Глава Samsung собрался очистить компанию от неповоротливого топ-менеджмента в сфере чипов
Читать в полной версииСпустя десятилетие после того, как наследник семьи основателя Samsung в третьем поколении Ли Чжэ Ён (Lee Jae-yong) встал у руля южнокорейской корпорации, ему предстоит пройти самую серьёзную проверку деловой хватки в борьбе с корпоративным кризисом, с которым компания столкнулась, пишет Financial Times.
Компания Samsung — крупнейший в мире производитель микросхем памяти, но она отстала от своего конкурента SK hynix в новой перспективной молодой сфере — на рынке чипов памяти HBM для ИИ-ускорителей. Компания также не добилась большого прогресса в выполнении плана Ли превзойти Taiwan Semiconductor Manufacturing Company в освоении передовых техпроцессов к 2030 году. А в таких секторах, как дисплеи и смартфоны, где она раньше доминировала, Samsung теряет долю рынка под натиском китайских конкурентов.
Не улучшило ситуацию и то, что Samsung в этом году столкнулась с забастовкой работников из-за спора с профсоюзом по поводу оплаты и условий труда. К тому же нарастает волна критики инвесторов, недовольных падением акций более чем на 30 % в этом году, несмотря на то, что на прошлой неделе было объявлено о выкупе акций на сумму в $7,1 млрд. Следует добавить, что победа Дональда Трампа (Donald Trump) на выборах в США и вероятность предстоящих торговых конфликтов также внесли неопределенность в перспективы мирового технологического сектора и Южной Кореи, чья экономика в значительной степени зависит от экспорта чипов и положения дел у самой дорогой компании страны. «Кризис Samsung — это кризис Кореи», — подчеркивает Пак Чжу Гын, глава исследовательской группы Leaders Index.
Личная история Ли Чжэ Ёна также неоднозначна. Получив образование в Гарвардской школе бизнеса, он начал карьеру с провального проекта e-Samsung в 2000 году. Позже он был вовлечен в коррупционный скандал, связанный с бывшим президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, и провел 19 месяцев в тюрьме. После освобождения в 2021 году ему был затем вынесен оправдательный приговор в 2022-м. После освобождения из тюрьмы Ли стремится создать образ скромного руководителя, обедая в столовых для рядовых сотрудников и делая селфи с работниками по всему миру. «Я буду усерднее работать, чтобы стать ответственным бизнесменом», — заявил он после помилования. С 2022 года Ли занимает должность исполнительного председателя Samsung Electronics, хотя не входит ни в её совет директоров, ни в совет директоров Samsung C&T, фактической холдинговой компании конгломерата, что, возможно, связано с ограничениями по ведению бизнеса, указанными в условиях условно-досрочного освобождения.
Пак Сангин (Park Sangin), профессор экономики в Сеульском национальном университете, отметил более осторожный стиль управления Ли по сравнению с тем, который демонстрируют некоторые другие чеболи — семейные конгломераты, доминирующие в экономике Южной Кореи. «В отличие от руководителей Hyundai и LG третьего поколения, Ли не продемонстрировал никаких крупных или смелых решений», — сказал Сангин. Этим он также отличается от своего отца, Ли Гон Хи (Lee Kun-hee), в своё время объявившего войну браку в производстве и на этом фоне приказавшего уничтожить 150 тыс. смартфонов и другой электроники, в которой был обнаружен брак. Старший Ли был сторонником реформ.
Однако Samsung не теряет оптимизма. Компания объявила о строительстве нового центра разработки чипов стоимостью $14,4 млрд и планирует выпустить конкурентоспособный чип памяти HBM4 во второй половине 2025 года. Кроме того, под руководством Ли компания успешно диверсифицировала бизнес, развивая направления биотехнологий и автомобильных компонентов.
Институциональные инвесторы сохраняют веру в Samsung, рассчитывая на подъем глобального рынка памяти на фоне растущего спроса на инфраструктуру для ИИ. Однако они настаивают на необходимости реформирования непрозрачной структуры корпоративного управления.
Samsung Electronics планирует провести кадровую чистку топ-менеджмента своих полупроводниковых подразделений, который, по словам аналитиков, с трудом приспосабливается к изменениям на глобальном рынке микросхем, происходящим из-за стремительного развития технологий ИИ.