Смартфоны

Сегмент музыкальных телефонов – лидеры и новые решения

⇣ Содержание
Музыкальные телефоны являются сегодня одними из самых востребованных мобильных устройств на рынке. Сами производители с большой охотой выпускают все новые решения, проводя масштабные рекламные кампании. В свою очередь, молодежь, которая является целевой аудиторией таких аппаратов, весьма активно реагирует на новинки. С другой стороны, практически все современные сотовые телефоны дороже 150-200 долларов могут похвастать какими-никакими музыкальными способностями. Однако проигрывание аудио и наличие слота для карт памяти еще не говорит о том, что данный телефон подойдет меломанам. Настоящая "музыкальная шкатулка" должна обладать еще множеством программных и аппаратных решений. Именно они формируют облик современного music-фона, делая его комфортным средством для воспроизведения музыки. Конкурентная борьба вынуждает компании-производителей постоянно искать свежие идеи и технологии, способные привлечь внимание покупателя. Однако так было не всегда - еще несколько лет назад какого-то особого сегмента музыкальных телефонов просто не существовало…

Образование рынка музыкальных телефонов

При желании, отсчет возраста музыкальных телефонов можно вести с момента появления аппаратов с поддержкой аудиоформата MP3. Как известно, одним из первых телефонов, предлагавших подобную функциональность, был Siemens SL45. Помимо воспроизведения MP3-композиций, устройство обладало другим важнейшим качеством музыкального телефона - большим объемом памяти. О гигабайтах встроенной памяти в начале десятилетия и не мечтали. Поэтому речь шла о наличии слота для карт памяти MMC. Несмотря на архаичность интерфейса, отсутствие цветного экрана, полифонии, множества других современных функций, Siemens SL45 и сегодня предлагает достойное качество звучания.
Siemens SL45.
Siemens SL45.
Тем не менее, для начала века подобная функциональность оказалась невостребованной. Аппарат опередил свое время и родоначальником направления не стал. Еще несколько лет понадобилось, чтобы music-фоны всерьез и надолго прописались в компании других цифровых устройств. Расцвет портативного аудио пришелся на 2003-2004 годы. Множество молодых корейских компаний-стартапов вкупе с рядом маститых производителей (Apple в первую очередь) изменили рынок мобильной техники. MP3-плееры приобрели бешеную популярность. Вслед за кассетами и CD-дисками цифровое аудио на мобильных носителях стало очередным шагом вперед. Смежный рынок сотовых телефонов недолго оставался в стороне. Поддержка MP3 и других аудиоформатов в мобильных устройствах была известна давно. Однако именно с этого времени компании-производители стали делать упор на музыкальной составляющей, и стало возможно говорить об отдельном сегменте music-фонов. Одним из первых представителей данного направления стала модель 2004 года Motorola E398. Наряду с прочей функциональностью телефон предлагал большие стереодинамики, поддержку нового типа карт памяти TransFlash (сегодня известны их аналоги microSD), технологию Haptic для создания различных световых эффектов и т.д.
Motorola E398.
Motorola E398.
К сожалению, за успехом Motorola E398 последовал оглушительный провал модели Motorola ROKR E1, созданной в сотрудничестве с Apple. От оригинальной Е398 ее отличала разве что аппаратная клавиша запуска приложения iTunes. При этом преимущества в софте могли быть сведены на нет простой перепрошивкой Е398 в Е1. В результате модель признали неудачной, и направление музыкальных телефонов Motorola оказалось забыто на некоторое время. Однако остальные компании принялись развивать золотую жилу мобильного аудио. В 2005 году с появлением линейки Walkman от компании Sony Ericsson направление музыкальных телефонов окончательно закрепилось на рынке.
Sony Ericsson W800.
Sony Ericsson W800.
Заслуга компании Sony Ericsson заключается также в том, что впервые была представлена законченная линейка продуктов. Это одно из главных отличий от одиночных музыкальных решений компаний-производителей прошлых лет. Аппараты линейки Walkman наследовали традиции одноименной торговой марки, десятилетиями остававшейся культовой среди портативного аудио (можно вспомнить те же кассетные плееры). При этом телефоны могли похвастать не только грамотной маркетинговой политикой. Широко использовались функции, действительно делавшие прослушивание музыки на телефоне комфортнее. Это как аппаратные решения, вроде работы телефона в режиме Flight Mode с отключенной радиочастью, в качестве плеера, так и программные - функция усиления басов, улучшенный интерфейс и возможности музыкального проигрывателя. Другие компании-производители не смогли своевременно и адекватно ответить на появление данной линейки. В результате время было упущено, и компания Sony Ericsson надолго оказалась в ранге музыкального лидера. В то же время можно отметить появление других интереснейших телефонов. В частности, музыкальный смартфон Nokia N91, принадлежащий к мультимедийной линейке Nseries. Несмотря на умеренные продажи, модель стала культовой в кругу меломанов - прежде всего за непревзойденное качество звука. Смартфон отличали и другие уникальные сегодня черты - например, жесткий диск. Как известно, уже пару лет HDD постепенно вытесняются из мобильных устройств удобной, менее капризной и постоянно растущей в объемах флэш-памятью.
Nokia N91 8Gb.
Nokia N91 8Gb.
Однако Nokia N91 и его обновление Nokia N91 8Gb были слишком элитарными, чтобы дать адекватный ответ популярности Walkman. Только в 2006 году появились по-настоящему массовые музыкальные предложения Nokia. Они сформировали линейку XpressMusic, первым представителем которой стал также смартфон Nokia 3250. Необходимо ответить, что грамотная стратегия компании и ее влияние привели к постепенному сокращению разрыва с линейкой Walkman. Наблюдается также качественное выравнивание продуктов этих двух линеек. Это вызвано, в первую очередь, инертностью Sony Ericsson в плане современных аппаратных решений - компания уже прозевала массовое внедрение в music-фоны выделенных звуковых процессоров. Наряду с Nokia и Sony Ericsson сегодняшнее предложение на рынке музыкальных аппаратов формирует еще ряд производителей. Компания Samsung в прошлом году представила интересные модели в линейках Ultra Music и BeatZ. Американская Motorola старается развивать музыкальное направление, выпуская аппараты линейки ROKR. Однако сложная ситуация внутри компании отражается и на продуктах - многие из них задерживаются с выходом либо вовсе отменяются. Ренессанс компании LG последнего времени, изменение ее стратегии, побудил компанию также развивать музыкальное направление. В результате после одиночных аппаратов прошлых лет (LG KE600) в этом году на рынке появляются сразу несколько music-фонов. Даже компании-производители второго эшелона стараются следовать веяниям последнего времени. Можно выделить прошлогодние бюджетные "музыкальные шкатулки" Alcatel OT-E801, E805. А также куда более интересную новинку 2008 года под торговой маркой Fly - модель MC100. Так или иначе, все современные музыкальные телефоны, представленные на рынке, обладают определенным набором характеристик. Интересно посмотреть, какие функции делают аппарат музыкальным. Конечно, развитие направления продолжается. Постоянно появляются какие-то новые возможности и решения. Именно они определяют облик современного music-фона.

Программные решения в музыкальных телефонах

С развитием музыкальных телефонов растут и требования, предъявляемые к ним пользователями. Несколько лет назад телефоны с возможностью работы с аудиоформатами и сносным объемом памяти (либо возможностью ее расширения) уже могли считаться "музыкальными". Помимо того, что плеер мог не работать в фоновом режиме, композиции обязаны были храниться в строго определенном месте; накладывались и другие ограничения. Сегодня для современных музыкальных решений можно составить целый список из нескольких десятков позиций. Необязательно все требования должны выполняться. В то же время, топовые music-фоны действительно могут похвастать массой программных и аппаратных ухищрений, в разы повышающих качество звука и комфортность использования. Если говорить о программных решениях, то это, прежде всего, поддержка распространенных аудиоформатов. Сегодня даже обычные телефоны, не смартфоны, умеют работать с целым ворохом форматов. В числе них, помимо MP3, семейство AAC (AAC, AAC+, eAAC, eAAC+), WAV, WMA, M4A, AMR и проч. Помимо этого, должны поддерживаться различные битрейты, в том числе и композиции с переменным битрейтом (VBR). Высокие требования предъявляются к интерфейсу и возможностям самого музыкального проигрывателя. Естественно, оформление может быть различным. Однако определяющим становится грамотное расположение управляющих элементов, информативное и удобное меню. Безусловно, фоновый режим работы плеера обязателен. Столь же обыденным считается умение приостанавливать работу плеера и продолжать воспроизведение музыки после окончания разговора. Поддержка ID3-тегов в современных телефонах позволяет сортировать композиции по жанрам, исполнителям, альбомам и т.д. Сама собой разумеется поддержка и корректное отображение русских кодировок в заголовках композиций. Также современные музыкальные телефоны предлагают широкие возможности для работы с плейлистами. В том числе - поддержка созданных на компьютере списков воспроизведения. Это удобно, поскольку память телефона (собственная или расширяемая) предстает в виде съемного накопителя. Режим USB Mass Storage, который обеспечивает такую возможность, сегодня также поддерживается большинством моделей. Наряду с этим для музыкальных решений критична работа в режиме Flight Mode, с отключенной радиочастью, при этом телефон работает в качестве плеера. Современные аппараты предоставляют подобную функциональность и без SIM-карты. Возвращаясь к проигрывателю, стоит отметить присутствие в большинстве моделей многополосных эквалайзеров. Стилевые предустановки действительно позволяют улучшить качество воспроизведения, подстроить его под конкретного пользователя. Немаловажно наличие ручной настройки эквалайзера. Из области улучшения / украшения интерфейса всевозможные эффекты, визуализация воспроизведения музыки, аналогично плеерам для ПК (тот же Winamp). Сюда же можно отнести смену тем оформления, поддержку различных скинов для плеера. Наконец, необходимо упомянуть о всевозможных программных технологиях улучшения качества звука. К этому, в частности, очень любит прибегать компания Sony Ericsson. Да и у других компаний-производителей существует множество решений. Например, технологии объемного звучания, усиления басов и проч. В то же время, ни одно программное ухищрение не поможет, если телефон не способен качественно воспроизводить музыку на аппаратном уровне. Однако, прежде чем перейти к "железной" составляющей music-фонов, стоит выделить последние тенденции среди софта. Практически все они сегодня затрагивают вопрос не столько улучшения качества звука, сколько повышения удобства, появления дополнительных функций и сервисов. Из музыкальных проигрывателей для ПК пришла "мода" на Album Arts, отображение обложек альбомов, а также систему рейтингов. Вместе с тем с ростом объемов памяти в недалеком будущем ожидается поддержка форматов несжатого аудио. Данная функциональность уже доступна для топовых MP3-плееров, очередь за телефонами. Из тех же цифровых плееров пришла мода и на подкасты. Все чаще встречается умение работать с защищенными аудиофайлами (DRM). Многие современные телефоны обладают поддержкой протокола MTP. Это приводит к облегчению синхронизации и интеграции с настольными решениями - можно копировать файлы напрямую из Windows Media Player. Дополнительные функции, повышающие юзабилити music-фонов, весьма разнообразны. С подачи все той же Sony Ericsson получили распространение сервис определения исполнителя (TrackID в телефонах Walkman), формирование списка воспроизведения "под настроение" (SensMe в платформе А200 Sony Ericsson, впоследствии клонированное в телефонах Nokia, LG и др.) и проч. Все большую роль начинают играть различные музыкальные онлайн-сервисы, их интеграция с music-фонами. Для некоторых производителей - это отражение изменения их стратегии. Например, сервис Nokia Music Store в моделях Nokia - один из результатов постепенного превращения финского производителя в интернет-компанию.

Аппаратные решения в музыкальных телефонах

Безусловно, аппаратные возможности музыкальных телефонов для большинства пользователей являются приоритетными. Одним из первых критичных параметров для владельцев music-фонов являлся вопрос достаточного объема памяти. Сегодня все музыкальные телефоны обладают возможностью расширения памяти за счет карт microSD (M2 в случае с Walkman), либо предлагают емкую собственную память, либо и то и другое одновременно. Топовые решения способны предложить до 16 Гб собственной памяти (Apple iPhone, Nokia N96, Sony Ericsson W960i), в перспективе планка будет подниматься. С другой стороны, в будущем массово получат распространение телефоны с поддержкой карт памяти повышенного объема и скорости SDHС (microSDHС). Тем не менее, столь большие объемы вряд ли востребованы всеми пользователями таких телефонов. Гораздо важнее проблема минимально необходимой емкости, сегодня она составляет 1 Гб и выше. Это для телефонов, а для MP3-плееров планка выше. Вопрос решается при помощи комплектных карточек памяти. Сегодняшние музыкальные телефоны нередко оснащаются гигабайтными карточками. Однако другая проблема, связанная с картами памяти, по-прежнему сохраняется. У компаний-производителей стало недоброй традицией лишать аппараты нормальной реализации "горячей" замены карточек, то есть без выключения телефона. Номинально такая возможность есть, но для смены носителя все равно приходится снимать крышку аккумуляторного отсека либо совершать другие механические действия. Наличие FM-радио также является одним из отличительных признаков музыкального решения. Тем не менее, некоторые аппараты, позиционирующиеся как music-фоны, умудряются обходиться без оного (модели ROKR компании Motorola). Аналогичная ситуация сложилась со стереодинамиками. Они используются во многих телефонах, однако база из-за небольших габаритов устройств слишком мала, чтобы добиться ощутимого эффекта. Поэтому стереодинамики чаще всего можно воспринимать скорее как маркетинговый ход, подчеркивающий музыкальную составляющую. Время автономной работы имеет важное значение для музыкального телефона. Но говорить о каких-либо прорывах в этом плане не приходится. Постепенно приобретает массовый характер наличие стандартного 3,5 мм разъема для качественных наушников, а также присутствие выделенных клавиш для управления работой проигрывателя. Поддержку A2DP-профиля воспроизведения беспроводного стерео уже нельзя считать признаком музыкальных телефонов. Практически все современные телефоны, располагающие интерфейсом Bluetooth, обзавелись данной функцией. Если говорить о тенденциях последнего времени, то современный музыкальный телефон должен обеспечивать высокое качество звука на аппаратном уровне. То, что раньше достигалось (и достигается, как, например, в телефонах Walkman) программными ухищрениями, сегодня решается с помощью выделенных звуковых чипов. DSP (Digital Signal Processor) отвечает за обработку звука и позволяет добиться действительно качественного звука. При этом цели компаний-производителей могут быть разными. Так, звуковой чип ICEpower Mobile от компании Bang&Olufsen в телефонах Samsung позволяет добиться значительного усиления громкости. Сопроцессор, использующийся в телефонах Nokia XpressMusic, напротив, направлен прежде всего на улучшение звукового тракта (снижение уровня шумов, искажений и проч.). Даже компании второго эшелона, почувствовав веяние времени, предлагают модели с выделенным звуковым процессором. В качестве примера можно привести ODM-модель Fly MC100 с процессором Yamaha. Другой тенденцией, характерной для рынка сотовых телефонов вообще, является внедрение различных датчиков движения. В современных музыкальных телефонах он используется уже не только для смены ориентации дисплея. В качестве примера можно привести управление воспроизведением в плеере последних Sony Ericsson (технология Shake control) при помощи потряхиваний. Наконец, с ростом объемов памяти становится критичным вопрос скорости загрузки медиафайлов. Появляются решения с поддержкой стандарта USB High Speed 2.0 ("честные" скорости USB 2.0). Хотя с распространением беспроводных интерфейсов (Wi-Fi) появляется возможность для обновления контента без кабеля и с достаточно высокой скоростью.

Аксессуары для музыкальных телефонов

Вопрос аксессуаров к музыкальным телефонам становится особенно важен сегодня. Это вызвано тем, что компании-производители постепенно выравниваются по общему качеству продуктов одного сегмента. Компания Sony Ericsson из-за нежелания использовать DSP теряет звание технологического лидера. Телефоны Walkman догоняют аппараты Nokia, Samsung. В этих условиях в качестве важных для пользователя параметров наряду с дизайном выступает комплектация. Никого уже не удивить упоминавшейся комплектной карточкой microSD 1 Gb. Критичным становится вопрос использования "неродных" аксессуаров. Это подразумевает наличие универсальных аудиоразъемов, что достигается использованием 3,5 мм джека на корпусе аппарата либо на переходнике стандартной гарнитуры (те же Sony Ericsson с их излюбленным разъемом Fast Port). Преимущество компаний достигается за счет передовых решений, которые могут заинтересовать пользователя. Например, использование беспроводной гарнитуры Motorola MOTOROKR S9 в европейских комплектациях телефонов марки (MOTOROKR Z6, MOTO Z8 и проч.). Либо за счет кооперации с известными производителями аудиотехники и аудиоаксессуаров. Такое сотрудничество позволит повысить качество стандартных аксессуаров - например, использование гарнитур Philips в моделях Nokia. Идея была заимствована опять же из сегмента МР3-плееров, когда ординарные решения комплектовались качественными наушниками (Sennheiser). В любом случае, музыкальные аксессуары требуют отдельного, более пристального внимания.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥