Сегодня 29 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Цифровой автомобиль

Navigon 1400 - ничего, кроме навигации

⇣ Содержание

Торговая марка Navigon в Росии почти неизвестна, в то время как в Европе этот немецкий бренд – один из самых узнаваемых. Единой статистики по всем европейским странам нет, в каждой свои лидеры и аутсайдеры. Но «условное среднеарифметическое» даст нам такой рейтинг (в порядке убывания популярности): TomTom, Garmin и Navigon. При этом Navigon отлично знают в Западной Европе, меньше – в Восточной, и совсем мало - в европейской части СНГ. Неудивительно, ведь официальные продажи этих навигаторов начались только в апреле нынешнего года, когда рынок уже купался в посткризисном изобилии предлагаемых брендов. Даже консервативные голландцы из TomTom пришли в Россию много раньше, немцы же всё осторожничали и осторожничали. Полгода продаж (а реально – всего месяца четыре) не приблизили Navigon к европейскому уровню популярности, но стать заметной величиной уже удалось. Дело в том, что два глобальных конкурента (TomTom и Garmin) продают в России относительно дорогие модели. Navigon же сразу решила «взять ценой». Первые сверхдешёвые PND от Navigon - модели 1200 и 1300 – стоили от 2800 рублей, а их наследник, 1400-ый – от 2900 (это цена Яндекс-маркета, рекомендованная дистрибъютором цена выше – 4000 руб). Этот навигатор, претендующий на лавры «народного», и попал к нам на экспертизу.

Navigon 1400 - навигатор с диагональю дисплея в 3,5 дюйма. Выглядит он предельно компактно, – если не учитывать наплыв на тыльной стороне корпуса, то толщина навигатора составит рекордные 11 мм. Оформление довольно аскетично - корпус сделан из чёрного пластика, без каких либо украшательств в виде вставок или накладок. Разнообразит восприятие только игра глянцевых и матовых граней. Такой минимализм воспринимается как проявление хорошего вкуса.

Аппаратный интерфейс распределён по корпусу следующим образом: верхняя грань традиционно содержит лишь кнопку включения, на правом торце – гнездо под карты памяти micro-SD (в комплект не входят), а снизу – разъём mini-USB и кнопочка перезагрузки. Ни слота для стилуса, ни самого стилуса не предусмотрено, равно как нет входа для внешней антенны и аудиовыхода. Да-да, это просто навигатор без каких-либо мультимедийных функций. И, конечно, без выхода в интернет и TMC-порта. На нижнем торце есть наклейка с адресом фирмы-изготовителя, набранным мельчайшим шрифтом. И совсем уж нечитаемо сообщается: Designed in Germany, Manufactured in P.R.C. Короче говоря, сделано в Китае. Но заводы знаменитые - Foxconn и Vistron.

Комплектация столь же скромна: кроме самого навигатора, в коробочку положили лишь краткую инструкцию на нескольких языках, кронштейн крепления, кабель питания от прикуривателя, USB-кабель и наручный ремешок. Последняя деталь совсем нелишняя, ведь Navigon 1400 можно использовать и для пешей навигации. Приятно, что автоадаптер имеет липучку для обвязки кабеля. Её же можно использовать для того, чтоб убрать лишнюю длину провода питания. Это хорошая альтернатива витому кабелю. Кронштейн предельно мал, ничего более компактного нам доселе не попадалось. Сделан он из приятного на ощупь пластика и, несмотря на скромный размер, выглядит вполне солидно.

Аппаратная платформа построена на 500-МГц варианте процессора SiRFatlasIV, который во многих описаниях этого «Навигона» по-старинке называется Centrality Atlas IV. Встроенной ROM-памяти здесь ровно 1 Гбайт, так что нужда во внешнем носителе отпадает. Тем более что кино и музыку Navigon 1400 не воспроизводит.

Поскольку была упомянута пешая навигация, то большое значение имеет ёмкость встроенного аккумулятора. У «Навигона» она равна 800 мА*ч, что немного, но нужно принимать во внимание и скромные – ввиду размерности – аппетиты самого аппарата. Как выяснилось в ходе теста, время автономной работы с «половинной» яркостью экрана в режиме навигации превышает два часа, что совсем неплохо. Но, конечно, лучше было бы сделать батарею съёмной.

Навигаторы Navigon используют свой оригинальный софт, причём как для навигации, так и для управления «железом». Здесь эти категории слились в неразрывное целое благодаря сквозному управлению функциями без выхода из режима навигации. Карты использованы от NAVTEQ, версии Q3 2010. Но представитель дистрибъютора заверил, что от NAVTEQ здесь - только основа, Navigon самостоятельно компилирует картографическую информацию из разных источников, добавляя адреса, POI и пр. Заметим, что NAVTEQ поддерживает российскую систему точечной адресации (корпуса, строения, дроби) и междворовые проезды, в связи с чем наш тест обещает быть весьма увлекательным.

«Грузится» аппарат мгновенно, поиск спутников занимает около полутора минут (это «тёплый» старт, окончательно GPS-приёмник не отключается и при малейшей возможности переходит в режим слежения).

Главная страница меню – это четыре кнопки управления навигацией («новая цель», «домой», «мои цели» и «показать карту»), а также кнопка «опции», под которой сосредоточены все настройки.

В качестве карты пользователь получает некий аналог Google Maps с возможностью масштабирования и выделения конкретных областей карты. В этом режиме удобно искать привязку к местности, не зная конкретного адреса. Поставив точку, нужно нажать на зелёную «галочку» - подтвердить выбор. Тотчас открывается меню, из которого можно проложить маршрут, добавить точку в закладки и т.п.

Возвращаемся в меню. Пункты «домой» и «мои цели» - лишь частный случай адресного поиска, главный раздел – «новая цель». Здесь предлагается ввести адрес или найти POI из общего списка, либо из «быстрого», включающего по умолчанию три раздела: заправки, парковки и общепит (количество и направленность этих POI настраивается через меню). Это чисто европейский подход, сформированный развитой городской инфраструктурой.

Мы пока не привыкли доверять спискам POI и по ним ориентироваться в городе, поэтому выбираем адресный поиск. Тут всё предельно понятно: каждый набранный сегмент адреса (город, улица, дом) требуют подтверждения (страна «забита» в память навигатора по умолчанию), после чего следуем за стрелочкой «навигация». Поиск точного адреса с корпусами и строениями экранный интерфейс не поддерживает - эти подробности выбираются уже из предложенного списка вариантов. Заметим, что список довольно богат и охватывает почти все здания Москвы.

Экранная клавиатура, мягко говоря, под пальцы не рассчитана, тут однозначно требуется перо, которое лучше купить и «поселить» в машине. При наборе навигатор не «тормозит», обеспечивая почти мгновенный отклик на нажатия. Вот что значит оптимизированное ПО! Даже если набирать со скоростью, заведомо превосходящей инерционность системы, то всё равно ни одно нажатие не потеряется, все команды будут отработаны в нужной последовательности. Браво!

Кстати, в адресную строку в сегменте «улица» можно вписывать не только названия этих самых улиц, но и названия разнообразных учреждений. Допустим, по первым буквам «ноо..» навигатор выдал отделение Академии естественных наук под названием «ноосферн образ». После недолгого поиска выяснилось, что это факультет упомянутой Академии, называемый «Ноосферное образование»!

Далее начинается интересное. Прежде чем отправиться в путь, нужно специальной кнопочкой выбрать (или не выбрать) режим MyRoutes. Выбрав его, мы получаем не один, а два или три маршрута, подсвеченные на экране разными цветами.

Один из них и будет «MyRoutes» - оптимальный, построенный с учётом предпочтений конкретного водителя. Дело в том, что Navigon 1400 анализирует логи, как бы наблюдая за владельцем: любит он «срезать» через дворы или заправки или едет только по широким дорогам? Или, может быть, он боится скоростного движения по магистралям, предпочитая объездные пути? Стремится ли он доехать максимально быстро или предпочитает равномерное движение? Из всего этого навигатор составляет своеобразный психотип водителя и предлагает ему соответствующий темпераменту маршрут. Учитывая, кроме этого, время суток и день недели.

Если же функцию MyRoutes отключить, то маршрут будет предложен только один и без учёта индивидуальных особенностей.

Кнопочка «запарковаться» - это поиск места парковки поблизости от цели назначения. К сожалению, полноценно работает она только в нескольких странах - Германии, Австрии, Швейцарии и Люксембурге. В Москве с её дефицитом общедоступных платных парковок эта функция пока неработоспособна, каждое нажатие кнопочки приводило к появляющемуся заявлению: «рядом с целью отсутствуют места для парковки». Они, может быть, и присутствуют, но вот NAVTEQ про них пока ничего не знает.

Любопытно, что управление громкостью создатели не убрали в меню, а вынесли отдельной кнопкой на экран. Там есть ещё одна «постоянная» кнопка – вызов или скрытие элементов масштабирования. При их вызове появляется панель инструментов («рука» и «выделение границ участка» - те, кто работает с редакторами изображений, поймут), кроме того, показываются текущие координаты.

Таким образом, из любого места можно оперативно вернуться на карту и найти нужный объект или просто подогнать цель под известные координаты. Однако на увеличении выше среднего двигать карту пальчиком не получается – тотчас норовит вылезти название очередной POI из тех, что поблизости.

#Поехали

Сразу бросилось в глаза, что в навигаторе случается, причем часто, рассогласование в указании расстояния до ближайшего манёвра. В то время как «барышня» может назвать 400 метров, подпись под экранной стрелочкой может быть «200 м». Замечено, что чем более отдалён маршрут от крупных дорог и магистралей, чем больше он проходит по дворам и подворотням, тем ошибок в определении расстояния больше. Иногда это здорово подводит - послушав «барышню» и «повернув сейчас», мы оказывались за 50-100 метров до действительно нужного поворота. Перекладка маршрута происходит быстро и, самое главное, молча.

Речь барышни предельно лаконична, и без нужды она не болтает. А вот с лексиконом можно ещё поработать, исключив перлы вроде «следуйте по этой дороге ещё три километров» и «через километр покиньте дорогу с левой стороны». Есть и такая фраза в её арсенале: «плавно поверните на...». Интересно, что под плавностью поворота понимали переводчики, траекторию или рекомендованную скорость? И, видимо, нужно как-то уточнить, что «барышня» имеет в виду всякий раз, произнося слово «внимание!». На самом деле, за этим предупреждением скрывается указание на превышение скорости (если включена соответствующая функция). С определением действующего скоростного режима навигатор тоже ошибается непозволительно часто – либо не предупреждает, либо пропускает наличие ограничений. Это происходит примерно в 40% случаев. А вот камеры ГАИ знает чётко, предупреждая о них красным пятном на траектории и словами «Внимание, опасный участок!». Действительно, опасный – для семейного бюджета.

Стандартный маршрут подсвечивается светло-коричневым цветом, достаточно хорошо различимым и в дневном, и в ночном режимах показа карты. Альтернативные маршруты сплошь разноцветные: синие и зелёные. А жёлтым раскрашиваются городские магистрали, на которых можно двигаться быстрее 60 км/ч. Очень удобно, надо сказать. Это особенность карт NAVTEQ - помнится, в навигаторе BMW была такая же опция.

Фирменная функция Lane Assistant Pro – это подсказка в выборе полосы в сложных случаях. На экране, прямо поверх карты появляется схематическое изображение дороги с разделением на полосы и рекомендацией по дальнейшему манёвру.

Это работает, к сожалению, только на эстакадах, точнее, только на съездах или въездах.

Более того, нам только трижды удалось «поймать» эту функцию: на пересечении МКАД и Ярославского шоссе, на Северянинской эстакаде и в районе Савёловского вокзала. Ни на других развязках ТТК, ни на Проспекте Мира возле ВДНХ Lane Assistant Pro не работал.

На обычных перекрёстках, сколь угодно сложных, Lane Assistant Pro партизански «молчит», в то время как он мог бы помочь в сложных, неоднозначных случаях. Говорят, в будущих моделях будет некий «динамический» Lane Assistant, способный показывать манёвр «живой» анимированной стрелочкой. Но это явно будет не в нынешнем поколении «Навигонов».

Для МКАДа у «Навигона» припасена ещё одна «карамелька»: вместо графики «лайн ассистанта» предлагается хорошо отрисованная картинка развязки с однозначным указанием на траекторию движения по ней. Это называется Reality View Pro. Картинка кратковременно всплывает во весь экран и не требует долгого разглядывания – всё просто и доходчиво (в «ПроГороде» и «СитиГайде» тоже есть подобное, но там картинка занимает только часть экрана). Всё бы хорошо, но тестовый навигатор, несмотря на закачку самых свежих обновлений, так и не показал ни одной картинки Reality View Pro, которая должна выглядеть так:

Официальное описание Navigon 1400 рассказывает о том, что его ПО умеет прогнозировать поведение автомобиля в случае кратковременной потери спутников, например, в тоннелях. Гироскопа, разумеется, в навигаторе нет, но он, зная скорость, с которой автомобиль заехал в тоннель, не будет суетиться до того, как он оттуда должен выехать. А если намеренно остановиться в тоннеле, то рано или поздно он покажет отсутствие связи.

#Междворовые проезды

В традиционном тесте на знание междворовых проездов Navigon 1400 выступил достаточно убедительно. Он не строит маршруты с учётом междворовых проездов, даже если проезд находится в точке старта. Но при углублении на 100-150 метров оперативно пересчитывает маршрут на более короткий.

Маршрут Прокладка маршрута Наличие на карте информации о конечном пункте
От ул. Молодцова 2-4 до пр. Шокальского 22 нет да
От пр. Шокальского 27-1 до пр. Шокальского 29-4 нет да
От Заревого пр. 2 до ул. Грекова 3-3 нет да
От Широкой ул. 18 до пр. Шокальского д 61-1 да да
От Студёного пр.10 до Широкой ул. 5-1 да да
От ул. Широкая, 12 до Заревого пр. 5-1 да да
От ул. Менжинского 28-1 до Староватутинского пр. 7 да да
От Староватутинского пр. 7 до Л.Бабушкина 31 нет да
От Осташковской ул. 15 до Осташковской ул 7-4 да да
От ул.Коминтерна 16 до Анадырского пр. 17 нет нет

50% «попаданий» - это совсем неплохо. Плохо то, что в оставшихся 50% «непопаданий» Navigon 1400 вел себя своеобразно. Иногда ошибался «голос», а графические подсказки были верными, иногда – наоборот. Причём вероятность ошибки в стеснённом пространстве тем выше, чем выше скорость. Что, впрочем, закономерно. На Анадырском проезде навигатор выдал маршрут по дорожкам, которых нет уже лет тридцать.

Осташковскую 7-4 нашёл правильно, но завёл с фасада, а не со двора

В Ватутинском проезде рекомендовал свернуть на пешеходную дорожку, а потом долго пытался привязать наше местоположение к самому проезду, оставшемуся далеко слева. И привязал-таки, несмотря на то, что нас разделяло метров 150! Однажды стрелочка показала налево, а коричневый ручеёк маршрута на карте однозначно рекомендовал в этом же месте правый поворот.

И самое смешное, что оба были правы – проехать можно так и эдак. А барышня в этот момент предательски замолчала! Вот и пойми...

#Знание условий проезда

В этом тесте результат лучше – 60%.

Маршрут Прохождение теста Описание затруднения "Знание" конечной точки маршрута
От Енисейской ул. 2 стр. 2 до Уржумской ул. 3-1 нет Поворот налево на Уржумскую запрещён да
От Староватутинского пр. 15 до пр. Дежнёва, нет знак «Въезд воспрещён" на Олонецком проезде да
От Уржумской ул. 3-1 до пр. Серебрякова, 20 да поворот налево на ул Амундсена запрещён – одностороннее движение да
От ул. Вешних Вод 8-1 до Ярославского ш. 42 нет знак «Въезд воспрещён» в середине ул. В.Вод да
От Радужной ул. 5-1 до ул. Лётчика Бабушкина, 12 да Поворот налево с Радужной запрещён да
От ул. Изумрудная, 44 до ул. Широкая 17-1 да прямой проезд разрешён – убрали знак «Въезд воспрещён" да
От ул. Лётчика Бабушкина, 11 до ул. Коминтерна 12 да поворот налево с Л.Бабушкина запрещён нет
От Ватутинского пер. до Осташковской ул 10 нет Поворот налево с Ватутинского запрещён да
От Заревого пр, 4 до ул Тихомирова 14-2 да Поворот налево с Заревого разрешили нет
От Анадырского, 17 до Менжинского 32 да полоса только для общественного транспорта по ул. Менжинского да

С горечью констатируем, что «кирпичи» на Олонецком и улице Вешних Вод так и остались без внимания картографов NAVTEQ.

Равно как и «сплошная» на Енисейской при повороте на Уржумскую, и знак «прямо и налево» при правом повороте с Осташковского проезда.

Однако недавнюю отмену «кирпича» на Изумрудной и запрет поворота с Заревого на Тихомирова навигатор уже знает.

Навигатор даёт неверную рекомендацию по развороту; здесь разворот запрещён

Существует пять профилей, в которых можно сконфигурировать маршрут. Кроме основного («автомобиль») это «мотоцикл», «велосипед», «пешеход» и «грузовик».

В первых трёх никаких существенных различий не обнаружено. А вот грузовой профиль нам показался интересным: навигатор должен знать все ограничения, существующие в Москве для грузового транспорта. Это, прежде всего, тоннели и арки с ограничением габаритной высоты, улицы с прямым запрещением движения грузовиков в определённое время суток и, конечно, ТТК, внутрь которого въезд такому транспорту позволен только по специальному разрешению.

Так вот, эксперимент показал, что все «грузовые» ограничения в Москве навигатор педантично игнорирует и ведёт ровно так же, как и легковой автомобиль. Жаль, могла получится интересная и востребованная функция.

#Ходим пешком

Как уже говорилось, если нажать кнопочку с символом знака «парковка», то навигатор приведёт (теоретически) к ближайшей от цели стоянке. А дальше его можно переключить в режим «последней мили», когда навигатор станет пешеходным и переложит маршрут по тротуарам. Всё это – сугубая теория, в Москве эта функция не работает абсолютно. И дело не только в отсутствии парковок...

Дело в самом пешеходном режиме. Подразумевается, что карта должна содержать ещё один слой, с информацией о дорогах, пригодных для прохода.

Но нет, «Навигон» даже при переводе в пешеходный режим (ориентация меняется на портретную, на экране появляется компас, реально пройденный маршрут рисуется зелёным независимо от предлагаемого коричневого) всё равно прокладывает маршруты по автомобильным дорогам! Уж как мы не провоцировали его на определение кратчайшего пути – ни в какую. Это тем более странно, что в крупном масштабе можно увидеть на карте мелкие дорожки, пригодные только пешеходам. Причём это относится как к центру Москвы, так и к окраинам. Но и там, и там проложенные между двумя адресами маршруты были, мягко говоря, далеки от оптимальных

И повторяли конфигурацию автодорог.

В пешем режиме «барышня» отключается и не беспокоит рекомендациями. Настолько не беспокоит, что уход с маршрута на полкилометра никак не отражается на рекомендациях навигатора. Ну, ушёл, и ушёл, дело житейское.

Это не означает, что для пеших прогулок «Навигон» бесполезен. Нет, при незнании города он таки приведёт к месту назначения, но нужно быть готовым к тому, что пару лишних километров отмахать придётся.

Интересно было посмотреть на реакцию «Навигона» при потере спутников в пешем режиме, для чего мы загнали его в тоннель под Пушкинской. И что вы думаете? Если не останавливаться и пройти тоннель нормальным шагом, то спутники не потеряются! Только остановка в тоннеле на перекур заставила курсор исчезнуть с экрана. Отличная функция!

#Итог

По совокупности параметров Navigon 1400 - отличная штука. А если принять во внимание его скромную цену... Удобный, лёгкий, компактный, быстрый. Но не всё, что вложено в него разработчиками, работает как надо. В значительной степени в том вина недостатка данных у картографов – и отрисовать развязки, и узнать реальное количество полос на съездах с эстакад можно только непосредственно объезжая Москву. NAVTEQ такую работу проводит системно, но видимо, недостаточно быстро. С адресацией уже проблем нет, есть «промахи» в знании междворовых проездов и некоторых дорожных знаков. А вот пешая навигация находится пока в самом зародыше, тут работы – непочатый край. Хочется думать, что NAVTEQ обратит на этот навигационный аспект более пристальное внимание.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥