⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Основы цифрового видео - II
Вообще, все, что касается видео, в том варианте, который мы имеем и представляем сейчас, а также планируемом в ближайшем будущем, рождено из длинной цепочки случайных совпадений, результатом которых явились, как оказалось, оптимальные решения. В части случаев это действительно так, как, в принципе, во всей современной науке и технике. А сейчас наступает очень интересное время: никто не может с точностью предугадать, что именно быстрее разовьется: интерактивное цифровое телевидение или широкополосный интернет, уже предоставляющий необходимый интерактив и доступ к спутниковым телеканалам. Но общее в обоих вариантах будет одно — используемые цифровые стандарты видео. Вот именно о них мы и поговорим.
Интересная случайностьДля начала стоит рассказать об очень интересной случайности, которая во многом предопределила развитие современных цифровых технологий, но имеет явное отношение к черно-белым телевизорам, которые в момент внедрения цветного ТВ стояли у разработчиков нового как кость в горле. Не думаю, что стоит говорить банальности о том, что парк черно-белых телеприемников был очень велик, поэтому, давая людям цвет, изобретатели должны были думать о совместимости со старым арсеналом. Кстати, это защитило нас и от множества неразумных шагов, например, реализации систем с последовательной передачей цветов, которые можно считать вредными для зрения, особенно в рамках технологического уровня того времени. Когда же были изобретены люминофоры, способные излучать свет в красном, зеленом и синем спектрах, и сама технология формирования трехцветного изображения, стало возможным говорить о применении цветного сигнала, где цвета подаются не последовательно, а вкупе, в виде трех отдельных элементов.Модель RGB
Сначала как стандартное решение виделось RGB, но опять же помешал рынок черно-белых телевизоров! Не встраивать же в них дополнительные устройства для суммирования трех сигналов? Эдакий апгрейд на полмира. Что делать?
В рамках стандартов NTSC, PAL и SECAM вместо обычного RGB было решено применить следующую схему, где общий компонентный сигнал включает в себя не три одноцветных, а три специально созданных составляющих:
Модель YCbCr
На самом деле цветных моделей с использованием цветоразностностных сигналов используется несколько, но YCbCr необходим нам для дальнейшего описания, а сигналы в этом стандарте рассчитываются по формулам:
JPEGГруппа экспертов Joint Photographic Expert Group (JPEG) была создана в 1986 году, и ее основной задачей являлись исследования в области компьютерного представления статических изображений. Если вы рассмотрите структуру обычного несжатого графического BMP-файла, то обнаружите, что в нем описана некая матрица, включающая определенное количество элементов по вертикали и горизонтали, а по существу - цветовых точек, каждая из которых описана определенным числом, выраженным в видеn-разрядного значения (от 1 до 48). Этому значению соответствует определенный цвет, не более того. Программисты вам расскажут, что все легко преобразуется в то же RGB-представление, а также в любое другое, что можно наблюдать в ряде графических пакетов. Естественно, BMP — это не единственный стандарт, есть множество других, но в данном случае стал вопрос: а можно ли сэкономить ресурсы на хранении изображений. Сжатие BMP без потерь в качестве (lossless-компрессия) по стандарту RLE (кодирование повторов) тогда позволяло уменьшать объемы в среднем в 2 раза, не более. Этого было недостаточно. И в данном случае мы остановимся на экспертной группе JPEG, которая работала над тем, чтобы получить сжатый вариант BMP без существенных потерь в качестве, но с большим коэффициентом. Естественно, подразумевалось, что потери все-таки будут (lossy-компрессия), но они не должны сильно сказываться на качестве картинки. Разработанный стандарт утвержден как ISO/IEC 10918-1, а для простоты назван JPEG, по имени создателя. Суть технологии состоит в том, что любое изображение изначально преобразовывается в цветовую систему YCbCr, затем диапазон каналов, отвечающих за цвет, уменьшаются в два раза (линейное масштабирование), затем все каналы разбиваются на небольшие, но оптимальные для вычислений «квадратики» размером 8х8 или16х16 точек, соответственно, получается матрица из маленьких изображений, каждое из которых обрабатывается по отдельности.Рассматривая JPEG при большом масштабе вы можете увидеть квадратики наравне с другими артефактами цифрового изображения
JPEG при очень низком разрешении качества
То есть, как вы понимаете, в самой природе кодирования в JPEG нет вообще ничего общего с технологиями аналогового (оцифрованного аналогового) телевидения и видео, кроме представления цветов через YCbCr. Ведь речь идет о статических изображениях и об обработке их отдельных блоков.
Тем не менее, в этом варианте мы уже можем говорить о возможности выводить видео по сжатым кадрам. В принципе, эта идея не заставила себя ждать и реализовалась в стандарте Motion JPEG (MJPEG), а также во множестве вариантов для конференц-связи.
MPEGMPEG — это не просто группа экспертов кодирования видеоизображения Moving Picture Coding Experts Group. Само название является, как бы это сказать, упрощенным, ведь подразделение, о котором идет речь, скрывается под другой аббревиатурой — ISO/IEC JTC1 SC29 WG11 (если читать с конца, то это одиннадцатая рабочая группа (WG11) двадцать девятого подкомитета (SC29) Объединенного технического комитета № 1 (JTC1), созданного Международной организацией стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссией (IEC)). Данное подразделение было создано в 1988 году, и основной ее целью являлась разработка новых информационных стандартов. Изначально оно было маленьким и включало около 25 человек, но потом разрослось до мировых масштабов. Буквально через четыре года после своего основания группа опубликовала, а на следующий год и утвердила стандарт ISO/IEC 11172 — Information Technology — Coding of Moving Pictures and Associated Audio for Digital Storage media at up to about 1,5 Mbit/s (Кодирование изображения и звука при скоростях цифрового потока компрессированных данных до 1,5 Мбит/с). В дальнейшем он получил название MPEG-1, потому как ISO/IEC 11172 звучит так же как и ISO/IEC JTC1 SC29 WG11.MPEG-1MPEG-1 по структурному принципу очень схож с JPEG, и даже основывается на этом стандарте, но с одной лишь разницей: в нем используется множество специфических надстроек. То есть, например, для реализации короткого видеофрагмента нам может понадобиться только один полноценный кадр, сжатый в JPEG, а все остальное можно достраивать, регистрируя только небольшие изменения относительно исходного. Чтобы это понять, откройте любой видеоредактор и посмотрите: насколько сильно отличается конкретно взятый кадр от предыдущего и последующего. Различий мало. Причем делать сравнение, опираясь на JPEG, как исходный формат, можно и по тем же макроблокам 16х16, учитывая возможность поиска схожих (если речь идет о смещении) и так далее. То есть можно брать только исходный кадр, а потом в нем изменять лишь некоторые элементы, что очень удобно.
Революция? Нет, эволюцияНа самом деле, технологии развиваются не такими стремительными темпами, как это приписывают современности. Даже можно сказать о некоем замедленном режиме. Причиной тому служит все-таки эволюционный, а не революционный путь прихода нового, а все, что революционно, обычно забывается, долго пылится на книжных полках и так далее. Например, сегодня мы говорим об MPEG, а ведь сам базис, который лежит в основе этих стандартов, был широко изложен в научных трудах 60-70-начала 80-х. То есть полноценный переход на «цифру» был вполне предсказуем еще в тот период, но индустрия и пользовательский рынок не были готовы к принятию таких радикальных новшеств. Другое дело - эволюция. Как только базис был полностью подготовлен, встал вопрос о создании мирового стандарта.Причины появления MPEG-2MPEG-1 был разработан в первую очередь для VideoCD, и требования к качеству можно выразить в фразе «не хуже, чем VHS». Но вспомните, сколько тогда стоил VideoCD по сравнению с обычной видеокассетой, и какова была цена у устройства воспроизведения. Компьютеры в учет не берем, поскольку их часть на пользовательском видеорынке была предельно малой. То есть основная цель, поставленная разработчиками стандарта, не являлась актуальной, даже напротив.Из чего состоит MPEG-2?Немного о MPEG-4 и после него…MPEG-4 можно рассматривать как весьма далекое будущее. В принципе, в данном случае мы говорим о варианте интерактивного вещания, что чем-то идейно очень схоже с Интернетом, хотя в основе стандарта лежит и другой принцип, имеющий прямое отношение к языку моделирования виртуальной реальности VRML и вообще объектно-ориентированным моделям, использующимся в программировании. То есть телевизоры будущего будут напоминать по своим возможностям обычные компьютеры, в которых установлен специальный модуль, способный загружать данные и интерпретировать их определенным образом. Это касается не только возможностей выбора видеокамер просмотра при трансляциях матчей и концертов. Сие является самым очевидным, что лежит на поверхности (причем теоретически реализуется и без MPEG-4, а в MPEG-2, когда каждая камера «дает» отдельную программу). На самом деле, в стандарте предусмотрены варианты, когда в телевизор единоразово загружаются некоторые элементы (например, спрайты), а после они просто вставляются в рамках изображения, которое технически конфигурируется практически как программа. Причем сами элементы могут быть как натуральными, то есть закачиваемыми в готовом виде, так и синтезируемыми. Чтобы вы представили себе более иллюстративно, о чем идет речь, позволим себе провести аналогию с обычными HTML-страницами. В них указываются только шрифты, которые установлены у вас на компьютере, прописывается информация о цветах, а некоторые файлы помещаются в ваши директории временного хранения. И разница в подходах состоит в том, что вы не загружаете эту страницу в виде большой готовой картинки (BMP или JPEG), а используете только упорядоченный список объектов и их свойств (HTML-код), благодаря чему формируется готовый документ. Сколько при этом экономится трафика и приобретается дополнительных возможностей? VRML очень схож по структуре с тем же HTML, то есть такая параллель сравнения очевидна, как и понятны сами истоки разработки MPEG-4. Отдельным важным пунктом идет возможность защиты авторских прав. То есть тут намешано все, и не факт, что MPEG-4 станет каким-нибудь незыблемым стандартом, ведь все меняется, и возможно, в будущем необходимость в телевизорах вообще отпадет. А место всего этого займет компьютер. Такой вариант также не стоит сбрасывать со счетов, а, следовательно, MPEG-4 может и не появиться. Поскольку само описание возможностей стандарта уж очень сильно напоминает современный интернет, а там, как, собственно, и в компьютерном мире, несколько другие законы. И серьезной конкуренции в этом случае не избежать. Наверняка из этих соображений, в целях опережения событий, экспертная группа принялась за разработку MPEG-7, который, по существу, станет неким глобальным стандартом, объединяющим в рамках контекстной информации данные абсолютно различных типов и являющимся гибкой и масштабированной схемой описания аудио-визуальных данных. MPEG-5 и MPEG-6 нет, и даже не разрабатывались. Цифра 7 взята просто так, хотя раньше шутили, что за 1, 2 и 4 должна следовать 8 (по правилам двоичного кода).В завершениеИтак, мы рассмотрели суть современных стандартов вывода и хранения видеоинформации, узнали, что к чему стремится. И теперь наш трудолюбивый читатель, увидев при «зависании» одного из телеканалов множество квадратиков на экране телевизора, может с точностью сказать, почему так происходит (все дело в алгоритмах MPEG). Ну, а в следующих материалах мы перейдем непосредственно к съемкам, обработке, монтажу, подбору оборудования и ПО. В общем, самое интересное еще впереди.- Обсудить материал в конференции Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|