Пожалуй, именно в прошедшем году планшеты как класс переросли из разряда диковинных гаджетов в повседневные и привычные устройства. Если раньше их приобретали технически подкованные, продвинутые энтузиасты и молодёжь, то в 2013 году «таблетками» обзаводились и далёкие от IT-сферы люди. В чём причины этого явления? Приведем немного цифр.
⇡#Рынок планшетов в 2013 году: цифры и факты
Основная причина банальна: планшеты стали действительно доступными. По данным «Евросети», за год средняя цена «таблетки» снизилась с 17 до 12 тысяч рублей. И это вовсе не последствия безжалостного демпинга среди лидеров индустрии. На рынок планшетных компьютеров выходит всё больше и больше игроков, предлагающих пользователям устройства абсолютно разных классов — как внешне, так и технически.
В 2012 году доминирование компаний Samsung и Apple было безоговорочным — за девять месяцев совокупная доля проданных ими устройств составляла 56%. Действительно, тогда были iPad (кстати, только «большой», классический) и Galaxy Tab — а больше ничего толком и не было: удачные и сбалансированные решения от других вендоров оказывались редкостью. В ушедшем году (точнее, за первые три квартала ушедшего года — здесь и далее мы будем приводить данные именно за этот период) упомянутым лидерам рынка пришлось потесниться — их продукцию приобрели всего 44% потребителей. И это при практически двукратном увеличении спроса на планшетные компьютеры! За первые 9 месяцев 2013-го в России было реализовано четыре с половиной миллиона «таблеток», что на 179% больше, чем за первые три квартала 2012-го. Рост выручки за счет повального снижения стоимости устройств оказался несколько меньше, однако все равно очень значительный — 54 миллиарда рублей против 28 миллиардов (+94%).
Становится популярной продукция небольших производителей. Из продукции таких компаний наиболее востребованными у отечественных потребителей стали планшеты WEXLER, 3Q, teXet, Digma, Oysters и Prestigio. Например, количественная доля рынка последней выросла с четырех процентов до десяти, а доля в денежном выражении — с 1 до 5%. Причина роста очевидна: многие компании выпускают вполне сбалансированные и недорогие «таблетки». Примечательно, что во многих сетях продажи планшетов низкой (до шести тысяч рублей) и средней ценовой категории (стоимостью от шести до двенадцати тысяч рублей) достигают 80% от общего числа устройств такого типа.
Наиболее популярной операционной системой в мире планшетных компьютеров (в России, конечно же. — прим. ред.) остается Android, а самым востребованным производителем продолжает быть Samsung. В количественном выражении доля «таблеток» южнокорейского гиганта осталась прежней — 25%, а в денежном выросла с 27 до 32%. Доля «таблеток» под управлением ОС от Google увеличилась с 69 до 81%, в то время как доля планшетов на iOS снизилась с 31 до 19%.
Здесь будет справедливо заметить, что аналитики, любезно предоставившие нам вышеупомянутые данные, не учитывали продажи устройств на Windows 8, которые появились в ушедшем году. Совсем неудачной оказалась ARM-версия системы Windows — RT, от которой к концу года отказались все производители, кроме самой Microsoft и Nokia, внезапно представившей свой первый планшет Lumia 2520. Впрочем, даже при запуске этой операционной системы желающих установить её в свои устройства, прямо скажем, было немного. Напомним, продажи планшетов на операционной системе от Microsoft не оправдали ожиданий во всём мире, да и в отдельно взятой России они тоже являются диковинкой.
⇡#Инновации по-прежнему за Apple
Основоположник современных планшетов в ушедшем году обновился, причем не просто подвергся «рестайлингу», а стал совершенно новым устройством, которое получило название iPad Air. Очень точно о гаджете отозвался автор его подробного обзора: «iPad Air — самое яркое, что происходило с полноразмерными «айпадами» за всю их историю, не считая, конечно, выхода самого первого iPad».
Обновлённый iPad может по праву считаться одним из самых удачных планшетов года. Десятидюймовая таблетка весом 480 грамм с восхитительным Retina-дисплеем и поддержкой практически любых LTE-сетей (за вычетом разве что не слишком распространённых пока TDD-LTE) ценой от 24 990 рублей — это, согласитесь, неплохое предложение.
Правда, еще одно достоинство планшета мы намеренно не упомянули. Речь идёт о переходе с 32-битных процессоров на 64-битные. Многие пользователи ошибочно полагали, что это хитрый маркетинговый ход. В очередной раз разочаруем: это не так. Повышение разрядности процессоров не было самоцелью, оно пришло в нагрузку с новой, более совершенной архитектурой ARMv8. В итоге процессоры Apple стали значительно более производительными, а заодно получили возможность работать с большими объёмами памяти — правда, пока этот потенциал никак не использован. Одним словом, Air — это и задел на будущее для Apple, и просто отличный планшет для потребителей. Лёгкий и тонкий, производительный и быстрый. Всё как мы любим.
Обновился в этом году и маленький iPad. Правда, у него изменения только внутренние — внешность устройства осталась прежней. Впрочем, даже такое обновление — большое дело. Ведь практически по всем характеристикам iPad mini аналогичен большому iPad Air — от используемого процессора и разрешения дисплея до набора поддерживаемых сетей LTE. Но, само собой, он гораздо компактнее. Старый, «не ретиновый» iPad mini при этом остался в продаже. И это, кстати говоря, подводит нас к следующему пункту.
До появления маленького «Айпада» в обиходе были в основном 7- либо 10-дюймовые планшеты. Удачных устройств с 8-дюймовым экраном (или около того) было катастрофически мало. Навскидку вспоминается только «премиальный» Samsung Galaxy Tab 7.7, который стоил ощутимо дороже своих старших собратьев. Появление iPad mini изменило и это. Не секрет, что компактный планшет от Apple пришелся по вкусу многим, да настолько, что немало пользователей предпочли именно его довольно большим и тяжелым десятидюймовым «таблеткам».
Вероятно, такого не ожидали даже в Apple. Изначально iPad Mini задумывался как недорогой планшет со средними техническими характеристиками — своего рода доступный билет в мир планшетов, однако его востребованность заставила компанию пересмотреть концепцию устройства. В итоге iPad mini Retina получил «взрослую» начинку, а самой Apple пришлось очень постараться, чтобы и десятидюймовый iPad остался достойным конкурентом миниатюрному собрату.
Реакция производителей планшетов на Android была моментальной. В прошедшем году было анонсировано и показано неимоверное количество небольших «таблеток» с диагональю дисплея 7,85 дюйма и разрешением 1024x768 пикселей. Только в нашей тестовой лаборатории побывали Acer Iconia A1, iconBIT NetTAB SKAT RX, Explay sQuad 7.82 3G, 3Q Meta✴ RC7802F и другие похожие друг на друга планшеты. Плохого в подобном заимствовании идей нет — напротив, волну mini ухватили в основном B-бренды. В подавляющем большинстве случаев их продукция не может соперничать с устройствами из Купертино. Тем не менее отчасти благодаря mini в 2013 году у пользователей появился выбор из недорогих, но вполне качественных планшетных компьютеров.
⇡#Снижение цен как средство борьбы за покупателя
Как мы говорили во вступлении, примерно 80% реализованных на территории России планшетов принадлежит к средней ценовой категории. Их стоимость — от семи до двенадцати тысяч рублей. Если раньше планшетов дешевле не существовало в принципе (то есть, разумеется, они были, но без слёз смотреть на них было невозможно), то в ушедшем году появились достойные и совсем недорогие «таблетки». Заслуга в этом, по большей части, ощутимо подешевевших, но вполне сбалансированных китайских и тайваньских систем-на-чипе. Большинство бюджетных «таблеток» работают на SoC от MediaTek, AllWinner, AmLogic, Rockchip и других.
Примечательно, что снижать цены стали не только производители второго эшелона, но и всемирно известные и признанные компании. Например, в ассортименте компании ASUS появилась линейка бюджетных планшетов MEMO Pad, младшее устройство которой — семидюймовая «таблетка» с IPS-экраном разрешением 1280x800 точек и четырёхъядерным процессором. Цена гаджета на старте продаж — семь тысяч рублей, однако уже сейчас она опустилась до гораздо более привлекательных пяти тысяч.
Правда, как показывает практика, выбрать недорогой планшет сложнее всего. Причина не в том, что большинство из доступных «таблеток» страшненькие и корявенькие, — отнюдь. Впрочем, идеального планшета за недорого пока что, к сожалению, не придумали — придётся искать компромисс между возможностями устройства и его недостатками. В бюджетном сегменте доминируют компактные, семи-восьмидюймовые планшеты. Годные полноформатные «таблетки» стоят чуть дороже.
Для тех, кто не любит несколько ночей кряду перед покупкой сравнивать всевозможные характеристики устройств, придумали Kindle Fire HD и ASUS/Google Nexus 7. Устройства относятся к бюджетной и средней ценовым категориям соответственно. Их официальная стоимость — $139 и $229. Оба планшета в этом году обновились и стали буквально эталонами соотношения цены и качества. Мы не преувеличиваем! Производители продают эти устройства практически по себестоимости и зарабатывают в основном на продаже цифрового контента. В итоге все в выгоде. К сожалению, Kindle Fire HD к нам официально не привозят, а вот обновленный «Нексус» в минимальной комплектации можно приобрести за 10 990 рублей — вполне адекватная цена за семидюймовый планшет с классным Full HD-дисплеем и мощным процессором Qualcomm.
⇡#Лагерь Android: всё по-старому
Производители планшетов на Android повально продолжают заманивать покупателей красивыми циферками в спецификациях устройства. Растут гигагерцы, крепнет пиксель. Разумеется, у такого подхода есть свои минусы, основной из которых — увеличивать приходится не только количество ядер, но и батарейку устройства. К сожалению, находят правильный баланс между производительностью и габаритами гаджета не все производители. Впрочем, у такой стратегии развития есть и положительные стороны. В ушедшем году мы наконец-то увидели хорошие планшеты на операционной системе от Google с экранами высокого разрешения.
Когда речь идёт о флагманских устройствах, тут же на ум приходит Sony Xperia Tablet Z — пожалуй, лучший планшет на Android из всех, что нам доводилось видеть в этом году. Это очень сбалансированный, пылевлагозащищённый, тонкий и легкий гаджет с 10-дюймовым экраном высокого разрешения, мощным процессором Qualcomm и полным набором коммуникаций. Пусть стоимость устройства немаленькая — около 20 тысяч рублей, но она вполне справедлива и оправданна.
Решения различных B-брендов значительно доступнее. Например, iconBIT NetTAB THOR QUAD FHD и NetTAB SPACE QUAD HD с экранами высокого разрешения и четырёхъядерными процессорами продаются по девять тысяч рублей. Аналогичный гаджет есть и в ассортименте компании 3Q. Правда, похвастаться универсальностью, как Tablet Z, все упомянутые устройства не могут. Но они и стоят в два раза меньше флагмана японской компании. Компромисс? Компромисс!
В ушедшем году появилось большое количество абсолютно разных планшетов-«трансформеров». Зародилась подобная мода еще в 2012 году, благодаря линейке «таблеток» с опциональной док-клавиатурой ASUS Transformer. На подобные устройства делала ставку компания Microsoft, но в их развитие не смог внести ощутимого вклада даже выход операционной системы Windows 8. Тем не менее одно необычное устройство мы попросту не можем не включить в данный итоговый материал. Речь идёт о Lenovo IdeaPad Yoga 11s — планшете-ноутбуке, экран которого вращается на 360°. Дисплей ноутбука можно повернуть на заднюю панель корпуса и использовать устройство как планшет. Вероятно, именно таких нестандартных устройств следует ждать в 2014-м.
С небольшой натяжкой можно сказать, что 2013 год для рынка планшетных компьютеров был ключевым. Ощутимый рост спроса на «таблетки», ужесточение конкуренции, зарождение нестандартных устройств — всё это происходило в ушедшем году. В ближайшем будущем можно ожидать продолжения повышения спроса на планшеты, выхода новых игроков на рынок и снижения цен на более производительные устройства. Как будет на самом деле — покажет время. Впрочем, глава Apple Тим Кук уже пообещал, что в 2014 году скучно не будет. И мы очень хотим ему верить.