Meta✴ хочет вернуться на китайский рынок, но мешают плохие отношения Цукерберга с официальным Пекином
Читать в полной версииВ конце 2021 года Meta✴ решила возобновить свой бизнес в Китае более чем через десять лет после того, как там была заблокирована Facebook✴. Компании удалось добиться прогресса в переговорах с производителем видеоигр Tencent о совместном продвижении гарнитуры виртуальной реальности Quest VR. Но усилия компании сталкиваются с проблемами, потому что китайские руководители считают основателя и главу Meta✴ Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) не дружественным к Китаю.
В 2009 году отказ Meta✴ соблюдать правила китайской цензуры привёл к блокировке социальной сети Facebook✴ в Китае. Это произошло после массовых беспорядков в китайском регионе Синьцзян, государственные СМИ заявили, что социальные сети использовались для разжигания беспорядков. Несколько лет спустя основатель Meta✴ Марк Цукерберг обвинил Китай и конкретно ByteDance, китайского владельца платформы TikTok, в краже технологий. Это укрепило негативное отношение к предпринимателю в Пекине.
Такое отношение официальных лиц к Цукербергу может добавить неопределённости, если Meta✴ и её партнёры будут запрашивать лицензии и разрешения на свои продукты и услуги в Китае. Также потенциальные партнёры опасаются негативной реакции Meta✴ на возможные будущие ограничения на VR-контент. Этот сегмент Пекин планирует регулировать.
Объединение может принести пользу как Tencent, крупнейшему в мире издателю видеоигр, так и Meta✴. Огромный потребительский рынок Китая может помочь Meta✴ окупить часть миллиардных инвестиций в разработку VR-гарнитур, программного обеспечения и приложений для метавселенной.
Meta✴ столкнётся с серьёзными проблемами при продвижении в Китае. Вероятнее всего, компании придётся предлагать локальный контент, отделённый от глобальных предложений Meta✴. Кроме того, Tencent будет стремиться интегрировать свои собственные продукты виртуальной реальности. Дополнительными сложностями станет снижение потребительских расходов в Китае и операционные проблемы, такие как обработка пользовательских данных. Китай всё больше ограничивает отправку данных за пределы страны.
Meta✴ уже не первый раз пытается вернуться на китайский рынок. Но Facebook✴, WhatsApp и Instagram✴ остаются заблокированными в стране с населением 1,4 миллиарда человек, хотя компания всё же получает некоторый доход от китайских компаний, размещающих рекламу на Facebook✴.
Компания обхаживала китайских чиновников и наняла начальника отдела политики Китая с хорошими связями. Цукерберг даже произнёс несколько речей на китайском языке и в 2016 году совершил пробежку по задымленному Пекину без маски, вызвав ажиотаж в Сети.
Но в 2019 году Цукерберг утверждал, что TikTok не разделяет приверженность Facebook✴ свободе выражения мнений и представляет собой риск для американских ценностей и технологического превосходства. В 2020 году Цукерберг осудил кражу интеллектуальной собственности Китаем, заявив: «Я думаю, хорошо задокументировано, что китайское правительство крадёт технологии у американских компаний».
Сделка с Tencent сделает китайскую компанию эксклюзивным продавцом гарнитур Meta✴ в стране. Tencent получит новый источник дохода и возможность использовать оборудование для виртуальной реальности. Компания и раньше разрабатывала VR-игры, но не могла предложить своего устройства для игры.
Meta✴ придётся столкнуться с серьёзной конкуренцией на китайском рынке, например, с устройством Pico от компании ByteDance. Конкуренция между Meta✴ и Pico усиливается во всём мире. Гарнитура Pico доступна в Европе и Азии. О планах продавать Pico в США пока ничего не известно.
Следует отметить, что пользователи приняли гарнитуру Meta✴ без особого энтузиазма. Возможно, ситуацию изменит Quest 3, которая, как ожидается, поступит в продажу этой осенью по цене от $499. Это в восемь раз меньше цены устройства Apple Vision Pro, которая начинается с $3499, и дешевле гарнитуры Sony VR2, оценённой в $549.