Рынок «зеленых» автомобилей переживает не лучшие времена. Из-за падения цен на нефть бензин в США уже подешевел примерно в два раза, что делает машины с двигателями внутреннего сгорания более привлекательными. В итоге продажи гибридов и электрокаров в США за август 2015 года упали до 8972 авто. Для сравнения: в аналогичном месяце прошлого года было реализовано 12 172 инновационных транспортных средства. Сильнее всего пострадали лидеры класса — спрос на Nissan Leaf и Chevrolet Volt сократился почти вдвое. Но дела Tesla Motors идут в гору: за первые восемь месяцев 2015 года компания Элона Маска (Elon Musk) смогла нарастить продажи с 8 800 до 14 500 электрокаров. Тем самым седан Model S стал самым популярным электромобилем. Судя по всему, это только начало, ведь теперь производитель вывел на сцену кроссовер Tesla Model X.
Мы очень давно ждали появления новой модели. Первый прототип паркетника был представлен более трех лет назад, а в начале сентября для некоторых клиентов компании стал доступен конфигуратор. Но лишь теперь можно с уверенностью сказать, что именно так будет выглядеть Tesla Model X. Относительно первоначального концепта внешность серийного автомобиля изменилась совсем незначительно. Дизайнеры лишь спрятали большую переднюю решетку, которую изначально планировалось оформить в стиле Model S. Огромные воздухозаборники этому автомобилю ни к чему, ведь под его капотом нет ДВС, который нужно охлаждать. А еще отказ от гриля свидетельствует о том, что фирменный стиль компании не стоит на месте. К тому же новинка оказалась на редкость обтекаемой: коэффициент аэродинамического сопротивления составляет всего 0,24. Серийных кроссоверов с таким же или лучшим показателем попросту нет.
Продолжая тему внешности, невозможно не упомянуть задние двери. Они оформлены в стиле «крыльев чайки». Нечто подобное можно было увидеть на Mercedes-Benz 300 SL (который и получил прозвище Gullwing, то есть «крыло чайки») и его идеологическом преемнике Mercedes-Benz SLS AMG. Но если на суперкаре их основная цель сводится к привлечению внимания, то в Tesla Model X они были использованы для повышения практичности. Благодаря двум подвижным сочленениям эти двери могут открыться даже в том случае, если автомобиль припаркован практически вплотную к другим транспортным средствам или к стене (минимальное допустимое расстояние составляет 30 см). На презентации отчетливо видно, что с задних сидений паркетника можно выбраться даже в тех случаях, когда классический автомобиль оказался бы тюрьмой. Двери с таким подвижным сочленением Элон Маск предпочитает называть не «крыльями чайки», а «крыльями сокола».
Показательно, что свою презентацию Элон Маск начал вовсе не с рассказа о внешности, скоростных показателях или экологичности Tesla Model X (а ведь последний довод на фоне скандала с дизельными моторами Volkswagen звучал бы очень убедительно). Вместо этого повествование начинается с вопросов безопасности. Электрический кроссовер разработан с нуля, и особое внимание было уделено именно этому аспекту. По словам инженеров американской компании, отказ от двигателя внутреннего сгорания позволил сделать упор на зоны программируемой деформации, которые сминаются во время столкновения. А еще Tesla Model X может похвастаться рекордно низким центром тяжести, что практически полностью исключает опасность опрокидывания, которая является бичом современных паркетников и внедорожников. Добиться этого помогли расположенные в днище аккумуляторные батареи. Кстати, именно благодаря им Model S по высоте центра тяжести может сравниться с Ferrari 458 Italia, даже несмотря на существенные различия в классе, размерах и дорожном просвете. Алюминиевые стойки крыши и некоторые прочие элементы усилены стальными балками, что должно обеспечить целостность пассажирского отсека при дорожно-транспортных происшествиях.
Tesla Model X будет напичкана и активными системами безопасности. Новинка сможет сама останавливаться даже на высоких скоростях, если обнаружит впереди препятствие. При этом каждый автомобиль будет оборудован смотрящей вперед камерой и радаром, а ряд сонаров позволит умной машине следить за обстановкой на все 360 градусов вокруг. К тому же для кроссовера можно заказать систему автопилотирования, которая сможет сама управлять автомобилем на трассе, в том числе следовать за впередиидущим автомобилем, соблюдать разметку и даже совершать обгоны и перестроения. Весь этот сложный комплекс можно будет обновлять непосредственно по воздуху.
Первый электрический кроссовер американской компании не только не будет сам производить вредные выбросы, но и защитит своих пассажиров от пагубного воздействия окружающей среды. Tesla Model X впервые в истории автомобилестроения получит специальный фильтр HEPA, который будет пропускать в салон лишь чистый воздух. Удивляет его размер: длина превышает один метр! Но и это не все: климатическая установка будет дополнена специальным режимом защиты от биологической атаки (bioweapon defense). В данном случае в салоне будет создано повышенное давление, чтобы внутрь не попали бактерии и вирусы. Обычно подобные технологии используются на военной технике.
Интерьер новинки выполнен в духе седана Model S. Центральную консоль так же венчает огромный, 17-дюймовый сенсорный дисплей, расположенный в портретной ориентации. Паркетник будет семиместным, при этом каждый пассажир получит индивидуальное кресло, которое будет двигаться в продольном направлении отдельно от других. Это позволит не только принять наиболее комфортную позу, но и без труда пробираться на «галерку» — сиденья третьего ряда. При этом в автомобиле нашлось место сразу двум багажникам, ведь в нем отсутствует двигатель внутреннего сгорания. За обеспечение качественного звука отвечают 17 динамиков с детально просчитанным местом установки.
Американцы часто используют паркетники, чтобы тягать прицепы. Конечно, для этой цели лучше подходит пикап с многолитровым бензиновым или дизельным мотором, но и Tesla Model X вполне справится: это первый электрокар, к которому можно прицеплять до 2270 кг груза. И это без учета загрузки самого автомобиля.
Вряд ли можно спорить с тем, что первый паркетник инновационной компании получился на редкость безопасным и практичным. Но что же насчет удовольствия от вождения, которым так славились прежние автомобили Tesla Motors? Производитель не забыл и про этот аспект. В серию запущены две версии электрического кроссовера, причем обе будут оснащаться самым емким на сегодня аккумулятором — на 90 кВт·ч и полным приводом. Базовый вариант Tesla Model X 90D получит два электромотора мощностью 262 лошадиные силы. Даже в таком виде новинка будет очень быстрой: с 0 до 96 км/ч (60 миль в час) автомобиль сможет разгоняться всего за 4,8 секунды. А еще будет доступен топовый вариант Tesla Model X P90D, в котором задние колеса будут вращаться 510-сильным двигателем. При таком раскладе время спринта 0-100 км/ч уменьшится до 3,8 секунды. Но в запасе у производителя еще остается так называемый режим Ludicrous Mode, при активации которого эта модель будет ускоряться с места до первой сотни (вернее, до 96 км/ч) всего за 3,2 секунды. Максимальная скорость любой версии будет фиксирована на 250 км/ч. Вы можете припомнить другие семиместные паркетники, которые по динамике могут сравниться с суперкарами? Мы — нет.
Полного заряда тягового аккумулятора емкостью 90 кВт·ч должно хватить примерно на 400 километров. Не исключено, что именно в этом направлении пойдет дальнейшая эволюция Tesla Model X, ведь желать от кроссовера лучшей динамики просто бессмысленно.
Первый паркетник Tesla Motors наверняка еще не раз удивит нас своими возможностями. К примеру, уже сейчас известно, что он будет не только поддерживать несколько режимов работы пневматической подвески, но и запоминать место их активации по данным со спутниковой системы. В дальнейшем эти навигационные метки будут автоматически активировать соответствующие пресеты.
Tesla Model X должна существенно повысить спрос на автомобили Tesla Motors. Уже сегодня можно судить об успехе данного начинания: в ближайшее время новую модель станут получать те, кто заблаговременно сделал заказ. Сейчас же очередь растянулась почти на год: если отдать деньги американской компании сегодня, то на своем электрическом паркетнике можно будет поездить лишь во втором квартале 2016 года. И ведь Tesla Model X не является дешевым автомобилем: изначально производитель продавал кроссовер только в специальной версии Signature с базовой ценой 132 000 долларов. Такой автомобиль поставляется практически в максимальной комплектации, отдельно докупить можно лишь Autopilot за 10 000 долларов. При этом, когда завод начнет работать на полную мощность, Model X будет примерно на 5 000 долларов дороже сравнимо оснащенного седана Model S.
Ажиотажный спрос на новинку уже сейчас позволяет убедиться в безоблачном будущем Tesla Motors. А ведь не за горами запуск куда более доступной четырехдверки Tesla Model 3. Вероятно, с ее помощью компании действительно будет по силам дотянуться до поставленной цели — ежегодно продавать по 500 000 машин к 2020 году.
Да, Tesla Motors развивается семимильными шагами. А ведь в схожем русле могли идти дела компании Fisker Automotive. Некогда она выпускала гибридный седан Fisker Karma, который должен был стать прямым конкурентом Tesla Model S. Однако в 2013 году появились существенные разногласия между основателем бренда Хенриком Фискером (Henrik Fisker) и высшим менеджментом. Неурядицы привели Fisker Automotive к банкротству и последующему выкупу китайским конгломератом Wanxiang Group. Фискер продолжил участвовать в других автомобильных проектах, а вот судьба его детища повисла в воздухе. Лишь на прошлой неделе появились свежие известия: Fisker Automotive будет переименована в Karma Automotive. Получается довольно забавная история: компанию будут называть по ее первому серийному автомобилю.
Пока обновленный бренд представил лишь свой логотип. Планируется, что производство машин будет начато в Калифорнии, а вот финансирование будет поступать от китайской Wanxiang Group. На этом подробности обрываются: остается ожидать новых анонсов и надеяться, что компания вновь не канет в Лету. Все же достойный конкурент Tesla Motors не помешает, хотя догнать эту молодую компанию с ее темпами развития будет очень непросто.
Свое видение автомобилей будущего представила и Honda. Правда, в случае японской компании речь пока идет лишь о водородном концепте. Производитель уже показал его внешность и поделился некоторыми техническими характеристиками, но при этом так и не назвал имени. Вероятно, он хочет сохранить хоть какую-то интригу для Международного автосалона в Токио, двери которого откроются 30 октября.
На самом деле японская компания уже не первое десятилетие занимается разработкой автомобилей на топливных ячейках — действующие прототипы появились еще в 90-х годах. Дебютным серийным водородомобилем стала модель Honda FCX. Именно ее считают первой в мире массовой машиной, работающей на водороде. В 2008 году производитель стал предлагать в лизинг седан Honda FCX Clarity. На полном баке он мог проехать почти 400 километров, а максимальная скорость составляла 160 км/ч. Выпуск Honda FCX Clarity был остановлен в 2014 году. Сегодня Honda должна ориентироваться на модель Toyota Mirai: именно она стала первым водородным автомобилем, который действительно можно купить, а не только взять в аренду.
По дизайну Honda FCV (Fuel Cell Vehicle, временное название проекта) напоминает микс нового седана Honda Civic, Nissan Maxima и Tesla Model S. Уже сейчас можно резюмировать, что данный автомобиль выглядит куда консервативнее модели Toyota Mirai, которая отличается яркой, но не столь однозначной внешностью. Судя по всему, дизайнеры Honda неспроста выбрали более спокойный стиль, ведь наверняка далеко не всех потенциальных покупателей водородных автомобилей устраивает экспрессивный облик Toyota Mirai.
В плане практичности Honda FCV тоже будет сравнима с обычной машиной, оснащенной привычным двигателем внутреннего сгорания. Седан предложит пятиместный салон и просторный багажник. Не менее важно, что новинка будет иметь солидный запас хода — 700 километров. Не каждой традиционной легковушке по силам похвастаться таким показателем. А ведь разработчики Toyota Mirai очень гордятся достигнутым ими показателем в 480 километров от заправки до заправки. Причиной столь существенного отличия может стать не только более высокая эффективность, но и увеличенный объем топливного бака: этот параметр Honda FCV пока держится в секрете.
При разработке Honda FCV был использован совершенно новый подход к компоновке. В модели Honda FCX Clarity топливные ячейки, ответственные за выработку энергии, были установлены в центральном тоннеле. Создатели Toyota Mirai спрятали их под передними сиденьями. Все это налагает определенные ограничения на общую структуру транспортного средства. Специально для Honda FCV размеры силовой установки были уменьшены, поэтому теперь она целиком помещается под капотом — прямо как обычный ДВС. Эта особенность может пригодиться и в будущем, поскольку позволит переводить обычные машины на водородную диету.
Ходят слухи, что Honda FCV может получить два электромотора. Так или иначе производитель собирается наделить свой седан более впечатляющей динамикой, чем у Toyota Mirai (которая, между прочим, тоже не является «недвижимостью», поскольку способна с места набирать 100 км/ч примерно за девять секунд).
Благодаря более консервативной внешности, большему запасу хода и предположительно повышенной мощности, Honda FCV имеет все шансы обойти Toyota Mirai в конкурентной борьбе. Цена двух инновационных японских седанов будет близкой — около 60 000 долларов. В некоторых странах дополнительно будут действовать государственные субсидии.
Несмотря на явный прогресс в технической части, а также заметное снижение отпускной цены, водородные автомобили все еще не претендуют на массовый спрос. Статистика по прошлым моделям удручает: за несколько лет нашлось лишь чуть больше 50 клиентов на Honda FCX Clarity. С Toyota Mirai ситуация складывается иначе: только за первый месяц продаж в Японии было собрано свыше 1500 заказов. Но здесь в силу вступает уже другое ограничение — производственное. За весь 2015 год Toyota намеревается выпустить лишь 700 инновационных седанов, и это с учетом увеличения объемов с планируемых 400. На два следующих года установлен чуть более высокий ориентир: 2000 машин в 2016-м и 3000 в 2017-м. Разумеется, при таких масштабах говорить о массовом спросе не приходится, как и о самоокупаемости проекта.
На пути развития водородного транспорта может встать еще одна проблема — слабо развитая инфраструктура. Речь идет в первую очередь про заправочные станции. И если для электрокаров в любом захолустье можно найти хотя бы бытовую розетку, то ситуация с поисками водорода обстоит куда сложнее. В создании сети станций заинтересованы в первую очередь сами производители водородомобилей, ведь иначе будет невозможно продавать инновационные модели. На прошлой неделе хорошая новость пришла из Европы: проект Hydrogen Mobility Europe (H2ME) планирует проинвестировать эту отрасль на 70 миллионов долларов.
H2ME является самым крупным европейским проектом подобного рода. В его основе лежит альянс четырех компаний из области водородной энергетики: H2 MOBILITY Deutschland, Mobilité Hydrogène France, Scandinavian Hydrogen Highway Partnership и UK H2 Mobility. Эти компании хотят усадить за стол переговоров главных действующих лиц: производителей водородных автомобилей, представителей заправочной инфраструктуры и членов правительства. Вместе они должны выработать стратегию развития этого рынка.
Сегодня в планах ассоциации значится закупка 325 автомобилей на топливных ячейках, в том числе 125 микроавтобусов. Гораздо важнее, что проект должен построить 29 заправочных станций по всей Европе. Ожидается, что новые пункты появятся в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Германии, Исландии, Нидерландах, Норвегии, Франции и Швеции. При этом по карте несложно понять, что подавляющая часть станций будет расположена в Германии. План расписан до 2019 года.
Консорциум Hydrogen Mobility Europe возглавляет компания Element Energy. Помимо нее, в проекте принимают участие ряд производителей автомобилей (Daimler, SymbioFCell, Hyundai, Honda, Intelligent Energy и Nissan) и представители инфраструктуры (Air Liquide, BOC, H2Logic, ITM Power, Linde, McPhy, OMV, AREVA, EIFER, H2 MOBILITY Deutschland, HYOP, Icelandic New Energy и Communauté d’Agglomération Sarreguemines Confluences).
Уже не первый год Google разрабатывает систему автопилотирования. Периодически в глобальной сети появляются новые слухи о ней, а иногда и сам производитель радует нас новостями. Но пока так и не ясно, к чему же это приведет. Да, интернет-гигант уже демонстрировал собственный прототип, а позже — и его доработанную версию. Тем не менее пока речи не идет о серийном выпуске подобного транспортного средства. Не ясен даже сценарий эксплуатации: будет ли эта машинка продаваться в розницу либо же поставляться только сервисам каршеринга (то есть аренды и обмена автомобилями). Вопросов пока существенно больше, чем ответов. Однако некоторую ясность могут внести последние перестановки в американской компании. Две недели назад отдел Google по разработке автопилота возглавил Джон Крафчик (John Krafcik). Этот человек с 2008 по 2013 год занимал пост исполнительного директора и президента Hyundai Motor America, а позже возглавлял онлайн-сервис TrueCar, помогающий в подборе новых или подержанных машин. Таким образом, за спиной Крафчика есть солидный опыт работы на рынке автомобильных продаж. Прежний глава Google Auto Крис Армсон (Chris Urmson) теперь будет заниматься лишь технической частью. Примечательно, что отдел по разработке автопилота все еще является частью Google, а не подчиняется напрямую новой головной компании Alphabet. Возможно, это временная мера, цель которой — не навредить работе инженеров.
Подобные кадровые перестановки наталкивают на мысль, что в перспективе Google захочет продавать собственные автомобили. Однако основатель IT-гиганта Сергей Брин (Sergey Brin) в прошлый вторник поделился совсем другими соображениями. Он рассказал, что сейчас Google ищет партнеров среди существующих производителей, чтобы задействовать систему автопилотирования на их машинах. При этом как минимум на начальном этапе акцент будет сделан именно на каршеринг, а не на розничные продажи. Пока Сергей Брин оставил без ответа вопрос о том, когда сервис или автомобиль будут готовы для коммерческого запуска. При этом он отметил, что доволен темпом разработки системы автопилотирования.
Созданный под руководством Криса Армсона прототип компактного двухместного автомобиля не предусматривает наличия руля и педалей. Действительно, зачем нужны эти органы, если управлять машиной все равно будет компьютер. Однако последние опросы потенциальных потребителей показали, что они хотят сохранить хотя бы некоторую степень контроля, несмотря на данные Национального управления безопасностью движения на трассах (National Highway Traffic Safety Administration) о том, что причиной 94 процентов аварий является человеческая ошибка.
В финале своего выступления Сергей Брин исключил возможность появления лишенных руля и педалей автомобилей на начальном этапе. Согласно его представлениям, сначала станут доступны машины, которыми человек сможет самостоятельно управлять, активируя при необходимости автопилот. Именно такая реализация позволит построить мост между современными автомобилями и транспортом будущего. Фундамент уже заложен: последние серийные модели умеют соблюдать дистанцию и придерживаться линий дорожной разметки.
Также Брин заявил, что сопереживает автолюбителям, которые боятся остаться без возможности управлять своим транспортным средством. Сооснователь Google отметил, что он «видит будущее для обоих миров», подразумевая, что в новых автомобилях найдется место и для сторонников ручного управления, и для систем автопилотирования. К тому же он пообещал, что руль и педали не пропадут из машин в ближайшем будущем.
К текущему моменту прототипы умных автомобилей Google накатали более 1,2 миллиона километров по дорогам общего пользования. В основном они колесили по городку Маунтин-Вью, а в последнее время стали выбираться на прогулку и в Остин.
Разработку систем автопилотирования ведут и крупные автомобильные производители. Новые сведения появляются с завидной регулярностью, но в последнее время они содержат мало конкретной информации. А вот Toyota поделилась довольно интересным известием: уже к концу года японский гигант начнет выпуск автомобилей, которые смогут разговаривать друг с другом.
Уже давно стало ясно, что система коммуникации станет неотъемлемой часть автомобилей, которые смогут ездить без участия человека. Зачем вообще нужна эта технология? На самом деле автомобильная социология человека находится на достаточно низком уровне. Мы можем показать другим водителям, что собираемся повернуть (хотя и этой возможностью многие пренебрегают), а стоп-сигналы и без нашего участия предупреждают о начале торможения. Разумеется, существует еще масса способов донести информацию до соседей по потоку, включая слова и невербальное общение, однако их продуктивность тоже далека от желаемой. У машин же все можно организовать совершенно иначе: благодаря обмену информацией умный автомобиль заблаговременно будет знать, что там, за туманом, уже произошло столкновение, поэтому необходимо заранее сбросить скорость. Не говоря уже о содействии экстренным службам: весь транспортный поток будет расступаться перед скорой еще до ее появления. И вот такие машины с развитыми коммуникативными способностями Toyota собирается начать продавать уже в конце 2015 года.
Японский производитель называет свою технологию Intelligent Transportation System (ITS). В первое время она будет предлагаться в качестве опции для трех моделей, при этом купить такой автомобиль можно будет только в Стране восходящего солнца. Стоимость подобной системы пока не разглашается. ITS будет работать на частоте 760 МГц. Сегодня она уже стандартизирована в Японии для приема и передачи данных между автомобилями и объектами дорожной инфраструктуры.
В каких ситуациях пригодится ITS? К примеру, эта система сможет предупреждать водителя о приближении на высокой скорости к красному светофору, от которого также требуется поддержка технологии передачи информации. Если же вести речь об общении нескольких машин, то Intelligent Transportation System сможет улучшить поведение адаптивного круиз-контроля. Сегодня он при помощи установленного в бампере или на стекле радара распознает впередиидущий автомобиль и старается сохранить постоянную дистанцию до него. При использовании ITS машина будет узнавать об ускорении и торможении ведущих транспортных средств раньше, что позволит снизить «колебания» трафика, сделать движение автомобильного «поезда» более плавным. Этот эффект будет сильнее заметен в колонне из нескольких машин.
В перспективе Toyota планирует продавать все больше и больше легковушек с системой ITS. Но на пути развития технологии стоит еще одна проблема — создание подходящей инфраструктуры. Чтобы технология начала полноценно функционировать, придется обновить светофоры, а это будет существенным ударом по бюджету муниципалитетов даже развитых стран. Впрочем, игра стоит свеч: по расчетам японской компании, повсеместное внедрение Intelligent Transportation System позволит существенно снизить количество аварий на перекрестках. На них приходится примерно 40 процентов от общего числа ДТП в Японии.
Специально для Международного автосалона в Токио Honda подготовила не только водородный седан Honda FCV, рассмотренный нами ранее, но и несколько интересных концептов. Начнем с экзотики. Концепты Wander Walker и Wander Stand должны сделать людей более мобильными. И если первый является всего лишь четырехколесным скутером с безвоздушными покрышками, то Honda Wander Stand гораздо больше похож на транспорт из какого-нибудь научно-фантастического фильма.
Про Honda Wander Stand пока доступно очень мало информации. Известно лишь, что необычная новинка опирается на четыре колеса, а оформленный в минималистичном стиле интерьер готов принять двух пассажиров. Похоже, в кабине не предусмотрены привычные органы управления в виде руля и педалей, зато здесь есть проекционный дисплей, который работает в паре с дополненной реальностью.
Остальные детали концептов Wander Walker и Wander Stand будут раскрыты уже непосредственно на Токийском автосалоне. Там же можно будет полюбоваться на Suzuki Air Triser. Это свежий проект компактного минивэна с тремя рядами сидений. Правда, назвать его минивэном можно лишь по японским меркам, ведь длина кузова составляет всего 4200 мм, то есть на уровне хетчей класса B.
После первого взгляда на Suzuki Air Triser становится очевидно, где черпали вдохновение дизайнеры японской марки. Разумеется, это легендарный Volkswagen T1, а также его более современная реинкарнация в виде концептов Volkswagen Bulli и Volkswagen Microbus. Салон этого милого автомобильчика уже более оригинален. Весь пол покрыт деревянными панелями, а кресла могут ездить как в продольном, так и в поперечном направлении. Это позволяет гибко конфигурировать сиденья: их можно сложить и приставить друг к другу, получив спальное место.
К сожалению, Suzuki Air Triser вряд ли будет реализован именно в том виде, в каком презентован. Концепты Suzuki нередко радуют глаз, но либо до серийного выпуска они не доходят вовсе, либо из них получаются куда более заурядные легковушки. В этом отношении японской марке впору брать пример с компании Nissan, которая не боится экспериментировать с дизайном своих автомобилей.
Вот еще один забавный концепт от того же бренда. При длине всего 3395 мм Suzuki Mighty Deck обладает не только четырехместным салоном с посадочной формулой 2+2, но и небольшим грузовым отсеком! Японский гибрид субкомпактного хетчбэка с пикапом (никогда не думали, что встретим упоминание этих классов в одном предложении) выглядит довольно забавно. Но его нельзя назвать несуразным. И что еще более удивительно, некогда подобный автомобиль даже производился: Suzuki Mighty Deck выполнен в стиле Suzuki Mighty Boy, который выпускался в 80-х годах. Правда, там было всего два пассажирских места, но это не меняет сути.
Под капотом Suzuki Mighty Deck прячется трехцилиндровый бензиновый агрегат объемом 658 кубических сантиметров (0,658 литра), дополненный крошечным турбокомпрессором. А еще в веселом концепте нашлось место для электромотора с мудреным названием S-Energy Charge. Два двигателя соединяются при помощи автоматической трансмиссии.
Если Suzuki Air Triser и Suzuki Mighty Deck имеют достаточно невысокие шансы на реализацию в виде серийной машины, то Suzuki Ignis уже сегодня можно принять за автомобиль, сошедший с конвейера. Ситуацию осложняют невероятно короткие пресс-релизы японской марки. Данной новинке посвящено лишь три предложения с хвалебными одами. Из-за этого непонятно, является ли Suzuki Ignis концептом — или же это полноценная серийная модель. Как бы то ни было, все идет к началу выпуска, ведь Suzuki Ignis является дальнейшим развитием концептуального кроссовера Suzuki iM-4.
Если Suzuki Ignis пойдет в серию именно в таком виде, то из него получится довольно симпатичная компактная пятидверка со строгой мордочкой. По салону этот концепт также очень сильно напоминает серийную модель. Переднюю панель венчает отдельно стоящий планшет мультимедийной системы, чуть ниже него расположен ряд переключателей в стиле спорткаров. В остальном интерьер Suzuki Ignis оказался довольно консервативным.
О технике остается лишь строить предположения. Впрочем, они могут быть довольно точными, ведь на Франкфуртском автосалоне Suzuki представила новый турбированный двигатель BOOSTERJET объемом один литр. Вероятно, именно он получит прописку в подкапотном пространстве Suzuki Ignis. Его сменщиком может оказаться 1,2-литровый атмосферный мотор, дополненный системой рекуперативного торможения. Компактный хетчбэк может оснащаться как передним, так и полным приводом.
Наряду с Suzuki Ignis в Токио будет продемонстрирован концепт Suzuki Ignis-Trail — он отличается лишь небольшими визуальными акцентами. Помимо ярких красных полос, такая версия получила пластиковые накладки на арки и пороги, а на крыше появились рейлинги. Все это говорит о том, что Suzuki Ignis-Trail является неким внедорожным вариантом Suzuki Ignis, что при неизменном клиренсе выглядит довольно странно.
Если компания Suzuki уже полностью раскрыла внешность основных новинок, то Mazda готовит для домашнего автосалона настоящий сюрприз — это будет некое спортивное купе. На загадочном тизере пока можно разглядеть лишь его силуэт. Довольно скудная информация, но уже по ней становится понятно, что эта модель будет отличаться от ныне выпускаемых легковушек японского производителя.
В новом концепте компания обещает совместить весь свой опыт в области дизайна и инженерии. Возможно, лицевой частью купе будет похоже на родстер Mazda MX-5 нового поколения.
Высоки шансы, что в перспективе концепт превратится в полноценную серийную машину. Но что же это будет? Мы не видели закрытых спорткаров компании со времен Mazda RX-8, выпуск которой был остановлен три года назад. Нельзя исключать, что в Токио будет представлена преемница даже не RX-8, а RX-7. Много слухов ходит и вокруг силовой установки спорткара: в купе серии RX использовались знаменитые роторные двигатели — неужели японский производитель возродит это направление? Ответ мы узнаем уже совсем скоро.
Автоспортивные соревнования являются чрезвычайно опасным видом деятельности. Трудно даже сосчитать количество жертв за всю историю с момента начала проведения первых заездов на заре XX века. Однако сегодня большинство дисциплин стало куда менее травмоопасными. Мощные карбоновые монококи и многоточечные ремни безопасности надежно защищают гонщиков от ударов, да и сами трассы теперь продумываются более тщательно. К счастью, в нынешнее время гораздо чаще случаются разнообразные курьезные случаи, чем серьезные трагедии. К примеру, на чемпионате Porsche Carrera Cup France один из гонщиков умудрился заехать на крышу своему сопернику.
Заезд проходил на трассе Circuito de Navarra в Испании (да, чемпионат французский, но гонка состоялась на испанском кольце). На первом же повороте между Джоффри де Нарда (Joffrey de Narda), Жюлем Гуноном (Jules Gounon) и Александром Кугнудом (Alexander Cougnud) вспыхнула борьба за лидерство. Из-за толчка в спину от Кугнуда автомобиль де Нарда начал вращаться, при этом болид Гунона отправился в полет после контакта колес с машиной Кугнуда. В результате этого высокотехнологического кульбита машина Гунона идеально расположилась на крыше Porsche де Нарда.
Несмотря на курьезность ситуации и кажущееся отсутствие серьезных повреждений, Жюль Гунон был госпитализирован с переломами двух позвонков. В свою очередь Джоффри де Нарда не получил значимых травм и продолжил гонку.
Если вы боитесь выезжать на настоящий трек, то за порцией адреналина можно обратиться к симуляторам. Многих не устраивают обычные «гоночки», поэтому компьютер и консоль дополняются рулем и педалями. В скором времени можно будет пойти дальше и использовать очки или шлем виртуальной реальности (впрочем, некоторым они доступны уже сейчас). Но вестибулярный аппарат все равно не обманешь: мозг-то понимает, что тело находится в неподвижном состоянии. Частично решить ситуацию могут сложные механические платформы с использованием гидравлических опор, которые симулируют движение автомобиля на подъеме, спуске, кочках и при прочих маневрах. Но и с ними нельзя полноценно ощутить ускорение и замедление. Похоже, новый канатный симулятор сможет справиться и с этим недостатком.
Разработкой системы занимались специалисты Института биологической кибернетики общества Макса Планка (Max Planck Institute for Biological Cybernetics) и Института машиностроения и автоматики Фраунгофера (Fraunhofer-Institut für Produktionstechnik und Automatisierung). Даже в коротком видеоролике эта установка выглядит впечатляюще, что уж говорить про реальную эксплуатацию. Чтобы создать этот симулятор, инженеры собрали прочную, но легкую раму из углепластика. Конструкция весом 80 кг подвешена на стальных тросах, подключенных к лебедкам. За их работу отвечает силовая установка мощностью 470 лошадиных сил, производительности которой достаточно, чтобы создавать перегрузку 1,5 g. Впечатляющую установку можно использовать для симуляции полетов и гонок на автомобилях.