Власти США потребовали от SpaceX внести 75 изменений на космодроме Starbase для получения разрешения на запуски Starship

Читать в полной версии

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановило, что компания SpaceX обязана внести 75 изменений на стартовой площадке Starbase в Техасе, предназначенной для запуска на орбиту огромного корабля Starship. В противном случае компанию ждёт гораздо более серьёзное противостояние с американским бюрократическим аппаратом.

Источник изображения: SpaceX

Площадка Starbase расположена на юге Техаса недалеко от границы с Мексикой у городка Бока-Чика. В последние несколько лет она уже использовалась для строительства и тестирования полномасштабных прототипов Starship. Корабль предназначен для выполнения в перспективе лунных и даже марсианских миссий. Именно отсюда компания намерена осуществить первый полноценный полёт корабля на орбиту.

Для этого компании нужна лицензия FAA, в последние полтора года ведомство изучало потенциальное воздействие операций SpaceX на окружающую среду. Если компания последует рекомендациям и выполнит 75 предложенных изменений, она сможет получить лицензию на эксплуатацию расширенной площадки и полёты с неё, хотя даже в этом случае гарантии получения разрешения отсутствуют. В самой SpaceX назвали решение FAA хорошей новостью — теперь компания сможет реализовать дальнейшие планы с учётом обозначенных требований.

Изначально SpaceX не планировала отправлять из Техаса ракеты на Луну и Марс и в 2012 году приобрела участок земли для коммерческих запусков ракет Falcon 9 и Falcon Heavy, что позволило бы избежать лишних проблем с запусками с чрезвычайно популярного и загруженного космодрома на мысе Канаверал. В 2014 году FAA выпустило полный отчёт о воздействии Starbase на окружающую среду (EIS) — на подготовку такого обычно уходит много времени, сил и ресурсов.

Тем не менее планы SpaceX с тех пор сильно изменились и с 2018 года компания заметно активизировала деятельность в Бока-Чике, решив полностью отдать площадку под строительство и тестирование прототипов Starship, что привело к росту числа сотрудников, развитию инфраструктуры и интенсивному строительству. После этого начались высотные испытания прототипов Starship на высоте примерно до 10 тыс. метров с попытками успешно посадить модули на поверхность. Большинство из тестов закончились взрывами, включая инциденты с разлётом осколков в местный заповедник.

Источник изображения: Getty Images

Тестовые полёты и периодическое блокирование единственной местной дороги привели к конфликту с местными жителями. Хотя компания предлагает выкупить дома в Бока-Чике и многие воспользовались предложением, некоторые жители остались и продолжают жаловаться властям.

По данным FAA, компания намерена проводить до 20 суборбитальных запусков ежегодно с попытками организовать мягкие посадки на Землю. Кроме того, планируются и прочие многочисленные эксперименты. SpaceX не только планирует перекрывать дорогу на 500 часов ежегодно на регулярной основе и на 300 часов — в случае непредвиденных обстоятельств, но и, по слухам, готовится строить систему очистки метана перед запусками, а также принимать ряд других, потенциально несущих угрозу безопасности окружающей местности мер.

Многие критики SpaceX требуют от FAA провести новую инспекцию с целью выпуска нового отчёта EIS, на что могут уйти годы. Кроме того, FAA ещё предстоит консультироваться и с другими федеральными и местными ведомствами, включая природоохранные. Тем не менее в управлении не намерены готовить новый полный отчёт, что потенциально способно сэкономить SpaceX массу времени. В число рекомендованных изменений входят меры, обеспечивающие необходимое качество окружающего воздуха, громкость звука и даже обеспечение доступа к местному пляжу, а также мониторинг местной дикой природы.

Источник изображения: Getty Images

До решения FAA компания уже получила предупреждение от Инженерного корпуса сухопутных войск США, потребовавшего от SpaceX больше информации о планах расширения Starbase. Для того, чтобы получить разрешение на строительство от военных, компания должна предоставить дополнительные данные.

Тем временем SpaceX работает над «планом Б» для Starship. В прошедшем декабре началось строительство стартовой площадки для корабля на мысе Канаверал, где у SpaceX уже имеются площадки для более мелких ракет и кораблей.

Хотя решение FAA в самой компании считают успехом, SpaceX всё ещё не получила лицензию на запуск первого Starship на орбиту из Техаса. В самой FAA подчеркнули, что компания Маска не обязательно получит лицензию и её деятельность должна полностью соответствовать требованиям к обеспечению безопасности. Тем не менее, SpaceX имеет сильных сторонников — заключён контракт с NASA на создание варианта лунного посадочного модуля на базе Starship, первая высадка на Луну должна состояться уже в 2025 году. Это означает, что первые тестовые полёты Starship в космос должны быть организованы уже в скором будущем.