Фото и видео

Обзор беззеркальной фотокамеры Leica SL2: крупная форма

⇣ Содержание

#Съемка в RAW, динамический диапазон

Рассмотрим несколько примеров из практики, чтобы оценить потенциал RAW-файлов. Я взяла несколько сюжетов с большим перепадом яркостей и обработала их в программе Adobe Camera RAW.

Снимок ниже снят на закате против солнца, оригинал в JPEG смотрится явно плохо: лицо в сильной тени, задний план пересвечен. Обработка позволила высветлить тени, таким образом акцентировав модель. С пересвеченным фоном, однако, чудес не произошло: снимать подобные сюжеты без дополнительной подсветки — не лучшая идея

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

В следующем примере ползунки светов и теней раздвинуты на максимум. Удалось привести снимок в лучший баланс, однако тени все еще слишком глубокие. При осветлении теней закономерно появляется шум. На снимках, сделанных на низкой светочувствительности, как на этом, он не сильно бросается в глаза, однако нельзя сказать, что совсем не заметен. Общая экспозиция кадра при обработке не повышалась, чтобы не потерять детали неба:

 

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

Ниже — еще несколько примеров обработки снимков с  Leica SL2. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные с настройками по вкусу.

 
 
 
 
 
 

Скачать RAW-файлы (601 Мбайт)

Скачать RAW-файлы (601 Мбайт)

По  моим впечатлениям, SL2 не демонстрирует прорывного динамического диапазона. Света и тени тянутся умеренно, сюжеты с действительно сильным контрастом, снятые одним кадром, привести в полный баланс не получится. Если при выставлении экспозиции опираться на самые светлые участки — запаса информации в тенях может не хватить.

#Стабилизатор 

Появление в Leica SL2 внутренней системы стабилизации изображения — безусловно, одно из ключевых новшеств в рамках серии. Как и у всех основных конкурентов по классу — Nikon Z7, Sony a7R IV, Panasoniс S1R, здесь используется стабилизация по пяти осям. Стабилизатор последней камеры в свое время меня действительно очень впечатлил, и от SL2 я ожидала не худшего результата. Производитель обещает эффективность стабилизатора в 5,5 стопа, и камера соответствует ожиданиям. При съемке статичных сцен с рук стабилизатор действительно здорово выручает и позволяет сильно снизить значение светочувствительности.

Например, на следующем снимке использована выдержка  1/3, что позволило подчеркнуть движение в кадре, изобразив автомобиль смазанным на фоне резкого окружения.

Фокусное расстояние — 32 мм, выдержка 1/3

Стабилизатор полезен и тогда, когда при съемке с рук хочется использовать закрытую диафрагму, не поднимая ISO до верхних значений.

Фокусное расстояние — 27 мм, выдержка 1/3, f/10, ISO 6400. Стабилизатор здесь позволил закрыть диафрагму и получить эффектные лучи вокруг источников света, сохраняя приличное качество снимка

Фокусное расстояние — 27 мм, выдержка 1/3, f/10, ISO 6400. Стабилизатор здесь позволил закрыть диафрагму и получить эффектные лучи вокруг источников света, сохраняя приличное качество снимка

Некоторые сюжеты просто невозможно было бы снять с рук без стабилизатора. Например, снимок ниже сделан на выдержке 1/2. Если исходить из классической формулы расчета выдержки, то здесь, при фокусном расстоянии 52 мм, она должна была бы равняться хотя бы 1/50. Теперь посчитайте, насколько пришлось бы повысить значение ISO. Здесь же значение светочувствительности вполне умеренное — ISO 3200.

Мне удавались резкие кадры и на большем фокусном расстоянии.

Фокусное расстояние — 84 мм, выдержка 1/3

Фокусное расстояние — 84 мм, выдержка 1/3

В целом система стабилизации показала себя весьма эффективно, и действительно очень помогает в работе. Увы, это актуально только для статичных сцен, где значение выдержки не играет принципиальной роли.

Также доступна привычная уже по многим камерам-конкуренткам система съемки с повышенным разрешением за счет сдвига сенсора при многокадровой экспозиции: при установке Leica SL2 на штатив можно делать снимки разрешением 187 мегапикселей.

#Автофокус, серийная съемка и буфер 

Первое же знакомство с характеристиками автофокуса  Leica SL2 вызвало у меня определенную тревогу. 225 точек контрастного автофокуса — звучит не очень-то серьезно для камеры подобного класса в 2020 году. Аналогичную систему фокусировки мы наблюдаем и у модели Panasonic Lumix S1R, и там она показала себя не идеально. Другим не слишком радостным открытием стало то, что у камеры пока отсутствует система распознавания глаз: лицо человека она распознавать может, а вот конкретно глаза — нет (это будет также исправлено в новой прошивке). Для меня, как портретного, и в частности детского, фотографа, это существенный недостаток. К слову, в том же S1R предусмотрено и распознавание глаз, и даже распознавание животных — последнее, правда, работает не идеально, но все-таки, согласитесь, несколько странно, что камера, которая стоит почти на 200 тысяч меньше, умеет больше. 

Из интересных моментов — фирменные профили автофокуса, задача которых — облегчить съемку, «подсказав» камере, какой именно сюжет, или, точнее, — тип движения, мы в данный момент снимаем. Будет ли это, например, движение по заданной траектории или же внезапная смена направления. Таких профилей четыре: «Дети/Домашние животные», «Командный спорт», «Бегуны», «Дикие животные». Каждый из профилей также можно дополнительно настроить по трем параметрам: чувствительность к дистанции, горизонтальное движение, изменение направления.

Но перейдем к практике. Детская съемка. Ребенок постоянно в движении, наша задача — поймать живой, динамичный момент и фокус на глазах. В настройках выбран соответствующий профиль автофокуса и режим распознавания лиц. Камера быстро определяет человека в кадре, обводя его соответствующей рамкой. На части кадров фокус корректный, на глазах, но все же и промашек немало.

   

Промахи автофокуса при съемке детей случаются у любой камеры, но все же система распознавания глаз эффективно позволяет снизить процент брака. У Leica SL2 результат нестабильный — часть кадров, как первый, сфокусирована верно, на некоторых (второй) резкость «съехала» едва заметно, но нередко случается и выраженный брак (третий кадр)

Съемка при слабом освещении. Вот здесь Leica SL2 показала себя не с лучшей стороны. При попытке снять портрет в полумраке с выносной вспышкой или при свете свечей я замучилась добиваться фокусировки на модели. Подсветка автофокуса помогала слабо. В конечном итоге камера все-таки находила модель и «цеплялась» за лицо, но из-за этого съемка шла медленно. Съемка с ручным фокусом, кстати, тоже не принесла отличного результата: камера подчеркивает зону фокусировки (ближний глаз) при помощи системы focus peaking, но на итоговом фото резкость оказывается немного не там.

Съемка ночного пейзажа с рук — тоже с трудом выполнимая задача для этой фотокамеры. Да, ситуация действительно сложная, из источников освещения только луна и звезды, вроде бы не стоит ждать от аппарата чудес. Но в качестве наглядного примера я просто покажу снимки, сделанные в одном месте в одно время с Leica SL2 и с топового смартфона. Разумеется, если у вас есть штатив и вы умеете объединять кадры в специальных программах, можно добиться превосходных результатов и с профессиональным аппаратом. Но я говорю про другую ситуацию. Смартфоном «на бегу» без специальной подготовки можно сделать симпатичную картинку для своих соцсетей, а лучшие фотокамеры по-прежнему игнорируют технологии объединения многокадровых экспозиций и продвинутой внутрикамерной обработки.

     

Первые 2 фото сделаны на Leica SL 2. Добиться лучшего результата за несколько минут попыток мне не удалось. Следующие два кадра сделаны на смартфон практически с первой попытки (первый кадр полностью с рук, второй — с рук с опорой на землю). Давайте сейчас не будем брать в расчет вопрос разрешения снимков, а просто представим, что мы оказались в ночном лесу и захотели сфотографировать звездное небо, чтобы поделиться красотой с друзьями. У нас с собой камера за 449 тысяч и хороший смартфон. Результат довольно интересный, как мне кажется, но выводы можно делать разные. Как вариант, что серьезный аппарат — для серьезной работы, а не всяких там дилетантских зарисовок в Instagram

Скорость серийной съемки SL2 — весьма высокая для камеры со столь большим разрешением матрицы. По этому параметру Leica обходит всех конкурентов. Максимальная скорость — до 20 кадров в секунду с электронным затвором. Надо иметь в виду, что фокус и экспозиция при этом блокируются по первому кадру в серии. С механическим затвором скорость составляет 10 кадров в секунду, а при использовании непрерывного автофокуса снижается уже до 6 кадров в секунду.

 
   

Съемка на максимальной скорости с электронным затвором очень выручает с подобными сюжетами

Что касается объема буфера, то при одновременной съемке RAW (DNG) и JPEG в максимальном разрешении мне в среднем удавалось сделать серию из 21 кадра до того, как камера начинала зависать.

#Работа на высоких ISO

Диапазон ISO Leica SL2 слегка изменился в сравнении с первой моделью: теперь он составляет не 50-50000 ISO, а 100-50000 ISO с возможностью расширения до 50 ISO. Как я уже писала в начале статьи, заметно более важная разница в другом — в разрешении матрицы, которое сказывается на количество шумов. Попробуем практическим путем выяснить, какие значения ISO можно считать рабочими для камеры. 

Снимок, сделанный на значении ISO 1600, смотрится достаточно «гладко». Принципиальной разницы между внутрикамерным JPEG и RAW-файлом здесь нет.  В целом, качество снимка хорошее, на RAW при приближении можно заметить мелкий шум, в JPEG с ним справился внутрикамерный шумодав.

 

ISO 1600. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Далее — ночной пейзаж на ISO 3200. Он также неплох по качеству — сохраняется высокая детализация, шумы не обращают на себя явного внимания.

 

ISO 3200. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Похожий кадр, но ISO в два раза больше — 6400. Здесь уже очевиднее шумы. Внутрикамерный шумодав их сгладил, но небо стало «пятнистым» и появилась некоторая «мыльность».

 

ISO 6400. Слева — внутрикамерный JPEG, справа —RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Фото, снятое на ISO 10000, в принципе приемлемое по качеству, но шумы я бы предпочла сглаживать самостоятельно, не доверяясь внутрикамерному протоколу — JPEG в данном случае выглядит явно хуже, чем RAW.

 

ISO 10000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Попытку снять портрет на ISO 20000 едва ли можно назвать удачной — шумов слишком много, детализация и цвет хромают. В JPEG из-за действия шумодава кожа пошла пятнами.

 

ISO 20000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

ISO 40000 едва ли можно назвать приемлемым для художественной съемки.

 

ISO 40000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

ISO 50000, на мой взгляд, присутствует скорее для впечатляющей цифры в пресс-релизе.

 

ISO 50000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию.

В этот момент мне хочется еще раз вернуться к теме стабилизации и подчеркнуть, насколько она выручает при съемке с рук в темноте, поскольку рассчитывать на то, что в реальной практике мы будем использовать верхние значения ISO, явно не приходится.

 

Оба снимка — внутрикамерные JPEG, параметры первого — ISO 50000, f/4, 1/20 s, параметры второго — ISO 1600, f/1.4, 1/5 s

Скачать RAW-файлы (721 Мбайт)

Ниже можно посмотреть пример тестовой сцены, снятой на разных значениях ISO:

 

ISO 50

 

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12500

 

ISO 25000

 

ISO 50000

Скачать RAW-файлы (885 Мбайт)

На мой взгляд, говорить о качественном результате съемки можно вплоть до 6400, далее шумы начинают проявлять себя довольно активно. Несмотря на то, что диапазон ISO довольно широк, верхняя его половина не особенно применима для художественной съемки.

#Видеосъемка

Возможностями съемки видео Leica SL2 действительно впечатляет — особенно для камеры авторства Leica; компания всегда специализировалась исключительно на фотокамерах, никоим образом не трогая видео. Но SL2 предлагает уникальный набор характеристик. 

Это на сегодняшний день единственная полнокадровая беззеркальная камера, которая предлагает запись «чистого» видео в 4K при 60 кадрах в секунду в формате 4:2:2 с 10-битным цветом при использовании полной ширины сенсора. Что называется, «все включено», но только при подключении внешнего рекордера. На карту памяти (как в нашем случае) запись ведется либо в 4K60p с 4:2:0 8 бит, либо в 4K30p с максимальным сохранением информации о цветах. Также, как я писала в начале, Leica SL2 предлагает возможность съемки в разрешении 5K, но в формате 4:3, а не традиционном 3:2. Запись Full HD доступна с частотой до 180 кадров в секунду.

Скачать пример видео (1,2 Гбайт)

Режим Cine понравится опытным видеографам: ISO в этом режиме заменяется единицами ASA, выдержка указывается в градусах на дисковом затворе, а F, которыми отмечается значение диафрагмы, заменяются T, означающими реальное количество света, проходящее через объектив. Также в Leica SL2 предусмотрены все необходимые порты, в том числе  огромная редкость полноразмерный HDMI для внешнего монитора.

Скачать пример видео (1,85 Гбайт)

Со всем этим работает автофокус — не самый быстрый, но достаточно эффективный. Программно автофокусировка настроена очень аккуратно — перевод с зоны нерезкости на резкость производится плавно, «породисто», фокус не ерзает. При этом в какие-то моменты эта неспешность может и раздражать.

Скачать пример видео (316 Мбайт)

По качеству роликов вопросов не возникает — эффект плавающего затвора отсутствует, детализация замечательная, с динамическим диапазоном нет проблем. Едва ли Leica SL2 станет хитом среди видеооператоров (есть варианты универсальнее и сильно дешевле — и да, с особенно важным при видеосъемке поворотным дисплеем), но в своем сегменте она смотрится внушительно — неожиданно для Leica это сильный профессионал.

#Автономность 

В камере используется один литий-ионный аккумулятор Leica BP-SCL4 емкостью 13,39 Вт·ч (1860 мА·ч, 7,2 В) По стандарту CIPA он рассчитан на 370 снимков без использования электронного видоискателя (да, он потребляет заметно больше энергии, чем крупный ЖК-дисплей). Сколько кадров вы сможете сделать на практике, предсказать в точности невозможно, это зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, того, насколько часто вы прибегаете к работе с ЖК-дисплеем для управления камерой и просмотра файлов, как часто вы включаете-выключаете камеру, снимаете ли вы только фото или видео тоже и так далее. У каждого фотографа свои привычки и манера обращения с инструментом, поэтому мой опыт не может экстраполироваться на всех. По субъективным ощущениям, камера разряжается быстро. Примерно два часа съемки в интенсивном формате — и батарея практически на нуле. Поэтому если вы рассматриваете Leica SL2 как камеру для съемки репортажей или насыщенных прогулок в путешествии — лучше иметь запасной аккумулятор. Хорошая новость в том, что камера может заряжаться с помощью USB не только в выключенном состоянии, но и во время работы, что очень удобно, например, для студийных фотографов. Приблизительное время зарядки полностью разряженного аккумулятора — 140 минут.

 

#Заключение 

К тестированию Leica SL2 я изначально приступала с большим энтузиазмом — камера интересная и дорогая, ожиданий от нее было много. Первые впечатления также подогрели любопытство — необычный и очень качественный дизайн, нетрадиционная организация меню, настройки, которые не встречались ранее в других камерах, особенное качество сборки. Однако когда первичный вау-эффект прошел и начался обычный рабочий процесс, оказалось, что удивить чем-то по-настоящему особенным SL2 меня не смогла.

Да, картинка красивая, в этом заслуга отличной оптики — Leica тут не подводит никогда. Красивая, но, на мой вкус, не такая уж уникальная — у конкурентов я видела не менее удачные связки «камера — объектив». С цветами при этом не все великолепно: сказать, что внутрикамерный JPEG можно брать как он есть и печатать для выставки, нельзя. Система автофокусировки не впечатлила — в камере нет даже обычной для наших дней функции распознавания глаз при съемке портрета, да и в целом автофокус не такой быстрый и точный, как хотелось бы видеть у камеры подобного уровня.

Из ключевых отличий от конкурентов — высокая скорость серийной съемки и впечатляющие возможности съемки видео. При этом в чем-то Leica SL2 откровенно отстает от текущих реалий: ее дисплей, хоть и отличный по всем прочим характеристикам, не имеет наклонного механизма. Управление и интерфейс интересны, но на любителя, назвать их однозначно удобными я не решусь. Детализация — прекрасная, но, опять же, она могла бы впечатлить, если бы мы не видели подобного у других камер. Съемка на высоких ISO тоже не поразила: фактически, действительно рабочий диапазон — в лучшем случае 10000 единиц ISO. Стабилизатор работает прекрасно, но, скажем честно, не менее прекрасная система стабилизации — у Panasonic Lumix S1R. Пытаюсь найти хоть одну убедительную причину, почему профессиональный фотограф должен выбрать именно Leica SL2, а не камеры конкурентов, которые стоят на сотни тысяч рублей меньше,  и не могу. Придумать уникальный сценарий использования именно этой камеры с ее габаритами, весом, широкими возможностями и в плане фото, и в плане видео, с ее небольшим пока парком доступной оптики, не получается. Это замечательный, но очень специфический по сочетанию цены и качества аппарат.

Скачать RAW-файлы (первая часть) (1,73 Гбайт)

Скачать RAW-файлы (вторая часть) (1,97 Гбайт)

Достоинства: 

  • качественное исполнение и сборка, продуманная эргономика;
  • защита от погодных условий (в том числе у объективов серии SL);
  • лучшие в классе возможности видеосъемки;
  • возможность зарядки во время съемки;
  • прекрасная детализация;
  • большое разрешение файлов открывает широкие возможности для кадрирования;
  • самая высокая в классе скорость серийной съемки;
  • эффективная внутрикамерная система стабилизации изображения;
  • отличный видоискатель;
  • 2 слота для карт памяти.

Недостатки:

  • связка «камера – объектив» очень тяжелая;
  • экран лишен поворотного механизма;
  • нет системы распознавания глаз, из-за чего нередки промахи с фокусом на портретах;
  • в целом не очень хорошая по современным мерками система автофокуса;
  • слабая автономность;
  • экстремальная требовательность к системе записи, хранения и обработки файлов;
  • цена.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥