Сегодня 25 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор полупрофессионального 4K-монитора BenQ PD3220U: по новым стандартам

⇣ Содержание

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор BenQ PD3220U был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе BenQ PD3220U производитель использует целых пятнадцать (!) предустановленных режимов и один дополнительный для полностью ручной настройки. При тестировании мы использовали интерфейс DisplayPort как наиболее беспроблемный среди доступных.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения – Display P3;
  • яркость — 100;
  • резкость – 5;
  • AMA – выс.;

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения – «Пользователь»;
  • яркость – 17;
  • контраст – 50;
  • резкость – 5;
  • цвет. температура – «опр. польз.» (100/100/97);
  • гамма – 2.2;
  • AMA – выс.;

Для доступа к полному перечню необходимых параметров был выбран пользовательский режим. После перехода в него точка белого потеряла былую точность настройки, пришлось вносить правки в значения RGB Gain и снижать яркость до оптимального значения. Цветовой охват установился на нативном для используемой матрицы уровне DCI-P3. Степень разгона AMA (Overdrive) не менялась, поскольку оптимальное значение было выбрано производителем по умолчанию.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме «M-Book» при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 342 0,266 1286
90 313 0,243 1288
80 286 0,222 1288
70 257 0,199 1291
60 229 0,178 1287
50 199 0,154 1292
40 170 0,132 1288
30 138 0,108 1278
20 108 0,084 1286
10 76 0,059 1288
0 45 0,035 1286

Максимальная яркость оказалась на уровне 342 кд/м2, а нижнее значение составило 45 кд/м2. Коэффициент контрастности – 1290:1 в среднем, что почти на 30 % выше заявленного производителем уровня. Это отличный результат для IPS-дисплея.

Полученный диапазон изменения яркости подсветки оказался близким к идеалу со всех точек зрения. По верхней границе монитор превышает указанное производителем значение, а нижняя граница позволит снизить нагрузку на глаза в условиях слабого внешнего освещения или его полного отсутствия (но работать в таких условиях мы настоятельно не рекомендуем).

#Результаты в режимах DCI-P3 и Display P3

Если сравнивать с PD2720U, то производитель выбрал для своей более крупной новинки в качестве стандартного другой режим: здесь это пресет Display P3.

Тут надо напомнить, что в оригинальном стандарте DCI-P3 предписана гамма со средним показателем 2,6, что значительно увеличивает контрастность результирующей картинки, однако некто из компании Apple, впервые внедрившей данное цветовое пространство в потребительский сектор, посчитал, что расширенный цветовой охват надо скрестить с более стандартной гаммой 2,2, а получившейся «бутерброд» они назвали Display P3. Таким образом, между двумя стандартами существует большая пропасть в получаемой картинке — и это первое, что стоит про них помнить.

У монитора BenQ PD3220U, как вы уже догадались, представлены оба режима эмуляции.

Цветовой охват в них различается, но принципиальной разницы нет. Визуально она ощутима только по выставленной яркости – у DCI-P3 она значительно ниже, как и, конечно, контрастности картинки.

Точка белого в Display P3 настроена значительно точнее, чем в DCI-P3. Тоже самое, но с меньшей разницей, происходит с балансом серого.

Режим DCI-P3 соответствует заявленному стандарту с увеличенной контрастностью картинки. В свою очередь, Display P3 выглядит куда более презентабельным и привычным (одно накладывается на другое) и устроит подавляющее большинство смотрящих на экраны своих последних iPhone.

Тем не менее, несмотря на различные отклонения, оба режима являются качественно настроенными заводскими пресетами. Если вас интересуют современные стандарты, то смело выставляйте DCI-P3 или Display P3. Если же точка белого (величина, которая зависит от ЦТ источников внешней подсветки) для вас важна, то стоит рассматривать исключительно второй режим, который, собственно, изначально и выставленным на заводе.

#Результаты в режиме User и после калибровки

Теперь рассмотрим режим User, при переходе к которому открываются все настройки цвета, оценим его заводские установки и проведём ручную настройку и калибровку с целью достижения яркости 100 нит, цветовой температуры 6500 К и гаммы с показателем 2,2. Напомним, что в этом режиме цветовой охват всё также максимально возможный.

В обоих случаях монитор выдаёт весь заложенный в него потенциал по возможностям цветовоспроизведения.

Точка белого и баланс серого на этот раз настроены очень хорошо, но ручная настройка только добавляет шансы на победу.

Теперь стандартная гамма выставлена в значении 2,2 — и монитор демонстрирует достаточно точную настройку гамма-кривых, которые в ходе калибровки только улучшаются.

После таких изменений и использования созданного профиля монитор смог продемонстрировать очень высокий результат. Впрочем, даже без правок режим User с настройками по умолчанию при сравнении с DCI-P3 с гаммой 2,2 показал себя молодцом!

#Результаты в режиме HDR Emu.

У монитора BenQ есть не только поддержка HDR10, которая ввиду отсутствия многозонной системы подсветки не слишком эффективна, но и специальный режим эмуляции HDR. Создан он для имитации «расширения динамического диапазона» при воспроизведении контента без поддержки HDR.

В этом режиме монитор работает на свой максимум: цветовой охват не урезается и даже оказывается чуть шире, чем при настройках по умолчанию, что особенно заметно в красной области CIE-диаграммы.

Точка белого здесь настроена очень хорошо, а стабильность ЦТ оттенков серого сохранена на изначальном, высоком уровне.

Подход к настройке эмуляции HDR нам уже известен. Производитель значительно увеличил контрастность в глубоких и средних тенях (убив различимость первых) и увеличил яркость на средних оттенках и в светах. Получилась почти классическая s-образная кривая, которая и придаёт «яркости и цветастости» картинке на экране. Прямо скажем: результат сильно на любителя, никакого отношения к настоящему HDR данный режим не имеет.

Удивляться возросшим отклонениям цветопередачи в данном случае не стоит – этого и следовало ожидать с полученными нами гамма-кривыми.

#Результаты в режиме M-Book

Монитор обладает матрицей с расширенным спектром подсветки – нативный цветовой охват у PD3220U шире, чем у большинства современных мониторов, и рассчитан на покорение пространства DCI-P3, на который давно ориентирована компания Apple. В связи с этим у изучаемого нами монитора есть отдельный режим M-Book, который, как нам стало известно из чтения инструкции к монитору, сделан для эмуляции цветопередачи ноутбуков MacBook.

Цветовой охват в этом режиме максимальный, без какой-либо эмуляции.

Точка белого настроена на среднем уровне, а DeltaE точек серого клина больше 3, но меньше 10.

Расхождение каналов гамма-кривых фактически отсутствует, но, исходя из их положения, можно сделать вывод о том, что картинка на экране выводится с избыточным контрастом, без различимости деталей в тенях – всё как любят инженеры компании Apple, настраивающие экраны соответствующих устройств. Эмуляция удалась!

Подобрать в этом случае наиболее близкий цветовой профиль в качестве референса невозможно, поэтому им продолжил выступать DCI-P3 с изменённой гаммой 2,2. При таком сравнении мы получили средний результат, что не удивительно, если учесть отличия гамма-кривых от того, как они выглядят при значении 2,2. Впрочем, примерно такие же результаты показывают современные ноутбуки Apple при стандартных настройках, поэтому с поставленной задачей в BenQ справились на все 100 %.

#Результаты в режимах sRGB и AdobeRGB

Последними среди проверенных у нас идут два настроенных на заводе режима эмуляции основных цветовых стандартов: sRGB и AdobeRGB. В каждом из них пользователь может менять только яркость и резкость, поэтому ожидается, что все остальные параметры должны быть настроены максимально точно прямо «из коробки».

Если к первому из режимов не возникает никаких вопросов, то наличие второго — однозначно ошибка инженеров компании. Монитор не обладает соответствующими возможностями, и речи про AdobeRGB не было ни в момент анонса дисплея, ни на странице с описанием всех особенностей решения на официальном сайте.

Да, производитель убрал перенасыщение в красной зоне, но добраться до других точек у него не вышло из-за ограничений используемой подсветки монитора. Соответствие установилось на уровне 81 % AdobeRGB, что, конечно, не серьёзно. По-нашему мнению, данный пресет следовало бы убрать и не создавать лишних иллюзий в отношении возможностей PD3220U у потенциальных покупателей.

Что же касается эмуляции sRGB, то с этой задачей новинка справляется на оценку «очень хорошо» и достигает почти 95 % соответствия.

Точка белого в обоих режимах настроена очень точно, можно с лёгкостью забыть про необходимость ручной корректировки (которая в этом случае возможна только через LUT видеокарты). Не возникает вопросов и к стабильности ЦТ оттенков серого – она идеальна в каждом из режимов.

Гамма-кривые выставлены достаточно точно, но не настолько идеально, как в случае с PD2720U. В sRGB увеличена различимость в глубоких тенях, AdobeRGB повторяет этот трюк. В средних полутонах уменьшена яркость, что приводит к некоторому росту контрастности картинки.

По итоговой оценке Argyll CMS, идеально настроенным следует признать только режим sRGB. Про AdobeRGB лучше даже не вспоминать, поскольку в нём нет никакого смысла: монитор относится к DCI-P3-моделям, и приписывать ему большие возможности – очень странное решение.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Система компенсации неравномерности подсветки в мониторе PD3220U не предусмотрена, что отдаляет его от понятия «профессиональный монитор».

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

На белом подсветка кажется достойной, и это, прямо скажем, не обман зрения, а подтвердившиеся факты (пускай по оттенкам серого этого и не скажешь).

Среднее отклонение от центральной точки составило 12,1 %, а максимальное 25 % — довольно низкий результат. Увеличения яркости экрана происходит сверху вниз по дуге с заходом на нижние углы – достаточно плавно, а потому не вызывает резкого отторжения.

С равномерностью цветовой температуры у нашего экземпляра BenQ PD3220U дела обстоят лучше, но до идеала тоже далеко. Отклонения от центральной точки составили 2,9 и 9,4 % соответственно. Тут у нас очередная дуга, но уже повёрнутая на 90 градусов.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см).

С точки зрения углового Glow-эффекта изучаемый монитор показал вполне обычный результат для IPS-матрицы – четыре «засвеченных» угла со слабыми паразитными оттенками. Размер «засветок» зависит от расстояния до экрана – чем ближе, тем они больше.

При отдалении от экрана Glow полностью исчезает — и перед нами предстаёт довольно среднее по равномерности чёрное поле, демонстрирующее реальное положение дел: несколько точечных засветок (3-4 штуки в общей сложности), расположившихся в нижней и верхней частях экрана. Ситуация далека от критической, поэтому даже такой экземпляр PD3220U мы бы не стали сдавать в магазин – перебирать будете долго, а найти что-то лучшее среди мониторов с полностью «безрамочной» AH-IPS-панелью с такой диагональю, по крайней мере по моему опыт, практически невыполнимая задача. Как правило, всё бывает заметно хуже – проверено!

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и скорость отклика

Используемая 10-битная (c применением FRC – в этом мы уверены) матрица в BenQ PD3220U смогла продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты во всех предустановленных режимах — в том числе после правок рабочих параметров через OSD-меню в пользовательском режиме.

В дальнейшем неидеальная заводская настройка создала необходимость проведения полноценной калибровки с правками в LUT видеокарты, что привело к появлению нескольких резких переходов области 5-30 % с паразитными оттенками. Явление вполне типичное (в отсутствие возможности проведения аппаратной калибровки через открытый LUT дисплея), а поэтому удивляться тут нечему.

Отдельно отметим, что при переключении выходной глубины цвета с 8 на 10 бит в драйвере видеокарты никаких видимых глазу изменений не происходит. Качество градиентов в Photoshop и тем более в TFTTest остаётся на изначальном — высоком — уровне, но только до момента включения профиля с LUT правками.

В вопросе «бандинга» новая модель BenQ, к сожалению, не демонстрирует высоких результатов, но на фоне *VA- и TN+Film-решений ситуация обстоит в разы спокойнее, да и в сравнении с игровыми IPS дела получше.

Монитор PD3220U относится к профессиональным решениям по классификации производителя и к полупрофессиональным с нашей точки зрения. В обоих этих сегментах скорость отклика и частота вертикальной развёртки не являются слишком значимыми параметрами, поэтому результаты новинки оказались ожидаемыми.

Скорость матрицы героя обзора вполне типична для качественных IPS-type-решений с максимальной частотой вертикальной развёртки 60 Гц и не отличается от таковой у большинства конкурентов. Или, говоря иначе, строить большие надежды точно не стоит, а сравнивать с игровыми решениями попросту бесполезно — новинка сразу окажется в аутсайдерах. Для игроков в модельном ряду BenQ есть достаточно много мониторов, каждый найдёт себе по вкусу и карману.

Выставленное по умолчанию значение разгона оптимально. Перевод AMA (OverDrive в общем понимании) в положение «Выкл.» увеличивает визуальную различимость шлейфов, но артефакты изображения отсутствуют в обоих случаях. В режиме «Премиум» шлейфы остаются такими же, но вместе с тем возникают хорошо различимые артефакты изображения — и это уже плохо. Поэтому правильный выбор здесь очевиден – снова и снова им выступает режим «Выс.».

#Углы обзора и Glow-эффект

Благодаря качественной IPS-матрице BenQ PD3220U смог продемонстрировать хорошие углы обзора, на уровне многих похожих решений самых разных лет.

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При перемещении в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее, особенно при взгляде сверху.

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются. В сравнении с моделями со стандартным цветовым охватом каких-то значимых отличий мы не увидели.

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но в значительно меньшей степени и слабее, чем у многих других IPS-мониторов, без проявления какого-либо хорошо заметного паразитного оттенка, что для монитора с расширенным цветовым охватом — удивительно. Впрочем, многое зависит от цветовой гаммы и яркости самой картинки на экране. Так что если вы будете проверять сами, на других картинках, результат может отличаться.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе BenQ PD3220U используется матрица с хорошей полуматовой защитной поверхностью.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, многие его не увидят вовсе. При изменении угла просмотра его видимость практически не усиливается. От эффекта Cross-Hatching данная модель дисплея полностью избавлена.

К отображению мелких элементов и прорисовке текста различной величины вопросов у нас не возникло, но только при стандартной настройке Sharpness — 5. В некоторых режимах вы можете столкнутся со значением 6 — и там будет сразу понятно, что что-то здесь не так.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

Блок питания здесь встроенный в корпус. Паразитных звуков во время работы мы не заметили, но тут всё может зависеть от приобретённого экземпляра и качества электросети на рабочем месте.

#Выводы

Новый монитор компании BenQ не стал прорывной моделью, тем не менее это отличное продолжение уже ставшего популярным PD3200U, который полюбился пользователям своей универсальностью и относительной доступностью. BenQ PD3220U выполнен по новым стандартам жанра и отнесён производителем к иному классу устройств (почему-то даже выше, чем модель PV с реальными профессиональными фишками), несмотря на то, что он относится всё к той же хорошо знакомой нам серии PD.

Безусловно, внешне монитор серьёзно похорошел и стал выглядеть значительно дороже. Новая матрица с расширенным цветовым охватом ориентирована на потребителей, предпочитающих всё самое прогрессивное и желающих приобщиться к новым стандартам раньше, чем это сделают многие другие. Также монитор может стать прекрасным компаньоном для любителей техники Apple или тех, кто ищет дисплей с большими возможностями, но без ухода в сложные схемы настройки и калибровки (без всякой там аппаратной калибровки, LUT-доступа и так далее). Производитель немного переоценил и перехвалил своё решение (откуда взялся режим AdobeRGB?), да и без минусов и особенностей не обошлось, однако на иное развитие событий мы и не рассчитывали – таков современный рынок мониторов. Удачи в выборе!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.

Достоинства:

  • обновлённый дизайн («безрамочная» панель с минимальными рамками со всех четырёх сторон) и применение большого количества алюминия;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
  • широкий выбор современных интерфейсов подключения, в том числе два Thunderbolt 3 с поддержкой Daisy-Chain (подключением второго дисплея);
  • USB-хаб с целыми четырьмя портами USB 3.1 и функцией KVM-свитча;
  • отличный комплект поставки;
  • поддержка функций PbP/PiP с широким спектром настроек;
  • функция DualView;
  • формальная поддержка HDR10 и наличие режима HDR Emu. (эмуляция данного «эффекта» для контента без поддержки HDR);
  • беспроблемная система управления и дополнительный блок внешнего управления;
  • наличие встроенной акустической системы (пускай и довольно низкого качества);
  • широкий цветовой охват на уровне DCI-P3;
  • очень хорошая заводская настройка монитора в режиме sRGB и при настройках по умолчанию;
  • правильная эмуляция экранов MacBook в режиме M-Book;
  • отличные градиенты в большинстве режимов и после ручной настройки;
  • высокая стабильность оттенков серого в большинстве режимов;
  • широкий диапазон регулировки яркости при стабильно высоком коэффициенте контрастности (почти на 30 % выше заявленного);
  • адекватно настроенный разгон OverDrive;
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free);
  • отсутствие Cross-hatching и хорошо различимого кристаллического эффекта (КЭ);
  • хорошие углы обзора и стабильность картинки.

Недостатки:

  • низкая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости;
  • самая высокая цена в сегменте — выше, чем у всех прямых конкурентов.

Может не устроить:

  • 4K-разрешение и необходимость использования до сих пор проблемной системы масштабирования в Windows (c каждым годом она становится лишь чуточку приличнее), но на 31,5 дюйма это смотрится всяко лучше, чем на 27 – при идеальном зрении можно обойтись без масштабирования (но многие будут не согласны, понимаем);
  • отсутствие датчиков внешней освещённости и присутствия – многие уже привыкли их видеть в каждой второй модели BenQ;
  • отсутствие системы компенсации неравномерности подсветки и доступа ко встроенному LUT монитора;
  • ухудшение качества градиентов после полноценной калибровки с правками LUT видеокарты;
  • равномерность подсветки по уровню цветовой температуры ниже среднего;
  • средняя равномерность подсветки на чёрном поле – впрочем, нашему экземпляру повезло, и на фоне того, что я ещё видел среди схожих решений, – результат очень даже приличный (если встретили такой – смело покупайте);
  • Glow-эффект присутствует в полной мере.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
В России задумались ввести прокатные удостоверения для видеоигр, но это чревато серьёзными последствиями 2 ч.
Всё серьёзно: Александр Невский подтвердил работу над фильмом Serious Nevsky по мотивам Serious Sam 3 ч.
США — мировой лидер по развитости экосистемы ИИ, но Китай наступает им на пятки 6 ч.
У Apple забуксовала разработка новых функций для iOS 19 ч.
У TikTok появились шансы остаться в США — теперь в этом замешан Илон Маск 24-11 13:35
Microsoft тестирует новый браузер для геймеров, который выводится поверх игры 24-11 13:14
Разработчики Heroes of Might and Magic: Olden Era показали режим быстрых сражений, появившийся в легендарной пятой части 24-11 11:51
Новая статья: Little Big Adventure – Twinsen's Quest — криво, но всё ещё мило. Рецензия 24-11 10:40
Microsoft сломала игры Ubisoft последним крупным обновлением Windows 11 24-11 10:12
«Сердечное спасибо всем»: аудитория олдскульной ролевой игры Sea of Stars превысила 6 млн игроков 24-11 09:54