речь пойдет не о ценах на Volvo, а о новых технологиях Drive-E. На днях шведы показали прототип двигателя, который при объеме два литра выдает 450 лошадиных сил.
«Когда мы запустили силовые агрегаты семейства Drive-E, наша цель состояла в том, чтобы поставлять самые передовые четырехцилиндровые двигатели в промышленности касательно вредных выбросов и потребления топлива в привязке к производительности и отзывчивости. Мы знали, что мощность 320 лошадиных сил в нашей конфигурации бензинового ДВС была лишь отправной точкой. 450 HP High Performance Drive-E Powertrain Concept демонстрирует наши амбиции и универсальность силовых агрегатов Drive-E», — говорит доктор Питер Мертенс (Peter Mertens), старший вице-президент по исследованиям и разработкам Volvo Car Group.
Мы уже упомянули старенький V8 объемом 4,4 литра. На Volvo XC90 он развивал 315 лошадиных сил. Как двигатель вдвое меньшего объема сможет почти в полтора раза превзойти этот результат? Удельная мощность (л.с. на литр) 450 HP High Performance Drive-E Powertrain Concept превышает показатели этого V8 в 3,15 раза! Для большинства автомобилистов, особенно российских, высокая отдача неминуемо является синонимом низкой надежности. Тем не менее мы все чаще становимся свидетелями появления мощных турбированных моторов. Раньше подобные агрегаты были уделом японских автомобилей со спортивным имиджем: к примеру, Mitsubishi Lancer Evolution в одной из модификаций обладал двухлитровым мотором мощностью 410 лошадиных сил. Агрегаты такого же объема на Volkswagen Golf R, Audi S3 и Audi TT выдают 300-310 «скакунов». Еще можно вспомнить Mercedes-Benz A 45 AMG и GLA 45 AMG, чьи двухлитровые моторы имеют в запасе 360 лошадиных сил. Иными словами, в мощности под 400 «лошадок» для бензинового ДВС объемом два литра уже нет ничего экстраординарного. Теперь посмотрим, что же нового предлагают инженеры Volvo.
В прототипе 450 HP High Performance Drive-E Powertrain Concept установлено два параллельных турбокомпрессора. Также в этом двигателе задействован электрический компрессор. Воздух из него вместо подачи в цилиндры используется для раскрутки двух параллельных турбин. Топливо подается двойным насосом с давлением 250 бар. Разработчики 450 HP High Performance Drive-E Powertrain Concept уверяют, что благодаря такому набору технологий им удалось полностью побороть эффект «турбоямы» и «турболага», то есть в тяге нет провалов, а вся мощность и крутящий момент доступны без задержек, нередко возникающих из-за необходимости раскручивания турбокомпрессора.
«Существует несколько малообъемных двигателей от других производителей, где используется один большой турбокомпрессор для повышения мощности, но в таких случаях страдает ощущение от вождения вследствие медленной реакции двигателя. Мы чувствовали, что с нашим наследием одной из первых автомобильных компаний, предлагающей широкий спектр турботехнологий с 1981 года, мы могли бы улучшить эти показатели», — говорит Майкл Флейсс (Michael Fleiss), вице-президент отдела разработки силовых агрегатов в Volvo Car Group.
Скорее всего, текущие разработки, обкатанные на 450 HP High Performance Drive-E Powertrain Concept, совсем скоро будут перенесены в серийные двигатели Drive-E. Шведы пока не называют точных сроков, но речь может идти о ближайшей пятилетке.
От «железа» перейдем к «софту». Не секрет, что за последние несколько лет мультимедийные системы в автомобилях существенно усложнились. Нам уже недостаточно простой магнитолы, читающей MP3 и мигающей цветными огоньками. Штатная система должна как минимум обладать функциями навигатора с большим сенсорным дисплеем. Лучше, если автомобильная установка позволяет устанавливать приложения и умеет разговаривать с людьми. Сегодня функция распознавания речи уже появилась в телефонах и телевизорах, но именно в автомобилях она может быть наиболее востребованной, ведь при использовании голосовых команд водитель может смотреть на дорогу и держать в руках руль, что невозможно при нажатии кнопок или эксплуатации сенсорного интерфейса. Однако на самом деле все не столь однозначно: специалисты AAA Foundation for Traffic Safety провели подробное исследование интеллектуальных комплексов и пришли к выводу, что некоторые из них могут быть опасными.
AAA Foundation for Traffic Safety — некоммерческая благотворительная организация, базирующаяся в Вашингтоне. Она была основана в 1947 году. С тех пор ее сотрудники проводят различные исследования в области автомобильного движения. На сей раз специалисты этого объединения решили определить влияние голосовых команд на отвлечение водителя от дороги. В целом общение с компьютерным помощником можно сравнить с разговором по телефону при использовании громкоговорителя или иных средств hands-free. И хотя правилами дорожного движения это не запрещено, болтовня по мобильнику сильно отвлекает от дороги, даже если вы не держите в руках ничего, кроме руля. «Это особенно проблематично, потому что вы можете отвлекаться и не знать этого, — уверен Питер Киссинджер (Peter Kissinger), президент AAA Foundation for Traffic Safety. — Это природа психического отвлечения. Его трудно оценить... Часто, вы не знаете, что вы отвлеклись, пока не становится слишком поздно».
Исследование показало, что разные функции голосового управления оказывают различную степень пагубного влияния на собранность водителя. К примеру, простые команды вроде переключения на следующую радиоволну повышают нагрузку на мозг весьма несущественно. Такое влияние можно сравнить с прослушиванием аудиокниги. В то же время сочинение текстовых сообщений при помощи технологии распознавания речи оказывается более обременительным. Еще более опасным является блуждание по пунктам меню.
Плачевные результаты показала система Siri от Apple. «Яблочный» голосовой помощник повышает нагрузку на водителя до максимального уровня. Эксперты отметили, что две из трех аварий на компьютерном симуляторе были совершены именно во время общения с Siri. При этом в момент виртуального ДТП подопытные не держали в руках iPhone и не смотрели на него. Всего в опытах приняло участие 36 человек.
«Общие вопросы приводили к несоответствиям, в которых Siri давала различные ответы на, казалось бы, идентичные вопросы. В других случаях Siri требовала точных фраз для выполнения конкретных задач, и даже незначительные отклонения от текста приводили к сбою… Некоторые участники жаловались на разочарование от неуместного сарказма и остроумия Siri», — говорят сотрудники AAA Foundation for Traffic Safety.
Наряду с Siri сотрудники AAA Foundation for Traffic Safety изучили шесть самых популярных автомобильных систем. Они отметили, что степень отвлечения водителя от дороги зависит не только от сложности задачи, но и самого виртуального оппонента. Неудивительно, что самые лучшие результаты были продемонстрированы на системах, которые затрачивали меньше всего времени на выполнение определенной задачи.
Самые лестные отзывы достались комплексу Toyota Entune. По мнению исследователей, нагрузка при использовании голосовых команд Entune оказалась даже ниже, чем во время прослушивания аудиокниг. Все соперники японского комплекса продемонстрировали более пагубное влияние на концентрацию. В целом Entune была признана эталоном. Успех Toyota не является простой удачей: представленный комплекс прошел обкатку в исследовательском центре Collaborative Safety Research Center, расположенном в Анн-Арборе, штат Мичиган. Оптимизация интеллектуального помощника осуществлялась в партнерстве с рядом университетов, изучавших влияние различных факторов на поведение водителя. Японцев можно поздравить с заслуженным успехом: не зря старались.
На другом конце спектра расположилась информационно-развлекательная система Chevrolet MyLink. Последнее время General Motors активно рекламирует данную установку в США. Лучше бы по примеру «Тойоты» вложились в исследования: тесты AAA Foundation for Traffic Safety показали, что MyLink накладывает максимальное психическое бремя на пользователей. «Мы считаем, что этот высокий уровень нагрузки был обусловлен системными ошибками и длительностью выполнения задач. Во многих случаях участники не смогли выполнить поставленную задачу музыкального характера в течение всей поездки. Первой реакцией многих водителей был простой отказ от дальнейших попыток».
Организаторы пришли к выводу, что именно прекращение общения с «глупым» компьютером является единственно верным выходом. Наивно ожидать от водителя спокойного повторения команды из раза в раз: количество неудачных попыток прямо пропорционально нервному напряжению водителя. В конце концов, в таких случаях куда проще нажать на кнопку или воспользоваться сенсорным экраном. Представители General Motors не дали никаких комментариев по поводу провала MyLink.
Остальные системы справились заметно лучше Chevrolet MyLink, но результат Toyota Entune не превзошел ни один производитель. Вторым по удобству голосовым помощником после японского является Blue Link от Hyundai. За ним в порядке ухудшения взаимосвязи с водителем следуют Chrysler Uconnect, Ford MyFord Touch и Mercedes-Benz COMAND. Возможно, результаты исследований AAA Foundation for Traffic Safety подстегнут производителей к созданию более продуманных ассистентов. К тому же Apple следовало бы задуматься о создании автомобильного режима в Siri. Но основной задачей AAA Foundation for Traffic Safety было вовсе не награждение победителей и линчевание аутсайдеров, а привлечение внимания общественности к проблеме отвлечения от дороги. Большинство водителей абсолютно уверены, что при разговоре по телефону с системой hands-free им ничего не угрожает, но все проведенные исследования единогласно утверждают, что внимание рассеивается даже в этом случае.
Желающие могут более подробно познакомиться с отчетом AAA Foundation for Traffic Safety. Предупреждаем: там много букв, а красивые картинки полностью отсутствуют.
Месяц назад мы писали о самом дешевом «Ягуаре» — новом седане XE. По всему выходит, что это очень важная новинка для британской компании: в ней сосредоточено огромное количество инноваций по меркам не самого большого производителя, к тому же Jaguar XE должен стать бестселлером бренда. Однако компания вовсе не собирается сидеть сложа руки. Уже начались ходовые испытания модели XF следующего поколения. Новые шпионские снимки подтверждают, что «кошка» средних размеров уже добралась до Нюрбургринга.
«Зеленый ад» (так Нюрбургринг прозвали за обилие зелени и аварий) является традиционным местом шлифовки ездовых навыков новых моделей. Причем Jaguar XF смотрится там весьма гармонично, ведь на одну из самых известных гоночных трасс мира иногда привозят минивэны и кроссоверы, которые вообще не имеют никакого отношения к спорту. Зачастую подобные покатушки служат лишь поводом добавить строчку «пройдены тысячи километров на Нюрбургринге» в какой-нибудь маркетинговый материал. Однако Jaguar XF изначально позиционируется как driver’s car, поэтому профессиональная доводка шасси и рулевого управления ему явно не помешает.
Следующий XF будет построен на новой платформе iQ[Al]. Первенцем этой архитектуры стал седан XE, однако вскоре появится много моделей Jaguar Land Rover, использующих iQ[Al]. Благодаря высокой доле алюминия автомобиль должен стать легче примерно на 100 кг. О двигателях приходится лишь догадываться. Мы все ждем свежих подробностей о новых силовых агрегатах линейки Ingenium, но британцы не спешат раскрывать карты. По примеру младшей модели XE бизнес-седану может достаться двухлитровый дизельный мотор, выдающий 163 или 180 лошадиных сил. Кому-то он может показаться слишком простым для Jaguar XF, но не будем забывать, что в Европе седан BMW 5 Series, являющийся главным соперником «большой кошки», очень популярен именно с базовыми моторами. К примеру, с недавнего времени в Старом Свете продается версия BMW 518d, чей двухлитровый дизельный двигатель дефорсирован до 148 лошадиных сил. Корпоративные парки европейских компаний благоволят к подобным машинам, ведь заявленный для немецкого седана расход солярки составляет всего 4,4 литра на 100 километров. Наверняка Jaguar не станет отказываться от столь привлекательной ниши.
Разумеется, Jaguar XF получит и более впечатляющие версии. Седан будет доступен с бензиновыми моторами V6 и V8, оснащенными механическими нагнетателями. Сегодня мощность XFR-S с пятилитровым мотором составляет 550 лошадиных сил, наверняка британцы и в будущем не откажутся от прямой конкуренции с BMW M5, Audi RS6 и Mercedes-Benz E63 AMG. Что касается визуальной составляющей, то будущий XF будет выполнен в стиле XE, который, в свою очередь, сильно напоминает текущий XF. Иными словами, британские дизайнеры попытаются сохранить выработанный стиль, хотя не обойдется и без отдельных нововведений.
В прошлом выпуске мы писали о мировой премьере Fiat 500X. На основных рынках сбыта уже запущена PR-кампания. А ведь итальянцы всегда креативно подходили к созданию рекламных роликов. Один из них уже однажды попал в «Автодайджест»: три года назад нам запомнилась реклама горячей малышки Fiat 500 Abarth (то видео уже недоступно, но можно найти аналогичное). Сегодня представители Апеннинского полуострова вновь апеллируют к сексуальности.
Всем очевидна визуальная связь Fiat 500 и Fiat 500X. Сами итальянцы хотят преподнести новинку как Fiat 500 на стероидах. Вернее, Fiat 500 на «Виагре»… После случайного попадания синей таблетки в бензобак маленький хетч внезапно превращается в компактный паркетник.
Еще одну забавную автомобильную рекламу на днях выпустил Mercedes-Benz. Новый ролик рассказывает о любви роскошной двухдверки Mercedes-Benz S63 AMG Coupe и большого тягача Mercedes-Benz Actros. Обе модели совсем свежие, однако в конце видеозаписи становится очевидно, что рекламируются вовсе не они, а новый Vito. Производитель намекает, что коммерческий фургон вобрал сильные стороны обеих машин: маневренность и драйв Mercedes-Benz S63 AMG Coupe и грузоподъемность Actros. Слоганом рекламы является «Born from our boldest genes» («Родился от наших самых смелых генов» или «Впитал наши самые смелые гены»).