Сегодня 28 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор профессионального 4К-монитора ASUS PA328Q

⇣ Содержание

Ранее мы уже рассматривали 4К-монитор из серии Pro Art: модель ASUS PB287Q считалась «доступным» монитором с 4К-экраном, поэтому в ней была установлена TN-матрица очень хорошего качества. Конечно, этот дисплей по качеству картинки не обгонит своих аналогов с IPS, но зато стоил он недорого, около 30 тысяч рублей.

Сегодня в нашей тестовой лаборатории другой гость из того же семейства: ASUS PA328Q можно отнести к профессиональным дисплеям – его цветовой охват составляет 100% для области sRGB, также этот монитор может компенсировать неровность подсветки матрицы.

#Технические характеристики

ASUS PA328Q
Экран
Диагональ, дюймы 32
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Матовое
Стандартное разрешение, пикс. 3840 × 2160
PPI 138
Параметры изображения
Тип матрицы IPS
Заявленный цветовой охват 100 % sRGB
Тип подсветки НД
Макс. яркость, кд/м2 350
Контрастность статическая 1000:1
Количество отображаемых цветов 1 млрд
Частота горизонтальной развёртки, кГц 30–135
Частота вертикальной развёртки, Гц 24–76
Время отклика BtW, мс НД
Время отклика GtG, мс 6
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъемы
Видеовходы 1 × HDMI v 2.0 / MHL v. 3.0
2 × HDMI v 1.4
1 × DisplayPort v. 1.2
1 × Mini DisplayPort v. 1.2
Видеовыходы НД
Дополнительные порты 1 × 3,5-мм аудиовыход для наушников
4 × USB 3.0
1 × USB Type B для связи с ПК
1 × USB 2.0 для обновления прошивки
Встроенные колонки: число х мощность, Вт 2 × 3 Вт каждый
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона, поворот, высота
VESA-крепление: размеры (мм) 100 × 100 мм
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внутренний
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания (Вт)
138,3 / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой) ДхВхГ, мм
734,4 × 615 × 240
Габаритные размеры
(без подставки) Д×В×Г, мм
734,4 × 431 × 66,85
Масса нетто (с подставкой), кг 11,6
Масса нетто (без подставки), кг НД
Ориентировочная цена 70–100 тысяч рублей

Разрешение матового 32-дюймового экрана ASUS PA328Q составляет 3840 × 2160 пикселей (138 PPI) – это как раз стандарт 4К. 138 PPI для настольного экрана — это много, так что без масштабирования в Windows никак не обойтись. Заявленный цветовой охват монитора составляет 99,5 % sRGB, что уже хорошо, а вторая хорошая новость — ASUS PA328Q подвергся дополнительной заводской калибровке. На сайте производителя указано, что подсветка у монитора светодиодная, но не указан её тип. Если судить по энергопотреблению и возможности автокоррекции яркости, можно сделать вывод, что за подсветку отвечает матрица из светодиодов, покрывающая всю площадь экрана, – Full LED.

Согласно инженерному меню монитора, точная модель матрицы – QISDA M320Q001.P0. Никаких подробностей об этой матрице в Сети найти не удалось, за исключением одной детали: QISDA – это «новое» название фирмы BenQ, которое с 2007 года используется в Китае. Компания Qisda сохранила за собой бренд BenQ, поэтому за пределами Поднебесной по-прежнему встречаются мониторы со старым и понятным именем.

Максимальная заявленная яркость монитора составляет 350 кд/м2, статическая контрастность экрана — 1000:1, а количество отображаемых цветов – 1 млрд. На сайте производителя указано, что в дисплее используется 10-битная матрица, а размер LUT монитора — 12 бит на канал. Время отклика, измеренное по методике GtG, составляет 6 мс. Углы обзора – 178° по горизонтали и вертикали, что вполне типично для IPS.

На момент публикации этой статьи монитор ASUS PA328Q продаётся в московской рознице лишь в трех магазинах по цене от 70 до 100 тысяч.

#Внешний вид

Монитор ASUS PA328Q не зря завоевал дизайнерскую награду Red Dot Award: смотрится этот дисплей красиво и одновременно солидно, а рамки у него получились довольно тонкими. Красная полоса в нижней части передней панели только подчёркивает строгий дизайн монитора.

На передней панели, в правом нижнем углу, находятся только пиктограммы джойстика, управляющих клавиш и значок Power, тогда как сами механические кнопки расположены на задней панели. Мы уже не в первый раз встречаем такое расположение элементов управления у мониторов ASUS, и, на наш взгляд, оно удобное.

На задней стороне монитора, кроме клавиш управления, можно увидеть множество отверстий для вентиляции и крепление VESA 100 × 100, к которому присоединена подставка. Все разъёмы монитора расположены на этой же стороне и распаяны параллельно матрице.

С возможностями подключения у ASUS PA328Q всё хорошо — производитель оснастил его большим набором портов: HDMI 2.0 (совмещённым с MHL 3.0), двумя HDMI 2.0, DisplayPort 1.2 и Mini DisplayPort 1.2. Также на задней части монитора находится 3,5-мм аудиоразъём для подключения наушников, USB 2.0 для обновления прошивки дисплея и USB 3.0 Type B для связи монитора с ПК.

На левой стороне ASUS PA328Q располагаются 4 порта USB 3.0, а правая его часть оказалась пустой.

ASUS PA328Q может поворачиваться вокруг своей оси на 60 градусов по часовой стрелке или против её хода, его экран способен подниматься на высоту до 130 мм и наклоняться в диапазоне от -5° (вперёд) до + 20° (назад), ну и поворачиваться на 90°.

Ножка у подставки большая – монитор прочно стоит на столе и не шатается.

Комплектация у ASUS PA328Q практически исчерпывающая: помимо обычных брошюр, в коробке были найдены следующие кабели:

  • кабель DisplayPort↔Mini DisplayPort
  • кабель HDMI HDMI;
  • кабель USB 3.0 для подключения к ПК;
  • кабель питания.

Также в коробке нашёлся отчёт о заводской калибровке на двух листах.

#Меню

Меню у ASUS PA328Q выглядит точно так же, как и на других мониторах ASUS. В первом пункте меню можно выбрать один из профилей изображения: стандартный, sRGB, «Пейзажный», «Режим чтения», «Режим для тёмной комнаты» и один из двух пользовательских режимов.

Во втором пункте можно настроить яркость, контрастность, насыщенность, оттенок кожи, цветовой режим (цветовую температуру), гамму, а также оттенок и усиление цвета по шести осям. Вот только доступность настроек зависит от выбранного профиля — например, пункты «насыщенность» и «оттенок» будут доступны только при выборе следующих профилей: «Пейзажный», «Чтение» и «Режим для тёмной комнаты».

В следующем пункте расположены настройки TraceFree (регулировка интенсивности функции Overdrive), VividPixel (увеличивает чёткость картинки по алгоритму, схожему с фильтром Unsharp Mask в Photoshop) и ASCR (включение или отключение динамического контраста). Также в этом пункте меню можно включить или выключить компенсацию освещённости матрицы.

Остальные пункты вполне обычны и встречаются практически в любом мониторе.

#Методика тестирования

Монитор ASUS PA328Q был протестирован по нашей методике при помощи колориметра X-Rite i1Display Pro, программного комплекса Argyll CMS и графического интерфейса dispcalGUI. Версии программного обеспечения — самые последние на момент написания этого обзора. Все операции осуществлялись в Windows 8, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с нашей методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • яркость чёрного при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • контрастность дисплея при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом в 10%;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • Delta E (по стандарту CIEDE2000);
  • равномерность подсветки и цветовой температуры при 100%-й яркости.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. В последнем случае цвета конвертируются по внутренним LUT монитора (которые могут иметь разрядность вплоть до 14 бит на канал) и выводятся на 10-битную матрицу, в то время как попытка сузить цветовой охват до границ sRGB инструментами цветокоррекции ОС приведёт к снижению точности кодирования цвета. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение часа, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Визуальная оценка качества изображения и звука

При воспроизведении тестового видео никаких проблем с качеством картинки не возникало. К цветопередаче монитора претензий у нас нет, но от монитора за такие деньги ничего другого мы и не ждали.

К сожалению, от Glow-эффекта (перехода чёрного цвета в фиолетовый при очень больших углах обзора) наш подопытный не избавлен, хотя эта проблема, присущая практически всем IPS-матрицам, выражена не очень сильно. Кристаллический эффект на экране ASUS PA328Q оказался почти незаметным, да и эффекта Cross-hatching (пересекающихся полос, которые возникают на экране из-за рельефа матового покрытия) мы не заметили.

В ASUS говорят о том, что экран рассматриваемого нами монитора лишен мерцания. Это заявление означает, что ШИМ для контроля уровня подсветки экрана либо вовсе не используется, либо работает на столь высоких частотах, что остаётся незаметной для наших глаз. Как бы то ни было, работать за монитором было очень приятно, и глаза нисколько не уставали.

С аудиосистемой монитору ASUS PA328Q повезло. Встроенные динамики хорошо берут низкие, средние и высокие частоты, а на максимальной громкости не слышно никакого дребезжания. Мощности встроенной аудиосистемы оказалось достаточно, чтобы посмотреть кино небольшой — два-три человека — компанией.

#Тестирование. Режим «Стандартный», до калибровки

Максимальная яркость белого составляет 269 кд/м2, что немного ниже заявленного производителем значения. Максимальная яркость чёрного поля — 0,35 кд/м2, в результате статическая контрастность колеблется около отметки 775:1.

Измеренный цветовой охват составляет 97,9 % для цветового диапазона sRGB — и это очень близко к спецификациям монитора.

Цветовая температура ASUS PA328Q оказалась завышенной — это придаёт всем цветам еле уловимые холодные оттенки.

Гамма-кривые у монитора идут достаточно близко к эталону — сказывается заводская калибровка.

С параметром Delta E — относительной погрешностью цветопередачи — у нашего подопытного тоже все неплохо. Среднее значение Delta E составило 1,42 единицы, но есть несколько оттенков, точность передачи которых сильно выбивается из общей массы – максимальное Delta E достигает 6,93.

С равномерностью освещения экрана, выставленной по умолчанию, у ASUS PA328Q дела обстоят хуже, чем должны бы у монитора такого класса. Максимальное измеренное падение яркости — в левом нижнем углу — составило 10,75 %.

При включении компенсации освещённости экрана в меню дела у нашего подопытного пошли гораздо лучше. Цветовая температура выровнялась, а погрешности подсветки стали меньше — максимальное отклонение яркости (все в том же левом нижнем углу) составило 3,56 %.

К сожалению, при включении компенсации освещения матрицы яркость монитора становится фиксированной, поэтому мы отключим этот режим для проведения калибровки и дальнейших измерений.

#Тестирование. Режим «Стандартный», после калибровки

Максимальная яркость белого после калибровки почти не упала. Её новое значение составило 260 кд/м2 вместо старых 269 кд/м2. Максимальная яркость чёрного немного выросла, до 0,38 кд/м2 вместо 0,35, что слабо повлияло на статическую контрастность — её новый уровень составил 692:1.

После калибровки цветовой охват немного уменьшился — до 97,5% sRGB. Точка белого встала на своё место – на эталонную точку D65, а паразитное смещение цветового охвата исчезло.

Калибровка хорошо повлияла на цветовую температуру, сильно приблизив её к норме. Правда, появились небольшие проблемы с неравномерностью — оттенки средней светлоты чуть теплее, чем тёмные и светлые.

Гамма-кривые после калибровки немного изменились в худшую сторону. Такие изменения можно назвать незначительными, но лучше было бы их избежать.

На относительную погрешность цветопередачи Delta E калибровка повлияла лучше всего. Среднее значения Delta E составило 0,29 единицы, а максимальное – 1,02 единицы.

#Тестирование. Режим sRGB, до калибровки

При включении режима sRGB яркость монитора становится фиксированной, и поменять её через меню не получится – этот пункт будет заблокирован. Единственное доступное значение — 173 кд/м2, яркость чёрного при этом оказывается равной 0,22 кд/м2, в результате статическая контрастность составляет 768:1.

Цветовой охват режима sRGB почти полностью соответствует эталонному треугольнику sRGB, вот только точка белого находится в стороне от эталонной точки D65.

Цветовая температура режима sRGB оказалась такой же завышенной, как и в стандартном режиме. Её среднее значение составило 7 400 К.

Гамма-кривые основных цветов в режиме sRGB получились очень хорошими, то же можно сказать о кривой серого цвета.

Среднее значение погрешности цветопередачи Delta E составило 1,2 единицы, а максимальное – 3,48 единицы. Это весьма хорошие показатели.

#Тестирование. Режим sRGB, после калибровки

После калибровки яркость белого опустилась весьма незначительно, до 171 кд/м2, а вот яркость чёрного, наоборот, ощутимо выросла — до 0,32 кд/м2. В результате статическая контрастность опустилась до уровня 535:1.

На величину цветового охвата калибровка почти не повлияла: после этой процедуры он составил 97,5 % sRGB, а точка белого оказалась рядом с эталонной точкой D65.

Цветовая температура наконец-то стала одновременно более-менее равномерной и близкой к эталонным 6 500 К.

На гамма-кривые калибровка повлияла слабо, хотя выглядеть они стали немного лучше, нежели до этой процедуры

А вот с Delta E произошли чудесные превращения: среднее значение после калибровки составляет фантастические 0,26 единицы, а максимальное – не менее фантастические 0,88.

#Выводы

ASUS PA328Q – успешная попытка компании ASUS создать профессиональный монитор с 4К-экраном. В нём удачно совмещены красивый дизайн, удобное экранное меню и хорошее качество картинки. PA328Q отлично подойдёт дизайнерам и фотографам, которым нужно работать только с цветовым пространством sRGB. Единственное, что может помешать работе неоткалиброванного монитора, — это слегка завышенная цветовая температура, которую можно опустить в экранном меню. Ну и вообще заводская калибровка — это хорошо, но лучше откалибровать дисплей самостоятельно: у него как минимум улучшится точность цветопередачи.

Что, скорее всего, огорчит потенциального покупателя, так это цена дисплея. На момент публикации данного обзора за ASUS PA328Q просят от 70 до 100 тысяч рублей — и это много, пускай и меньше, чем за свои профессиональные 4K-модели хотят «профессиональные» бренды вроде EIZO.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Экс-глава EA Russia Тони Уоткинс сделает Astrum Entertainment «компанией №1» на российском рынке видеоигр 35 мин.
Магазин чат-ботов ChatGPT провалился, но им пользуются ученики школ и университетов 37 мин.
Diablo IV добавили в Game Pass, но для игры на ПК всё равно нужен Battle.net 42 мин.
Canonical увеличила срок поддержки LTS-релизов Ubuntu до 12 лет 2 ч.
Claude 3 Opus сбросила GPT-4 с первого места в рейтинге языковых моделей 2 ч.
Intel Gaudi2 остаётся единственным конкурентом NVIDIA H100 в бенчмарке MLPerf Inference 2 ч.
Яндекс представил третье поколение нейросетей YandexGPT 2 ч.
«Мы нанимаем сценаристов, а не заставляем ChatGPT писать диалоги за них»: глава Larian высказался о потенциале ИИ в разработке игр 3 ч.
Аппаратные требования больших языковых моделей ИИ сокращаются вдвое каждые восемь месяцев 4 ч.
Sega подтвердила массовые увольнения и продажу Relic Entertainment — разработчики Company of Heroes и Warhammer 40,000: Dawn of War вновь станут независимыми 4 ч.