3D видео – тема модная, у всех на слуху, но возможности для его создания до недавнего времени были доступны лишь профессионалам с техникой по цене от нескольких десятков тысяч долларов, да немногим энтузиастам, лепившим на коленке доморощенные 3D-установки из двух обычных видеокамер.
Чего греха таить, есть такая установка и у меня. Согласитесь, бюджет в 12 тысяч рублей для увлекательных экспериментов со съёмкой 3D видео – не такая уж большая цена.
Всё это здорово, но всё же хотелось чего-то более надёжного, практичного, более приспособленного для работы в режиме «включил и начал съёмку», без затрат времени на муторную подготовку. И с качеством получше, чем VGA, оставляющим после просмотра на экранах сегодняшних телевизоров и мониторов лишь сплошное разочарование. Хотя бы 720 строк.
Такой вариант наконец-то появился: этим летом компания Fujifilm объявила о начале продаж новой цифровой камеры FinePix Real 3D W3 с возможностью съёмки 3D фотографий и, главное, 3D видео с разрешением HD.
Став одним из первых счастливых обладателей этой новинки, спешу поделиться первыми впечатлениями с нашими читателями. Поскольку полноценное тестирование аппарата затянулось бы на недели, сегодня расскажу лишь о самом интересном, с краткими примерами.
Поскольку до сих пор ничего подобного для любительской съёмки 3D-видео другими компаниями не продавалось и не продаётся (хотя достаточно скоро ситуация обещает измениться), сравнивать Fujifilm FinePix Real 3D W3 будем с её предшественницей, моделью W1. В марте этого года 3DNews опубликовал подробный обзор этой камеры (см. Fujifilm FinePix REAL 3D W1 - первый трехмерный), так что сравнение будет достаточно точным и предметным.
Прежде всего, о габаритах, весе и эргономике камер. Здесь нужно отметить сугубо положительные изменения, во всех случаях говорящие в пользу новой модели W3. Благодаря изменившемуся дизайну, новая модель W3 смотрится компактнее своей предшественницы, хотя, официальные цифры говорят, что габариты камеры почти не изменились – 124,0 x 65,9 х 27,8 мм у W3 против 123,6 x 68,0 x 25,6 у W1. Зато новинка заметно легче – 230 г (без флешки и батареи) против 260 г у W1.
Камеры W1 в моих руках, почитай, с марта месяца и не было, но сравнить её с новинкой помог владелец такого аппарата, чешский коллега Jan Buriánek. Выяснилось, что в полной экипировке – с аккумулятором и флэш-картой, новая модель ещё легче предшественницы, не в последнюю очередь благодаря менее тяжёлому аккумулятору NP-50 против NP-95 у модели W1. Увы, меньший вес отразился и на меньшей ёмкости аккумулятора – 1000 мА*ч, против 1800 мА*ч, соответственно.
В связи с этим обстоятельством, ресурс аппарата заявлен на уровне всего лишь порядка 150 кадров в положении 3D AUTO при включенном режиме экономии энергии. Однако даже мой, пока что весьма скромный опыт съёмки камерой W3 подсказывает, что с цифрами явно поскромничали, ибо сделать на одном заряде более 250 фотоснимков и несколько видеороликов общей длиной более 7-минут – и всё это в режиме 3D, для камеры FinePix Real 3D W3 не составляет никакого труда. Инженеры Fujifilm, безусловно, учли критику в отношении чрезмерного веса первой модели серии, но ресурс аппарата, понижение которого вызвано применением менее ёмкого, но более компактного и лёгкого аккумулятора, компенсировали применением более экономичной электроники.
Эргономика новинки отличается от W1 значительным образом. Односторонняя компоновка элементов управления модели FinePix Real 3D W3 с кнопками и «джойстиком» больше всего напоминает дизайн популярного аппарата F300EXR, разумеется, с учётом дополнительных органов управления у 3D-аппарата. Двустороннее расположение органов управления модели с кнопками типа «качельки» у W1, присущее также ряду других компактных моделей Fujifilm с неподвижным объективом, на мой взгляд, менее удобно.
Теперь при работе с W3 большинство дополнительных операций, таких как переключение между 2D и 3D-режимами, съемкой фото и видео, производится пальцами правой руки, и только рычаг регулировки параллакса отведён под левую руку и вынесен на верхнюю плоскость корпуса. Модель W1 с её расположением кнопок по обе стороны от экрана в большинстве случаев приходилось держать двумя руками, как портативную игровую приставку.
3,5-дюймовый ЖК-дисплей модели W3 можно назвать роскошным. Он по-прежнему трехмерный, на основе лентикулярной 3D-технологии, с 100% обзором, однако в новой версии обладает уже 1,15 млн пикселей против всего-то 230 тысяч пикселей на 2,8-дюймовой диагонали у модели W1. Разница, скажу вам, очень и очень заметна.
Теперь разберёмся с самым интересным – с нововведениями в электронике W3. Сразу же скажу, что в отношении оптической системы аппарат претерпел минимальные изменения. Так, осталась неизменной двойная оптическая система Fujinon с трехкратным оптическим увеличением и фокусными расстояниями в диапазоне f=6,3 – 18,9 мм, то есть, 35 - 105 мм в 35-мм эквиваленте, и набором фиксированных значений диафрагмы в диапазоне от F3.7 до F8.0 для широкого угла и от F4.2 до F9.0 для телережима. То же самое – относительно дистанций фокусировки от 60 см для режима Normal, от 8 см на широком угле в режиме Macro 2D, и от 1 м в режиме Quick AF.
Единственное заметное изменение – ширина «расстановки зрачков» новинки теперь составляет 75 мм против 77 мм у модели W1. Впрочем, это по-прежнему примерно на 20% больше, нежели типичное расстояние между зрачками глаз человека, что в целом помогает в разумных пределах увеличить глубину стереоэффекта. В описании аппарата на сайте также указано, что в W3 применены «новые линзы с двояковыпуклым покрытием».
В новой камере используются два 1/2,3-дюймовых CCD-сенсора разрешением 10,0 млн пикселей каждый. Судя по описанию и по личным впечатлениям от съёмки, сенсоры в аппарате применены те же самые, того же поколения, что и в аппарате W1, без изменений. Зато процессор обработки в новинке применён действительно новый - RP (REAL Photo) 3D HD, иначе была бы невозможна 3D-видеосъёмка с качеством HD. Скорость фотосъёмки при этом осталась прежней – до двух кадров в минуту в режиме 3D и до трех кадров в секунду в режиме 2D.
Итого, в сухом остатке, по функционированию аппарата W3 в режиме фотосъёмки могу сказать следующее. С точки зрения обычной 2D-съёмки, – это типичный компакт с небольшим 1/2,3-дюймовым сенсором и компактной оптикой с максимальной диафрагмой F3.7, то есть, с возможностями для типичной «пляжной» съёмки при хорошем освещении. Правда, против обычного компакта с одним объективом у него есть ряд значительных преимуществ – это возможность получения после одного нажатия кнопки затвора сразу двух снимков объекта, сделанных двумя объективами в разных – например, широкоугольном и теле-, положениях. Или двух одинаковых снимков с разными цветовыми режимами или с разными режимами чувствительности. Иногда это очень даже востребовано.
Что касается съёмки фотографий в режиме 3D, основное изменение, по сравнению с моделью W1, заключается в появлении великолепного режима 3D Auto. Со временем, разумеется, вы научитесь управлять камерой в сюжетных, полуавтоматических или ручном режимах, но первые снимки непременно рекомендую делать при автоматических настройках, именно так проще и понятнее начать свой путь к минимальному числу некачественных снимков среди 3D-фотографий.
Ручное управление параллаксом (функция ручной регулировки глубины 3D-эффекта), включаемое через меню управления питанием в режимах QUICK AF или POWER SAVE2, работает у камеры W3 не хуже чем у предшественницы. Впрочем, не стоит забывать, что эта функция сугубо программная и всегда доступна для дополнительной последующей корректировки уже в компьютере.
Всё это замечательно, но всё же долгожданная камера Fujifilm FinePix Real 3D W3 приобреталась мной как аппарат для съёмки 3D-видео с приемлемым качеством, и вот что хотелось бы сказать именно по этому поводу.
Модель W3 пишет 3D видео с максимальным качеством до 1280x720 пикселей, 24 кадра в секунду; менее качественные режимы, VGA и QVGA, пишутся со скоростью 30 кадров в секунду. Стереозвук пишется в формате PCM. Вот так выглядят данные о медиапотоках в свойствах плеера Media Player Classic Home Cinema:
Video: MJPG 1280x720 24.00fps [00) FUJIFILM AVI STREAM 0200]
Audio: PCM 48000Hz stereo 1536kbps [Stream 01]
Video: MJPG 1280x720 24.00fps [02) FUJIFILM AVI STREAM 0200]
Вот так выглядят метаданные одного из 3D-видео роликов:
Format : AVI
Format/Info : Audio Video Interleave
File size : 395 MiB
Duration : 1mn 6s
Overall bit rate : 50.2 Mbps
Video #1
ID : 0
Format : M-JPEG
Codec ID : MJPG
Duration : 1mn 6s
Bit rate : 25.7 Mbps
Width : 1 280 pixels
Height : 720 pixels
Display aspect ratio : 16:9
Frame rate : 24.000 fps / 24.000 fps
Color space : YUV
Chroma subsampling : 4:2:0
Bit depth : 8 bits
Scan type : Progressive
Bits/(Pixel*Frame) : 1.164
Stream size : 203 MiB (51%)
Title : FUJIFILM AVI STREAM 0200
Video #2
ID : 2
Format : M-JPEG
Codec ID : MJPG
Width : 1 280 pixels
Height : 720 pixels
Display aspect ratio : 16:9
Color space : YUV
Chroma subsampling : 4:2:0
Bit depth : 8 bits
Scan type : Progressive
Stream size : 180 MiB (46%)
Title : FUJIFILM AVI STREAM 0200
Audio
ID : 1
Format : PCM
Format settings, Endianness : Little
Format settings, Sign : Signed
Codec ID : 1
Codec ID/Hint : Microsoft
Duration : 1mn 6s
Bit rate mode : Constant
Bit rate : 1 536 Kbps
Channel(s) : 2 channels
Sampling rate : 48.0 KHz
Bit depth : 16 bits
Stream size : 12.1 MiB (3%)
Interleave, duration : 1000 ms (24.00 video frames)
Interleave, preload duration : 1000 ms
Битрейт видео, может быть, не самый высокий, но это гораздо лучше, нежели было доступно на любых любительских 3D-камерах до сих пор. Производитель рекомендует использовать с моделью W3 карты памяти SD не ниже Class 6, то есть, с поддержкой скорости записи 6 Мбайт/с и выше.
Что можно сказать о съёмке 3D-видео камерой W3. Понять и разделить в полном объёме мою радость от этой «машинки» способны, пожалуй, лишь те, до этого уже успел поэкспериментировать с доморощенными 3D-приспособлениями на основе двух видеокамер. Мне, после полугодовых экспериментов со своей самопальной 3D-установкой, работа с W3 показалась просто райским наслаждением. Поскольку, выкинув из головы ряд традиционных подготовительных настроечных этапов с шаманским бубном, можно сразу приступать к съёмке 3D-видео после включения камеры.
Ясное дело, все правила и ограничения, имеющие отношение к обычной видеосъёмке, многократно ужесточаются при создании 3D-видео, если потом вы не хотите посылать в корзину гигабайты отснятого материала. Отдельно отмечу, что зум при съёмке 3D-видео у камеры W3 не работает, как и у модели W1. Теперь-то мне доподлинно известно, что при съёмке 3D-видео масштабирование смерти подобно - на зрителей оно оказывает весьма негативный эффект. Но, к сожалению, в 2D-режиме, где масштабирование весьма полезно, оно тоже не работает, и хотелось бы, чтобы это досадное упущение было устранено инженерами Fujifilm при дальнейшем развитии серии.
Кстати сказать, работа с 3D-видео: приёмы съёмки, процесс обработки и записи финальной версии (авторинга) 3D-продукции и пр., была одним из поводов моей командировки в Калифорнию, где и была приобретена W3, и где в рамках конференции NVIDIA GTC нам был прочитан ряд интереснейших и полезнейших семинаров на эту тему. Имея до этого некоторый опыт самостоятельной 3D-съёмки, я был весьма удивлён значительным количеством ошибок, которые мне ещё предстояло совершить при самостоятельном изучении этого процесса методом проб и ошибок. В последующих статьях я с удовольствием расскажу нашим читателям о сочетаемых и несочетаемых тонах, о подходящей и нежелательной контрастности, о хороших и заведомо неудачных ракурсах съёмки и о многом другом, что не помешает знать начинающему 3D-кинооператору.
Что касается качества съёмки 3D-видео, достигаемого с помощью камеры FinePix Real 3D W3, здесь всё предсказуемо, хотя за такие деньги возможности камеры просто не могут не радовать. Качество записи стереозвука на встроенные микрофоны получается весьма неплохим. О 3D-съёмке этой камерой в темноте и при недостаточном освещении лучше сразу забыть - только зря расстроитесь. Порой мешает слишком большое минимальное фокусное расстояние – 35 мм в 35-мм эквиваленте, в помещении некоторые вещи и события крупным планом снимать весьма затруднительно.
Но это совсем не значит, что эта камера в чём-то плоха, или плоха за свои деньги. Просто она не предназначена для неоговоренных в спецификации режимов. Точно зная наперёд, чего ожидать от своего аппарата, вы никогда в нём не разочаруетесь, так что лучше всё это выяснить до его покупки.
Сейчас - несколько скриншотов экрана с настройками меню.
Теперь приведу вам несколько примеров видео и фотосъёмки в режиме 3D. К сожалению, Интернет до сих пор не предназначен для выкладывания и воспроизведения трехмерных фотоснимков в формате MPO и трехмерных видеороликов в формате 3D AVI. Так что поступим по старинке: выложим ссылки на исходные файлы, а здесь приведём обычные фотографии в формате JPG и видеоролики в трехмерном исполнении YouTube.
Однако перед этим отмечу ещё один нюанс: прилагаемое в комплекте с камерой ПО предлагает загружать видео на YouTube, но делает это только в обычном моно-формате. Для загрузки под так ценимый любителями 3D-видео тег yt3d по-прежнему приходится прибегать к услугам легендарной незаменимой утилиты Stereo Movie Maker. Я предпочитаю делать стереопару Side-by-Side, в результате чего YouTube выдаёт максимальное разрешение ролика как 1080р. Интересно, кто станет первым - YouTube научится понимать 3D AVI или Fujifilm сделает утилиту для загрузки 3D видео на YouTube?
Безусловно, мне не жаль ни цента, потраченного на покупку камеры Fujifilm FinePix Real 3D W3. Честно говоря, был готов отдать и больше. Это одно из немногих приобретений последних лет, которое принесло больше радости и наслаждения, чем ожидалось. После первых же экспериментов с Fujifilm W3 было принято твёрдое решение отправить свою кустарную самодельную установку для съёмки 3D на полку или на какой-нибудь eBay. Хотя, возможно, перед этим я ещё расскажу нашим читателям об опыте её создания, благо, приобретение комплекта оборудования для этого в любом случае обошлось дешевле, чем цена W3.
О цене и о доступности – отдельно и не без горечи. В России модель W3 пока не продаётся, информации, когда начнутся её продажи, у меня нет. Более того, хватаешься за голову, когда смотришь российские цены на предыдущую модель, Fujifilm FinePix Real 3D W1, которая, напомню, пишет 3D-видео только в разрешении VGA. До сих пор минимальное предложение на эту камеру находится где-то на уровне немыслимых 19 тысяч рублей, а большинство продавцов и вовсе хотят за неё 24-25 тысяч рублей!
Между тем, уже сейчас розничная цена новой модели W3 в США составляет всего $499 - плюс налог, который в большинстве штатов не превышает 10%. Посетив США в сентябре по командировочным делам, мне удалось приобрести камеру Fujifilm FinePix Real 3D W3 за сумму, лишь немного превышающую $500, и это с учётом пересылки из Нью-Йорка в Калифорнию.
Скажу больше: нет почти никаких объективных причин, ограничивающих продажи Fujifilm W3 в России. Да, описание на упаковке камеры для рынка США составлено на английском и испанском языках. Но! Даже для американского рынка камера поставляется с возможностью выбора экранного меню на одном из 31 (!) языков. Среди них – множество европейских языков, включая русский, украинский, латвийский, польский, чешский, словацкий, греческий и т.д. Диск, прилагаемый к камере, содержит инструкцию пользователя в электронном виде на 27 языках, среди которых опять же обнаруживаются варианты на русском и украинском языках.
Всех субъективных проблем – лишь языковой интерфейс ПО My FinePix Studio, представленного версиями на английском, немецком, испанском, французском, корейском, японском и упрощённом китайском. Вряд ли это обстоятельство удержало бы от покупки большинство российских энтузиастов 3D, разве что вызвало бы лёгкий диссонанс с законодательством, запрещающим продажи нерусифицированных продуктов. Никогда, впрочем, не мешавшее многим продавцам завозить «серые» партии Fujifilm W1 вообще без русификации.
Словом, похоже, пока что Fujifilm всё ещё пробивает необходимые сертификации для продаж камеры W3 в России, а «серый» импорт просто бездействует, в надежде «срубить» побольше денег на продажах устаревшей на сегодня W1. Пока что наш выбор только один – любезные интернет-магазины вроде B&H Photo Video или Adorama, которые с недавних пор с удовольствием работают и с Россией.