Оригинал материала: https://3dnews.ru/603950

Итоги 2010 года: цифровое фото

Уходящий год выдался богатым на события в индустрии цифровой фототехники. Впрочем, подобная фраза будет применима к любому году нынешнего века: прогресс высоких технологий не позволяет производителям стоять на месте, а острая конкуренция вынуждает активно обновлять модельный ряд, дабы увеличить долю рынка. Хотя по-настоящему революционных продуктов в отрасли цифровых фотоаппаратов в 2010 году представлено не было, интересных камер производители анонсировали немало.

Одной из основных тенденций уходящего года является растущая популярность компактных камер со сменными объективами: они все активнее вытесняют зеркальные камеры начального уровня. К примеру, Olympus собирается со временем заменить DSLR-камеры начального уровня фотоаппаратами линейки PEN. Для обычного потребителя, желающего получать фотографии хорошего качества с минимальными усилиями, преимущества аппаратов стандарта Micro Four Thirds очень весомы – ведь такие камеры по своим функциональным возможностям близки к недорогим «зеркалкам», но гораздо удобнее их в повседневном использовании за счет меньших габаритов и массы. Тем удивительнее бездействие двух «китов» фотоиндустрии на этом рынке – речь идет о лидерах в сегменте DSLR-камер, Canon и Nikon. В начале осени президент Nikon намекнул о планах компании выпустить свою «псевдозеркалку», но дальше разговоров дело не пошло. Не видят (или не хотят видеть) японцы в камерах нового класса и угрозы для традиционных фотоаппаратов, что, как минимум, выглядит странно, ведь другие игроки в настоящее время «снимают сливки» с растущего сегмента рынка.

Наиболее преуспели в этом компании Sony и Panasonic. Последняя за 2010 год представила столько новых моделей, что среди них можно легко запутаться. Весной была анонсирована Lumix DMC-G10, которую производитель называл самой легкой в мире цифровой камерой со сменными объективами и видоискателем. Фотоаппарат при габаритах 124х83,6х74 мм весит 336 граммов, из остальных характеристик стоит отметить 12,1-Мп Live MOS сенсор, процессор Venus Engine HD II, 3-дюймовый дисплей с разрешением 460 тыс. точек, возможность съемки HD-видео.

Представленная одновременно Lumix DMC-G2 также носила звание первой в мире – единственная на момент анонса фотокамера со сменными объективами с возможностью автофокусировки прикосновением пальца к сенсорному экрану. Из отличий от G10 – поддержка съемки HD-видео в формате AVCHD Lite с битрейтом до 60 кадров в секунду, поворотный сенсорный экран.

Осенью, во время выставки Photokina 2010, Panasonic представила весьма интересную беззеркальную камеру со сменной оптикой, наделённую, пожалуй, максимумом функций — Lumix DMC-GH2. Получивший 16-Мп сенсор Live MOS фотоаппарат стандарта Micro Four Thirds умеет снимать видео высокой чёткости Full HD с разрешением 1080/60i либо 1080/24p (это максимальный режим, который поддерживается форматом AVCHD) с битрейтом 24 Мбит/с. Также камера имеет 23-точечный автофокус, чувствительность от 160 до 12800 единиц в ISO-эквиваленте, 3-дюймовый поворотный сенсорный экран, выход mini HDMI, разъём USB 2.0 и «горячий башмак» для подключения внешней вспышки. Примечательно, что на момент написания материала в российской рознице Panasonic Lumix GH2 представлена не была. Возможно, новинка появится на прилавках уже после Нового года.

Наконец, в ноябре японцы представили еще одну «псевдозеркалку» - Lumix DMC-GF2 (вы еще не запутались?). С одетым «блинчиком» новинку можно легко перепутать с обычной компактной камерой – ее габариты весьма скромны: 112,8 x 67,8 x 32,8 мм, масса также невелика – 265 г. GF2 получила сенсор Live MOS с размерами 17,3 x 13 мм и эффективным разрешением 12,1 Мп (чувствительность от 100 до 6400 единиц в ISO-эквиваленте), оснащена 3-дюймовым сенсорным экраном и умеет снимать видео в формате AVCHD с разрешением 1920 x 1080 точек. Для любителей ярких вещей GF2 предлагается, в том числе, и в красном корпусе.

Не забывает Panasonic разрабатывать и парк сменной оптики для своих фотокамер. Именно японцы представили первый в мире 3D-объектив для камер со сменной оптикой — 12.5mm/F12 (H-FT012). С его помощью владельцы камер Panasonic могут делать стереофотографии и снимать 3D-видео. Также интересен и самый легкий в мире сменный объектив Lumix G 14mm/F2.5 (H-H014). Масса «блинчика» - всего 55 г.

А что же Sony? В арсенале производителя сейчас только две компактные камеры со сменными объективами – NEX-3 и NEX-5. Но благодаря грамотной ценовой политике в сочетании с неплохими потребительскими качествами камеры были отлично встречены потребителями. Пару слов о характеристиках фотоаппаратов: обе камеры имеют 14,2-Мп КМОП-сенсор Exmor APS HD с площадью 23,4 х 15,6 мм – сенсор аналогичного размера используется в большинстве зеркальных камер начального и среднего уровня. Благодаря мощному процессору Bionz камеры быстро (по сравнению с компактами) фокусируются, имеют минимальную задержку срабатывания затвора, а также впечатляющую скорострельность – до 7 кадров в секунду. Старшая модель NEX-5 умеет снимать видео в формате AVCHD с разрешением 1920 x 1080i, тогда как NEX-3 поддерживает только 1280х720 точек, в остальном характеристики практически совпадают.

Среди интересных решений можно отметить отсутствие встроенной вспышки – вместо этого камеры комплектуются миниатюрной внешней вспышкой. Sony NEX-3 и NEX-5 предлагаются в различных вариантах поставки: только «тушка», комплект с одним или парой объективов – стандартный «китовый» 18-55 мм и компактный «блинчик» 16 мм f/2.8. Цены на камеры в России стартуют с отметки в 13 тысяч, что, наверное, является главным козырем. Тем, кого смущает пока еще небольшой парк оптики для системы NEX, Sony предлагает специальный адаптер для объективов Sony Alpha.

Еще один производитель, проявляющий активность на рынке камер со сменной оптикой и не пожелавший примкнуть к лагерю Micro Four Thirds, - это корейская компания Samsung. Во время выставки Photokina 2010 весь огромный стенд Samsung был посвящен новинке – беззеркальной камере NX100. Фотоаппарат оснащается CMOS-сенсором формата APS-C (23,4 х 15,6 мм) с эффективным разрешением 14,6 Мп и примечателен, в том числе, использованием яркого 3-дюймового экрана AMOLED. NX100 получился весьма компактным — 120,5 х 71 х 34,5 мм и весит 340 г. В остальном характеристики камеры сложно назвать впечатляющими: возможность записи HD-видео, HDMI-разъем для подключения к ТВ, 14 предустановленных сюжетных программ. Вместе с камерой была представлена и парочка объективов: Samsung S2050NB 20-50mm F3.5-5.6 и «блинчик» W20NB 20mm F2.8.

Olympus, еще один участник лагеря Micro 4/3, в 2010 году был совсем неактивен. Представленная в начале года камера PEN E-PL1 стала единственной новинкой в сегменте компактных камер со сменными объективами. Являясь, по сути, упрощенным вариантом модели E-P1, камера даже выглядит совсем уж просто. E-PL1 оснащена сенсором Live MOS с разрешением 12,3 Мп, процессором TruePic V, встроенной системой стабилизации изображения, основанной на сдвиге матрицы. Максимальная скорость серийной съемки – 3 кадра в секунду, что не больно много, зато начинающих пользователей камера порадует 25 режимами съемки. Сейчас линейка PEN насчитывает только три камеры, и если Olympus собирается продвигать фотоаппараты данного типа вместо «зеркалок» начального уровня, надо бы ей серьезно расширить свой модельный ряд.

Если говорить о сегменте компактных камер с несменными объективами, то тут изменения носят плавный, эволюционный характер: кратность увеличения объективов растет, гонка мегапикселей почти прекратилась, а поддержка съемки HD-видео становится практически повсеместной. В начале года Canon представила первую в мире фотокамеру с поддержкой карт памяти стандарта SDXC (Secure Digital eXtended Capacity), который примечателен максимальной емкостью в 2 Тбайт. Пионером стала простенькая камера Canon PowerShot A3100 IS с весьма посредственными характеристиками: 12,1-Мп CCD-матрица размером 1/2,3", объектив с диапазоном фокусных расстояний 35-140 мм в 35-мм эквиваленте, 2,7-дюймовый ЖК-экран, размеры 97,2 x 58,2 x 28,1 мм, вес 155 граммов.

Тогда же на свет появилась и первая в мире компактная цифровая камера, умеющая записывать видео в формате 1920 х 1080 60i (с чересстрочной разверткой) с помощью кодека Advanced Video Codec High Definition (AVCHD). Ею стала модель Sony Cyber-shot HX5V, оснащенная 10,2-мегапиксельной матрицей Exmor R CMOS и объективом серии G с оптическим увеличением 10x и широким диапазоном фокусных расстояний от 25 до 250 мм (в 35-мм эквиваленте). Традиционно для камер Sony HX5V получила оптический стабилизатор изображения Optical SteadyShot, призванный эффективно справляться с дрожанием камеры при съемке с рук.

Растет количество камер, поддерживающих режимы сверхвысокоскоростной съемки. В качестве примера можно привести компакт Samsung TL350, который умеет снимать фото со скоростью до 1000 кадров в секунду. К сожалению, разрешение в режиме высокоскоростной съёмки совсем невелико — 138х78 точек. Скорость съемки полнокадровых изображений существенно меньше – 10 кадров в секунду. Другой интересной особенностью TL350 является возможность сделать до десяти полноформатных снимков во время съёмки FullHD-видео. Из остальных особенностей камеры можно отметить 5-кратный зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 24-120 мм в 35-мм эквиваленте, AMOLED-экран с диагональю 3 дюйма, поддержку формата RAW и HDMI-выход.

Продолжают появляться компактные камеры со встроенными пикопроекторами. Так, Nikon представила ультракомпакт COOLPIX S1100pj, оснащенный пикопроектором, способным проецировать изображение размером от 13 до 120 см в разрешении VGA (640x480) с расстояния до 2,4 метров. Это не первая подобная модель в портфолио японского производителя – по сравнению с прошлогодней S1000pj, яркость проектора в новинке была повышена на 40%. В камере также присутствуют 14-мегапиксельный сенсор, 3-дюймовый ёмкостный сенсорный экран с разрешением 460 тыс. точек, 5-кратный зум-объектив. Помимо прочего, камера-проектор способна записывать видео в разрешении до 1280x720 точек.

Еще одной новой тенденцией в цифровом фото являются 3D-технологии. Конечно, в мире статичной картинки их влияние пока не столь заметно, как в телевидении, но продукты с поддержкой 3D потихоньку появляются на полках магазинов. Кроме 3D-объектива для камер Panasonic, о котором мы уже упоминали, можно вспомнить компактную фотокамеру Fujifilm FinePix REAL 3D W3. Устройство получило два 10-Мп сенсора, двойную оптическую систему FUJINON с 3-кратным увеличением, 3,5″ стереоскопический экран, который обладает разрешением 1,15 млн точек и не требует 3D-очков благодаря двояковыпуклым микролинзам, покрывающим всю плоскость экрана. Кроме стереофотографий W3 умеет снимать и 3D-видео с разрешением 1280х720 точек. Приобщиться к миру 3D-технологий можно всего за $500, которые Fujifilm просит за свой фотоаппарат.

Свою реализацию фотоаппарата для съемки стереофотографий предложила компания Minox, пару месяцев назад продемонстрировавшая камеру PX3D, оснащенную аж четырьмя объективами. При этом камера имеет совсем небольшие размеры за счет использования объективов с фиксированным фокусным расстоянием, составляющим 9 мм. Примечательно, что каждый из них можно настроить индивидуально, задать собственную экспозицию и собственный фокус, что может оказаться полезным для HDR-съемки. Также пользователь сам может выбрать, какие именно кадры из четырех образуют 3D-фотографию. Оригинальную Minox PX3D не стоит ждать в продаже раньше середины следующего года.

Если гонка мегапикселей почти остановилась, то соревнование за самый дальнобойный ультразум никто не отменял. Производители подобрались к отметке 30-кратного оптического увеличения, а некоторым даже удалось ее перешагнуть. Olympus SP-800UZ оснащена объективом с диапазоном эквивалентных фокусных расстояний от 28 до 840 мм, что как раз и дает в результате заветный 30-кратный оптический зум. 1/2,33-дюймовый ПЗС-сенсор имеет разрешение 14 Мп, а технология двойной стабилизации изображения (Dual Image Stabilization) пригодится при съемке в режиме телефото. Разрешение 3-дюймового экрана составляет всего 230 тысяч точек, а видеосъемка ограничена режимом 720p при частоте 30 кадров в секунду. При габаритах 110 x 90 x 91 мм Olympus SP-800UZ весит 435 граммов.

Nikon COOLPIX P100 оснащается объективом «всего лишь» с 26-кратным зумом (диапазон эквивалентных фокусных расстояний 26 – 678 мм), но зато умеет снимать видео в формате Full HD 1080p. Также стоит отметить 10,3-Мп КМОП-сенсор с технологией Back Side Illumination, высокоскоростную серийную съемку со скоростью 10 кадров в секунду, гибридную систему стабилизации изображения, объединяющую сдвиг матрицы и электронную стабилизацию. Для любителей съемки спортивных событий предназначена серийная съемка на скорости до 120 кадров в секунду с разрешением 1,1 Мп. Традиционно для камер Nikon фотоаппарат поддерживает технологию BSS — съемка серии из десяти кадров и выбор наилучшего снимка.

Fujifilm FinePix HS10 вобрал в себя сильные черты предыдущих двух конкурентов: камера имеет 30-кратный зум-объектив Fujinon с диапазоном эквивалентных фокусных расстояний 24 – 720 мм и умеет снимать видео в формате Full HD. Для получения четких и несмазанных изображений Fujifilm предлагает «тройную стабилизацию» (Triple Image Stabilization), которая предусматривает стабилизацию с помощью сдвига матрицы, повышения светочувствительности и так называемого метода мультикадровой цифровой стабилизации. HS10 также поддерживает режим сверхвысокоскоростной съемки (до 1000 кадров/с) и способна вести серийную съемку на скорости 10 кадров в секунду при полном разрешении.

Чемпионом среди ультразумов стал Canon PowerShot SX30 IS, оборудованный широкоугольным объективом с 35-кратным оптическим зумом, который работает в диапазоне эквивалентных фокусных расстояний от 24 до 840 мм. Оснащенный 1/2,3-дюймовым ПЗС-сенсором с эффективным разрешением 14,1 Мп SX30 IS предлагает своим владельцам оптический стабилизатор изображения, возможность съемки видео с разрешением до 1280х720 точек, 13 сюжетных программ и электронный видоискатель. Конкурентным преимуществом ультразума является откидывающийся и поворачивающийся 2,7-дюймовый TFT-дисплей с разрешением 230000 точек и регулируемой яркостью экрана.

Не забыли производители и о любителях активного отдыха и экстремальных видов спорта. Вкратце вспомним о самых интересных защищенных камерах уходящего года. Итак, Pentax Optio W90 не боится воды, грязи, пыли и ударов, способен вести фото- и видеосъёмку под водой на глубине до 6 м не менее 2 часов, а также выдержит удар от падения с высоты 1,2 м.

Линейка защищенных фотоаппаратов Olympus существует не первый год, и ее новый представитель µ TOUGH-8010 способен выдержать погружение в воду на глубину до десяти метров, с легкостью переживет падения с двухметровой высоты и сможет сделать снимки и при 10-градусном морозе.

Panasonic Lumix DMC-FT10 чуть менее стоек – его можно опускать в воду на глубину только до трех метров и ронять с высоты не более полутора, зато он умеет снимать видео с разрешением 1280 x 720 точек, хотя по нынешним временам это вряд ли можно считать существенным достоинством.

Несмотря на растущую популярность компактных камер со сменными объективами, на свет продолжают появляться функциональные компакты для продвинутых пользователей. Так, Canon в рамках своей G-серии представила PowerShot G12. Камера получила 10-Мп сенсор, объектив с диапазоном эквивалентных фокусных расстояний от 28 до 140 мм и оптическим стабилизатором изображения, а также 2,8-дюймовый поворотный экран.

Конкурировать с G12 будет камера Nikon COOLPIX P7000, которая даже внешне чем-то похожа на соперника из стана Canon. Фотоаппарат получил 1/1,7-дюймовый ПЗС-сенсор с разрешением 10,1 Мп, широкоугольный объектив Wide-Angle Optical Zoom-NIKKOR ED Glass Lens с 7,1-кратным оптическим зумом (диапазон эквивалентных фокусных расстояний от 28 до 200 мм), 3-дюймовый ЖК-дисплей с разрешением 921000 точек. Также компакт умеет снимать HD-видео в формате MPEG-4 AVC/H.264 со стереозвуком.

В сегменте DSLR-камер относительное затишье прервалось лишь анонсом весьма необычных камер компании Sony. Модели Alpha A33 и Alpha A55 стали первыми аппаратами категории SLT (Single Lens Translucent), построенными с применением прогрессивной технологии Translucent Mirror Technology. В SLT-камерах Sony оптический путь матрицы и специального датчика автофокусировки разделен, что позволяет не использовать движущееся зеркало. В результате камеры умеют делать до 10 кадров в секунду (A33 до 7 к/с) – для аппаратов своей ценовой категории это просто отличный показатель. Также благодаря применению технологии полупрозрачного зеркала разработчики могут использовать корпус, который легче и компактнее корпусов обычных DSLR-камер. Камеры примечательны возможностью съемки видео в формате Full HD с разрешением 1920 x 1080 пикселей и поворотным экраном. Вкупе с фирменным процессором обработки изображений BIONZ, новой системой 15-точечной автофокусировки типа Phase-Detection, встроенной системой стабилизации изображения Super SteadyShot INSIDE, камеры А33 и А55 являются потенциальными бестселлерами в своем сегменте.

Несмотря на отсутствие новых зеркальных камер начального уровня, Olympus нашла, чем привлечь внимание, анонсировав флагман E-серии. E-5 примечательна своим корпусом с защитой от пыли и брызг, 12,3-Мп сенсором High-Speed Live MOS, 3-дюймовым дисплеем VGA HyperCrystal с разрешением 921 тыс. точек и двумя осями вращения, 11-точечной системой фокусировки, максимальной скоростью затвора 1/8000 с, скоростью серийной съемки до 5 кадров/с, механизмом стабилизации с компенсацией до пяти ступеней, съемкой видео в формате 720p и портом HDMI для подключения к ТВ.

Nikon в 2010 году решила сфокусироваться на DSLR-камерах начального и среднего ценового сегмента. Среди представленных новинок можно выделить модель Nikon D7000, предлагающую фотографам неплохие функциональные возможности. Оснащенная CMOS-сенсором формата DX с разрешением 16,2 Мп (чувствительность от 100 до 6400 единиц ISO, есть возможность увеличения вручную до значения 25600 с помощью настройки Hi2), камера предлагает своим владельцам 39-точечную систему автофокусировки с девятью крестообразными датчиками в центре, затвор с гарантированными 150 000 циклами срабатывания, выдержку до 1/8000 с и способность записывать видео в Full HD-разрешении 1920 x 1080 точек вместе со стереозвуком.

Canon также обновила свою камеру среднего уровня, представив на смену модели EOS 50D «зеркалку» EOS 60D. Достаточно неожиданным решением стало применение поворотного 3-дюймового дисплея с разрешением 1040000 точек и антибликовым покрытием. Остальные характеристики выглядят достаточно ожидаемо: 18-Мп КМОП-сенсор, 9-точечная система автофокуса, скорость серийной съемки до 5,3 кадров в секунду, съемка видео с разрешением Full HD.

Как видим, уходящий год принес нам немало интересного: новые технологии, необычные решения, огромное количество новинок. Чего можно ожидать в году наступающем? Вопрос непростой. Очевидно, что популярность сегмента так называемых «псевдозеркалок» будет расти – по прогнозам, в 2011 году на рынок их будет поставлено в три раза больше, чем в 2010 году. Если Nikon выпустит свою компактную камеру со сменными объективами, наверняка и Canon не останется безучастной к этому факту – вряд ли компания не захочет урвать свой кусок пирога динамично развивающегося рынка.

Наверняка производители представят немало продуктов с поддержкой набирающего популярность 3D – думается, та же Sony не останется в стороне от данной тенденции. Возможно, сегмент DSLR-камер начального уровня слегка сократится за счет растущего давления компактных камер со сменными объективами. Первых новинок 2011 года стоит ждать уже совсем скоро – наверняка производители уже приготовили свои анонсы к выставке CES 2011, которая стартует в первых числах января.

#Материалы по теме:



Оригинал материала: https://3dnews.ru/603950