Если вам показалось, что в 2023 году вышло слишком много всего классного, то не переживайте — вам не показалось. Волна релизов начала подниматься в январе и не стихала до последних дней декабря. Такого количества первоклассных хитов и просто хороших вещей не было, кажется со времен золотого 2004-го. И сухие цифры это тоже подтверждают.
Давайте же подведем черту под ушедшим годом и посмотрим, кто заслужил наше и ваше признание, дорогие читатели, а кого вниманием обошли.
По уже установившейся традиции, голосование среди читателей 3DNews на звание лучшей игры года длилось ровно неделю — с 8 по 15 декабря. Большой интриги не случилось — Baldur’s Gate 3 с ощутимым отрывом от других претендентов вскарабкалась на первое место читательского голосования, став вашей главной игрой 2023 года!
Впрочем, и совсем без сюрпризов не обошлось — второе место неожиданно заняла Atomic Heart. Неожиданно, потому что игра вышла еще в феврале — обычно к концу года столь ранние релизы несколько забываются, но атомный экшен Mundfish в антураже альтернативного СССР крепко запал в душу нашим читателям.
Замыкает тройку лидеров… Cyberpunk 2077. Путь длиною в три года завершился релизом великолепного дополнения Phantom Liberty и крупного патча 2.0, с которым киберпанковый ролевой экшен приблизился к тому, что изначально сулила CD Projekt RED. История Cyberpunk 2077 — это история небывалого ажиотажа и непомерных амбиций, разочарования, извинений и оправданий, долгой и упорной работы над ошибками, а затем — возрождения. После такого на логотипе у поляков должен красоваться феникс, а не красный кардинал, но мы надеемся, что этот опыт в дальнейшем сделает путь CD Projekt RED к славе не столь тернистым.
Забавный момент: Cyberpunk 2077, соответствуя своей давней репутации, умудрилась заглючить даже тут. Когда опрос по прошествии недели закрылся, у игры оказалось 0,0 % голосов. Понятно, что даже чисто статистически это было невозможно, поэтому мы стали разбираться и выяснили, что голосовалка поймала редкий баг. По счастью, его удалось исправить и восстановить настоящее число голосов, по результатам чего Cyberpunk 2077 заняла свое законное третье место.
Выбор редакции
Как обычно, полный список наших рецензий в прошедшем году вы можете найти по ссылке. Однако он далеко не всеобъемлющий — например, мы оставили на потом вышедшую 7 декабря Warhammer 40,000: Rogue Trader (ее обзор выйдет уже после новогодних праздников). Да и вообще, весь год нарастало ощущение, что релизов всё больше, а времени всё меньше — признаем, приятное ощущение, особенно после «засушливых» ковидных лет, потянувших за собой увеличение цикла разработки и многочисленные переносы.
Помимо личного топ-5 каждого автора, мы отмечаем ещё и «Почётное упоминание». Этот пункт никак не влияет на выбор игры года и не участвует в голосовании — это просто игра или игры (не обязательно вышедшие в 2023-м), которые автор по той или иной причине захотел отметить.
Переходим к авторским топам.
Еще не дожидаясь даже его окончания, 2023-й называют лучшим годом в игровой индустрии — есть даже объективные метрики, которые на это указывают: на Metacritic больше всего игр с рейтингом не меньше 90 с момента начала подсчетов (2004 год). Что могу сказать? Из игр, получивших больше 90 баллов, я поиграл в три (Turbo Overkill, Cocoon, Dave the Diver), и ни одна из них не в моей пятерке — хотя Дейв вылетел из нее в последний момент.
Более того, могу сказать, что это, возможно, первый год на моей памяти, в котором (пока) не было игры, всерьез меня потрясшей. Хороших — да, много, но выворачивающих душу наизнанку? Вероятно, я доберусь до такой позже. А пока — очень ровная по ощущениям пятерка. Взглянув на нее чуть со стороны, отмечаю, что в представленных играх вообще нет насилия — наверное, впервые на моей памяти. Зато есть общее настроение ностальгии, поиска чего-то неясного в прошлом, своем или чужом, внутри своего сознания или на далекой планете; тема памяти, личной и коллективной (в том числе и в прямом смысле, как в The Invincible).
На первое же место в этом гомогенном ряду поставлю первую же игру, в которую я играл в 2023-м, — SEASON: A letter to the future. По сути, провалившуюся по продажам и не оправдавшую ожиданий студии, но оттого не менее прекрасную: пронзительную, мелахоличную, созерцательную, рисующую очень необычный портрет умирающего мира, — и в конечном счете душеспасительную, чего так не хватает в сегодняшней жизни.
Также хочется пару отдельных слов сказать о Jusant, по сути, разделившей первое место в моем сердечке с SEASON. Она покорила меня уже в самом начале. Скалы, ветер, скрип снаряжения и каких-то брошенных металлических конструкций, очень приятная механика скалолазания. В мире — только ты и твой путь наверх. Дальше будет и слегка акварельный, но вполне понятный сюжет, и симпатичный компаньон-желе, но это по сути ничего не добавит к очарованию Jusant. Но и не убавит — это игра про радость побыть с самим собой.
Почетное упоминание: «Неясное». Второй совместный проект sad3d (Александра Игнатова) и ИЛЬИМАЗО — на этот раз чуть более игра, чем «ШХД: ЗИМА», но все еще нечто, обитающее в океане коллективного бессознательного. Панельки с одиноко горящими сиреневыми окнами («только не спит рассада»), разбросанные тут и там металлические «Е-шки», огонек сигареты за гаражами, кислотная вечеринка, ожидание такси на окраине. Но это не просто культурный код Родины в более-менее интерактивной форме, а относительно линейное произведение с признаками знакомых игровых механик. Есть даже прокачка — но главная характеристика, которую тут можно прокачать, это одиночество.
Если Breath of the Wild вдохновлялась «выживалками», то в Tears of the Kingdom «Большая N» предлагает песочницу с безумной свободой действия. Забавно, что наиболее продвинутый по взаимодействию с окружением открытый мир вышел на портативке шестилетней давности. А уж систему собирания разнообразных рабочих (или не очень) агрегатов из валяющегося под ногами хлама вряд ли кто-то переплюнет в ближайшем будущем.
Шестнадцатая же «финалка» наконец помогла серии выбраться из ямы, куда её усердно заталкивали господа Торияма и Табата с FF XIII и FF XV соответственно. Ей чуть-чуть не удалось дотянуть до идеальной FF XII, но если команда под присмотром Наоки Ёсиды (FF XIV, FF XVI) продолжит заниматься одиночными Final Fantasy, то за судьбу одной из своих любимых серий я спокоен.
Owlcat Games, в свою очередь, смогла удивить даже больше, чем я ожидал. Одно из мест в моём топе было забронировано под Baldurs Gate 3, но я вывалился из неё где-то в первом акте — да так и не продолжил. А вот в Rogue Trader влил уже немалое количество часов, а она до сих пор не отпускает. Да, с масштабами BG 3 ей не сравниться, но, чёрт возьми, ни одна игра ещё не предлагала погрузиться в мрачный мир Warhammer 40k настолько глубоко.
Remedy с Alan Wake 2 выдала, пожалуй, свой лучший проект (один уровень с мюзиклом чего стоит!) — теперь мне очень интересно, что бы финны сделали с Silent Hill. Наконец, Aliens: Dark Descent удалось идеально ухватить вязкую атмосферу «Чужих». И это несмотря на жанр тактики в реальном времени! Кто бы мог подумать, что даже такие проекты могут не на шутку пугать. Надеюсь, в следующем году график релизов будет менее плотный — 2023-й отстрелялся на несколько лет вперед и теперь нужно как-то все это наверстывать.
В 2023-м я умудрился пропустить практически всё, что только можно. Пока остальные выбирают, куда ставить Alan Wake 2, а куда — Baldur’s Gate 3, я пытаюсь хоть как-то заполнить собственный топ-5. Вот что происходит, когда тратишь время на всяких «Голлумов», «Кинг-Конгов», «Аватаров» и прочие «шедевры» игропрома, которых за год вышло больше, чем хотелось бы.
Даже среди инди-игр не было чего-то выдающегося вроде Immortality, Celeste или Tetris Effect. Вспоминаются всего несколько релизов, один из которых — Dave The Diver (впрочем, даже это не инди, а продукт большого издательства). Мы о ней не писали, но отзывы в Steam не дадут соврать — это великолепное сочетание многочисленных механик, делающее игру спокойным и одновременно весёлым приключением с сюрпризами на каждом шагу. Удалась и Cocoon, головоломки в которой создавали гении. Ну и Jusant — приятное развлечение на вечер, к которому захочется вернуться.
Но на первое место я — неожиданно для себя — поставлю Street Fighter 6. Я не то чтобы заядлый игрок в файтинги, но этот релиз меня покорил: и сюжетная кампания тут забавная, и управление сделали удобным для новичков, и многочисленные режимы есть, позволяющие проводить в игре время так, как тебе хочется в данную минуту. Подобные проекты редко удостаиваются престижных наград, да и в топах их часто забывают, но мне Street Fighter 6 запала в душу — отличный файтинг даже для тех, кому этот жанр не интересен.
Почётное упоминание: Marvel Snap. Отдельного абзаца заслуживает Marvel Snap, в которой я стабильно провожу минимум по часу в день. Мне повезло собрать почти полную коллекцию карт ещё летом, так что страдать из-за сложностей при составлении колод не приходится. А потому можно кайфовать от новых карт, собирать ресурсы для их покупки, тратить золото на красивые вариации... На момент написания этих строк «мета» в игре кошмарная, но и в такие моменты палец постоянно тянется к иконке Marvel Snap на планшете — даже когда «дейлики» уже давно выполнены.
AAA, AA, инди, сиквелы, триквелы, квадриквелы, ремейки квадриквелов — поток игр был неудержим, да так, что кое-что ушло на потом, кое-что — на «никогда». Зато теперь мы обеспечены проектами на пару лет вперёд.
Через пару лет рекомендую попробовать и новую Diablo IV, она как раз обрастёт дополнениями и контентом и, чем Диабло не шутит, станет официально доступна в РФ. Сама же по себе четвёртая часть «дьявольской» серии воплотила в себе всё лучшее от предшественниц и коллег — это поистине квинтэссенция жанра.
Множество любимых жанровых приёмов нашлось и в Atomic Heart — весёлом и слегка безумном путешествии в мир извращённой до гротеска советской мечты. Игра, может, и не монументальная, но яркая, запоминающаяся и сулящая пару десятков часов по-настоящему лихого приключения.
Эффектности не отнять и у Cyberpunk 2077: Phantom Liberty. Впрочем, зрелищность здесь соседствует с глубоким нарративом и филигранными аллюзиями на трагедии нашего времени, такие как тема ничтожности одного человека перед мощью глобальных сил и неумолимостью исторического процесса. Будет ли игра так же остра спустя пару лет? Хочется надеяться, что нет…
От болезненных переживаний лучше всего скрыться в мире Хайрула. И хоть королевство снова в беде — мы обязательно его спасём. Но сначала уйдём в странствие по огромному миру, где будем несколько десятков часов мастерить причудливые средства передвижения. И если вы опасаетесь, что для The Legend Of Zelda: Tears of the Kingdom вам потребуется отдельный отпуск, то не зря!
Отпуск пригодится и для самой значительной и обсуждаемой игры как этого года, так и современной игровой индустрии в целом. Baldur’s Gate 3 дарит поистине незабываемое, вариативное и уникальное приключение, которое по-настоящему завораживает и полностью погружает в себя, и это я молчу про общекультурную значимость. Вы только посмотрите на количество мемов по ней. Эпохальное произведение!
Почётное упоминание: Hollow Knight. В этом году я наконец-то окунулась в невероятно атмосферный мир Hollow Knight и осталась в абсолютном восторге — чудесное произведение, совершенно заслуженно носящее свой культовый статус. Теперь жду Silksong с тем же рьяным нетерпением, как и, скажем, Hades II. Надеюсь, 2024-й подарит нам и их, и другие приятные сюрпризы.
По-настоящему качественных игр в 2023 году насыпалось как из рога изобилия. Примечательные релизы прибывали чуть ли не каждую неделю. От душевных инди и камерных приключений до больших RPG и громких блокбастеров — каждый найдёт себе что-то по душе.
Сентиментальное приключение A Space for the Unbound вышло в начале года, но отпечаталось в памяти до самого конца, чем и заслужило место в этом рейтинге. А Sea of Stars — олдскульная RPG от авторов The Messenger — подкупила искренностью и уютной атмосферой.
В 2023 году, спустя почти десять лет после изначального релиза, за пределы Японии выбралась Like a Dragon: Ishin! — Yakuza в самурайском антураже. Наблюдать за (как всегда) крутыми сюжетными поворотами с участием знакомых персонажей в незнакомых амплуа оказалось на редкость весело.
The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom уже не удивляет так, как это делала Breath of the Wild, но всё ещё дарит ощущение настоящего, твоего приключения в действительно открытом мире. А сколько безумных устройств и средств массового поражения придумали игроки благодаря новым инструментам, не сосчитать!
Разработчики из Larian Studios заслужили звание безусловных мастеров крупномасштабных ролевых игр ещё с выпуском Divinity: Original Sin 2, а спустя шесть лет в Baldur’s Gate 3 вывели своё искусство на новый уровень, поразив не только фанатов, но и массового игрока. Шутка ли: когда CRPG брала главную награду на The Game Awards? Да никогда!
С персонажами Baldur’s Gate 3 не хочется расставаться даже после сотни часов, пошаговые сражения изобилуют уникальными ситуациями, а нелинейность сюжета и свобода отыгрыша вызывают стойкое желание отправиться в новое путешествие, едва закончив предыдущее. Не ролевая игра, а мечта.
В 2023-м я получил много игр с богатым нарративом.
Resident Evil 4 (2023) — наверное, лучший и самый показательный ремейк классики, с осовремененной картинкой и игровым процессом. Hi-Fi Rush — потрясающий ритм-боевик с милыми и приятными героями под забойную музыку. Atоmic Heart, который все-таки существует и очень бодро играется — вопреки дорелизным сомнениям многих.
C Alan Wake 2 у меня особая история. В первую часть я влюбился еще в 2010 году, и вот 13 лет я задавался вопросом, что же это за озеро такое, ставшее океаном. Пусть игровой процесс изменился, а акценты сместились, но история в сиквеле держит в напряжении всю дорогу. И хоть я не со всем согласен в плане развития сюжета и персонажей, все равно было увлекательно.
А Cyberpunk 2077 наконец-то вышла. Спустя 3 года после релиза. Мало того, что поляки доработали игру и даже добавили метро, они напоследок подарили отличную детективную историю с прекрасными персонажами и красивейшим новым районом города. Ох, сколько скриншотов я сделал, пока играл…
А вот до Baldur’s Gate 3 я не добрался. И погодите закидывать меня помидорами. Я обязательно в нее поиграю в этот зимний сезон. И, судя по новостям, я правильно сделал, что подождал: исправили многие ошибки, добавили массу повествовательного контента, а также физику гениталий — самое важное. Уж теперь точно пора!
В этом году вышло гораздо больше классных игр, чем я физически успел оценить — на многое просто не хватило времени. И это прекрасно — кажется, никто не ушел обиженным, а мой список отложенного пополнился массой замечательных проектов на случай «засухи».
Cyberpunk 2077 мне очень понравилась еще на релизе, к тому же я как-то пропетлял между критическими багами и в целом не встретил проблем (Такэмура мне позвонил!). Повторный забег по случаю релиза Phantom Liberty и патча 2.0 принес даже больше удовольствия — со всеми этими изменениями и новым контентом, а также другими решениями, принятыми в процессе прохождения, игра раскрылась с иной стороны.
А дальше пойду от обратного — вместо того, чтобы рассказывать о своем топе, пройдусь по играм, которые в него не попали. Великолепная Baldur’s Gate 3 была очевидным кандидатом на попадание в топ-3… примерно до середины второго акта, пока каждый следующий патч не стал насыпать все новые и новые баги и проблемы. А когда я все-таки продрался до третьего акта, выяснилось, что он — самая невразумительная часть игры. Так что этот ролевой эпик Larian я забросил до финала. Может быть, когда-нибудь…
Последняя фраза относится и к Warhammer 40,000: Rogue Trader. Наученный опытом бесстрашных друзей и знакомых, приступаю к изучению игр Owlcat Games не раньше чем через годик после релиза, когда самые отъявленные баги будут выловлены. А может, и нет — судя по отзывам негодующих в Steam, кое-какие хвосты тянутся еще со времен Pathfinder: Kingmaker. За то и любим, да?
Но главным разочарованием года оказалась Starfield. Охотно верю, что Тодд Говард хотел проложить нам путь к новым звездам, но вместо этого случайно распахнул шлюз и выпустил в пустой открытый космос всю магию игр Bethesda, которая сотни часов удерживала меня в Morrowind, Oblivion, Skyrim и «беседковских» Fallout. Со Starfield уже ничего не поделать, но хочется верить, что студия извлечет нужные уроки и учтет их в грядущей The Elder Scrolls VI. Эта магия не должна исчезнуть.
В 2023 году игры на любой вкус и цвет, от дорогих блокбастеров до концептуальных инди, лились рекой. Да и разброс по качеству широченный. Если прошлый год забили в основном середнячки, то в текущем очень сложно определиться как с лучшими, так и с худшими играми. С треском провалились первая за десять лет Silent Hill и возвращение Flashback. Аккомпанировали им Skull Island и Gollum.
Но начался год убойно — с прекрасного ремейка Dead Space, вдохнувшего в серию вторую жизнь (хе-хе). Я на хайпе перепрошел трилогию, познакомился с шикарной Dead Space: Extraction c Wii и даже с книгами по вселенной (рекомендую «Мученика»). Хоть бы EA вложилась в дальнейшее развитие. Amnesia в кои-то веки вспомнила о важности игрового процесса. The Bunker оказалась духовной наследницей Alien: Isolation с фирменной атмосферой Frictional Games.
Главным сюрпризом стала Turbo Overkill. Адреналиновое веселье засасывает на десяток часов, позволяя наслаждаться потоком экшена, невозбранной крутости и жестокости. Эдакая смесь Duke Nukem 3D и современных Doom, с налетом Deus Ex и ногой-бензопилой. А вот Alan Wake 2 порадовала весьма ожидаемо. В Remedy я не сомневался — тринадцать лет ожиданий того стоили. Но будьте готовы к «Империя наносит ответный удар». Надеюсь, алановское «Возвращение джедая» не придется ждать столько же.
Почетное упоминание: Pathfinder: Wrath of the Righteous. Одна из главных причин, почему в моем топе нет Baldur’s Gate 3. Сиквел Pathfinder я начал прошлой зимой и только к августу, сто пятьдесят часов спустя, добрался до титров. Во-первых, я не был готов еще к одной фэнтези-RPG на сто часов. Во-вторых, побоялся, что творение Larian по отыгрышу (именно отыгрышу, а не геймплейной свободе!) померкнет на фоне десятка линий поведения в эпике от Owlcat. То ли дело после небольшого перерыва отправиться на просторы Империума выжигать ересь еще сто часов…
«Игру года» по версии редакции мы выбираем по давно установившейся формуле. За первое место в личном топе присуждается пять баллов, за второе — четыре и так далее, а затем набранные каждой игрой баллы суммируются. Если у нескольких претендентов на лидерство одинаковое количество баллов, то преимущество отдается тому, который занял больше первых мест в топах.
Отметим, что в этом году у нас самое большое разнообразие игр в топах — на 8 человек пришлось 29 проектов. Это абсолютный рекорд за все время подведения игровых итогов на 3DNews и очевидное свидетельство того, что 2023-й был крайне богатым на релизы годом. Результаты голосования — перед вами.
В 2020 году Cyberpunk 2077 заняла третье место в нашем рейтинге, но спустя три года вернулась так, как еще никто не возвращался. Комбинированный удар Phantom Liberty и большого патча, который перелопатил множество систем игры, вернул ее в фокус всеобщего внимания — кто-то взглянул на ролевой экшен по-новому, а кто-то пришел в Найт-Сити впервые. Так или иначе, усилия CD Projekt RED по возвращению себе доброго имени не остались незамеченными. Игрой года по версии редакции 3DNews стала Cyberpunk 2077: Phantom Liberty!
Ссылки по теме: