Мы часто говорим об электрокарах и скором (в перспективе нескольких десятилетий) запрете бензиновых и дизельных автомобилей в развитых странах, поэтому порой кажется, что электрические машины уже выиграли борьбу за будущее у других транспортных средств, работающих на альтернативных источниках энергии. Между тем некоторые компании пока не оставляют разработки в области топливных ячеек. Одним из ведущих производителей, последовательно инвестирующих в водородное направление, является Hyundai, и на прошлой неделе корейский бренд представил в Сеуле свою очередную модель.
Удивительно, но новинка пока не получила имени. Впрочем, пока в столице Республики Корея презентована лишь предсерийная версия, то есть, по большому счету, концепт. Впрочем, внешне он выглядит как полностью готовый к производству автомобиль. Высока вероятность, что конечная версия не будет отличаться.
С точки зрения экстерьера новинка содержит отсылки к компактному паркетнику Hyundai Kona, разработанному для Европы. Производитель старался выдержать стиль, заданный концептом Hyundai FE Fuel Cell, который появился на автосалоне в Женеве. Как ранее заявляли в маркетинговом отделе Hyundai, дизайнеры вдохновлялись природой и водой, поэтому линии кузова получились такими плавными.
Внешность автомобиля не всем придется по душе, но сегодня нас больше интересует техническая начинка. Производитель планирует использовать водородную установку четвертого поколения. Инженеры должны были снизить ее массу на 20 % и повысить эффективность на 9 % — до 60 %. Также ранее разработчики заявляли о том, что энергетическую плотность топливных ячеек удалось увеличить на 30 %.
Кроссовер оснащен электромотором, развивающим 163 лошадиные силы и 400 Н·м. Автомобиль приводится в движение колесами передней оси. Согласно предварительным данным, запас хода составляет 580 километров. Это больше, чем мог предложить ix35 Fuel Cell (415 километров), хотя во время презентации концепта Hyundai FE Fuel Cell звучали заявления о 800 километрах.
Продажи безымянной модели начнутся в Южной Корее в начале следующего года, затем кроссовер станет доступен в США и Европе. Чуть позже Hyundai планирует выпустить автобус на топливных ячейках и седан.
Есть ли надежда на развитие водородного транспорта? Предшественник новой модели, Hyundai ix35 Fuel Cell, вышел на рынок в 2013 году, и за четыре года было продано 862 экземпляра. Это количество может показаться ничтожным, но по меркам подобных машин это более чем достойный результат. Успешнее оказалась лишь Toyota Mirai, которая с момента презентации в 2014 году разошлась тиражом около 3 700 штук.
Для дальнейшего развития рынка водородных машин потребуется решить массу сложных задач. Некоторые из них связаны с технологиями и себестоимостью: пока машины продаются в убыток. Не менее глобальной проблемой является отсутствие инфраструктуры. По данным Reuters, даже в Южной Корее, где транспорт с топливными ячейками продвигается не первое десятилетие, открыто всего десять станций, на которых можно заправить водород. Для сравнения: в Японии действует около 90 заправок, к 2020 году их количество планируется увеличить до 160.
С каждым годом автомобили становятся все сложнее, не перестает увеличиваться количество передовых систем. Нередко инженеры внедряют весьма необычные технологии. К примеру, на прошлой неделе мы говорили о патенте Daimler, который описывает наружные подушки безопасности, предназначенные смягчить удар пешеходов о передние стойки крыши. Усовершенствованием этого же элемента занялись пытливые умы «Тойоты», но к повышению дорожной безопасности они подошли с другой стороны. В очередной заявке на патент описываются прозрачные стойки.
Каждый водитель отлично знает, насколько коварны могут быть передние стойки крыши. Этот неотъемлемый элемент кузова, который играет далеко не последнюю роль в пассивной безопасности, порой может спрятать за собой пешехода или велосипедиста. В затяжном повороте можно не заметить даже небольшую машину! Скажем прямо: идея инженеров Toyota не нова. В 2014 году сотрудники Jaguar Land Rover рассказали о концептуальной системе 360 Virtual Urban Windscreen. Идея заключалась в использовании ряда камер, изображение с которых проецировалось бы изнутри на стойки. Даже без подсчета очевидно, что такой комплекс будет весьма дорогостоящим, а еще потребовалось бы как-то учитывать положение головы водителя.
Вместо цифровой системы инженеры Toyota решили использовать аналоговую. По краям стоек предполагается устанавливать зеркала, которые будут отражать свет на специальный полупрозрачный кожух, чем и будет создаваться иллюзия прозрачности. Предполагается, что такой трюк можно проделать не только с передними, но и всеми остальными стойками.
Пока нет никакой информации насчет того, когда Toyota начнет применять свои стойки-невидимки на серийных машинах. К тому же нет уверенности в том, что это вообще когда-нибудь случится.
Изобретение «Тойоты» является полезным и важным, но не слишком дальновидным. Все дело в том, что уже относительно скоро появятся машины с системами пилотирования третьего уровня, которым не потребуется помощь водителя. А уж бортовому компьютеру вообще нет дела до каких-то там стоек, лишь бы камеры и сенсоры были чистыми. Тем временем изобретатели Ford заглянули на шаг вперед и запатентовали складывающиеся педали и руль.
Автомобильные дизайнеры не первый год говорят о том, что с наступлением эры беспилотных машин интерьеры придется существенно переработать. Водителю уже не придется все время следить за дорогой, так что органы управления скоро станут рудиментом. Нередко в концептах используются рули и педали, которые убираются в переднюю панель. В предложенной инженерами Ford системе все устроено несколько проще: в случае ненадобности элементы управления можно просто снять и убрать куда-нибудь. Точнее, наоборот, установить их лишь при острой необходимости: предполагается, что умные авто подавляющую часть времени будут ездить сами по себе, в то время как ручное управление пригодится лишь некоторым водителям-энтузиастам, которые захотят все делать по старинке.
На передней панели будут предусмотрены специальные выемки для руля. При этом разработчикам придется уделить особое внимание надежности соединения, чтобы все элементы оставались на месте даже при аварии. А как же подушка безопасности, которая сегодня встраивается в руль? Она там и останется, но в торпедо будет встроена еще одна. Компьютер будет автоматически выбирать нужную.
Также в патенте затрагивается тема искусственной обратной связи: из-за особенностей конструкции все элементы управления будут подключены через систему Drive-by-Wire, так что о естественном отклике придется забыть. С другой стороны, ГУР и ЭУР уже искажают информацию от руля (а в Infiniti Q50 даже нет физической связи руля с колесами), да и педаль газа давно стала электронной. Больше всего в Ford озабочены тем, что реакция на нажатие тормоза тоже станет искусственной. Предполагается даже создание специальной системы, которая будет симулировать обратную связь.
Как и в случае с любым другим автомобильным патентом, высока вероятность, что Ford еще даже не приступал к разработке описываемой системы: компании просто подстраховываются на тот случай, если конкуренты решат зарегистрировать аналогичную идею раньше. Однако с учетом скорого наступления эры беспилотных машин что-то подобное рано или поздно наверняка будет реализовано.
От слитых в Сеть патентов перейдем к вопросам защиты окружающей среды. Автомобили производят огромное количество выбросов. Кажется, что выход кроется в популяризации электромобилей, которая уже является лишь вопросом времени. Однако расчеты некоторых экспертов показывают, что даже стопроцентные электрокары пока не слишком-то существенно влияют на ситуацию. В регионах, где электростанции работают в основном на ископаемых видах топлива, по количеству CO2 и прочих вредных веществ, выделяемых в процессе эксплуатации, электрические машины не будут существенно отличаться от бензиновых малолитражек. К тому же существует проблема загрязнения при производстве и утилизации. Один из вариантов решения нашли нидерландские студенты. Они построили экспериментальный автомобиль Lina, состоящий в основном из биоразлагаемых материалов.
Кто-то может возразить, что его старая «копейка» тоже была биоразлагаемой: на четвертом десятке от ее кузова почти ничего не осталось. Но учащиеся Технического университета Эйндховена перенесли все на принципиально новый уровень. Во-первых, они решили сделать максимально энергоэффективное транспортное средство, поэтому их машина весит всего 300 кг. Несмотря на это, Управление автомобилями Нидерландов признало ее пригодной для перевозки четырех человек и груза. Во-вторых, многие элементы конструкции сделаны из натуральных материалов.
Шасси «Лины» сделано из биокомпозитов и биопластиков. Последние полностью состоят из продуктов переработки сахарной свеклы, в то время как биокомпозиты изготавливаются изо льна. По сочетанию прочности и веса авторы работы сравнивают полученные материалы со стеклопластиком. Аналогичное сырье применяется для создания кузовных элементов и деталей интерьера.
Пока далеко не все компоненты студентам удалось вырастить на грядке. К примеру, подвеска и колеса использованы самые обычные. Силовая установка сама по себе хоть и не производит вредных выбросов, но все же собрана на вполне рядовом заводе. Lina приводится в движение двумя электромоторами, запитанными от трех литий-ионных батарей (которые, кстати, часто подвергаются критике «зеленых»). Запас хода составляет 80 километров, максимальная скорость — около 80 км/ч.
Любопытный факт: студенты, разработавшие необычный прототип, поругали стремление автомобильных компаний снизить вес машин. «Производители выбирают легкие материалы, такие как алюминий или углеродное волокно, для создания более легких, более эффективных автомобилей. Однако обработка этих материалов требует в пять-шесть раз больше энергии, чем обработка стали – материала, который они заменяют. Следовательно, энергия, которую удается сберечь во время эксплуатации автомобиля, теперь расходуется на этапе его производства. Кроме того, в сравнении со сталью существенно усложняется вторичная переработка этих легких материалов».
Пока Lina не прошла краш-теста: по словам разработчиков, в отличие от металла биокомпозиты не гнутся, а ломаются. Также студенты Технического университета Эйндховена не осветили еще один аспект: что делать владельцу подобного биоразлагаемого автомобиля, если однажды он придет в гараж и обнаружит лишь колеса, набор элементов подвески, электромоторы и аккумуляторы.
В мире появляется все больше альянсов, ключевая цель которых – разработка умных машин. Так, на прошлой неделе было объявлено о подписании договора о сотрудничестве между Toyota, Intel, Ericsson и Denso (последняя является дочерним предприятием Toyota). Их союз получил название Automotive Edge Computing Consortium (AECC), а его ключевой целью будет проектирование систем для «подключенных» (то есть связанных с глобальной сетью, объектами инфраструктуры и между собой) автомобилей.
Согласно заявлению Toyota, «целью консорциума является разработка экосистемы для подключенных автомобилей и поддержки новых услуг, таких как беспилотное вождение, создание карт с данными в реальном режиме времени» и систем помощи водителю на основе облачных вычислений». Одной из ключевых задач будет создание канала связи, который справится с обработкой и передачей огромного количества информации. Согласно прогнозу японского гиганта, «объем данных, передаваемых между транспортными средствами и облаком, достигнет 10 эксабайт в месяц к 2025 году, что примерно в 10 000 раз больше текущего объема». Эксабайт — 1018 байт, или 1 000 000 терабайт.
Стандарты управления сбором и анализом этих данных все еще не полностью определены, поэтому Automotive Edge Computing Consortium будет работать над выработкой общих руководящих принципов. В перспективе планируется пригласить в консорциум ряд других мировых технологических лидеров. Однако это вовсе не означает, что у AECC не будет конкурирующих решений. К примеру, в конце 2015 года союз немецких производителей в лице Audi, BMW и Daimler купил у Nokia картографический сервис Here.
На этом новости об участии Intel в разработке автомобильных платформ будущего не заканчиваются. В марте стало известно, что процессорный гигант покупает израильскую компанию Mobileye, занимающуюся разработкой автомобильных систем. Сделка стоимостью $15 миллиардов была завершена в начале августа, теперь объявлено о дальнейших планах: совместными усилиями будет построено 100 беспилотных прототипов, соответствующих четвертому уровню автономности.
Согласно SAE (Сообществу автомобильных инженеров) существует пять уровней автоматизации. Начиная с третьего управлением машиной занимается компьютер, однако человек все еще должен следить за ситуацией и быть готов при необходимости вмешаться. В случае с прототипами Mobileye и Intel речь идет уже о четвертом уровне, когда система может обойтись без посторонней помощи.
Испытательный парк будет состоять из 100 автомобилей разных брендов и классов. Прототипы будут обкатываться в США, Европе и Израиле. Разработчики планируют провести исследование работы целого ряда ключевых технологий беспилотников: компьютерного зрения, работы сенсоров и картографического сервиса, вычислительных платформ Intel, сетей 5G и коммуникаций «автомобиль — облако».
Компания Mobileye не первый год сотрудничает с автопроизводителями. К примеру, в прошлом году было подписано соглашение с BMW, согласно которому автономные машины немецкой марки будут выпущены в 2021 году. Но в прессе чаще вспоминают сотрудничество Mobileye с Tesla: именно при поддержке израильской компании была разработана система Autopilot. Все изменилось летом прошлого года, после появления информации о первом фатальном случае с автопилотом Tesla. Сразу после скандала Mobileye заявила о разрыве отношений с производителем электрокаров. Любопытно, что впоследствии конфликт вылился в череду взаимных упреков: Mobileye заявила, что «Тесла» торопит события и выпускает на рынок сырой продукт, который негативно сказывается на безопасности клиентов (хотя впоследствии было установлено, что система Autopilot не была виновной в совершении смертельного ДТП). В то же время компания Элона Маска призналась, что она давно планировала отказаться от услуг Mobileye. Как бы то ни было, сейчас Tesla самостоятельно развивает направление беспилотных технологий.
На престиж автомобильного бренда влияет множество факторов, одним из которых является его история. Многие компании начинали вести бизнес на рубеже XIX-XX веков, поэтому сегодня им есть что вспомнить. Но некоторые марки появились относительно недавно, так что они не могут выставить в своем музее раритетную модель. В компании Infiniti решили, что раз у них нет славной автомобильной истории, то ее стоит придумать. Звучит удивительно, однако специально для автомобильной выставки Concours d'Elegance («Конкурс элегантности») в калифорнийском местечке Пеббл-Бич дизайнеры японского производителя подготовили концепт Infiniti Prototype 9, стилизованный под гоночный болид 40-х годов.
Больше всего Infiniti Prototype 9 похож на немецкие гоночные автомобили довоенной эпохи. Если убрать вычурную решетку и слегка упростить пластику кузова, то вполне может привидеться какой-нибудь Mercedes-Benz W 154 или W 25 из 30-х. Любопытно, что авторы проекта стилизовали свой концепт не только визуально, но и технически. Как силовая структура кузова, так и навесные панели сделаны из стали: никаких новомодных композитов, незнакомых инженерам первой половины XX века, здесь не использовано.
Также разработчики применили рессорную подвеску и привычные по машинам того времени узкие колеса со спицами. Отсутствует даже усилитель руля: шоферу придется хорошенько покрутить баранку и прочувствовать все прелести обратной связи. Кажется, что получилась вполне аутентично. Как бы не так: вместо бензинового двигателя с большим количеством цилиндров (аналогичные болиды той поры оснащались моторами с 8, 12 или даже 16 «горшками») здесь установлен электромотор. Правда, не совсем обычный, от будущего поколения Nissan LEAF, которое покажут уже в следующем месяце. По данным производителя, выходные характеристики агрегата составляют 150 лошадиных сил и 320 Н·м.
В качестве источника энергии используется литий-ионная батарея емкостью 30 кВт∙ч. На гоночной трассе ее заряда хватит всего на 20 минут в боевом режиме. Не особо впечатляют и динамические характеристики: разгон с 0 до 100 км/ч занимает 5,5 секунды, максимальная скорость составляет 170 км/ч. Тот же Mercedes-Benz W 154 без труда ускорялся до 300 км/ч, а специальная аэродинамическая версия W125 Rekordwagen и вовсе развила 432 км/ч, установив рекорд скорости на дороге общего пользования (официально он до сих пор не побит).
Можно поставить в параллель Infiniti Prototype 9 не только гоночные Mercedes-Benz 30-х годов, но и автомобили Auto Union того же периода. Сегодня далеко не все знают название этого немецкого консорциума, зато логотип узнает каждый: он состоит из четырех колец, которые теперь использует Audi (изначально каждое кольцо символизировало одну из компаний, входящих в Auto Union, среди которых была и Audi). Примечательно, что сама Audi не так уж часто апеллирует к своей богатой истории, предпочитая думать о будущем. К примеру, концепт Audi E-Tron Imperator пытается представить автомобиль из 2028 года.
Если вам покажется, что новинка не похожа на последние работы Марка Лихте (Mark Lichte), шеф-дизайнера Audi, то вы совершенно правы. Автором концепта Audi E-Tron Imperator является художник Фредерик ле Силуа (Frederic Le Sciellour), который не имеет никакого отношения к немецкой марке. Зато он чтит ее историю: концепт создан и назван в честь роскошного автомобиля Audi Type R Imperator, появившегося в 1928 году.
Как и знаменитый предок, Audi E-Tron Imperator призван одарить пассажиров роскошью и комфортом. Внутри установлено четыре индивидуальных кресла и голографический дисплей. По моде времени двери поднимаются вверх. Передняя часть Audi E-Tron Imperator напоминает спортивные прототипы Audi, участвующие в «24 часах Ле-Мана». Большая капсула на колесах приводится в движение за счет электромоторов.
У нас на очереди еще один проект частного дизайнера, который также посвящен концерну Volkswagen. Студент факультета архитектуры Лиссабонского университета Фабио Мартинс (Fabio Martins) опросил несколько португальских полицейских на предмет того, что бы они хотели видеть в идеальном патрульном автомобиле. Вместе с соратниками Фабио выделил основные проблемы эргономики салона, а также адаптировал концепт к эксплуатации в городе. Так и появился Volkswagen Interceptor.
Дизайнер черпал вдохновение в концепте «Volkswagen I.D.». Правда, в данном случае электромоторы интегрированы непосредственно в колеса. На этом техническая информация заканчивается.
Фабио Мартинс предполагает, что подобными электрокарами можно было бы заменить BMW i3, которые стали поступать на полицейскую службу в некоторых странах Европы.
Перейдем к концептам, которые имеют более высокие шансы на реализацию. На следующей неделе можно будет полюбоваться на новый родстер BMW Z4, который предстанет перед гостями выставки Concours d'Elegance. Серийная модель будет выпущена уже в следующем году.
Фотографии новинки были слиты в глобальную сеть за несколько дней до официальной презентации. По словам вице-президента BMW Group Design Адриана Ван Хойдонка (Adrian van Hooydonk), серийная версия практически не будет отличаться от концепта. Более того, на примере Z4 будет продемонстрирована новая философия дизайна, которая впоследствии перекочует и на более массовые автомобили бренда.
«Концепт выражает новый язык дизайна BMW со всех точек зрения и во всех деталях. От динамичного передка до поражающих воображение боков и резко очерченного хвоста: небольшое количество линий и тонкое взаимодействие между поверхностями достаточны для создания чувства силы и эмоций», — заявил Адриан Ван Хойдонк. В последнее время облик автомобилей BMW развивался в эволюционном ключе, так что порция свежих идей ему не помешает.
Еще ближе к началу конвейерной жизни находится компактный кроссовер Volkswagen T-Roc. Пока он тоже представлен лишь на тизере, однако полноценная презентация состоится уже на текущей неделе.
Короткий видеоролик практически полностью раскрывает внешность автомобиля. Некоторые элементы выполнены в духе одноименного концепта Volkswagen T-Roc, представленного еще три года назад. Вместе с этим серийная версия будет более сдержанной, и это касается не только типа кузова (традиционный паркетник вместо тарги), но и отдельных элементов.
Volkswagen T-Roc встанет на ступеньку ниже Tiguan. Ближайшим родственником окажется свежий паркетник SEAT Arona. С ним новинка будет делить платформу MQB-A0, которая также легла в основу Volkswagen Polo и кузена SEAT Ibiza. По примеру «Поло» в интерьере используются яркие вставки, намекающие на то, что целевой аудиторией автомобиля станет молодежь. Volkswagen T-Roc будет оснащаться моторами 1,0 TSI, 1,5 TSI и 1,6 TDI. Появление полного привода пока под вопросом: высока вероятность, что вне зависимости от версии у нового кроссовера ведущими будут только передние колеса.
При длине кузова около 4,2 метра Volkswagen T-Roc будет конкурировать с Nissan Juke, Opel Mokka, Renault Captur и Peugeot 2008. На этом даунсайзинг не остановится: чуть позже появится еще более компактная модель Volkswagen T-Track, которая продолжит идеи концепта Volkswagen Taigun пятилетней давности. Долгое время этот проект был заморожен, но недавно ему все же дали зеленый свет.
На прошлой неделе в шпионской рубрике мы обсудили сразу два кроссовера BMW: X2 и X7. Теперь начались открытые испытания следующего поколения BMW X5. Как, уже? Предыдущая версия немецкого SUV появилась относительно недавно, в 2013 году, однако новинка будет презентована не раньше второй половины 2018 года: к тому времени X5 F15 исполнится пять лет.
Прототип по традиции покрыт пленкой с психоделическим рисунком, так что рассмотреть отдельные детали весьма непросто. Баварская компания останется верна традициям, так что в X5 мы вновь увидим все фирменные признаки, но некоторые метаморфозы все же можно выделить. Очевидно, дизайнеры уменьшили задний свес кузова, чтобы сделать профиль более динамичным. Вполне возможно, BMW X5 лишится семиместной версии, которая станет прерогативой BMW X7 — нового флагмана внедорожной линейки.
Ожидается, что BMW X5 2019-го модельного года будет построен на свежей модульной платформе CLAR, которая уже лежит в основе 5 Series, 7 Series и BMW X3. Это позволит повысить жесткость кузова и одновременно снизить его вес (ходят слухи, что «Икс-пятый» сбросит сразу 250-300 кг, хотя пока верится в это с трудом). Моторная гамма без существенных изменений перекочует с BMW 5 Series и будет включать двухлитровый бензиновый турбомотор, шестицилиндровый агрегат 3,0 и V8 объемом 4,4 литра. Конечно, не обойдется без дизельных и гибридных версий, а спустя год после запуска в продажу поступит X5 M мощностью свыше 600 «лошадок».
Среди новых технологий можно выделить лазерные фары. Наверняка по примеру BMW i8 они будут отвечать лишь за дальний свет, который сможет бить на 600 метров вперед, но при этом потреблять меньше энергии, чем чисто светодиодная оптика.
Porsche 911 является легендарным спорткаром, которому удалось пронести сквозь года страсть немецкой компании к гонкам и стремление сделать связь между машиной и водителем максимально естественной. «Девятьсот одиннадцатый» можно обожать за приверженность традициям или ненавидеть за консерватизм. А еще это уникальный пример того, как можно более 50 лет использовать один и тот же дизайн, который выглядит современно и в 1967-м, и в 2017-м. Вот еще пара любопытных фактов: в мае 2017 года был произведен миллионный экземпляр Porsche 911, при этом около 70 % всех когда-либо выпущенных машин этой серии все еще эксплуатируется. И пусть в большинстве случаев эта модель остается автомобилем выходного дня, некоторые владельцы умудряются использовать раритетные 911-е в качестве повседневного автомобиля. К примеру, канадец Билл МакЭчерн (Bill MacEachern) на своем купе 1975 года выпуска уже накатал свыше миллиона километров.
Производители давно приучили нас к тому, что автомобиль — не роскошь. И менять эту «нероскошь» лучше раз в три-пять лет или еще чаще. На этом месте можно вставить несколько наиболее популярных у любителей мирового заговора цитат о снижении надежности, запрограммированном выходе из строя агрегатов после окончания гарантии и прочих нюансов (порой не безосновательных), но факт есть факт: многие относятся к машине как к одному большому расходнику. Тем приятнее узнавать о том, что в мире есть люди, которые по собственной воле больше 40 лет не просто заботятся о своем автомобиле, сдувают с него пыль и хранят при строго определенной влажности и приглушенном свете, а каждый день используют его по прямому назначению.
Билл МакЭчерн купил свой Porsche 911 в 1975 году. Он сразу решил использовать автомобиль на полную катушку. Владелец много раз пересекал североамериканский континент вдоль и поперек, не единожды побывав в Калифорнии и Флориде. В следующие 30 лет Билл использовал немецкий спорткар для своих ежедневных поездок. Но в 2009 году при пробеге около 850 тысяч километров купе было подвергнуто вероломной атаке внедорожника. Кажется, что на этом можно было поставить точку в истории купе, ведь восстановление 34-летнего немецкого спорткара наверняка влетело в копеечку. Однако господин МакЭчерн заменил полуось, рычаги подвески и крылья, которые пострадали в ДТП. Сразу после ремонта он отправился в 30-часовую поездку в Калифорнию.
В 2012 году одометр Porsche 911 перевалил через отметку 1 000 000 километров. В интервью изданию 911 Magazine Билл признался, что юбилей застал его в дороге. К текущему моменту Porsche 911 проехал уже 1 165 937 километров, но МакЭчерн по-прежнему ощущает волнение при каждом запуске мотора (и, судя по всему, переживает он вовсе не из-за возможного отказа раритетной машины).
«930-й (серия Porsche 911) был просто удивительной машиной. Турбированные Porsche установили новые стандарты превосходства как в гоночных автомобилях, так и среди мощных дорожных моделей. И они по-прежнему являются источником острых ощущений», — признался Билл МакЭчерн.
Страшно представить, с каким трепетом и заботой канадец относится к своему Porsche 911. Тем временем в Китае пытаются сделать приобретение нового автомобиля таким же простым и быстрым, как покупка газировки. Электронная площадка Tmall, принадлежащая Alibaba Group, запустила гигантский вендинговый автомат по продаже машин.
Сама идея не является новой и уникальной: мы уже видели подобные системы. В 2015 году американская компания Carvana запустила небольшой вендинговый автомат в Нэшвилле, а совсем недавно сингапурская компания Autobahn Motors построила автоматизированную парковку для дорогих автомобилей, которая работает по схожему принципу.
Совершить покупку может любой желающий, на счету которого числится как минимум 750 очков в системе Sesame Credit, которая также принадлежит Alibaba. Необходимо лишь выбрать модель и внести 10-процентную предоплату. Остается только забрать свое авто и не забывать вовремя погашать кредит через систему оплаты Alipay.
По данным издания malls.com, за первые три дня работы новой системы около 1 500 машин из 30 000, проданных через Tmall, было реализовано с помощью вендингового автомата. За последнее время Alibaba Group несколько раз проводила эксперименты в сфере онлайн-продаж автомобилей. К примеру, в марте было реализовано 350 экземпляров Alfa Romeo Giulia Milano всего за 33 секунды через системы быстрых распродаж, а в прошлом году сто спорткаров Maserati разошлось всего за 18 секунд.